Конструкт образовательной деятельности по развитию речи "Городской транспорт" в разновозрастной группе(4-7 лет) для детей с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Группа: разновозрастная ( 4-7 лет)
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид НОД: формирование лексико – грамматического компонента речи
Форма НОД: беседа и составление рассказа по картине
Тема: Городской транспорт
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
-дети проявляют интерес к познанию предметов окружающего мира
- дети ознакомлены с видами городского транспорта, историей его возникновения;
-дети демонстрируют обогащение словарного запаса по теме образовательной деятельности;
- дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь;
- дети проявляют умение составлять небольшие рассказы описательного характера на тему, предложенную учителем- логопедом;
- детей демонстрируют развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия;
- дети демонстрируют развитые графомоторные навыки;
-дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.
Цель: формирование интереса к познанию предметов окружающего мира в процессе ознакомления с городским транспортом и составление описательного рассказа о транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт образовательной деятельности по развитию речи
Дата: 13.02.2020г.
Учитель – логопед: Белоносова Татьяна Михайловна
Группа: разновозрастная (4-7 лет)
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид НОД: формирование лексико – грамматического компонента речи
Форма НОД: беседа и составление рассказа по картине
Тема: Городской транспорт
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
-дети проявляют интерес к познанию предметов окружающего мира
- дети ознакомлены с видами городского транспорта, историей его возникновения;
-дети демонстрируют обогащение словарного запаса по теме образовательной деятельности;
- дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь;
- дети проявляют умение составлять небольшие рассказы описательного характера на тему, предложенную учителем- логопедом;
- детей демонстрируют развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия;
- дети демонстрируют развитые графомоторные навыки;
-дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.
Цель: формирование интереса к познанию предметов окружающего мира в процессе ознакомления с городским транспортом и составление описательного рассказа о транспорте.
Задачи коррекционно - развивающей деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
3.Коррекционно-воспитательные:
| Аркадий - воспитывать умение отвечать полным ответом. Полина – учить правильно строить предложения разных речевых конструкций |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема; формирование личностного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитание через взаимодействие
Принципы обучения: принцип деятельности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности знаний.
Принципы развития речи: принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над разными сторонами речи
Методы воспитания и обучения: беседа, поощрение, пересказ
Методы обучения: Словесные: чтение, беседа, художественное слово, пересказ, словарная работа.
Наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ. Практические: игры, упражнения
Средства обучения:
презентация «Транспорт», игрушка машинка, знак «Автобусная остановка», физкультминутка Е.Железновой «Автобус», тренажер В. Ф. Базарного, фотоаппарат, пеналы с бусинами (6 шт.), игра «Звуковая память», игра «Угадай транспорт», мнемотаблица, наборы для рисования (6 шт.), цветные карандаши, листы для рисования.
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивационный этап Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность; | Беседа | Дети входят в кабинет, слышат шум игрушечной машины. -Дети, слышите, что это за шум? -Для чего людям нужны машины? (для работы, для путешествий) - Молодцы, очень интересные у Вас ответы. - А вы любите путешествовать? - На каком транспорте можно совершить путешествие? Мы сегодня с вами отправимся путешествовать по городу | Дети слушают учителя – логопеда и отвечают на вопросы | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
2.Объявление темы. Задача: -развивать интерес к предметам окружающего мира | Художествен-ное слово | - Вы правы, путешествовать можно на любом транспорте. -А на каком транспорте мы будем путешествовать по городским улицам, вы узнаете, если отгадаете загадку. Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином… - Правильно, это автобус (на слайде - автобус) -Проходите на «остановку автобуса», присаживайтесь. Сейчас подъедет автобус. | Дети слушают учителя – логопеда Дети садятся на стулья, рядом знак «Автобусная остановка» | Дети проявляют интерес к предметам окружающего мира |
3.Артикуляционная гимнастика Задача: -развитие артикуляционной моторики | Упражнения Художественное слово | - Давайте подготовим наш язычок к путешествию. Я буду читать стихотворение, а вы выполняете упражнения с бусинами: передвигаете бусины язычком в правую сторону, затем в левую сторону. — Вы не волнуйтесь, я иду-у! - Автобус готов к отправлению. Заходите в автобус, садитесь. -Наш автобус необычный, а почему он необычный, вы скажите в конце занятия. | Педагог читает стихотворение, дети выполняют упражнения с бусинами Дети проходят и садятся в «автобус» | Дети демонстрируют развитые двигательные умения органов артикуляции |
