Конструкт образовательной деятельности по развитию речи "Городской транспорт" в разновозрастной группе(4-7 лет) для детей с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Белоносова

Группа: разновозрастная ( 4-7 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид НОД: формирование лексико – грамматического компонента речи

Форма НОД: беседа и составление рассказа по картине

Тема: Городской транспорт

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

-дети проявляют интерес к познанию предметов окружающего мира

- дети ознакомлены с видами городского транспорта, историей его возникновения;

-дети демонстрируют обогащение словарного запаса по теме образовательной деятельности;

- дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь;

- дети проявляют умение составлять небольшие рассказы описательного характера на тему, предложенную учителем- логопедом;

- детей демонстрируют развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия;

- дети демонстрируют развитые графомоторные навыки;

-дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.

Цель: формирование интереса к познанию предметов окружающего мира в процессе  ознакомления с городским транспортом и составление описательного рассказа о транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт образовательной деятельности по развитию речи  

Дата: 13.02.2020г.

Учитель – логопед: Белоносова Татьяна Михайловна

Группа: разновозрастная (4-7 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид НОД: формирование лексико – грамматического компонента речи

Форма НОД: беседа и составление рассказа по картине

Тема: Городской транспорт

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

-дети проявляют интерес к познанию предметов окружающего мира

- дети ознакомлены с видами городского транспорта, историей его возникновения;

-дети демонстрируют обогащение словарного запаса по теме образовательной деятельности;

- дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь;

- дети проявляют умение составлять небольшие рассказы описательного характера на тему, предложенную учителем- логопедом;

- детей демонстрируют развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия;

- дети демонстрируют развитые графомоторные навыки;

-дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.

Цель: формирование интереса к познанию предметов окружающего мира в процессе  ознакомления с городским транспортом и составление описательного рассказа о транспорте.

Задачи

коррекционно - развивающей деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Коррекционно – образовательные:
  •  уточнить и закрепить представления о городском общественном транспорте;  
  • познакомить детей с историей возникновения городского транспорта;
  •   продолжать учить составлять описательный  рассказ по схеме.
  1. Коррекционно – развивающие: 
  • развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
  • развитие связной речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  •  развитие графомоторных навыков; 
  • развитие процессов внимания и памяти.

3.Коррекционно-воспитательные:

  • повышать мотивацию дошкольников к образовательной деятельности;
  • формировать навыки сотрудничества, инициативности доброжелательности;
  •  формировать коммуникативные навыки.

Аркадий - воспитывать умение отвечать полным ответом.

Полина – учить правильно строить предложения разных речевых конструкций

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема; формирование личностного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитание через взаимодействие

Принципы обучения: принцип деятельности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности знаний.

Принципы развития речи: принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над разными сторонами речи

Методы воспитания и обучения: беседа, поощрение, пересказ

Методы обучения: Словесные: чтение, беседа, художественное слово, пересказ, словарная работа.

Наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ.  Практические: игры, упражнения

Средства обучения:

презентация «Транспорт», игрушка машинка, знак «Автобусная остановка»,  физкультминутка Е.Железновой «Автобус», тренажер  В. Ф. Базарного, фотоаппарат, пеналы с бусинами (6 шт.), игра «Звуковая память», игра «Угадай транспорт»,  мнемотаблица, наборы для рисования (6 шт.), цветные карандаши, листы для рисования.

Ход деятельности

Этапы

Методы

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап

Задача:

мотивировать детей на предстоящую деятельность;

 Беседа

Дети входят в кабинет, слышат шум игрушечной машины.

-Дети, слышите, что это за шум?

-Для чего людям нужны машины? (для работы, для путешествий)

- Молодцы, очень интересные у Вас ответы.

- А вы любите путешествовать?

- На каком транспорте можно совершить путешествие?

Мы сегодня с  вами отправимся путешествовать по городу

Дети слушают  учителя – логопеда и отвечают на вопросы

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

2.Объявление темы.

Задача:

-развивать интерес к предметам окружающего мира

Художествен-ное слово

- Вы правы, путешествовать можно  на любом транспорте.

-А на каком транспорте мы будем путешествовать по городским улицам, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Что за чудо – длинный дом!

 Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином…

- Правильно, это автобус (на слайде - автобус)

-Проходите на «остановку автобуса», присаживайтесь. Сейчас подъедет автобус.

Дети слушают  учителя – логопеда

Дети садятся на стулья, рядом знак  «Автобусная остановка»

Дети проявляют интерес

к предметам окружающего мира

3.Артикуляционная гимнастика

Задача:

-развитие артикуляционной моторики

Упражнения

Художественное слово

- Давайте подготовим  наш язычок к путешествию.  Я буду читать стихотворение, а вы выполняете упражнения с бусинами: передвигаете бусины язычком в правую сторону, затем в левую сторону.

— Вы не волнуйтесь, я иду-у!
— Сейчас я двери сам открою,
Дверную ручку вам подам,
Всех усажу и всех устрою,
Чтобы удобней было вам.
Входите, все входите!
Поехали,  водитель.  

