Речевой куб
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Чаплыгина Ольга Юрьевна

Для разностороннего развития необходимо применять такие методы и приёмы, которые способны удерживать внимание и интерес детей.

Данную проблему способно решить методическое пособие, представленное в виде "Речевого куба". Пособие направлено на развитие коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, взглядов, предметных действий).

Пособие представляет собой куб, на гранях которого расположены различные дидактические игры и упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoy_kub.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Детский сад «Соловушка»  Курского района

ПРОЕКТ

«Речевой куб»

Воспитатели: Угримова В.А. Чаплыгина О.Ю.

2018 – 2019 учебный год

Актуальность проекта.

Исходя из задач речевого развития детей старшего  дошкольного возраста – развитие  речи, расширение и активизация  словаря, формирование  грамматического строя  речи,  развитие речевого  общения  со  взрослыми  и  воспитанниками,  а  также развитие сенсомоторных  и  коммуникативных  навыков; изучения возрастных особенностей, наблюдений и обзора литературы мы пришли к выводу, что наряду  с  работой в  ходе  НОД,  режимных  моментов,  особую  роль  играют способы воздействия, направленные на развитие ситуативно –познавательной сферы  детей.

Тема,  методы  и  приёмы  разработанного  проекта  выбраны  с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Для  разностороннего  развития  необходимо  применять  такие  методы  и приёмы,  которые способны  удерживать  внимание  и  интерес детей.

Данную проблему способно решить  методическое  пособие, представленное  в  виде "Речевого куба". Пособие направлено на развитие коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками)  при  помощи  языковых  (фонетических,  лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, взглядов, предметных действий).

Пособие представляет собой куб, на гранях которого  расположены различные    дидактические игры  и упражнения.

Игровое пособие многофункционально, вариативно.

Может использоваться как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. Работа с кубом делает процесс обучения и воспитания эмоциональным, действенным, живым.

Дети также могут самостоятельно  играть с кубом в свободное время,  закрепляя материал, отработанный в НОД. Играя, ребёнок  выполняет то задание,  которое выпало на грань куба. Таким образом, пособие «Чудо - куб» даёт возможность использовать в работе  разные  дидактические  игры и  упражнения, направленные  на формирование детского словаря, связной речи, совершенствование мимических и  артикуляционных способностей  детей,  развивать  сенсомоторные  и коммуникативные  навыки  детей.

Данное  пособие создаёт  оптимальные  условия,  в  которых  каждый  ребёнок может  получить возможность самостоятельно  действовать,  приобретая  собственный  опыт речевой активности.

Участники  проекта: воспитатели, дети, родители.

 Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный(1 месяц - ноябрь).

Цель проекта. Развитие речи, внимания, мышления, памяти, воображения, эмоциональной сферы, мелкой моторики.

Задачи проекта: Оформить игровое пособие «Речевой куб» для дидактических упражнений.

 Привлечь  родителей  к  изготовлению  пособия  способствующего совершенствованию речевых возможностей детей.

Проект реализуется по двум направлениям:

1.Совместная деятельность воспитателей с детьми.

2.Взаимодействие с родителями.

Реализация проекта.

Этапы проекта

Содержание работы

Ответственные

I этап – Подготовительный

1. Выбор темы проекта и его разработка.

2. Постановка цели и задач.

3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме.

4. Подбор методического материала по теме.

5. Разработка дидактических игр.

Воспитатели

II этап – Основной (практический)

1.  Изготовление  игрового  пособия «Речевой куб».  

2. Работа с детьми:

- Цикл дидактических игр по знакомству с «Чудо - кубом»:  Дидактические игры и упражнения с кубом:

Игра «Поварёнок»

Задача: закрепить навык словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.

 Оборудование:  картинки с изображением овощей, фруктов.

Задание: определить из чего,  можно сделать сок или сварить компот, затем образовать прилагательные от существительного, называние сока или компота. Что будет лишним для компота. Разделить понятие сок и компот.