4. Изучение новой темы. Задачи: уточнить и закрепить представления о городском общественном транспорте; познакомить детей с историей возникновения городского транспорта; - развивать монологическую и диалогическую форму речи | Беседа | Дети, посмотрите, какой интересный едет транспорт. ( на слайде фотография самого первого автобуса) -Сейчас такого транспорта нет. А на первых автобусах именно так и ездили. Люди хотели придумать, как перевозить сразу много человек. Они сделали большую крытую повозку и запрягли в неё лошадей. А когда появился мотор, автобусы стали очень удобным транспортным средством. -Продолжаем наше путешествие. Ребята, посмотрите, нам на пути встретился еще один автобус. Это автобус перевозит пассажиров в пределах города. -Как этот автобус называется? (городской автобус) (на слайде - фотография городского автобуса) - Вот едет автобус, который предназначен для перевозки пассажиров на небольшие расстояния недалеко от города. Как вы думаете, как называется этот автобус? (пригородный автобус) (на слайде - фотография пригородного автобуса) - А вот едет автобус, который перевозит пассажиров на дальние расстояния. Как называется этот автобус? (междугородный автобус) ( на слайде – фотография междугороднего автобуса) - А вот на пути нам встретился школьный автобус. Как вы думаете, для чего предназначен этот автобус? (для организованной перевозки детей к учебным заведениям) (на слайде – фотография школьного автобуса) - Посмотрите, это едет автобус, который предназначен для проведения экскурсий и туристических поездок. Это такой же автобус как у нас. - Как называется этот автобус? (экскурсионный автобус) (на слайде экскурсионный автобус) -Автобусы ездят на бензине или дизельном топливе. | Дети слушают учителя – логопеда и отвечают на вопросы | Дети вовлечены в разговор во время беседы. Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь. |
5. Развитие фонематического восприятия Задача: -развивать фонематические процессы | Упражнение | - Посмотрите внимательно на этот автобус. Как вы думаете, кто там едет? Хотите узнать, кто эти пассажиры и откуда приехали? Мы сделаем остановку и познакомимся с ними. (на слайде фотография людей) (звучит запись-разговор иностранцев) -В этом автобусе едут иностранцы - это граждане другой страны. Они говорят на иностранном языке. -Попробуем за ними повторить «Hello, my friends». Здравствуйте, мои друзья. «Hello, my friends». Повтори, Олеся это предложение «How are you? » Как дела? «How are you? » Повтори, Тимофей. Полина отвечай: «I am fine» Хорошо. «We live in England». Мы живем в Англии. «We live in England». Повтори, Миша. «Where do you live?». Где вы живете? «Where do you live? » Повтори, Аркадий Отвечай Лиза: «We are from Russia». Мы – из России» Иностранным туристам нужно ехать дальше. Давайте скажем им досвидание. «Good bye». Повторим все вместе. | Дети слушают и повторяют за учителем - логопедом | Дети демонстрируют развитую звуковую культуру речи, фонематический слух и фонематическое восприятие. |
6. Развитие фонематического слуха, процессов внимания и памяти -развивать звуковую культуру речи | Игра | (звучит запись - шум города, на слайде- улица города ) Послушайте, на улицах города очень шумно, т.к. гудят машины, идут и разговаривают пешеходы. Поэтому надо быть очень внимательным, соблюдать правила дорожного движения. Только так мы защитим себя от опасности на дороге – дорожно-транспортных происшествий. -Давайте узнаем, кто самый внимательный из вас и поиграем в игру «Звуковая память» Правила игры. Трясем баночку и запоминаем её звучание. Находим на поле баночку с этим звуком. Победит тот, кто соберет больше баночек. ( дети выполняют задание) -Какая баночка самая громкая? Какая баночка самая тихая? | Дети выполняют задание | Дети демонстрируют развитую звуковую культуру речи, фонематический слух |
7.Физкультминутка Задачи: -снять мышечное напряжение; -совершенствовать двигательные умения и навыки детей | Упражнения | -Отправляемся дальше, Физминутка Е.Железновой «Автобус»
Колёса закружились. После физминутки дети занимают свои места | Дети повторяют движения за учителем - логопедом | Дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки. Мышечное напряжение снято |
8. Изучение нового материала. Задачи: уточнить и закрепить представления о городском общественном транспорте; познакомить детей с историей возникновения городского транспорта; - развивать монологическую и диалогическую форму речи | Беседа | (на слайде – трамвай) -Посмотрите на этот вид городского транспорта. Как он называется? (трамвай) Трамвай- это единственный наземный городской транспорт, который может быть разной длины за счет сцепления и расцепления вагонов. Трамвай работает от электросети, поэтому не загрязняет воздух выхлопными газами. Для стоянки и ремонта трамвай приезжает в депо. Первый трамвай придумали, когда еще не было электричества. По определенному маршруту проложили рельсы и поставили на них повозку. Её тащил лошади. Такой транспорт назывался «конка» от слова «конь». - А вот на пути нам встретился еще один транспорт. Как он называется? (на слайде – троллейбус) -Троллейбус работает от электросети, как трамвай, но движется не по рельсам, а по обычным дорогам, как