Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Смышляева Валерия Викторовна

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_nod_podgot.gruppa_osen_glazami_hudozhnikov.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 «Сказка» г. Смоленска

(МБДОУ «Детский сад №43 «Сказка»)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью

Тема «Осень глазами художников»

Подготовила: воспитатель Смышляева В.В.

Смоленск, 2023 г.


Программные задачи: 

Изобразительная: Продолжать формировать представления детей о пейзаже как жанре живописи, его особенностях; умение видеть образ осенней природы в разных видах искусства(живописи, музыке, поэзии). Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности-рисунка, колорита, композиции,- сравнивая замысел художника и выбор ими средств выразительности. Учить понимать содержание картины.

Техническая: учить рисовать пейзаж, передавая  свои впечатления об осени и используя разнообразные приёмы рисования: тычком, всем ворсом, полуворсом, концом кисти. Закреплять умения смешивать краски или накладывать краску на краску.

Воспитательная:Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись: эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними проявления природы. Экскурсия в парк. Рисование осенних деревьев, осеннего леса. Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем. Разучивание стихов об осени.

Материал: Репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», И.Остроухов «Золотая осень».                              

Стихотворения: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье!...»; И.Бунин «Листопад».

Музыка: П.И.Чайковский «Времена года» («Октябрь»-аудиозапись). А.Вивальди «Четыре времени года»- пьеса«Осень».

Изоматериалы: акварель, бумага А4-плотность200г./м2, стаканчик с водой, кисти

Ход занятия

1 часть.   Вход воспитателя и детей в зал под музыку. Чтение воспитателем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

«Унылая пора! Очей очарованье!                                                                                                     Приятна мне твоя прощальная краса-                                                                                         Люблю я пышное природы увяданье,                                                                                                       В багрец и золото одетые леса…»

Вопросы:- О каком времени года говорится в этом стихотворении?                                                – Почему вы так думаете?                                                                                                                                   Да, именно такие проникновенные слова о золотой осени нашёл  поэт.                                                                                                                                                                    У каждого времени года свои цвета красок. Какой цвет у зимы?... (белый).                         У весны? … (зелёный). У лета? … (Красный). У осени?…(«Золотой»- оранжевый, жёлтый; «багряный» красный, бордовый).

-Во все времена года наша природа прекрасна. Но именно осень дарит нам необыкновенную красоту; она словно отдаёт нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз…, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.                                                                                                                                                                

Предложить детям подойти к выставке картин.

-Ах, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи!                                                                                                 -Ребята, что вы чувствуете, когда глядите на них?   Какое настроение возникает у вас? (дать возможность детям высказаться).

Вот как красиво и проникновенно об осени сказали поэты:

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,                                                                                         Листья пожелтелые по ветру летят.                                                                                                   Лишь вдали красуются, там на дне долин,                                                                                              Кисти ярко-красные вянущих рябин…»             ( А.Толстой)

«Лес, точно терем расписной,                                                                                                         Лиловый, золотой, багряный,                                                                                                  Весёлой, пестрою стеной                                                                                                                                                  Стоит  над светлою поляной.                                                                                                                      Берёзы желтою резьбой                                                                                                                   Блестят в лазури голубой,                                                                                                                          Как вышки, ёлочки темнеют,                                                                                                                           А между клёнами синеют.                                                                                                                 То там, то здесь, в листве сквозной,                                                                                                                       Просветы в небо, что оконца.                                                                                                                       Лес пахнет дубом и сосной,                                                                                                                                   За лето высох он от солнца…                              (И.Бунин)

Обратить внимание детей на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».                                                                                                                                                                                     –Ребята, посмотрите на эту картину и скажите, как она называется?                             -Кто художник?                                                                                                                                                            - Какой период времени года изобразил художник?  (золотую осень)                                            -Почему вы так думаете?  (все листья на деревьях окрашены в желтые, красные, оранжевые  цвета. Начинается листопад.)                                                                               -А, как вы думаете, почему он назвал её «золотой»? (Много желтых, оранжевых красок).                                                                                                                                                                     -Что хотел показать художник в этой картине? (красоту берёз, луга, речки)                                                                             -Какое настроение вызывает эта картина? (восхищение, радость; праздничное настроение).                                                                                                                                                             –Почему? Какие краски художник для этого использовал? (тёплые краски: жёлтые, зелёные, оранжевые, зелёные; и холодные, но их меньше- это синяя, коричневая, оттенки чёрной.).                                                                                                                                               –Каким способом художник мог получить оранжевую краску? (путём смешивания желтой и красной красок);-коричневую? (смешать красную с зелёной краской).                                                              

Обратить внимание детей на картину Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -Какое изображено время года?  (золотая осень).                                                                      –Что мы видим на переднем плане? (Усыпанную ажурными листьями землю. Два старых клёна с поникшими  ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а ещё дальше – сплошное яркое золото осенней  листвы. Две сороки- белобоки «рассказывают» друг другу свои новости.                                                                                                                              

-Как вы думаете, какое время  суток изображено?  (ранее утро)                                                                                                                                                -Какое настроение вызывает эта картина?  (спокойствие).                                                                                            –Какими красками рисовал художник ? (холодными: коричневыми, темно жёлтыми, тёмно-зелёными, чёрными красками).                                                                                                                             -Сравните две картины, у них одинаковые названия, но одинаковы ли они?

Рассказ воспитателя:

-Каждый художник изобразил осень по-своему, хотя картины называются одинаково: у И.Левитана картина яркая, праздничная, светлая, прозрачная, а И.Остроухов изобразил природу  в утренние часы, когда ещё тихо в парке, вдалеке туманная дымка, деревья на дальнем плане видны не чётко. Левитан не вырисовывал на своей картине не каждый листочек у берёз, но мы узнаем их (по кроне по белому стволу), а Остроухов вырисовывает каждый кленовый листик, показывая красоту и своеобразие кленовых листьев.

Обратить внимание детей на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Рябинка».                                                                                                                                                              –Обратите внимание на картину И.Э.Грабаря и скажите, как она называется?                        -Почему её так назвал художник?  ( на переднем плане мы видим рябинку, всю в красных гроздьях ягод).                                                                                                                               -Какой изобразил художник рябинку? (праздничную, яркую).                                                   –Какое ещё дерево мы видим рядом с рябинкой?  (две берёзы).                                  - Расскажите о них? Какие они? Какие у них ветви?  ( берёзки развесили свои золотые косы; их макушек не видно).                                                                                                                                                                            -Зачем нарисовал художник берёзку рядом с рябинкой?(Чтобы мы обратили внимание на наряд рябины и берёз, как на красоту осени ).

Вот как художник И.Грабарь показал образ осени.

Ни только рассказывали о золотой осени поэты -словами, художники- красками, но и композиторы через музыку.

-Послушайте музыку композитора п.И.Чайковского «Времена года» («Октябрь»). Закройте глаза и представьте, что вы гуляете в осеннем парке, лесу.      

Уточнение:  -Давайте вспомним, как мы рисуем то, что видим вблизи? (на переднем плане, крупно, ярко).                                                                                                                  –А, то, что видим вдали? ( на заднем плане, мелко, не ярко).

 –Ребята, а сейчас вы будете художниками и нарисуете свою осеннюю картину, которую каждый увидел, когда слушал музыку П.И.Чайковского «Октябрь».  

2 часть. Рисование осеннего пейзажа.   Индивидуальные указания.                                                                                        

3 часть. -Давайте посмотрим сейчас наши рисунки о золотой осени. Удалось ли вам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие вы художники. Получилось ли у вас радостная, нарядная, золотая осень?

Рассматривание всех работ. Анализ детских работ детьми. Предложить выбрать детям понравившуюся работу и рассказать о ней. -Какая картина тебе больше понравилась? Почему?  (2-3 ответа). Обобщение воспитателя:-Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи- как настоящие  художники! Молодцы!

Итог: Итак, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось оно?                               Вот сколько  интересного нам о золотой осени рассказали словами, красками, музыкой поэты, художники и композиторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью в старшей группе (6 -7 лет) Рассматривание пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень»

Продолжать знакомить детей с живописью, пейжажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства....

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осенний лес»

Цель: расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства; учить отражать в рисунке осенние впечатления....

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы на тему «Моя большая семья»

Задачи: Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.М...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с региональным компонентом на тему: «Мы –Казаки!»

Задачи:  Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.Материалы: магнитофон, картинка с изображением казака, подко...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в младшей группе «Овощи с огорода»

Цель: Учить различать по внешнему виду  и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).Задачи:Образовательные:Расширять представление о выращивании овощных культур.2. Развивающие:- Развивать у...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с историей и наследием казачества на тему «Мы родом из казачьей семьи»

Задачи: Знакомить детей с жизнью казаков, чем занимался  казак, и чем занималась казачка. Развивать познавательный  интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старш...