- Автобус готов к отправлению. Заходите в автобус, садитесь.

-Наш автобус необычный, а почему он необычный, вы скажите в конце занятия.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют упражнения с бусинами

Дети проходят и садятся в «автобус»

Дети демонстрируют развитые двигательные умения органов артикуляции

4. Изучение новой  темы.

Задачи:

уточнить и закрепить представления о городском общественном транспорте;  

познакомить детей с историей возникновения городского транспорта;

- развивать монологическую и диалогическую форму речи

Беседа

Дети, посмотрите, какой интересный едет транспорт. ( на слайде фотография самого первого автобуса)

-Сейчас такого транспорта нет. А на первых автобусах именно так и ездили. Люди хотели придумать, как перевозить сразу много человек. Они сделали большую крытую повозку и запрягли в неё лошадей.

 А когда появился мотор, автобусы стали очень удобным транспортным средством.

 -Продолжаем наше путешествие. Ребята, посмотрите, нам на пути встретился еще один автобус. Это автобус перевозит пассажиров в пределах города.

-Как этот автобус называется?  (городской автобус) (на слайде - фотография городского автобуса)

 - Вот едет автобус, который предназначен для перевозки пассажиров на небольшие расстояния недалеко от города. Как  вы думаете,  как называется этот автобус? (пригородный автобус) (на слайде - фотография пригородного  автобуса)

- А вот едет автобус, который перевозит пассажиров на дальние расстояния. Как называется этот автобус?  (междугородный автобус)

( на слайде – фотография междугороднего автобуса)

- А вот на пути нам встретился школьный автобус. Как вы думаете, для чего предназначен этот автобус? (для организованной перевозки детей к учебным заведениям) (на слайде – фотография школьного автобуса)

- Посмотрите, это  едет автобус, который предназначен для  проведения экскурсий и туристических поездок. Это такой же автобус как у нас.

- Как называется этот автобус? (экскурсионный автобус) (на слайде экскурсионный автобус)

-Автобусы ездят на бензине или дизельном топливе.

Дети слушают  учителя – логопеда и отвечают на вопросы

Дети вовлечены в разговор во время беседы.

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь.

5. Развитие фонематического восприятия

Задача:

-развивать фонематические процессы

Упражнение

 - Посмотрите внимательно на этот автобус. Как вы думаете, кто там едет?  Хотите узнать, кто эти пассажиры и откуда приехали? Мы сделаем остановку и познакомимся с ними.

 (на слайде фотография людей) (звучит запись-разговор иностранцев)

-В этом автобусе едут иностранцы - это граждане другой страны. Они говорят на иностранном языке.

-Попробуем за ними повторить

«Hello, my friends». Здравствуйте, мои друзья. «Hello, my friends».  Повтори, Олеся  это предложение

«How are you? »  Как дела? «How are you? »  Повтори, Тимофей.

Полина отвечай: «I am fine» Хорошо.

«We live in England». Мы живем в Англии.  «We live in England». Повтори, Миша.

«Where do you live?».  Где вы живете? «Where do you live? »  Повтори, Аркадий

Отвечай Лиза: «We are from Russia».  Мы – из России»

Иностранным туристам нужно ехать дальше. Давайте скажем им досвидание. «Good bye».  Повторим все вместе.

Дети слушают  и повторяют за учителем - логопедом

Дети демонстрируют развитую звуковую культуру речи, фонематический

слух и фонематическое восприятие.

6. Развитие фонематического слуха, процессов внимания и памяти
Задача:

-развивать звуковую культуру речи

Игра

 (звучит запись - шум города, на слайде- улица города )  Послушайте, на улицах города очень шумно, т.к. гудят машины,  идут и разговаривают пешеходы.  Поэтому надо быть очень внимательным, соблюдать правила дорожного движения. Только так мы  защитим себя от опасности на дороге – дорожно-транспортных происшествий.

-Давайте  узнаем, кто самый внимательный из вас и поиграем в игру «Звуковая память»

 Правила игры. Трясем баночку и запоминаем её звучание. Находим на поле баночку с этим звуком. Победит тот, кто соберет больше баночек. ( дети выполняют задание)

-Какая  баночка самая громкая? Какая баночка самая тихая?

Дети выполняют задание

Дети демонстрируют развитую звуковую культуру речи, фонематический слух

7.Физкультминутка

Задачи:

-снять мышечное напряжение;

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей

Упражнения

-Отправляемся дальше,

Физминутка Е.Железновой «Автобус»


Вот мы в автобусе сидим.
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим.
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд.
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт,
Не везёт?

Колёса закружились.
Вот так вот, вот так вот.
Вперёд мы покатились.
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт.
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд.
Вот так вот!

После физминутки дети занимают свои места

Дети повторяют движения за учителем - логопедом

Дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки. Мышечное напряжение снято

8. Изучение нового материала.

