ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья (подготовительная группа)
Содержание элементарных математических представлений , формируемых у детей шестого года жизни, разнообразно. Процесс формирования элементарных математических представления создаёт качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые складываются из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о количестве, пространстве, форме, величине и времени, о свойствах объектов окружающего мира и отношениях между ними. Формирование элементарных математических представлений - значимый компонент в формировании "картины мира" для детей шестого года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_syuzhetno.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Кармилицина Елена Валерьевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №87 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.
Современная система образования России в настоящее время претерпевает этап модернизации. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, в условиях современности его также коснулись перемены, которые среди многих других нововведений усилили внимание к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.
Теоретическими исследованиями в области формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: П.Я. Гальперин, М. Монтессори, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Красило, Н.С. Лейтес, Л.А.Яблоков и другие [1].
Содержание элементарных математических представлений, формируемых у детей шестого года жизни, разнообразно. Процесс формирования элементарных математических представлений создаёт качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые складываются из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о количестве, пространстве, форме, величине и времени, о свойствах объектов окружающего мира и отношениях между ними [3]. Формирование элементарных математических представлений – значимый компонент в формировании «картины мира» для детей шестого года жизни.
Существует много способов формирования элементарных математических представлений у детей шестого года жизни
Известные исследователи в области дошкольного образования: Е.И. Щербакова, Е.В. Колесникова, А.А. Столяр, Л.С. Метлина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, 3.А. Михайлова и многие другие, отмечают важность использования игровой деятельности для решения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, к которому относится период шестого года жизни [6, 8].
Из всего многообразия игровой деятельности, возможной быть использованной в формирования элементарных математических представлений у детей шестого года жизни, можно выделить сюжетно-ролевые игры. В подобных играх дошкольники часто проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, мысленно упорядочивают и связывают их друг с другом.
Несмотря на высокую степень изученности вопроса о значении формирования элементарных математических представлений у детей шестого года жизни, педагоги, работающие с детьми данного возраста, часто сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности этого вопроса в методической литературе. К сожалению, до сих пор остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах планомерной работы с дошкольниками данного возраста, позволяющих решать проблему формирования у них элементарных математических представлений в игровой деятельности, в частности, в сюжетно-ролевых играх.
Под формированием элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста понимают качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые складываются из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о количестве, пространстве, форме, величине и времени, об их свойствах и отношениях. Формирование элементарных математических представлений – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка [2].
Формирование элементарных математических представлений не может быть осуществлено вне личностного, речевого и эмоционального развития ребёнка. Понятие «Формирование элементарных математических представлений» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно предполагает взаимосвязь представлений о пространстве, форме, величине, количестве, времени, указывая при этом на их свойства и отношения, которые являются одними из основных для формирования у ребёнка как «научных», так и «житейских» и понятий [4, с. 20-37].
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была впервые высказана первопечатником Иваном Федоровым в созданной им первой печатной учебной книге в России — «Букваре» в 1574 году.
В XVII—XIX веках вопросы обучения детей дошкольного возраста арифметике нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и другими известными педагогами. Педагоги той эпохи под влиянием практики пришли к выводу о необходимости математической подготовки дошкольников к дальнейшему обучению. Они высказали отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи, но специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали.
Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания Ф. Фребеля и М. Монтессори. В классических системах сенсорного воспитания рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами и величинами, вопросы обучения счету, измерениям, составлению ряда предметов по размеру, весу и т. д.
Передовые педагоги прошлого признавали необходимость формирования элементарных математических представлений для развития и воспитания детей до школы, выделяя при этом в первую очередь счет в качестве средства умственного развития. Они настоятельно рекомендовали начинать обучать счёту детей как можно раньше.
В XX —XXI веках в связи с изменениями в преподавании математики в начальной школе и новыми психологическими исследованиями стали очевидными недостатки дошкольной математической подготовки. Сложившаяся система образования детей в дошкольном возрасте, ее содержание и методы ранее ориентировали в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивало подготовку к дальнейшему обучению. Необходимость пересмотра методов формирования и содержания элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста была обоснована в работах А.М. Леушиной, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.А. Столяра и многих других исследователей, которые положили начало новым научным направлениям в математическом развитии дошкольников.
