Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Данный методический материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_navyki_-vkr_-_kopiya.docx | 48.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы
«Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни".
Владимир 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у дошкольников……………………………………………………6
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников…………………………………………………………………6
1.2.Сюжетно-ролевая игра – ведущий метод формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни………………….8
1.3. Состояние данной проблемы в теории и практике дошкольного образования…………………………………………………………………...10
Выводы по первой главе …………………………………...............12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр ……………………………………………………….13
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей шестого года жизни……………………………………….13
2.2. Организация деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр………………………………………………………..14
Выводы по второй главе……………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в результате совместной работы по преемственности школы и дошкольной организации, учителями начальных классов высказывается проблема: отсутствие, либо несформированные коммуникативные навыки у выпускников детских садов. Разбираясь в причинах проблемы коммуникации у выпускников, и наблюдая за деятельностью педагогов по организации игровой деятельности, мы пришли к выводу, что педагоги нашей ДОО недостаточно компетентны в данном вопросе.
В соответствие с ФГОС ДО общение выступает как один из основных видов деятельности, характерных в дошкольном возрасте. Наилучшему общению и формированию коммуникативных навыков способствует сюжетно-ролевая игра.
Проблема исследования. Анализ сложившейся ситуации позволяет выявить противоречие в исследуемой проблеме, суть которого состоит в необходимости решать задачу формирования коммуникативных навыков в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и недостаточной разработанностью организации процесса освоения детьми данного направления работы в педагогической практике нашей ДОО.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Предметом исследования является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы выявить влияние сюжетно-ролевых игр на
процесс формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни.
Задачи исследования:
-проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативных навыков детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в теории и практике дошкольного образования;
-выявить специфику сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в детском саду.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-данная работа будет основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- работа будет строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательной области «Речевое развитие»;
- будут использоваться разнообразные приемы мотивации в ходе организации сюжетно-ролевых игр;
- развивающая предметно-пространственная среда будет наполнена соответствующими атрибутами с разнообразной тематикой и организовано взаимодействие взрослых и детей в изготовлении данных атрибутов;
-приемы руководства будут основаны на личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы; эмпирические – педагогическое наблюдение, организация опытной работы количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что она позволяет глубже понять: сущность формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выяснено влияние сюжетно-ролевых игр на формирование у детей шестого года жизни соответствующих их возрасту коммуникативных навыков; разработаны варианты мотивации детей по организации данного вида деятельности; подобраны сюжетно-ролевые игры к содержанию тематических недель, проводимых в возрастной группе.
База исследования: работа проводилась на базе МБДОУ № 10 «Улыбка» города Собинки в старшей группе «Золотая рыбка».
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у дошкольников
1.1 Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников
Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому.
По мнению Л. С. Выготского: "Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания" [5] .
Коммуникативные навыки – это способность человека к общению. А.Г. Арушанова выделяет четыре составляющих эффективного общения:
«-желать взаимодействовать с окружающими людьми;
-знать нормы и правила поведения (речевой этикет), воспринимать социальные роли в обществе;
-уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
-разрешать любые конфликты в общении» [2,с.17].
Коммуникативные навыки у дошкольника формируются только в общении с окружающими людьми, в совместной деятельности, в развитии межличностных отношений, в познании друг друга.
Формирование коммуникативных навыков дошкольника происходит с самого рождения, связано с появлением новообразований в развитии речи, характерных для данного возраста. Арушанова А.Г. выделяет новообразования речевого развития:
«-непроизвольная инициативная речь у детей 2 лет; игровое взаимодействие со сверстниками (контактоустанавливающая и эмотивная функция речи) и развитие контекстного общения со взрослыми в младшем дошкольном возрасте;
-речевой диалог, содержательное познавательное и личностное общение со взрослыми и детьми и связанная с ним текстовая активность в старшем дошкольном возрасте» [2,с.22].
«Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, с товарищами по группе детского сада, с воспитателями. В старшем дошкольном возрасте развивается связная речь, умение строить связный текст, налаживать взаимосвязь с партнером, использовать речь в разнообразных коммуникативных ситуациях, расширяющихся сферах общения. Это и освоение текстов типа описания, повествования, рассуждения, и форм эмоционального, познавательного, личностного общения, контекстной (не опирающейся на наглядную ситуацию) речи, а также включение в общение, диалог широкого круга взрослых и сверстников» [2,с.3].
Таким образом, мы можем сказать, что развитие коммуникативных навыков у дошкольников претерпевает изменения вместе с речевым развитием. В тесной взаимосвязи с родственниками, воспитателями, формируется коммуникативная компетентность дошкольника.
1.2.Сюжетно-ролевая игра – ведущий метод формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни
Игра удовлетворяет потребность ребёнка в общении. Именно во время игры развивается диалогическая речь. В условиях дошкольной организации обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по интересам, взаимным симпатиям. «Ввиду особой привлекательности игры, дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности» [8,с.263]. Полярное влияние игр на развитие ребенка, говорит о необходимости воздействия взрослого, педагогического целесообразного руководства игрой, чтобы она стала первой «школой», средством воспитания и обучения. Многочисленные исследования показывают, что игра содействует обогащения кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи.
Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения определяемые содержанием игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).
Реальные отношения формируются в течение всей жизни ребёнка в детском саду. В таких отношениях, ребенок может жертвовать своими интересами, игрушками, ради общения с партнером.
На основе реальных отношений у детей формируется качество «общественности». Именно это качество позволяет быть успешным среди сверстников, взаимодействовать с ними. Оно и составляет основу коммуникативных навыков дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра зарождается с младшего дошкольного возраста. И по мере развития ребенка усложняется: сюжет, роли, темы для обыгрывания, игрушки. В старшем дошкольном возрасте дети обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планирует развитие содержания. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает, развивается творчество. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, сами мастерят игрушки.
Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры является сюжет, содержание и роль. Сюжет для игры ребенок старшего дошкольного возраста берет из социального окружения. Предварительно обсуждают и на элементарном уровне планируют развитие содержания. Новые сюжеты появляются, под влиянием мультфильмов, прочитанных дома книг, рассказов родителей, путешествий. Во время игры речевые комментарии детей представляют собой словесное замещение каких-либо событий. На протяжении дошкольного периода развивается и усложняется содержание игры. Роль, являясь основой сюжетно-ролевой игры, в старшем дошкольном возрасте исполняют дети. Здесь появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражается отношения между персонажами, устанавливаются игровые взаимодействия. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание смысл социальных ролей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим методом формирования коммуникативных навыков, так как все компоненты коммуникации реализуются в процессе подготовке атрибутов к игре, выборе сюжета, распределение ролей, обыгрывание сюжета, где основным составляющим является диалог.
1.3. Состояние данной проблемы в теории и практике дошкольного образования
Вопросы формирования коммуникативных навыков у дошкольников актуальны. Авторы видят проблему в появлении у детей большого количества современной техники, которая в свою очередь замещает многие функции. И общение для детей отступает на второй план, нежели игра в планшете, телефоне, ноутбуке. Авторы обращают внимание на низкий уровень общения в семье, а также влияние несформированных коммуникативных навыков на дальнейшее обучение в школе. Авторы выделяют одной из главных задач дошкольного коммуникативного развития –формирование у детей желания общаться.
Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.
Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.
Арушанова А.Г. занималась исследование речевого развития современного ребенка. В своём исследовании автор фиксирует, что «речевое развитие современных дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное». И определяет перспективы, необходимость поиска резерва речевого развития в детской игре и общением со сверстниками.
