Конспект занятия по развитию речи "Живые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Михайлова Оксана Михайловна

  Познакомить детей со сказкой и с бабушкой Дашей.   Использовать при составлении описательного рассказа эмпатию ТРИЗ.    Закрепить владение приемами: «Бесконечное предложение», «Хорошо-плохо».      Развивать умение составлять высказывания по речевому образцу, предложенному воспитателем.      Развивать мелкую моторику рук.     Улучшать функции дыхания, тренировать носовое дыхание и смыкание губ.     Воспитывать в детях желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию речи

на тему: «Живые слова»

в средней группе

/КМО воспитателей в ДОУ № 5/

Провели:

воспитатели ДОУ № 5

Михайлова О.М.,

Хасаншина З.С.

г. Альметьевск 2009г.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей со сказкой и с бабушкой Дашей.
  2. Использовать при составлении описательного рассказа эмпатию ТРИЗ.
  3. Закрепить владение приемами: «Бесконечное предложение», «Хорошо-плохо».
  4. Развивать умение составлять высказывания по речевому образцу, предложенному воспитателем.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Улучшать функции дыхания, тренировать носовое дыхание и смыкание губ.
  7. Воспитывать в детях желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Материал:

  • Листы бумаги с изображением точек в виде круга;
  • «Камушки» сделанные из дермантина;
  • Материал зеленого цвета;
  • Костюм бабушки;
  • Атрибуты русской избы: печь, скамейки, кровать, стол, самовар, домашняя утварь;
  • Схемы к сказке;
  • Мольберт;
  • Фланелеграф;
  • Уголек;
  • Игрушки: кот, петух, лиса;
  • Кубики высотой не более 10—12 см по количеству детей.

Методические приемы:

  • Рисование по точкам;
  • Игра «Перейди болото»;
  • Игра «Хорошо-плохо»;
  • Рассказывание сказки с использованием схем;
  • Игра «Передай уголек»;
  • Рассматривание игрушек: кота, петуха, лисы;
  • Составление описательного рассказа с использованием приема эмпатия ТРИЗ;
  • Физкультминутка «Петушки»;
  • Прием ТРИЗ «Бесконечное предложение»;
  • Сюрпризный момент - чай с пирогом.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал. Здороваются с гостями и садятся на стульчики. ,

Воспитатель: - Ой, ребята посмотрите, что у меня есть. Это бумага, на которой что-то нарисовано, но я не пойму что. Помогите мне, возьмите карандаши и соедините эти точки. Соединили? Что получилось? (Ответы детей). Да, дети круг. Какие предметы похожи на круг? (Тарелка, часы, чашка, шар, пирог и т.д.). Правильно дети, круглым может быть и пирог. Сейчас мы отправимся с вами в гости к бабушке Даши, на чай с пирогом. Стройтесь друг за другом и пойдем к бабушке.

Дети идут, но на их пути препятствие - болото.

Воспитатель: - Дети, как нам перейти через болото?

Дети: - Можно перейти по камушкам. (На болоте лежат «камушки»).

 Воспитатель: - А как нужно идти?

Дети: - Осторожно, наступая след в след, нельзя уходить в сторону и т. д. Переходят болото.

Воспитатель: - Вот и прошли опасный участок пути. Смотрит, на крыльце своего дома бабушка Даша стоит нас ждет.

Подходят к дому бабушки.

Бабушка Даша: - Здравствуйте, гости дорогие. Как я вас'заждалась, проходите в дом и усаживайтесь поудобнее.

Дети рассаживаются на скамейки.

Бабушка Даша: -   Пока пирог печется дети, я хочу у вас спросить «Вы сказки любите?»

Дети: - ДА!

Бабушка Даша: - Скажите, сказка - это хорошо или плохо? Дети: - Хорошо.

Бабушка Даша: - Почему хорошо?

Дети: - Бывают добрые сказки, хорошие персонажи, учат добру, вежливости, поступать правильно, их читают перед сном и т. д.

Бабушка Даша: - А, что плохого?

Дети: - Бывают злые персонажи, бывает не интересная, сказка с плохим концом и т. д.

- Кто хочет превратиться в петушка? (Я - петушок, у меня острый клюв, круглые глаза навыкат, большие крылья, пушистый хвост, красный гребешок...)

-А теперь посмотрим на кошку. Какая кошка? (Пушистая, черная, с белой грудкой).

