Технологическая карта. Раздел "Развитие речи"
методическая разработка по развитию речи

Рештаненко Инна Николаевна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._razvitie_rechi.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Развитие речи»

в средней группе

Составила: воспитатель Рештаненко И.Н.

г. Югорск, 2018

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Развитие речи»

в средней группе.

Тема «Стихотворение для мамы»

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста умений кодирования литературных произведений с использованием различных моделей.

Задачи:

       1. Образовательные:

        - учить детей кодировать литературные произведения используя модель «Объект-имя признака-значение признака»;                                                                                                                  -       - учить детей кодировать литературные произведения используя модель «Объект-значение признака-имя признака»;                                    -       - учить детей запоминать литературный текст методом показа (имитация движений);

2. Развивающие:

- развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной деятельности;

- развивать память, внимание, мышление, воображение, познавательный интерес;

       - развивать речь, активизировать словарь детей;

       - развивать умение соотносить знаковые символы с образами

  1. Воспитательные:

       - воспитывать информационную культуру, усидчивость;

       - побуждать эмоциональную отзывчивость детей;

       

Материалы и оборудование: Мяч, свисток, мольберт, маркер, атрибуты сюжетно-ролевой игры «Перекрёсток» (светофор, «зебра»), игрушка инспектор Потапкин.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный

30 сек

Развивать внимание, мышление, воображение

Сюрпризный момент «Приглашение на экскурсию»

- Ребята, посмотрите что у меня есть! Это приглашение на экскурсию в театральный центр «Норд». Вы хотите туда пойти?

- Да! Конечно!

Мотивационно-побудительный

1 мин 30 сек

Развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной деятельности

Развивать внимание, мышление, воображение

Создание игровой ситуации «К нам пришёл инспектор Потапкин»

Дидактическая игра с мячом «Загадки ПДД»

- Посмотрите, кто ещё желает пойти с нами на экскурсию?

- Потапкин предлагает поиграть нам в игру, а заодно и проверить хорошо ли вы знаете правила дорожного движения. Становитесь скорее в круг. Сейчас вы будете по кругу передавать друг другу мяч пока не прозвучит свисток. Тот у кого в руках окажется мяч будет отвечать на вопрос Потапкина.

- Пешком по улице идет. Значит это (пешеход).

- кто ходит по тротуару? (пешеходы)

- на какое животное похож пешеходный переход? (зебру).

- сколько глаз у светофора? (три).

- можно ли играть на проезжей части? (нет).

- как называется дорога по которой ходят пешеходы? (тротуар)

- если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты? (пассажир).

- где люди ждут транспорт? (на остановке).

- с кем можно переходить дорогу? (со взрослыми).

- чем заправляют машины? (бензином).

Молодцы!

 - Инспектор Потапкин!

Дети становятся в круг, передают друг другу мяч, по сигналу отвечают на вопросы.

Актуализация

3 мин.

Развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей

Закреплять знания о безопасном поведении на дороге в зимнее время года

Беседа «Опасности на дороге в зимний период»

- Ребята, а теперь у меня к вам серьёзный разговор. Инспектор Потапкин просит обратить ваше внимание на опасности, которые могут подстерегать пешеходов в зимний период. Неужели с нами может произойти что-то нехорошее на улице зимой?

- Давайте-ка вместе с вами подумаем и вспомним какие опасности могут возникнуть на дороге в зимний период.

- Да.

- Нет.

- На дорогах и тротуарах гололёд, скользко, можно упасть и получить травму.

- Если идёт сильный снег, то на дороге плохо видно машины, пешеходов и дорожные знаки.

- Снегом может замести разметку пешеходного перехода.

- Зимой поздно рассветает и очень рано темнеет, водителям машин плохо видно в темноте пешеходов.

- Если дует сильный ветер, то пешеходы надевают капюшоны и опускают головы вниз, поэтому тоже плохо видят и слышат машины.

Расширение имеющихся представлений

12 мин.

Учить оценивать ситуацию с точки зрения «Хорошо – плохо»

Развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей

Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность

Развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной деятельности

Уточнить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре

Развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей

Учить детей находить выход из проблемной ситуации методом АРИЗ

Развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей

Развивать внимание, мышление, воображение

Развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной деятельности

- Действительно опасностей зимой на дорогах много. Спасибо, инспектор Потапкин, что вы напомнили нам о них. Но ведь нам так хочется пойти на эту замечательную экскурсию, правда, ребята?

- Конечно, очень хочется.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Диалог

Воспитатель схематизирует ответы детей, заполняя поля таблицы.

Воспитатель загибает правую половину таблицы со знаками минус назад.

Физминутка «Мы шофёры»

Беседа «Правила поведения пешеходов в зимний период»

Воспитатель схематизирует правила поведения пешеходов диктуемые детьми.

Создание проблемной ситуации

Разъяснение,

Рассказ воспитателя, вопросы детям.

- Я вам предлагаю рассмотреть наш поход в театр на модели «Хорошо – плохо». Присаживайтесь на ковёр к мольберту.

- Скажите, что будет хорошего в том, что мы с вами пойдем на экскурсию в зимний период?

- Замечательно, вот сколько хороших моментов мы можем получить от похода на экскурсию.

А теперь давайте отметим, что плохого может произойти по дороге если мы пойдём на экскурсию в зимний период.

- Молодцы, верно. А теперь давайте отметим, что будет хорошего если мы не пойдём на экскурсию.

