Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»
методическая разработка по развитию речи на тему
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи «Река и речные обитатели»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reka_i_ee_obitateli.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи «Река и речные обитатели»
Разработала: воспитатель старшей группы Вавилина Наталья Андреевна
Цель: Создание условий для уточнения и систематизирования знаний детей о реке и речных обитателях.
Задачи:
- создать условия для закрепления знаний детей о реке «Таштып» и ее обитателях;
- создать условия для развития речи детей, умение подбирать к словам прилагательные и глаголы;
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- создать условия для развития логического мышления, воображения;
- создать условия для составления коллективной работы «обитатели реки»;
- воспитывать у детей любовь к родному краю и желание сохранить его красоту.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей ее, и к небесам
Она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут ее………вода.
Артикуляционная гимнастика.
- Капли воды накапливаются в тучке. Тучка становится все больше и больше (надувать поочередно щеки, потом обе сразу).
- Из тучки проливается дождик (выпускать воздух изо рта постепенно).
- Капельки капают из тучки на землю («Качели»).
- Капельки сливаются в тонкие ручейки («Иголочка»).
- Из ручейков образуется широкая река («Лопатка»).
- Из реки капельки попадают в море, а затем в глубокий океан («Чашечка»).
- Подул сильный ветер, в океане появились высокие волны («Горка»).
- Покажем, как капельки катаются по высоким волнам(«Катушка»).
- И вот над океаном выглянуло яркое солнце («Язычок рисует круг»).
- Капельки стали легкими, превратились в пар и потянулись вверх к маме-тучке (тянем язык к носу).
Воспитатель:
Вода в природе никуда не исчезает, ее можно встретить повсюду. Ребята, давайте поищем, в каких словах живет слово «вода»? (Педагог демонстрирует картинки с изображением родственных слов).
Дети: Водяной, водоросли, водные лыжи, водолаз, водопад, водопой, наводнение. (При затруднении педагог помогает детям наводящими вопросами).
Воспитатель : Правильно! Как назвать эти слова, которые похожи по смыслу и по звучанию?
Дети: Слова-родственники.
Воспитатель : Ребята, а кто живет в воде?
Дети: Рыбы.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников, а без какого короткого слова не было бы всех этих слов?
Дети: Рыба.
Воспитатель: А давайте посмотрим, какие вы рыболовы? Сыграем в игру
« Поймай рыбку » ( игра с мячом)
Воспитатель: Самая большая река в Европе - Волга . Наш народ издавна называет ее Волгой – матушкой. Почему же люди всегда почитали реку?
Река это – труженица и кормилица. На берегах многих рек находятся много заводов и фабрик, которые используют воду для производства.
На гидроэлектростанциях, расположенных на берегах крупных рек , производят электрическую энергию.
Нужна вода и в сельском хозяйстве – для полива, чтобы получать хорошие урожаи
Огромные суда перевозят по крупным рекам различные грузы.
В наших реках обитает очень много видов рыб, таких как вобла, окунь, вьюн , лещ, судак, сазан, сом, щука, осетр, стерлядь и др.
Выход Водяного ( под музыку « Я водяной , я водяной) ( очень расстроенный мечется не зная к кому обратиться)
Воспитатель: Ой ребята , кто это к нам пожаловал?
Ответы детей.
Водяной: Здравствуйте ребята!
Может быть вы мне поможете?
- Что – то случилось с жителями нашей реки. Они уплывают и не хотят возвращаться. А на воде плавают какие – то разноцветные пятна , бумага и банки.
Воспитатель: Уважаемый Водяной, к сожалению многие люди не берегут это богатство . Это масляные пятна на воде, появляются, когда в воду попадает бензин, машинные масла. Многие люди бросают в реку мусор. Заводы и фабрики сливают грязную воду в Волгу. В грязной, мутной воде погибают водные растения, рыбы начинают болеть и могут погибнуть.
Какой должна быть вода, чтобы ее можно было пить и чтобы в ней водилась рыба?
Дети: Вода должна быть чистой.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы спасти реки от загрязнения?
Дети: Не бросать в воду мусор, не оставлять мусор на берегу, экономить питьевую воду, не мыть в воде машины и мотоциклы, поставить очистные сооружения на заводах, чтобы не сливать грязную воду в реки .
Воспитатель: Правильно, ребята! Чтобы сберечь нашу реку , нужно всем и каждому из нас бережно к ней относиться. И тогда в реках будет много рыбы.
Ребята как мы можем помочь нашему гостю?
Дети: Очистить водоем от мусора.
( дети собирают весь мусор в мешок)
Водяной : Ребята , какие вы молодцы ! Спасибо вам огромное . Может быть теперь и рыбки вернуться домой?!
Я предлагаю вам сыграть в игру «Подскажи словечко».
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как …
Дети: Рыбы.
Водяной : Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно …
Дети: Рыбка.
Водяной : Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …
Дети: Рыбешка.
Водяной : Выплывает, корм ища,
Пребольшая …
Дети: Рыбища.
Водяной: «Эх, сорвался мой улов!»
Рассердился …
Дети: Рыболов.
Водяной: Рыба не клюет никак,
Видно я плохой …
Дети: Рыбак.
Водяной : От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит …
Дети: Рыбачит.
Водяной: Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась …
Дети: Рыбалка.
Водяной : Вы такие умные! Мне пора домой, я поплыву посмотрю , может быть рыбки уже вернулись?! До свидания!
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам самостоятельно доделать наших рыб , у них не хватает чешуи, плавников, глаз . Нужно сделать их с помощью подручных матералов .
А еще можете поиграть со мной в игру « Отыщи отгадку»
Давайте перед работой разомнем наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.
А сейчас выбирайте для себя рабочие места.
Воспитатель: « Отыщи отгадку».
- Попробуйте отгадать загадки. Только не говорите вслух отгадку. Найдите глазами картинку с отгадкой.
«Жить в реке совсем нескучно»,
Скажет вам она беззвучно.
Даже вежливо «спасибо»
Говорит неслышно…. (рыба).
Он всегда гулять идет
Только задом наперед.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а... (рак).
У воды она живет,
Громко песенки поет.
Рот ее — для мух ловушка,
А зовут ее... (лягушка).
Берегись, плотва, уклейка, —
В речке хитрая злодейка!
Эй, мальки, с дороги, ну-ка!
На охоту вышла... (щука).
Д/игра: «Рассели обитателей»
- Вы видите изображения разных водных обитателей. Вам нужно расселить их в соответствующие водоемы. Назовите этих обитателей? Что ты можешь рассказать об акуле; о крабе; о ките; об осьминоге. Какой водоем остался без обитателей? Что нам нужно сделать? Я хотела бы вам предложить выбрать себе любого речного обитателя, вырезать его и поселить его в речку.
Рефлексия:
- Чем мы с вами сегодня занимались?
- Что было интересным для вас?
- Что было сложным?
- Как нужно вести себя, когда вы будете отдыхать у речки?
- Что нужно, чтобы река не мелела, и чтобы всегда в нем водилась рыба?
- Что будет, если не будет реки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему "Моя семья" для подготовительной группы
ОД на тему "Моя семья"...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»
Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...
Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе.
Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе. «ВЕСЁЛЫЕ ПОТЕШКИ».Цель: Воспитание любви к народному творчеству, развивать интонационную выразите...