Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_nod_podgot.gruppa_osen_glazami_hudozhnikov.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 «Сказка» г. Смоленска
(МБДОУ «Детский сад №43 «Сказка»)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью
Тема «Осень глазами художников»
Подготовила: воспитатель Смышляева В.В.
Смоленск, 2023 г.
Программные задачи:
Изобразительная: Продолжать формировать представления детей о пейзаже как жанре живописи, его особенностях; умение видеть образ осенней природы в разных видах искусства(живописи, музыке, поэзии). Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности-рисунка, колорита, композиции,- сравнивая замысел художника и выбор ими средств выразительности. Учить понимать содержание картины.
Техническая: учить рисовать пейзаж, передавая свои впечатления об осени и используя разнообразные приёмы рисования: тычком, всем ворсом, полуворсом, концом кисти. Закреплять умения смешивать краски или накладывать краску на краску.
Воспитательная:Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись: эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними проявления природы. Экскурсия в парк. Рисование осенних деревьев, осеннего леса. Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем. Разучивание стихов об осени.
Материал: Репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», И.Остроухов «Золотая осень».
Стихотворения: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье!...»; И.Бунин «Листопад».
Музыка: П.И.Чайковский «Времена года» («Октябрь»-аудиозапись). А.Вивальди «Четыре времени года»- пьеса«Осень».
Изоматериалы: акварель, бумага А4-плотность200г./м2, стаканчик с водой, кисти
Ход занятия
1 часть. Вход воспитателя и детей в зал под музыку. Чтение воспитателем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…»
Вопросы:- О каком времени года говорится в этом стихотворении? – Почему вы так думаете? Да, именно такие проникновенные слова о золотой осени нашёл поэт. У каждого времени года свои цвета красок. Какой цвет у зимы?... (белый). У весны? … (зелёный). У лета? … (Красный). У осени?…(«Золотой»- оранжевый, жёлтый; «багряный» красный, бордовый).
-Во все времена года наша природа прекрасна. Но именно осень дарит нам необыкновенную красоту; она словно отдаёт нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз…, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
Предложить детям подойти к выставке картин.
-Ах, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! -Ребята, что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение возникает у вас? (дать возможность детям высказаться).
Вот как красиво и проникновенно об осени сказали поэты:
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин…» ( А.Толстой)
«Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют. То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца… (И.Бунин)
Обратить внимание детей на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». –Ребята, посмотрите на эту картину и скажите, как она называется? -Кто художник? - Какой период времени года изобразил художник? (золотую осень) -Почему вы так думаете? (все листья на деревьях окрашены в желтые, красные, оранжевые цвета. Начинается листопад.) -А, как вы думаете, почему он назвал её «золотой»? (Много желтых, оранжевых красок). -Что хотел показать художник в этой картине? (красоту берёз, луга, речки) -Какое настроение вызывает эта картина? (восхищение, радость; праздничное настроение). –Почему? Какие краски художник для этого использовал? (тёплые краски: жёлтые, зелёные, оранжевые, зелёные; и холодные, но их меньше- это синяя, коричневая, оттенки чёрной.). –Каким способом художник мог получить оранжевую краску? (путём смешивания желтой и красной красок);-коричневую? (смешать красную с зелёной краской).
Обратить внимание детей на картину Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». -Какое изображено время года? (золотая осень). –Что мы видим на переднем плане? (Усыпанную ажурными листьями землю. Два старых клёна с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а ещё дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Две сороки- белобоки «рассказывают» друг другу свои новости.
-Как вы думаете, какое время суток изображено? (ранее утро) -Какое настроение вызывает эта картина? (спокойствие). –Какими красками рисовал художник ? (холодными: коричневыми, темно жёлтыми, тёмно-зелёными, чёрными красками). -Сравните две картины, у них одинаковые названия, но одинаковы ли они?
Рассказ воспитателя:
-Каждый художник изобразил осень по-своему, хотя картины называются одинаково: у И.Левитана картина яркая, праздничная, светлая, прозрачная, а И.Остроухов изобразил природу в утренние часы, когда ещё тихо в парке, вдалеке туманная дымка, деревья на дальнем плане видны не чётко. Левитан не вырисовывал на своей картине не каждый листочек у берёз, но мы узнаем их (по кроне по белому стволу), а Остроухов вырисовывает каждый кленовый листик, показывая красоту и своеобразие кленовых листьев.
Обратить внимание детей на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Рябинка». –Обратите внимание на картину И.Э.Грабаря и скажите, как она называется? -Почему её так назвал художник? ( на переднем плане мы видим рябинку, всю в красных гроздьях ягод). -Какой изобразил художник рябинку? (праздничную, яркую). –Какое ещё дерево мы видим рядом с рябинкой? (две берёзы). - Расскажите о них? Какие они? Какие у них ветви? ( берёзки развесили свои золотые косы; их макушек не видно). -Зачем нарисовал художник берёзку рядом с рябинкой?(Чтобы мы обратили внимание на наряд рябины и берёз, как на красоту осени ).
Вот как художник И.Грабарь показал образ осени.
Ни только рассказывали о золотой осени поэты -словами, художники- красками, но и композиторы через музыку.
-Послушайте музыку композитора п.И.Чайковского «Времена года» («Октябрь»). Закройте глаза и представьте, что вы гуляете в осеннем парке, лесу.
Уточнение: -Давайте вспомним, как мы рисуем то, что видим вблизи? (на переднем плане, крупно, ярко). –А, то, что видим вдали? ( на заднем плане, мелко, не ярко).
–Ребята, а сейчас вы будете художниками и нарисуете свою осеннюю картину, которую каждый увидел, когда слушал музыку П.И.Чайковского «Октябрь».
2 часть. Рисование осеннего пейзажа. Индивидуальные указания.
3 часть. -Давайте посмотрим сейчас наши рисунки о золотой осени. Удалось ли вам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие вы художники. Получилось ли у вас радостная, нарядная, золотая осень?
Рассматривание всех работ. Анализ детских работ детьми. Предложить выбрать детям понравившуюся работу и рассказать о ней. -Какая картина тебе больше понравилась? Почему? (2-3 ответа). Обобщение воспитателя:-Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи- как настоящие художники! Молодцы!
Итог: Итак, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось оно? Вот сколько интересного нам о золотой осени рассказали словами, красками, музыкой поэты, художники и композиторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Прогулка по - осеннему Югорску»
Конспект образовательной организованной деятельности в старшей группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью в старшей группе (6 -7 лет) Рассматривание пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень»
Продолжать знакомить детей с живописью, пейжажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства....
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осенний лес»
Цель: расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства; учить отражать в рисунке осенние впечатления....
Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы на тему «Моя большая семья»
Задачи: Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.М...
Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с региональным компонентом на тему: «Мы –Казаки!»
Задачи: Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.Материалы: магнитофон, картинка с изображением казака, подко...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в младшей группе «Овощи с огорода»
Цель: Учить различать по внешнему виду и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).Задачи:Образовательные:Расширять представление о выращивании овощных культур.2. Развивающие:- Развивать у...
Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с историей и наследием казачества на тему «Мы родом из казачьей семьи»
Задачи: Знакомить детей с жизнью казаков, чем занимался казак, и чем занималась казачка. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старш...