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: Упражнять  детей в выделении первого звука в слове.

Воспитатель раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А, У, О, И и т.д. Тот, кто правильно назовет предмет, прикрепляет картинку на грань куба с соответствующей буквой.

Игра « Раздели слово»

Цель: Формирование умения делить слова на слоги.

Воспитатель прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: с одной, двумя, тремя и четырьмя полосками. Объясняет детям, что на грань с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами названия которых не делятся на части, к другой - картинки с предметами название которых можно разделить на две части и т.д.

Игра  «Сочиняйка»

Цель: обучение рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки.

Оборудование : фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц.

Ребенок сам выбирает и прикрепляет к  грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие также может быть использовано для пересказа коротких рассказов или для выборочного п Игра «Чистоговорки» (звук Ш)

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

Картинки: каша, мышь, штанишки, шубка, шапка, лукошко, заяц.

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.

Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.

3. Работа с родителями:

Привлечение  родителей к  изготовлению пособия «Речевой куб».

Воспитатели,

родители

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители.

III этап – заключительный

1. Подведение итогов и анализ:

- Презентация проекта.

- Пополнение пособием

 « Речевого уголка».

- Ознакомление  родителей  на  собрании  по использованию  игрового  пособия  в  работе  с детьми.

2.Постановка задач на будущее, разработка других вариантов кубов.

Воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

Использование в работе с дошкольниками игрового пособия «Речевой куб»

предполагает:

 - развитие и совершенствование речевых навыков детей;

 - желание  участвовать  в  речевом  общении  с  взрослыми  и       самостоятельно с  другими детьми в процессе игры;

-  создание у детей эмоциональной отзывчивости;

-  расширение речевой среды в группе;

- развитие сенсомоторных и коммуникативных навыков детей

Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками

От двух - трёх  лет и до выпуска детей в школу с возможностью использования в работе таких кубов, которые направлены на формирование грамматического  строя  речи,  фонематического  анализа,  фонематических  представлений,  на  развитие познавательных процессов, а также на автоматизацию звуков. Пособие  многофункционально  и  даёт  детям

заряд  положительных  эмоций  и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Литература:

1.Н.В.  Киселёва,  Н.Ю.  Никифорова.Нетрадиционное  логопедическое

пособие «Логокуб»// Дошкольная педагогика –2008, No3.

2.Е.Н. Варфоломеева, Н.Б.Саргос.Проект «Куби –город» // Дошкольная педагогика –2009, No4.

3.Е.Овчаренко Зеркальный кубик и весёлая гусеница// Обруч –2003, No3

4.Л.И.  Шинкаренко  Проект  «Речевой  куб»  // Справочник  старшего

воспитателя –2010, No1

Картотека дидактических игр

для развития фонематического слуха и восприятия

Игра "Волшебный мешочек".

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: "волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Игра "Найди ошибку".

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд, с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух - и трехсложные слова); предметные картинки.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков "едут" картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).

Игра "Собери игрушки".

Цель: тренировать детей в определении места звука С в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов.

Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.

ПримечаниеВозможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

Игра "Бусы".

Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе).

Ход игры. Воспитатель показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно, подчеркивает, что бусы получились длинными.

Игра "Построй домики".

Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.

Оборудование: изображения домиков (вырезаны по контуру, разрезаны вертикально на две части с фигурным вырезом - по типу puzzle - с написанными на них слогами.)

Ход игры. Воспитатель показывает детям части домиков. Обращает их внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово. Сложившие домики правильно получают звания "лучших строителей".

Игра "Кубик".

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

  Игра "Помоги зайчику перейти через речку".

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.

Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.

Ход игры. Воспитатель  просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее воспитатель произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик "перепрыгивает" с одного "камешка" (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через "речку".

Игра "Исправь ошибки Незнайки".

Цель: тренировать детей в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра "Накорми Великана".

