Парциальная образовательная программа «Театральная корзинка»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 123 «АБВГДейка», в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, которая является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество. Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения для детей – только капля, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умение вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит любимые знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, образное восприятие, совершенствует речь, способствует выразительности речи. А выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика) и невербальные (мимика, жесты) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Актуальность заключается в том, что именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке начиная с дошкольного возраста. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Целью программы является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Задачи программы:
- Развитие творческих, музыкальных способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
- Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания персонажам художественных произведений;
- Развитие навыков выразительной речи и актёрского мастерства;
- Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
- Формирование сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и при создании творческой мастерской.
Социально-коммуникативное развитие – дети знакомятся с правилами поведения в театральном кружке, с правилами безопасного передвижения в помещении, с правилами обращения с мелкими предметами, с правилами безопасного поведения в подвижных играх. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества, участвуют в подготовке к спектаклю и непосредственно участвуют в премьере.
Дети овладевают играми и упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять, подбирать простейшие рифмы.
Художественно-эстетическое развитие – дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности, с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, с музыкой к спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.
Познавательное развитие – дети овладевают элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
Физическое развитие - дети участвуют в ритмических, пластических, подвижных, сюжетных играх и упражнениях. Овладевают здоровье сберегающие технологиями: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы.
В результате освоения программы дети:
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Уровни освоения программы:
1.Речевая культура
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного произведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
2. Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
3. Навыки кукловождения
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
4. Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_korzinka.docx | 49.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: заместитель заведующего Кладовщикова И. С. _________ «_______» _____________________ 2015г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ Детский сад №123 Болтовская Г. С._________________ «________» ______________ 2015г. |
Парциальная образовательная программа
«Театральная корзинка»
для детей подготовительной к школе группе «Незнайка»
на 2015-2016 учебный год
Воспитатель: Федькушова Надежда Вячеславовна,
Первая квалификационная категория
Музыкальный руководитель: Ананьина Светлана Владимировна,
Высшая квалификационная категория.
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 123 «АБВГДейка», в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, которая является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество. Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения для детей – только капля, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умение вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит любимые знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, образное восприятие, совершенствует речь, способствует выразительности речи. А выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика) и невербальные (мимика, жесты) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Актуальность заключается в том, что именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке начиная с дошкольного возраста. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Целью программы является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Задачи программы:
- Развитие творческих, музыкальных способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
- Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания персонажам художественных произведений;
- Развитие навыков выразительной речи и актёрского мастерства;
- Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
- Формирование сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и при создании творческой мастерской.
Социально-коммуникативное развитие – дети знакомятся с правилами поведения в театральном кружке, с правилами безопасного передвижения в помещении, с правилами обращения с мелкими предметами, с правилами безопасного поведения в подвижных играх. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества, участвуют в подготовке к спектаклю и непосредственно участвуют в премьере.
Дети овладевают играми и упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять, подбирать простейшие рифмы.
Художественно-эстетическое развитие – дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности, с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, с музыкой к спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.
Познавательное развитие – дети овладевают элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
Физическое развитие - дети участвуют в ритмических, пластических, подвижных, сюжетных играх и упражнениях. Овладевают здоровье сберегающие технологиями: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы.
В результате освоения программы дети:
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Уровни освоения программы:
1.Речевая культура
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного произведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
2. Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
3. Навыки кукловождения
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
4. Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем
Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности | |||||||||||
Имя ребёнка | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | Низкий | ||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
6. | ||||||||||||||
7. | ||||||||||||||
8. | ||||||||||||||
9. | ||||||||||||||
10. | ||||||||||||||
11. | ||||||||||||||
12. | ||||||||||||||
13. | ||||||||||||||
14. | ||||||||||||||
15. | ||||||||||||||
16. | ||||||||||||||
17. | ||||||||||||||
18. | ||||||||||||||
19. | ||||||||||||||
20. | ||||||||||||||
21. | ||||||||||||||
22. | ||||||||||||||
23. |
Календарно-перспективное планирование на 2015-2016 учебный год
Неделя дата | Виды деятельности | Содержание занятия | Задачи занятия |