В периодической литературе, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольное образование и воспитание», «Дошкольная педагогика» так же рассматривается проблема формирования коммуникативных навыков дошкольников. Авторы: Е. Миненок «Интерактивные интегрированные игровые сеансы для детей и родителей», Марцинковская Т.Л. «Упражнения для развития коммуникативных навыков», Т.Суборова «Я – журналист!», Гаркво и Пеллетье «Игры трёх поколений», Е. Горбунова «Пять игр – пять культур», Н.А. Никитина «Каталог подвижных игр», О.А.Глобина «Воспитание культуры общения у дошкольников», А. Михайлова «Магазин речевого этикета», А.В. Михайлова «Знакомимся с профессиями в сюжетно-ролевой игре», Л.И. Синявская «Игромир вежливости», Е.О. Смирнова «Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» - предлагают через сюжетно-ролевые игры формировать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста. Авторы выделяют такую проблему как: «большинству детей больше важен процесс игры, а не игрового общения с использованием правил речевого поведения», а также «дети не считают значимым переносить опыт речевого этикета в совместную деятельность». Михайлова А.В. в своей статье предлагает выстроить работу с детьми по формированию коммуникативных навыков в три этапа. Главной задачей, автор ставит – показ образца сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие взаимодействия и активизацию уже сформированных навыков речевого этикета. В любой игре, на начальном этапе, отводится роль педагогу – как организатору игры. Дети, подражая воспитателю, осваивают речевые клеше. На втором этапе – дети самостоятельно используют речевые клеше в игре и на третьем этапе – дети самостоятельно организовывают игру, включая образцы речевых навыков.
Выводы по первой главе
Таким образом, мы можем сказать, что общение в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Успешность данного вида деятельности зависит от сформированности коммуникативных навыков, которыми овладевают дети в детском саду.
К концу дошкольного возраста происходит становление коммуникативной личности, характеризующейся языковой компетенцией (ребенок владеет языком в такой мере, что он становится действительно родным, основным средством мышления, общения, саморегуляции), личности общительной, эмоциональной, самостоятельной, инициативной, творческой. Личности, которую характеризует свобода речевого поведения.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей шестого года жизни
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №10 «Улыбка» г. Собинка . В эксперименте участвовало 26 детей старшей группы «Золотая рыбка».
В своей работе мы опирались на диагностику изучения коммуникативных навыков детей, предложенную, Алексеевой М.М., Яшиной В.И .
Целью исследования было выявление уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
Задачей исследования было провести диагностическое исследование уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.
Для изучения навыков диалогической речи мы использовали наблюдения за свободным общением детей. Обращали внимание на характер общения, на инициативность детей, их умения вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.
Данные исследования заносились в таблицы (Приложение 2, 3)
Оценка коммуникативных навыков была дана с учетом следующих критериев:
№ | Критерии оценки коммуникативных умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1 | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета. | 3 | высокий |
2 | Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. | 2 | средний |
3 | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно и излагать свои мысли, точно передавать их содержание. | 1 | низкий |
Результаты:
Высокий уровень речевой коммуникации - 4 детей, 15 %
Средний уровень речевой коммуникации - 16 детей, 62 %
Низкий уровень речевой коммуникации – 6 детей, 23 %
На заключительном этапе опытной работы мы проводили повторное диагностическое обследование сформированности коммуникативных навыков у детей шестого года жизни. Ее целью было выявление динамики уровня развития коммуникативных навыков у детей экспериментальной группы.
Результаты:
Высокий уровень речевой коммуникации - 8 детей, 30 %
Средний уровень речевой коммуникации - 18 детей, 70 %
Низкий уровень речевой коммуникации - ребёнок, 0 %
В результате количество детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных навыков выросло на 15 %, со средним уровнем - на 8 %. Детей с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков нет (Приложение 4)
2.2. Организация деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр
Провели анализ развивающей предметно-пространственной среды группы. Было проведено родительское собрание в экспериментальной группе «Золотая рыбка», с целью ознакомления родительской общественности с темой и необходимость участия родителей в формировании коммуникативных навыков детей и наполнения развивающей среды атрибутами для сюжетно - ролевых игр. Был организован клуб «Самоделки», где воспитанники вместе с родителями изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кафе», «Гостей встречаем», «Фабрика Монделиз Русь», «Ферма».