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Ход игрыВоспитатель просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета-конфеты, котлета-котлеты, сосиска-сосиски, огурец-огурцы, яблоко-яблоки и т.п.).

Игра "Отгадай букву".

Цельзакреплять зрительные образы букв у детей; развивать у них пространственное воображение.

Оборудованиелисты бумаги с незавершенными изображениями букв.

Ход игрыВоспитатель показывает детям то, что написал художник Тюбик. Оказывается, что художник Тюбик не закончил работу: он не дописал буквы. Детям предлагается отгадать, какие буквы он хотел написать.

Игра "Вставь нужную букву".

Цель: тренировать детей в выполнении операций по звуко - буквенному анализу слов.

Оборудование: карточки с написанными на них словами; Игрушка Дед Буквоед.

Ход игры. Воспитатель  показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы "съел" Дед Буквоед в каждом из слов.

Игра "Придумай слово".

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.

Оборудование: робот (игрушка).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано верно, у Робота на голове зажигается лампочка.

Игра "Перебеги дорогу".

Цельразвитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. воспитатель произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

Игра "Найди свой домик".

Оборудованиетри стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".

Игра "Перейди через болото".

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова - названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Оборудование: большие зеленые круги ("кочки"); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар).

Ход игры. На полу раскладываются изображения "кочек" (зеленые круги). Возле каждой из "кочек" кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через "болото", наступая только на те "кочки", возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

Игра "Собери букет".

Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.

Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка - буква.

Ход игры. Воспитатель  раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три-четыре стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает "букет". Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.

Игра «Сосчитай-ка»

Задача: овладеть согласование существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.

Используется кубик с арабскими цифрами и каточками с картинками на счет.

Задание: на каждую грань размещается картинка с подобранным количеством предметов по изображению (цифра на грани) согласовать существительное с  числителем в роде, числе, падеже. Играть очень просто. Ребенок, глядя на верхнюю грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем переворачивает его любой другой гранью и передает следующему со словами «А у тебя?» - «У меня пять яблок».

Оборудование:  изображение цифр,  картинки с числовым изображением.

Игра «Поварёнок»

Задача: закрепить навык словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.

 Оборудование:  картинки с изображением овощей, фруктов.

Задание: определить из чего,  можно сделать сок или сварить компот, затем образовать прилагательные от существительного, называние сока или компота. Что будет лишним для компота. Разделить понятие сок и компот.

 Оборудование:  картинки с изображением овощей, фруктов.

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: Упражнять  детей в выделении первого звука в слове.

Воспитатель раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А, У, О, И и т.д. Тот, кто правильно назовет предмет, прикрепляет картинку на грань куба с соответствующей буквой.

Игра « Раздели слово»

Цель: Формирование умения делить слова на слоги.

Воспитатель прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: с одной, двумя, тремя и четырьмя полосками. Объясняет детям, что на грань с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами названия которых не делятся на части, к другой - картинки с предметами название которых можно разделить на две части и т.д.

Игра «Чистоговорки» (звук Ш)

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

Картинки: каша, мышь, штанишки, шубка, шапка, лукошко, заяц.

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.

Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.

Игра «Магнитофон»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия; овладение  темпо- ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи; развитие  умения владеть своим голосовым аппаратом.

 Оборудование: картинки-символы, характеризующие темп и громкость речи (например, черепаха может символизировать медленную речь; самолет или ракета - быструю; барабан или труба - громкую; приложенный к губам вытянутый указательный палец - тихую речь или шепот и т.д.).Используя этот куб в игре, можно петь, рассказывать стихи, воспроизводить звуки, слова. сказки, истории, самостоятельно или совместно с взрослым произносить  чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки и т. д.

Игра  «Сочиняйка»

Цель: обучение рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки.

Оборудование : фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц.

Ребенок сам выбирает и прикрепляет к  грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие также может быть использовано для пересказа коротких рассказов или для выборочного пересказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...