Задачи:

уточнить и закрепить представления о городском общественном транспорте;  

познакомить детей с историей возникновения городского транспорта;

- развивать монологическую и диалогическую форму речи

Беседа

(на слайде – трамвай)

-Посмотрите на этот вид  городского транспорта. Как он называется? (трамвай)  

Трамвай- это единственный наземный городской транспорт, который может быть разной длины за счет сцепления и расцепления вагонов. Трамвай работает от электросети, поэтому не загрязняет воздух выхлопными газами. Для стоянки и ремонта трамвай приезжает в депо.

Первый трамвай придумали, когда еще не было электричества. По определенному маршруту проложили рельсы и поставили на них повозку. Её тащил лошади. Такой транспорт назывался «конка» от слова «конь».

- А вот на пути нам встретился еще один транспорт. Как он называется? (на слайде – троллейбус)

-Троллейбус работает от электросети, как трамвай, но движется не по рельсам, а по обычным дорогам, как автобус. На крыше троллейбуса расположены штанги, которые соединяют его с электрическими проводами.

- Посмотрите, какой маленький автобус. Это маршрутное такси.

(на слайде – маршрутное такси)

 -В отличие от остальных видов городского транспорта, маршрутное такси может останавливаться не только на остановках, но и в любых местах, где это не запрещено правилами дорожного движения.

Автобусом, трамваем,  троллейбусом, такси управляет кто? (водитель)

- Автобус, трамвай, троллейбус, такси это какой вид транспорта? (наземный транспорт).

Во многих городах есть метро или метрополитен-это городская электрическая железная дорога (на слайде – метро) Главные преимущества метро – это высокая скорость и возможность перевозить большое количество пассажиров одновременно. Поезда метро ездят в подземных коридорах-туннелях. Они доставляют людей из одного района города в другой.

- Ребята обратите внимание на небольшое здание с буквой «М». Как вы думаете, что это такое? Вход на станцию метро обозначается знаком с буквой «М». Метро – самый быстрый вид общественного транспорта.  Метро управляет машинист. Первое метро было открыто в Лондоне

 (Англия), а в нашей стране - в Москве. Метро – это какой вид транспорта? (подземный  вид транспорта)

Дети слушают  учителя – логопеда и отвечают на вопросы

Дети вовлечены в разговор во время беседы.

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь.

9.Составление  описательного рассказа по схеме

Задачи:

- составить описательный  рассказ по схеме;

- развивать монологическую и диалогическую форму речи

Демонстрация

Пересказ

Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в Детский сад.  Пока мы едем, мы поиграем в игру «Угадай транспорт» Послушайте правила игры. Одному игроку на голову надевается обруч и устанавливается карточка с рисунком транспорта, который известен всем игрокам, кроме одного. Другие игроки  по одному рассказывают по схеме о заданном предмете. Задача игрока - отгадать предмет, изображенный на рисунке. Детям предлагается мнемотаблица

1.Из каких частей состоит? 2. Какого цвета? 3. Как ездит

 ( по рельсам или по дороге) 4. Грузовой или пассажирский транспорт? 5. Какой вид транспорта? (наземный, подземный)

Дети составляют описательный рассказ по схеме

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь

10.Гимнастика для глаз

Задача:

-снять зрительное напряжение

Упражнения

-Вот мы и приехали.

- Ребята, выходим из автобуса. - Посмотрите на небо, как красиво летают птицы. Проследим за их полётом.  (тренажер Базарного В.Ф)

Дети выполняют упражнения

 Зрительное

напряжение снято

11. Упражнение

 «Волшебное зеркало»

Задача:

 -развитие графических  навыков

Упражнение

-Ребята, пока мы с вами ехали, я сделала много фотографий. Вы выберете фотографию, которая вам запомнилась, и нарисуйте ее через волшебное зеркало.

- Что, Саша, ты выбрал? учитель – логопед спрашивает всех детей

- Ребята, как это можно назвать одним словом?

Дети рисуют

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность

12.Итог занятия

Задачи:

- вовлекать детей в разговор во время беседы;

- развивать монологическую и диалогическую форму речи

Беседа

- Ребята, на каком автобусе мы путешествовали? А помните, я вам говорила в начале занятия, что автобус у нас необычный? Как называется наш  автобус?

На этом автобусе мы совершили экскурсию по городу. Значит, это какой автобус? (экскурсионный)

Дети   отвечают на вопросы учителя – логопеда

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь

13.Рефлексия

Задача:

-побудить к анализу результатов совместной деятельности

Беседа

-Какой транспорт мы видели на улицах города?

-Какой вид общественного транспорта самый быстрый? (метро)

-Как вы думаете, какой  транспорт важнее и нужнее людям?

-Ребята, что вам запомнилось на занятии? Было ли вам трудно?

Дети высказывают свое мнение

Дети анализируют результат совместной деятельности

14.Открытость

Задача:

- ориентировать детей на самостоятельную деятельность

Беседа

Вы хотите еще раз отправиться в путешествие? А куда вы бы хотели поехать?

Дети высказывают свое мнение

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Одежда, обувь, головные уборы"

Группа: старшая группа (5-6 лет)Тема НОД: «Одежда, обувь, головные уборы»Образовательная область: речевое развитиеВиды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативнаяФорма проведени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»

1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...