- Какие у кошки ушки? (Чуткие).

 -Какие у кошки глазки? (Зеленые. Хорошо видят ночью).

 -Какие у кошки лапки? (Толстые, на лапках подушки и коготки).

-Что кошка умеет делать? (Ловить мышей).

-Кто хочет стать кошкой? (Я - кошка, я пушистая, черная, с белой грудкой...).

-Какая лиса? (Рыжая, пушистая, хитрая, коварная).

-Какая у лисы мордочка? (Длинная, любопытная).

-Какие у лисы зубы? (Острые).

-Что лиса умеет делать? (Охотиться на птиц, зайцев, мышей).

-Кто хочет стать лисой? (Я - лиса, я рыжая, пушистая...).

Бабушка Даша: - Молодцы! Хорошо изображали петушка, кошку и лису. Ой, вы наверно устали и притомились. Дети, сейчас вы превратитесь в Петушков. Поиграем в игру «Петушки».

Ход игры. Дети стоят в шеренге. По площадке перед детьми на расстоянии шага расставлены предметы. Руки-«крылья» опущены, вытянуты, несколько отведены ладонями вперед, лопатки сдвинуты. Высоко поднимая колени, оттягивая носок, дети движутся вперед, перешагивая через предметы, произнося: «Пе-ту-шок». На слоге «шок» дети опускают ногу за предмет. Игра повторяется несколько раз. Ведущий контролирует осанку.

Бабушка Даша: - Садитесь на свои места. У меня для вас есть еще игра, которая называется «Бесконечное предложение». Я задам вам слово, а вы все добавляете по одному слову, стараясь продолжить предложение. Слово «кошка».

На этом наше путешествие в сказку закончилось. О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось? (Ответы детей).

Бабушка Даша: - Вот и пирог испекся, какой румяный. Прошу к столу, пить чай с пирогом.

Бабушка Даша: - Молодцы! Можете отличить и хорошее, и плохое. А сейчас я вам 1 расскажу и даже покажу (воспитатель будет использовать карточки-схемы) свою сказку. Вот послушайте:

-        Жила-была кошка Мурка, мягонькая шкурка, и петушок, красный гребешок. Жили они в лесу, в маленьком домике. Жили, не тужили, меж собой дружили.

Вот однажды ушла кошка Мурка в лес на охоту - мышек половить, коготки о стволы деревьев поточить. Остался петушок один-одинешенек. Скучно ему стало в доме, решил он пойти погулять на полянке.        Е

Вдруг, откуда ни возьмись, лиса - рыжая краса.

Давно знала лиса про петушка, да боялась Муркиных когтей. Подкралась лиса из-за куста, долго разговаривать не стала, схватила петушка зубами за крылышко, да и понесла к себе в нору, своим лисятам на обед.

А Мурка в это время на дерево влезла, за птичками да за мышками сверху понаблюдать. И вдруг видит: несут ее дружка-петушка за крылышко. Прыгнула Мурка с дерева прямо лисе на холку, сбила ее с ног, лиса и выпустила петушка. А сама с испугу убежала в другой лес.

А петушок с кошкой Муркой вернулись домой, полечили петушку крылышко и стали жить-поживать, да добра наживать.'

Грамзапись «Голоса животных»        I

Бабушка Даша: - Ой, пойду, посмотрю, что за шум. Кто там шумит?        ,  1

Бабушка уходит и приносит петуха, кота и лису.        \

Бабушка Даша: - Ребята, главные герои сказки хотят, чтобы вы про них рассказали? Вот посмотрите, что у меня есть. (Уголек). Уголек из печки и мы будем друг другу его передавать, отвечая на вопросы.

  • Где жили главные герои? (Жили в лесу в маленьком домике).        | ]      - Как они жили? (Жили, не тужили, меж собой дружили).

- Петушок какой? (Голосистый, горластый, разноцветный).

- Какой у него клюв? (Острый).

- Какой у него гребешок? (Красный).        <  1

- Какие у петушка глаза? (Навыкат).

- Что петушок любит делать? (Клевать зернышки, копать червяков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Конспект занятия:Речевое развитие: "Волшебные слова"(дети 5-7лет)

Самоанализ игры - занятия Игра-занятие проведена с детьми старшей группы , возраст детей 5-7 лет. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующих...