Использование дидактических игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Бутина Надежда Васильевна

Дидактические игры и упражнения являются одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических процессов и интеллекта, а так же влияют на один из важнейших познавательных процессов человека речь, т.к. игра невозможна без речевого общения. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и зачастую глубже раскрывают свои когнитивные и творческие возможности, развивают речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений  для формирования  морфологической  стороны речи у детей шестого года жизни        

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Формирование грамматически правильной речи у дошкольников является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения .

Для всего дошкольного детства ведущим видом деятельности ребёнка является игра, следовательно, все процессы обучения, усвоения новых знаний, появление новых умений и навыков связано, прежде всего, с игровой деятельностью детей.

Игра является одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических процессов и интеллекта, а так же влияет на один из важнейших познавательных процессов человека речь, т.к. игра невозможна без речевого общения. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и зачастую глубже раскрывают свои когнитивные и творческие возможности, развивают речь.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.

Дидактические игры относятся к играм с правилами, специально созданным взрослыми в целях воспитания, развития и обучения детей. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой , Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М Богуславской, В. Н. Аванесовой и др.  В психолого-педагогическом словаре дидактические игры понимаются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры .

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и внимания детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных слов и употреблении их в правильной форме .

Дидактическая игра - деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников .

Дидактические игры можно классифицировать по содержанию, по задачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил и т.д. В. Н. Аванесова  предложила следующую классификацию дидактических игр:

  • игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подобрать, разложить, вставить и т.д.);
  •  игры с прятаньем и поиском;
  • игры с загадыванием и отгадыванием;
  • игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь результата (кто больше, кто первый и т.д.);
  • игры с фантами.

 При такой условной классификации игровое начало и игровые действия выделяются отчетливее и игра не утрачивает свойственных ей особенностей.

Для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции, для прочного усвоения словоизменения, необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и тоже программное содержание, используя дидактические игры и упражнения. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Большое значение для работы по формированию грамматического строя речи детей имеют разработки дидактических игр и упражнений, решающие задачи поисковой активности, уточняющие ту или иную грамматическую форму, воспитывающие языковое чутьё, замечательных педагогов-исследователей О.И. Соловьёвой, Л.А. Пеньевской, А.М. Бородич, М.М. Кониной, В.В. Гербовой и др.

 Для практики дошкольного воспитания в деле речевого развития особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для успешного освоения детьми морфологических средств языка необходимо воспитывать у них внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы; подбирать специальный речевой материал, позволяющий ребёнку установить правило звукового оформления той или иной грамматической категории .

В дошкольной педагогике для формирования морфологической стороны речи у детей шестого  года жизни используются различные типы дидактических игр:

1. Предметные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли. Игры инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях.

2. Настольно-печатные игры. Интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Простейший пример – складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки – найти одинаковые или разные  по величине и форме картинки.

3. Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи.

  Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора.        

Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой необходимо знать структуру дидактической игры:

1.    Обучающая задача (дидактическая задача) – это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты. Обучающая задача для детей проговаривается как игровая.

2. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

2.    Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи.  Это -  методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть результата, чтобы выполнить игровую задачу. Существуют возрастные различия игровых действий детей.

3.   Правила игры. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. В одной  и той же игре могут быть разные правила. Если правил не будет, то игры не получится. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.

4. Подведение итогов (результат игры) проводится сразу по окончании дидактической  игры. С учётом возраста шестого  года жизни, необходимо отмечать достижения каждого ребенка.

Однако, как показал анализ методической литературы, освещающей вопросы формирования морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, в большинстве источников дидактические игры подменяются игровыми дидактическими упражнениями.

Отличия дидактических игр от дидактических упражнений – дидактические игры содержат несколько последовательных правил, игровых действий и варианты усложнения, а дидактические упражнения, как правило, просты, не имеют игровых правил, а содержат одну игровую задачу или одно игровое действие.

Игровая задача упражнения состоит в том, что нужно быстро подобрать соответствующее слово. Она представляет для детей определённую сложность. Поэтому как отмечает М. М. Алексеева и В. И. Яшина, особое внимание следует уделить подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы. Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала детьми и тщательный инструктаж воспитателя. Это позволяет детям осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для образования навыков речевых операций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально - личностного творчества .

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие цель выработать и закрепить умения и навыки (Л.Д. Столяренко). В контексте нашей проблемы - это формирование морфологической стороны речи дошкольника. Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии. Материал для упражнений подбирается так, чтобы представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. Так, для отработки навыков употребления формы среднего рода берутся не только слова платье, пальто, но и существительные женского и мужского рода: юбка, сарафан. Дети могут сравнить эти формы, выделить существительные среднего рода и почувствовать их отличие.

Дидактические игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи  можно разделить на 2 группы: игры и упражнения на словоизменения, игры и упражнения на словообразование  

Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

Игры и упражнения на словоизменения

Игры и упражнения на словообразование

игры и упражнения на словоизменения

образование названий детенышей животных

согласование  прилагательных с существительными в роде и числе и падеже

образование названий профессий

употребление простых предлогов

образование названий посуды , орудий труда, транспорта

Согласование числительных с именами существительными в роде, падеже, числе.

Образование однокоренных слов

употребление несклоняемых существительных

        

употребление несклоняемых существительных

употребление глаголов

 Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей  как на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей. Подобные занятия следует строить таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формированию внимания к речи, а также актуализировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно на занятиях создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой.

Именно в игре, играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно. Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. Освоение ребёнком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослым и сверстниками .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктивных игр в развитии творческого мышления детей шестого года жизни

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью воспитания и развития не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у дете...

Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни

Данный методический  материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Содержание элементарных математических представлений , формируемых у детей шестого года жизни, разнообразно. Процесс формирования элементарных математических представления создаёт качественные изменен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...

Выпускная квалификационная работа на тему «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей шестого года жизни».

Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование  успешности применения сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи у детей  шестого года жизни.Объект исследовани...