2 13. 09 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Особенности театрального искусства Беседа-диалог, показ презентации «Эстафета» «Буратино и пьеро» «Больной зуб» | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства Развивать внимание, выдержку, согласованность действий Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. Расширять диапазон и силу звучания голоса |
3 20.09 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с Театром Драмы Сюжетно-ролевая игра «Театр». Театральный словарь: театр. билет, театральная программка, афиша, антракт, ложа, занавес, кулисы «Внимательные звери» «Баба Яга» «Капризуля» | Расширять интерес детей к активному участию в сюжетно-ролевых и театральных играх Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Расширять диапазон и силу звучания голоса |
4 27.09 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с варежковым театром Показ сказки, самостоятельная игровая деятельность «Летает-не летает, растёт-не растёт» «Муравьи» «Похожий хвостик» | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности Развивать внимание, координацию. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, не сталкиваться друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания. Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово. |
1 04.10 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | «Знакомство с пальчиковым театром» «Кто во что одет?» «Насос и надувная кукла» Скороговорки «Шла Саша…», «Шесть мышат..». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память. Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнёром, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «С» и «Ш»; действовать с воображаемым предметом Формировать правильное произношение, учить быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова |
2 11.10 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с театром марионеток Инсценировка сказки, «Теремок» «Есть ли нет?» «Марионетки» Упражнение на три вида выдыхания | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности Развивать внимание, память, образное мышление. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс. Разогреть мышцы дыхательного аппарата. |
3 18.10 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Виды театрального искусства Беседа-диалог, показ презентации «Превращение предмета» «Бабушка Маланья» Артикуляционная гимнастика «Весёлый пятачок» | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. Формировать правильное и чёткое произношение |
4 23.10 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с музыкальным театром( опера, балет, оперетта, мюзикл) Упражнение со стульями «Поймай хлопок» Артикуляционная гимнастка «Зарядка для языка» | Расширять кругозор, пополнять словарный запас, учить различать муз.театры. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции. Формировать правильное и чёткое произношение |
1 01.11 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с кукольным театром «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем» «Как живёшь?» Игра «Чудо-лесенка» | Расширять кругозор, пополнять словарный запас Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами. Расширять силу и диапазон звучания голоса |
2 08.11 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с теневым театром Инсценировка сказки «Три медведя», «Передай позу» «Первая потеря» «Весёлые стихи» ( В лесу) | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Тренировать чёткое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам |
3 15.11 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с куклами би-ба-бо.
«След в след» «Заводная кукла» Сочиняем сказку сами | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса. Развивать воображение, фантазию, образное мышление. |
4 22.11 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с конусным настольным театром Этюды на эмоции Жесты (приглашающий, отстраняющий, негодующий) Расскажи сказку от имени героя | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Учить действовать на сценической площадке естественно Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление. |
5 29.11 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство со штоковым театром Мокрые котята Пантеры Придумай диалог | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Умение снимать напряжение поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса Развивать гибкость, пластическую выразительность. Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться. |
1 06.12 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с куклами- Говорунчиками Воробьи-вороны Ритмический этюд Птичий двор | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Развивать внимание, выдержку, ловкость. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнёрами Развивать опору дыхания |
2 13.12 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с магнитным театром Превращение детей Медведи в клетке Инсценировка сказки «Маша и медведь» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию Развивать ловкость, координацию движений. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью |
3 20.12 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с теневым театром Тень
Осьминог Диалогические скороговорки | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию Развивать пластику рук, координацию движений. Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировка дикции. |
4 27.12 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с театром масок Печатная машинка Снежинки Вкусные слова | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласовывать движений, закрепить знание алфавита Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами. |
2 10.01 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Рождение театра Сочинение этюдов(знакомство, просьба, благодарность, угощение) Заколдованный лес Волшебная корзинка | Формировать представление о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актёров и глазами зрителей Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. |
3 17.01 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Сюжетно-ролевая игра «Идём в кукольный театр» След в след В замке спящей красавицы Сочини сказку | Формировать представления о кукольном театре, учить детей самостоятельно показывать сказку Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Развивать воображение, фантазию, образное мышление |
4 24.01 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Театр снаружи и изнутри Что ты слышишь? Этюды «Удивительно», «Старый гриб» Умирающий лебедь Жесты «Прощание», «Плач»,«Негодование» Скороговорки, артикуляционная гимнастика | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса Тренировать слуховое внимание Оправдать заданную позу, развивать память, воображение Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Формировать правильное и чёткое произношение |
5 31.01 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Театр кукол-оригами Японская машинка Как живёшь? Придумай диалог по сказке «Кот и пёс» | Изготовление кукол-оригами для театра Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность. Развивать быстроту реакции, умение владеть жестами Строить диалог между двумя героя известной сказки, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться. |