Вместе с детьми мы составили речевые обращения к каждой игре. Ведь сложнее и доказательнее речь детей становится в ситуации «совместного обдумывания» (как лучше встретить гостя, какие модели платьев подойдут для праздника, что возьмём с собой в путешествие).
Развивали способы игрового общения, т.е. общение детей как носителей ролей (диалог между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнера). Поддержка инициативы осуществлялась через предоставление возможности выбора вида игры, сюжета, роли, партнёров, игрушек, поощрение к импровизации (придумыванию сюжетов, введению оригинальных персонажей в традиционные игры, смене и совмещению ролей). Игра организовывалась с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных).
В своей работе мы придерживались комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. В рамках каждой тематической недели продумывалась предварительная работа перед организацией сюжетно-ролевой игры. В совместной деятельности мы проводили беседы и словесные игры, подвижные и дидактические, а также экскурсии с элементами репортажа. Приглашали званых гостей – это родители наших воспитанников, сотрудники ДОО, которые делились своим профессиональным опытом, сопровождая комментариями свои действия. В продуктивной деятельности, на занятиях, в режимных моментах, также прослеживалась тема недели.
В своей работе мы использовали следующие приёмы мотивации детей: игровые и проблемные ситуации, беседы, встречи с интересными людьми (приглашали родителей, сотрудников ДОО), экскурсии и репортажи с места событий (посещение библиотеки, книжного киоска, работа сотрудников МЧС, почтовое отделение). Они позволили развивать интерес у детей к играм, способствовали формированию коммуникативных навыков у воспитанников.
Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой были основаны на личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, при которой ребёнок в ходе взаимодействия является не объектом, а субъектом образовательной деятельности. В условиях данной модели общение осуществляется в интересах развития речи детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что планомерная работа в данном направлении помогала детям осваивать способы и средства взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми, развивала познавательный интерес и коммуникативные навыки.
Выводы по второй главе
Таким образом, мы можем уверенно сказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущим методом формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников. Это мы можем проследить в положительной динамике уровня речевой коммуникации детей шестого года жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе опытно-экспериментальной работы, влияние сюжетно-ролевых игр на процесс формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни обусловлено наличием диалогической речи, развивающейся в процессе игры. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников претерпевает изменения вместе с речевым развитием. В тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями, формируется коммуникативная компетентность дошкольника.
В процессе работы мы проанализировали состояние проблемы формирования коммуникативных навыков детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в теории и практике дошкольного образования. Авторы видят проблему в появлении у детей большого количества современной техники, которая в свою очередь замещает многие функции. И общение для детей отступает на второй план, нежели игра в планшете, телефоне, ноутбуке. Авторы обращают внимание на низкий уровень общения в семье, а также влияние несформированных коммуникативных навыков на дальнейшее обучение в школе.
В работе мы выявили специфику сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни – социально ориентированные, сюжеты основаны на реальных событиях, способствующие развитию речевого этикета, освоению социальных ролей.
Провели опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в детском саду в старшей возрастной группе. Выявили закономерность: от разнообразия сюжета и тем игр зависит и уровень сформированности коммуникативных навыков, а также отметили положительную динамику развития коммуникативных навыков у детей в процессе игры.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что планомерная работа по формированию коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру помогает детям осваивать способы и средства взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать познавательный интерес и интеллектуальное развитие. Динамика развития коммуникации дошкольников зависит от компетентности воспитателя в данном направлении работы, умении применять социоигровую технологию, использовать недирективные формы общения с дошкольниками; заинтересованности родителей развивать культуру детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Амосова, М.Н. Виртуальные экскурсии как средство речевого развития детей 5-7 лет/М.Н. Амосова//Дошкольная педагогика. 2016.- № 11.- С. 24-25
- Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника/А.Г. Арушанова. –М.: ТЦ Сфера, 2011. -80 с.
