Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы «Ты лети к нам, скворушка!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Семенова Людмила Юрьевна

Заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека. При разучивании стихотворения особенно эффективны мнемотаблицы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ty_leti_k_nam_skvorushka.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад №2 «Солнышко»

«Ты лети к нам, скворушка!»

Конспект организованной образовательной деятельности

 по развитию речи  для детей подготовительной группы

Подготовила и провела:

воспитатель первой

квалификационной категории

Семенова Л.Ю.

2019 г.

Программное содержание:

Совершенствование умения выразительно читать стихи, передавая эмоции с помощью интонации, жестов и мимики. Формировать культуру речи, интерес к художественной литературе.  Развивать умение видеть красоту весенних изменений родной природы посредством музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства.   Развивать мышление, связную речь. Совершенствовать работу над словом и звуком.

Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций про весну, чтение стихотворений про весну, прослушивание музыкальных произведений.

Оборудование: 

Презентация к ООД, разрезные картинки, цветные кружочки для звукового анализа слова, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», фонограмма  музыкального произведения А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», картинки солнышко, тучка

Ход организованно-образовательной деятельности

Воспитатель:

Встанем в круг скорей,

Поздороваемся все быстрей.

Любим дружно мы играть,

Не ругаться, не кричать,

Улыбнёмся всем скорей,

И начнётся день светлей!

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа,

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

Обними своих друзей,

Вместе жить нам веселей.

Воспитатель:  Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо сложить разрезные картинки.

Игра «Сложи картинки»

Ребята, какое время года изображено на картинках?

Дети: На картинках изображена весна.

Воспитатель: Мы с вами наблюдаем, как наступает весна. Сразу ли зимняя погода с ее морозами, метелями сменяется теплой, солнечной погодой?

Дети:

Воспитатель: Назовите приметы весны.

Дети: Тает снег.  С теплых краев возвращаются перелетные птицы. На деревьях распускаются листочки. На реках – ледоход. Оживают насекомые. Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи и т. д.

Воспитатель: Назовите весенние месяцы.

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель. Знаете ли вы стихотворения о весенних месяцах?

Чтение стихотворений о весенних месяцах

Продолжает год свой бег, вот и начал таять снег,

Птичий гомон, кутерьмя, значит кончилась зима.

Солнце ярче сотни фар, к нам весну приводит март.

Застучал дождями звонко,

Марту месяцу вдогонку.

Звук настроив под капель,

Месяц следующий апрель.

Сад  примерил белый цвет,

Соловей  поет сонет,

В зелень наш оделся край –

Нас  теплом встречает май.

Воспитатель: Многие художники, поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали весеннюю природу в своих произведениях. Послушайте музыкальное произведение.                                          

Прослушивание фонограммы  А. Вивальди «Весна» из цикла  «Времена года»

Воспитатель: Как вы думаете, передает ли эта музыка весеннее настроение? Что вы услышали?

Дети: Это произведение передает радостное ощущение прихода весны, как просыпается природа, ликующе кричат птицы, звенят ручьи, гремит первый гром.

Воспитатель: Как бы вы назвали это музыкальное произведение?

Дети:

Воспитатель: Это произведение  написал композитор Антонио Вивальди.  Называется она «Весна» из цикла «Времена года».

Если композитор рисует весеннюю картину с помощью нот, то художник пробуждение природы, ее красоту показывает с помощью кисти и красок.

        Картина  А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Воспитатель: Перед вами знакомая вам репродукция  картины: назовите ее автора и название.

Дети: Алексей  Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

Воспитатель:  Что изобразил  в картине художник?

Дети: В своем произведении художник изобразил раннюю весну. Тает снег.  талые воды стекают в пруд, вдали земля освобождается от снежного покрова. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка».  Кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо. За невысоким забором течет неспешная жизнь людей, из трубы идет дымок. Красиво рисуется на фоне неба стройный силуэт церкви.

Воспитатель: Что чувствуется в картине? Какое настроение она вызывает?

Дети: Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.

Воспитатель: Во всех произведениях: в музыкальных, в литературных, в произведениях изобразительного искусства -  весна олицетворяет пробуждение природы, начало светлой жизни, вызывает только позитивные эмоции.

Воспитатель: На  картине «Грачи прилетели» мы с вами увидели, как грачи заняты строительством гнезд. Грачи  - это какие птицы?

Дети: перелетные.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Дети:

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц. Я вам буду называть перелетные и зимующие птицы, а вы должны их изобразить. (Соловей, грач, журавль, лебедь,  сова, аист, скворец, утка, ласточка, дятел)

Динамическая пауза

Воспитатель:  Молодцы,  ребята! Вы знаете, что верными гонцами весны являются скворцы. На Руси издавна  считалось, что они приносят на крыльях весну. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Владимира Натановича Орлова «Ты лети к нам скворушка» и постараемся его выучить наизусть.