- Тоже верно. Ну а теперь скажите, что будет плохого в том, что мы не пойдём на экскурсию.

- Вот какая таблица у нас получилась. На левой стороне отмечены все хорошие моменты, а на правой всё плохое, что может случится. Плохие моменты нам нужны ребята?

- Плохая половина таблицы нам не подходит и я её просто убираю.

- А вы скорее на ножки вставайте, мы с вами немного поиграем.

Едем, едем на машине

(движение рулем)

Нажимаем на педаль

(ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем

(рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

Вправо, влево – чистота!

(«дворники»)

Волосы ерошит ветер

(пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда!

(большой палец правой руки вверх)

- Присаживайтесь снова на коврик. И теперь посмотрите и подумайте что нам нужно сделать для того, чтобы узнать много новой информации, полюбоваться красотой города, подышать свежим воздухом, но при этом не получить травмы, не замёрзнуть и не промочить одежду?

- Какие замечательные правила пешеходов мы с вами вспомнили. Вы считаете, что если мы будем выполнять все эти правила, то сможем безопасно сходить на экскурсию?

- Ну хорошо. А теперь подумайте, как еще можно безопасно добраться до театрального центра.

- Молодцы. Мы с вами подобрали несколько способов, как безопасно сходить на экскурсию:

1. Можно пойти с воспитателем и соблюдать все правила пешеходов на улице.

2. Можно поехать в театральный центр на автобусе.

3. Можно позвать всех родителей, чтобы они довели или довезли вас на своих машинах до театра.

Осталось выбрать самый удобный для нас способ попасть в театр.

- Давайте подумаем все ли родители смогут прийти к нам в сад утром, чтобы отвести вас на экскурсию.

- Значит способ добраться к театру с родителями многим ребятам не подходит.

- Тогда давайте рассмотрим поездку на автобусе. Всегда ли автобус для перевозки детей может приехать к нам.

- Значит тоже не всегда получится доехать на автобусе до места экскурсии.

- Остаётся третий способ – соблюдая все правила поведения пешеходов вместе с воспитателем дойти до театра пешком. Этот способ нам подходит, ребята?

- Молодцы ребята, а теперь я расскажу вам почему этот способ действительно для нас самый идеальный. Во первых – мы ни у кого не будем просить помощи, а значит обойдёмся собственными силами, сами дойдём до театра. Во вторых – на нашу экскурсию мы не потратим денег. Любое автомобильное средство нуждается в топливе, в бензине, без бензина машина может передвигаться?

- Где ваши родители берут бензин для своих автомобилей?

- Следовательно они тратят деньги. А если мы с вами пойдём пешком нам нужно будет тратить деньги на бензин?

- Вот так обходясь собственными силами и не потратив денег мы свами попадём на экскурсию, узнаем много нового, полюбуемся видами города, и подышим свежим воздухом.

Дети садятся на ковёр.

- Мы узнаем много полезной информации и научимся чему-нибудь новому.

- По дороге мы сможем полюбоваться зимними пейзажами нашего города, увидеть новые улицы, здания, достопримечательности.

- На улице мы подышим свежим воздухом – это очень полезно для здоровья.

- Мы можем поскользнуться на льду, упасть и получить травму.

- Если будет идти сильный снег, водитель может поздно заметить пешеходов и наехать на них.

- Мы сможем замёрзнуть.

- Одежда от сильного снегопада может промокнуть.

- Мы не поскользнёмся, не упадём и не получим травму.

- Не произойдёт наезд автомобиля на пешеходов.

- Мы не замёрзнем.

- Одежда останется сухой.

- Мы не узнаем ничего нового.

- Не полюбуемся красотой зимнего города.

- Не подышим свежим воздухом.

- Нет, не нужны.

Дети выполняют движения.

Дети садятся перед мольбертом.

- Нужно ходить по улице не в скользкой обуви и не быстрым шагом.

- Нужно идти на экскурсию когда уже на улице светло.

- Не нужно идти на экскурсию когда на улице сильный мороз, сильный ветер и сильный снегопад.

- Дорогу переходить нужно строго соблюдая правила дорожного движения.

-Нужно взять с собой сигнальные флажки.

- Да.

- Можно поехать на автобусе.

- Можно попросить, чтобы пришли все наши родители, взяли нас за руки и отвели в театр, или довезли на своих машинах.

- Нет, мои мама и папа работают утром, им нельзя уходить с работы.

- Моим родителям тоже нельзя уходить с работы и т.д.

- Его могут заказать в это же время для экскурсии в другой детский сад.

- Автобус может поломаться в этот день.

- Да. В хорошую погоду, не нарушая правила дорожного движения мы сами дойдем до театрального центра.

-Нет. Без бензина машина ехать не сможет.

Покупают на АЗС

- Нет. Денег тратить будет не нужно.

Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин

Воспитывать интерес к изучению ПДД, уверенность в своих возможностях

Создание игровой ситуации «Пешеходный переход»

Смотрите, ребята, инспектор Потапкин улыбается, он теперь уверен, что наша экскурсия пройдет благополучно и принесёт нам только массу полезных знаний. Ну а чтобы убедится, что вы умеете правильно переходить дорогу Потапкин предлагает поиграть нам в игру «Пешеходный переход».

Дети становятся в колонну подвое. Первая и последняя пары держат сигнальные флажки. По сигналу светофора дети идут по пешеходному  переходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"

Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью:  развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую  и морфоло...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...

Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"

цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...

Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...