- Баринова, Н.М. Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга. Часть 1/ Н.М. Баринова//Ребенок в детском саду. 2017.-№1. – С. 26-36; 2017. - №2.- С. 44-47
- Баринова, Н.М. Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга. Часть 2/ Н.М. Баринова//Ребенок в детском саду. 2017. - №2.- С. 44-47
- Всероссийское издание Дошкольник[Электронный ресурс].- URL:http://doshkolnik.ru/psihologiya/11136-vzaimodeistvie.html//Верхозина И.М. Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. (Дата обращения: 05.05.2017)
- Глобина, О.А. Воспитание культуры общения у дошкольников/ О.А. Глобина//Дошкольная педагогика. 2016.-№9.- С. 15-18
- Демянчук, Л.А. Воспитание у дошкольников социальных умений и навыков в процессе игровой деятельности в ДОО/Л.А. Демянчук//Дошкольная педагогика.- 2016, №9.- С. 19- 21
- Деркунская, В.А. Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым/ В. А. Деркунская//Дошкольное воспитание. 2016. –№2. – С.29-36
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования/С.А.Козлова, Т.А.Куликова.-14-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-416с.
- Маханёва, М.Д. Взаимодействие с семьёй по вопросам социально-коммуникативного развития детей/М.Д. Маханёва//Копилка методиста. 2016. -№7.- С. -86-98
- Михайлова, А.В. Знакомимся с профессиями в сюжетно-ролевой игре/ А.В. Михайлова, С.М. Фатхутдинова//Ребенок в детском саду. 2017.-№1. – С. 60-64; 2017. - №2.- С. 44-47
- Михайлова, А.В. Магазин речевого этикета/А.В. Михайлова//Обруч. -2016.-№1. – С.34-36.
- Научная педагогическая электронная библиотека[Электронный ресурс].- URL:http://elib.gnpbu.ru//Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/под.ред. А.В. Запорожца. М., «Просвящение», 1976. (Дата обращения: 10.03.2017)
- Привалова, С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие/С.Е. Привалова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.
- Приказ Минобрнауки России N 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Самборенко, Л.Ф. Игровые технологии как фактор развития детского творчества в условиях дошкольной образовательной организации/Л.Ф. Самборенко, С.В. Макушкина//В копилку педагога – психолога. 2015.- №4.-С. 101-110
- Смиронова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками/Е.О. Смирнова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-192 с.
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей/ под ред. Т.В. Волосовец.–СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-96
- Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева.-М.: Просвещение, 2007
Приложение 1
Подборка сюжетно- ролевых игр в соответствии с календарно- тематическим планом.
Название тематической недели | Название игры | Мотивация |
Неделя «Знаний» | «Школа» | Воспитатель вносит школьный рюкзак с игрушками и школьными принадлежностями. Играем. |
Неделя «Красоты» | «Ателье», «Демонстрация моделей праздничной одежды» | Соня пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Соня, этично? И почему? |
Неделя «Безопасности» | «На дорогах города» «Полицейский» | Посмотрите, ребята, что случилось на нашей дороге (на макете с дорожной разметкой авария двух машин и расставлены знаки и фигурки людей и животных не на своих местах)? Что здесь не так? |
Неделя «Воспитателей и всех дошкольных работников» | «Детский сад» | Проблемная ситуация: Кто из девочек поступил этично? Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая!» А воспитатель подумала: «А в другие дни я, наверное, некрасивая». Елена Анатольевна увидела Таню и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!» -Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно. Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности. |
Неделя «Музыки» | «Концерт» | Посещение концерта в музыкальной школе. Ребята, а какой инструмент вам больше всего понравился? Кто может изобразить как играет скрипка? А помните ли вы кто за кем выступал? Как хотелось бы оказаться на концерте и ещё раз послушать классическую музыку. |