автобус. На крыше троллейбуса расположены штанги, которые соединяют его с электрическими проводами. - Посмотрите, какой маленький автобус. Это маршрутное такси. (на слайде – маршрутное такси) -В отличие от остальных видов городского транспорта, маршрутное такси может останавливаться не только на остановках, но и в любых местах, где это не запрещено правилами дорожного движения. Автобусом, трамваем, троллейбусом, такси управляет кто? (водитель) - Автобус, трамвай, троллейбус, такси это какой вид транспорта? (наземный транспорт). Во многих городах есть метро или метрополитен-это городская электрическая железная дорога (на слайде – метро) Главные преимущества метро – это высокая скорость и возможность перевозить большое количество пассажиров одновременно. Поезда метро ездят в подземных коридорах-туннелях. Они доставляют людей из одного района города в другой. - Ребята обратите внимание на небольшое здание с буквой «М». Как вы думаете, что это такое? Вход на станцию метро обозначается знаком с буквой «М». Метро – самый быстрый вид общественного транспорта. Метро управляет машинист. Первое метро было открыто в Лондоне (Англия), а в нашей стране - в Москве. Метро – это какой вид транспорта? (подземный вид транспорта) | Дети слушают учителя – логопеда и отвечают на вопросы | Дети вовлечены в разговор во время беседы. Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь. |
9.Составление описательного рассказа по схеме Задачи: - составить описательный рассказ по схеме; - развивать монологическую и диалогическую форму речи | Демонстрация Пересказ | Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в Детский сад. Пока мы едем, мы поиграем в игру «Угадай транспорт» Послушайте правила игры. Одному игроку на голову надевается обруч и устанавливается карточка с рисунком транспорта, который известен всем игрокам, кроме одного. Другие игроки по одному рассказывают по схеме о заданном предмете. Задача игрока - отгадать предмет, изображенный на рисунке. Детям предлагается мнемотаблица 1.Из каких частей состоит? 2. Какого цвета? 3. Как ездит ( по рельсам или по дороге) 4. Грузовой или пассажирский транспорт? 5. Какой вид транспорта? (наземный, подземный) | Дети составляют описательный рассказ по схеме | Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь |
10.Гимнастика для глаз Задача: -снять зрительное напряжение | Упражнения | -Вот мы и приехали. - Ребята, выходим из автобуса. - Посмотрите на небо, как красиво летают птицы. Проследим за их полётом. (тренажер Базарного В.Ф) | Дети выполняют упражнения | Зрительное напряжение снято |
11. Упражнение «Волшебное зеркало» Задача: -развитие графических навыков | Упражнение | -Ребята, пока мы с вами ехали, я сделала много фотографий. Вы выберете фотографию, которая вам запомнилась, и нарисуйте ее через волшебное зеркало. - Что, Саша, ты выбрал? учитель – логопед спрашивает всех детей - Ребята, как это можно назвать одним словом? | Дети рисуют | Дети ориентированы на самостоятельную деятельность |
12.Итог занятия Задачи: - вовлекать детей в разговор во время беседы; - развивать монологическую и диалогическую форму речи | Беседа | - Ребята, на каком автобусе мы путешествовали? А помните, я вам говорила в начале занятия, что автобус у нас необычный? Как называется наш автобус? На этом автобусе мы совершили экскурсию по городу. Значит, это какой автобус? (экскурсионный) | Дети отвечают на вопросы учителя – логопеда | Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь |
13.Рефлексия Задача: -побудить к анализу результатов совместной деятельности | Беседа | -Какой транспорт мы видели на улицах города? -Какой вид общественного транспорта самый быстрый? (метро) -Как вы думаете, какой транспорт важнее и нужнее людям? -Ребята, что вам запомнилось на занятии? Было ли вам трудно? | Дети высказывают свое мнение | Дети анализируют результат совместной деятельности |
14.Открытость Задача: - ориентировать детей на самостоятельную деятельность | Беседа | Вы хотите еще раз отправиться в путешествие? А куда вы бы хотели поехать? | Дети высказывают свое мнение | Дети ориентированы на самостоятельную деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи «Река и речные обитатели»...
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Одежда, обувь, головные уборы"
Группа: старшая группа (5-6 лет)Тема НОД: «Одежда, обувь, головные уборы»Образовательная область: речевое развитиеВиды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативнаяФорма проведени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»
1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: "Колючий недотрога"
Предлагаю занятие по развитию речи детей от 3 до 5 лет "Колючий недотрога"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе (от 5 до 7 лет) для детей с ОВЗ (нарушение речи) на логопедическом пункте.
Активизировать словарь детей по теме:"Зимующие птицы".Учить составлять рассказ с опорой на схему....
План образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе (5-7лет) Беседа «Выросли в лесочке, грибы, грибочки»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23468969","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе (5-7лет) Заучивание стихотворения З. Петрова «Делаем зарядку»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25345158","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...