Чтение стихотворения воспитателем наизусть

Воспитатель: Про кого говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о скворце.

Воспитатель: Как автор ласково называет птицу?

Дети: Скворушка, шелковое перышко.

Воспитатель: Как люди звали скворушку? Позовите ее строчками стихотворения.

Дети: Ты лети к нам, скворушка…

Воспитатель: Что просили принести скворушку?

Дети:

Воспитатель: Чем просили разбудить скворушку весну? Как об этом говорится в стихотворении?

Дети:

Воспитатель: Через какие преграды  летит скворушка?

Дети: Через кручи горные, через тучи черные, ты лети, лети, лети – не сворачивай с пути.

Воспитатель: С чем сравнивает поэт скворушку? Какими словами он это говорит?

Дети: ласковое перышко.

Воспитатель: Что сделали люди для скворушки?

Дети:

Воспитатель: Куда повесили новый дом.

Дети:

Воспитатель: Где ждет скворушку новый дом? Скажите строками из стихотворения.

Дети:

Воспитатель: Я вам предлагаю выучить стихотворение, чтобы также ласково и нежно позвать скворушку как Владимир Орлов в своём стихотворении "Ты лети к нам скворушка". А поможет нам в этом таблица, которую мы сейчас с вами составим из картинок.

Воспитатель: Кто изображен на этой картинке?

Дети:

Воспитатель: Как вы думаете, какой строчке из стихотворения соответствует эта картинка?

Воспитатель: Правильно, первой "Ты лети к нам скворушка»

Что просили принести скворушку?

Дети: Принеси нам солнышко.

Воспитатель: Как просили разбудить весну?

Дети: Разбуди весну скорей звонкой песенкой своей.

  Воспитатель :Вот как это показано на нашей картине – помощнице.

Через какие преграды  летит скворушка, возвращаясь в родные края?

Дети: Через кручи горные, через тучи черные,

Воспитатель: О чем еще просит автор скворушку?

Дети : Ты лети, лети, лети – не сворачивай с пути!

Воспитатель: Затем опять повторяется первая строчка из стихотворения. Кто её хорошо запомнил,  подскажите нам?

Дети: Ты лети к нам, скворушка

Воспитатель: Давайте вспомним, с чем сравнивает красоту скворца поэт?

Дети: Шелковое перышко.

Воспитатель: Последняя карточка в нашей схеме подскажет нам, что и где ждёт скворца в родном краю. Вот она.

А сейчас я вам прочитаю стихотворение по схеме ещё раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте, чтоб потом ласково и напевно позвать сковорушку.

Чтение стихотворения повторно

Воспитатель: Кто хочет попробовать рассказать стихотворение?

Не забывайте читать стихотворение выразительно, ласково, нежно, чтобы скворушка обязательно к нам прилетел.

Чтение стихотворения детьми (2-3 человека).

Воспитатель: Мы сегодня с вами много говорили о весне. Скажите, про что можно сказать весенний, весенняя, весеннее?

Дети: Весенний день, Весенний ветер, весенняя погода, весеннее солнце, весеннее настроение.

Воспитатель: Весна. Назовите гласные звуки и на каком месте в слове они стоят.

Дети:  Звуки [э] в середине, [а]  - в конце.

Воспитатель: Назовите согласные звуки.

Дети: [в]– в начале,  [с] -  в середине, [н] – в середине.

Воспитатель: У вас на столе разноцветные кружки, разложите их так, как расположены звуки в слове – весне.

Дети выполняют звуковой анализ слов

Воспитатель:  Как называется стихотворение, которое мы учили сегодня  наизусть? Кто  автор стихотворения?  Чье чтение стихотворения вам понравилось и почему?

Дети:

Воспитатель: Если вам понравилось, у вас веселое настроение, вы справились с заданиями, возьмите солнышко. Если вам что-то не понравилось в занятии, вы испытывали какие-то трудности, возьмите тучку.

Дети оценивают себя

Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы, хорошо прочитали стихотворение,  были активными. Те трудности, которые возникали сегодня, мы обязательно их преодолеем, и у вас обязательно все получится. И хочу пожелать вам всем только позитивного  настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лабораторию» подготовительная группа познавательное развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Путешествие в лабораторию»подготовительная группапознавательное   развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...

конспект организованной образовательной деятельности "Про хлеб" в подготовительной группе

Все то, что мы вложим в души наших детей, то пожнут они в будующем....

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»...