1 07.02 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство с театром масок Упражнения и этюды «Одно и тоже по-разному» Утро Инсценировка сказки «Волк и Семеро козлят» | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности Развивать умение оправдывать своё поведение, свои действия нафантазированными причинами, развивать воображение, веру, фантазию. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Расширять творческие возможности |
2 14.02 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Культура поведения в театре Театр начинается с вешалки «Сегодня мы идём в театр» Поймай хлопок Инсценировка шуток-Малюток Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры | Познакомить детей с воспоминаниями известных деятелей культуры о первом посещении театра (Станиславский, Уланова) Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением |
3 21.02 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Зрительская культура Запомни фотографию Жесты и мимика «Приветствие», «Благодарность», «Приглашение», «Не знаю», «Согласие», «Несогласие», «Плач». Зарядка для шеи и челюсти | Знакомство с правилами поведения в театре Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. Расслабление мышц шеи и челюсти |
4 28.02 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство со словарём театральных терминов(1) Превращение комнаты Считалочка Вопрос-ответ | Пополняем словарный запас Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами. Учить строить диалог (используя театральные термины), самостоятельно выбирая партнёра, развивать быструю реакцию. |
1 07.03 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Демонстрация театра на фланели Превращение детей В стране цветов Сочиняем сказку сами | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
2 14.03 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Знакомство со словарём театральных терминов(2) Телепаты Снеговик Артикуляционная гимнастика: «Считай до пяти», «Больной зуб», «Укачиваем куклу», «Игра со свечой», «Самолет», «Мяч эмоций». | Пополняем словарный запас Учить удерживать внимание, чувствовать партнёра. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас. |
3 21.03 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Инсценировка песни Упражнения и этюды «Угадай: что я делаю?» Снегурочка Мимика и жесты «Клич», «Плач», «Ласка», «Прощание», «Негодование» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Оправдать заданную позу, развивать память, воображение. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние |
4 28.03 | Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи | Инсценировка песенки –потешки «Гуси» Сочиним этюды «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Радость» Цыплята( гусята) Скороговорки «Хохлатые хохотушки» , артикуляционная гимнастика | Побудить детей самостоятельно инсценировать песенку Оправдать заданную позу, развивать память, воображение, фантазию Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность Формировать правильное и чёткое произношение |
1- 4 04.04 11.04 18.04 25.04 | Подготовка инсценировки военной песни к 9 мая. Подготовка к инсценировке сказки «Кошкин дом на новый лад». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание текста песни и сказки с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Формирование культуры и техники речи, активизация познавательных процессов. Учить детей моделировать своё поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства. Работа над выразительностью речи, мимики и жестов. |
3 16.05 | Театрализованное представление | Показ спектакля родителям | Показать чему дети научились за год. |
Перспективный план работы с родителями:
1.Октябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник».
Анкетирование, памятки, папка-передвижка.
2. Ноябрь:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».
Анкетирование, буклеты.
3. Декабрь, Февраль:
Помощь детям при участии в конкурсах.
4. Апрель - Май:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Помощь в организации похода в кукольный театр.
Список литературы:
1. Г.В. Лаптева. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
2. И.А. Лыкова. «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
3. И.А. Лыкова. «Театр на пальчиках» М.2012г.
4. Е.А. Алябьева . «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
5. О.Г.Ярыгина. «Мастерская сказок» М.:2010г.
6. А.Н.Чусовская. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений». - М.:2011г.
7. Л.Е.Кыласова. «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
8. И.Г.Сухин. «800 загадок, 100 кроссвордов». М.:1997г.
9. Е.В.Лаптева. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
10. А.Г.Совушкина. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
14. Е.В.Мигунова. «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. - М.:2009г.
15. Г.П.Шалаева. «Большая книга правил поведения» М.:2000г.
16. А.Г.Распопов. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
17. Н.Б.Улашенко. «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
18. Г.В.Генов. «Театр для малышей» М.1968г.
19. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова. «Театрализованные игры в д/с». Москва. «Школьная пресса» 2000 г.
20. М. Д. Маханева. «Театрализованные занятия в д/с». Москва, Творческий центр «Сфера», 2003 г.
21. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. «Кукольный театр – дошкольникам». Москва «Просвещение», 2002 г.
22. И. В. Штанько. «Воспитание искусством в д/с» Москва, Творческий центр «Сфера», 2007 г.
23. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович . «Программа Театр – творчество – дети». Москва, 1995 г.
24. Э.Г.Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 160с.: ил.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый, плоскостной шагающий театр, конусный, теневой, би-ба-бо (перчаточный), фланелеграф, магнитный, штоковый, масочный, варежковый, игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы).
3. Ноутбук, колонки, мультимедийная установка.
4. Костюмы, атрибуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
дополнительная образовательная программа театральной студии«в гостях у сказки» для детей дошкольного возраста 5-7 лет...
Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста
Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство со словами, обозначающими признак предмета....
Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста
Март, 2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....
дополнительная образовательная программа театральной студии
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения ...
Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»
Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...
Дополнительная образовательная программа театрального объединения "Чудики"
Дополнительная образовательная программа театрального объединения «Чудики» имеет художественно-эстетическую направленность. Она дает общие представления о таком виде искусства как театр че...
Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"
Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...