А.М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми различных возрастных групп дошкольного возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы. На этой основе строилось освоение детьми дошкольного возраста количественного и порядкового счета, представления о составе чисел из единиц и двух меньших чисел и других элементарных количественных представлений.
П.Я. Гальперин разработал линию формирования элементарных математических представлений, построенную на введении мерки и определении величины через отношение к ней.
В исследовании В.В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через освоение детьми действий уравнивания и комплектования, измерения.
Генезис понятия числа рассматривается на основе краткого отношения любой величины к ее части в работах Г.А. Корнеевой.
А. А. Столяр предложил идею простейшей логической подготовки дошкольников, разработал методику введения детей в мир логико-математических представлений: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) с помощью специальной серий обучающих игр.
Содержание и приемы формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста рассматривались в исследованиях Т.А. Мусейибовой, К.В. Назаренко, Т.Д. Рихтерман.
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений постепенно стала самостоятельной научной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.
Исходя из исследований Е.И. Щербаковой, под математическим развитием дошкольников понимается сдвиг и изменение в познавательной деятельности личности, которые формируются в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций [9, с. 5]. Таким образом, математическое развитие дошкольников представляет собой качественные изменения в формах их познавательной активности, которыми ребёнок овладевает в результате освоения элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Е.И. Щербакова среди задач по формированию элементарных математических представлений выделяет главные, а именно [9]:
— представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
— формирование навыков в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
— овладение математической терминологией;
— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно меняется и совершенствуется, развивается и обогащается благодаря усилиям научных исследований и передового педагогического опыта. Благодаря этим усилиям, в настоящее время совершенствуется и успешно используется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений, основными элементами которой являются цель, содержание, методы, средства и формы организации работы, которые неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга [7]. Но основной среди них, является всё-таки цель, именно она является направляющей на выполнение социального заказа общества детским садом, готовя тем самым воспитанников дошкольного учреждения к дальнейшему освоению основ наук (в том числе и математики), получаемые детьми в школе. Дети дошкольного возраста активно осваивают счёт, используют числа, пользуются простейшими вычислениями, как на наглядной основе, так и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, манипулируют предметами различных форм и величин. Ребёнок при этом очень активно вовлекается в простую математическую деятельность и при этом с легкостью осваивает свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне [8].
Многочисленные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что только планомерно и всесторонне организованная деятельность детей дошкольного возраста обеспечивает своевременное формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [6].
Эти задачи чаще всего решаются педагогом не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в процессе организации различных видов детской деятельности. Особо следует выделить при этом игровую деятельность.
Дошкольники в игре незаметно для себя активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин, осваивают простейшие логические операции. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и на числовом уровне.
Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей дошкольного возраста с помощью игры были разработаны 3. А. Грачевой, Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой [5].
Источники:
1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский– М.: Знания, 2011.-276 с. 4
2. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре/ СФЕРА. - 2016. -196 с.
3. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие. / Центр педагогического образования. - 2013.-144 с.
4. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. / Е. А. Носова, Л.: 1990.- 37 с.
5.Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений» МОЗАИКА СИНТЕЗ 2014.- 176 с.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 20.10.2020)
7.Фрейлах Н.И. Методика математического развития/Н.И.Фрейлах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., «ФОРУМ-ИНФА», 2014.- 63с.
8. Чумакова, И. В. Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Чумакова, Г. Р. Гадельшина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10767/ (дата обращения: 20.10.2020).
9.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Академия, 2000.- 228 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
Конспект итогового занятия в средней группе...
Родительское собрание на тему: "Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 - года жизни"
Данное тематическое собрание поможит родителям понять роль развивающих игр в формирование математических представлений у детей 5 - года жизни. Родители узнает основные развивающие игры для этого возра...
Конспект родительского собрания «Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 – года жизни».
Родительское собраниеТема: «Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 – года жизни». 1. Значение развивающих игр2....
игры по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни на развитие пространственной ориентации
развитие пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста...
Использование конструктора ЛЕГО в формировании элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
Использования конструктора ЛЕГО в формировании элементарных математических представлений у детей пятого года жизни...
Статья СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни1.2. Влияние сюже...
Выпускная квалификационная работа на тему «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей шестого года жизни».
Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование успешности применения сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи у детей шестого года жизни.Объект исследовани...