занятие по развитию речи "Образование сложных слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НазароваТатьяна Анатольевна

Занятие по развитию речи "Образование сложных слов" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_slozhnyh_slov_putem_slozheniya_osnov.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Образование сложных слов путем сложения основ». (Пояснения к презентации)

Цель:

 1. Познакомить с новым способом словообразования существительных путем сложения основ.

 2. произношения  слов сложной звуко-слоговой структуры.

 3. Развитие внимания, мышления.

 4. Воспитание речевой активности.

Оборудование: Презентация «Сложные слова», Ход занятия.

Работа с картинками. Слайд №1

Логопед: Ребята, на 1 слайде слова, для занятия но кто-то пошутил и разрезал их на части. Щелкайте мышкой и будут открываться части слова читайте и складывайте. Если все правильно сложите то в конце откроется картинка. (Если ребенок еще не умеет читать ,то читают взрослые)

Объяснение нового материала. Презентация слайд № 3

Взрослый :        Сегодня мы будем учиться образовывать новые слова, которые называются «сложные». Что это за сложные слова мы с вами узнаем, если послушаем стихотворение, которое написал Измайлов, а называется оно

«ПАР и ХОД».

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водою

Он плясал как молодой.

Презентация слайд № 4

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел,

Делать вовсе не умел.

Презентация слайд № 5

Жило-было слово ХОД

В слове «ВЫХОД»,

В слове «ВХОД»

В слове «ХОДИКИ» стучала

И в «ПОХОДЕ» в даль шагала.

Презентация слайд № 6

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили

По воде они поплыли

ПАРом ХОДит ПАРОХОД

В паре ходят ПАР и ХОД.

-        О чем было стихотворение (о паре и слове ХОД).

-        Правильно, эти два самостоятельных слова ПАР и ХОД, но вот они соединились и получилось новое сложное слово ПАРОХОД.

Презентация слайд № 7

Сложное слово – это когда два простых слова соединяются в одно и образуют новые слова.

Образование новых слов.

Взрослый : А сегодня мы познакомимся с новыми сложными словами. Но перед этим я предлагаю вам немного поиграть и выполнять мои задания.

-Возьми лист и сделай так, чтобы он упал (бросает лист на пол).

- Что лист делает? (лист падает).

- Возьми камень и сделай так, чтобы он упала.

- Что делает камень? (камень падает).

(вода падает, камень падает, снег падает).

Взрослый : Вы верно выполнили задания. А теперь послушайте еще раз все слова:

лист падает, снег падает, вода падает, звезда падает, камень падает.

- Какое слово повторяется? (падает).

- Правильно. А теперь посмотрите на схему.

Работа со схемами образования новых слов. Презентация слайд № 8

Логопед: В слове "падать" мы возьмем слог "пад" и будем прибавлять его к нашим словам. Давайте попробуем образовать сложные слова. (снегопад, звездопад, листопад, водопад, камнепад).

 Логопед: Предлагаю придумать предложения с новыми словами.

Презентация слайд № 9

Мы увидели водопад. Ночью начался снегопад. В лесу идёт листопад.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Слайд №10

Есть игрушки у меня (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

Паровоз и два коня (загибают пальчики на обеих руках).

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? (хлопают в ладоши, ударяют кулачками друг о друга).

Как узнать?

Помогите сосчитать?

В.Волина.

Презентация слайд № 11, 12,13,14.

Понравилось образовывать новые слова? Хотите еще попробовать? Тогда вот вам еще одна схема образования сложных слов. Первая половина слова изображена на картинке, давайте их все перечислим: звери, рыбы, мыши и т.д. Вторая часть слова написана. Смотрите в слове ЛОВИТЬ мы будем брать только начало слова ЛОВ. Давайте посмотрим, какие новые сложные слова вы произнесете.  

змее                           лесо                    дымо                      бензо

мыше                        садо                   паро                               цементо

крысо  лов                  цвето         вод       снего      ход           водо          воз

мухо                          ското                  луно                         лесо

рыбо                         животно                                               молоко

зверо                         овоще

 Гимнастика для глаз слайд №15

Презентация слайд № 16,17

Объясни кто такой-змеелов, крысолов, мухолов, рыболов, зверолов.  

Объясни значение слов-овощевод, цветовод, хоровод, садовод, кукловод, пчеловод, животновод.

Для чего нужен-дымоход, пароход, снегоход, луноход.

Назначение автотранспорта –бензовоз, цементовоз, водовоз, лесовоз, молоковоз.

Игра «Почему мы так говорим» (с мячом).

-        Я сейчас буду произносить сложные слова, а вы будете объяснять, почему мы так говорим и какие два слова в нем объединены.

Пылесос – пыль сосет.

Самолет – сам летает.

Самокат – сам катает.

Молоковоз – молоко возит.

Мусоровоз – мусор возит.

Пароход – ходит при помощи пара.

Теплоход – ходит при помощи тепла.

Ледокол – лед колет.

Вездеход – везде ходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи "Живые слова"

Познакомить детей со сказкой и с бабушкой Дашей.   Использовать при составлении описательного рассказа эмпатию ТРИЗ.    Закрепить владение приемами: «Бесконечное предложение», «Х...

Открытое занятие по развитию речи "Добрые слова"

Программное содержание.Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о...

конспект занятия по развитию речи "Вежливые слова"

Развивать  cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам; систематизировать представления о нормах ...

Конспект логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня на тему "Путешествие на поезде"

Задачи:• Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);• Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру с...

Занятие по развитию речи. Тема "Слово. Семья"

Познакомить детей с понятием «Слово»; ориентировка в ближайшем окружении; воспитание внимания, любви к своим родственникам....

Родительское собрание - семинар. Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»

Родительское собрание - семинар.Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»Учитель-логопед: Татаринцева Н.Г...