Неделя «Я и моя семья» | «Семья» | Мама зовет сына: «Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду». Миша отвечает: «Сейчас». Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. -Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему мама огорчилась? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? |
Неделя «Осень в моём городе» | «Урожай» | Предварительная работа: ребята на занятии по лепке вылепили корзинки с овощами. Воспитатель сообщает детям, что собранные овощи и фрукты скоро начнут портиться и их срочно нужно доставить в овощное хранилище. А для уборки картофеля и морковки не хватает корзин. Как мы будем загружать собранные овощи в машину? |
Неделя «Народы мира» | «Путешествие» | Воспитатель приносит письмо. Оно от детей детского сада из Белоруссии. Ребята хотят приехать в гости к нам, но не знают как добраться до д/ сада? |
Неделя «Дикие и домашние животные» | «Зоопарк» «Ветеринар» «Ферма» | Чтение сказки К. Чуковского «Добрый доктор Айболит». Детям предлагаем показать дорогу доктору (придумывают сами) до зоопарка в г. Москва и на ферму «К бабушке» к очень нуждающимся в лечении животным. |
Неделя «Народной культуры» | «Ярмарка» | Экскурсия в комнату «русского быта». На занятиях по лепке из соленого теста дети вылепили матрешек, маленькие сувениры. Стол украшается скатертью или полотенцем с вышивкой. Воспитатель выполняет роль Зазывалы. Приглашает принять детей участие в ярмарке. |
Неделя «Матери» | «Мама пришла с работы » | Чтение стихотворения Благининой «Мама спит она устала». Обсуждение. Воспитатель предлагает побыть мамой, 1 - которая пришла с работы и очень устала, 2 - пришла веселая и готова играть |
Неделя «К нам приходит Новый год» | «Праздник в саду» «Фабрика Монделиз Русь» | В гости приходит мишка Барни со своим младшим братом мини Барни. Предлагают собрать поделку из коробки (Оленёнок). Чтобы помочь деду Морозу доставить подарки всем детям. Ребята вместе отправляются на фабрику. |
Неделя «Вежливых слов» | «Поход в кафе» | 1.Игровая ситуация «Вежливая просьба» |
Неделя «Транспорта» | «Шофёры» | 1.Наблюдение за машинами, привозящими продукты в детский сад. |
Неделя «Игры и игрушки» | «Детский супермаркет» | Игровая ситуация |
Неделя «Защитники Отечества» | «Российская армия» | Предварительная беседа «Что значит, защищать Родину, родных» -чтение рассказа Коваленко « Маленький герой» Экскурсия к памятнику «Вечная память» и просмотр альбома пап, служивших в Армии. |
Неделя, Посвященная Международному женскому дню | «Посещение салона красоты» | Званый гость. |
Неделя «Профессий» | «Воспитатель» «Пожарный» | Званый гость. |
Неделя «Наш дом – Земля» | «Путешествие в лес» | Экскурсия в парк города. |
Неделя «Театра» | «Театр» | Вносим афишу |
Неделя «Юмора», Детской книги» | «Библиотека» | Экскурсия в библиотеку. |
Неделя, посвященная авиации и космонавтике | «Космическое путешествие» | Игровая ситуация |
Неделя «Здоровья» | «Аптека» | Игровая ситуация |
Неделя , посвященная 9 мая | «Госпиталь» | Игровая ситуация |
Неделя «Семейные традиции» | «Семья» | Дети приносят из дома фото. Рассказ о семейных традициях. |
Приложение 4
Сравнительная диаграмма сформированности коммуникативных навыков у детей экспериментальной групп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Сегодня проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является актуальной....
Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детейстаршего дошкольного возраста. Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...
Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы воспитателя...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Сюжетно-ролевая игра благоприятно влияет на формирование положительных взаимоотношений у детей шестого года жизни благодаря тому , что:– Сюжетно-ролевая игра благоприятно влияет на формиро...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...
Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни.
К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры. Что же нужно для ее дальнейшего развития?...
Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни
Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни...