Конспект занятия в средней группе по формированию картины мира и развитию связной речи по сказке Н. И. Сладкова «Чья проталина?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Парнас Екатерина Александровна

Занятие рассчитано на средний дошкольный возраст, добавлен картинный материал, в занятие встроена пальчиковая гимнастика и физкультминутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. И. Сладков «Чья проталина?»

Конспект занятия по формированию картины мира и развитию связной речи

Цель: расширение представлений детей о весенних изменениях в природе и  развитию связной речи

Задачи:

Образовательные: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;

Развивающие: развивать связную речь, память, внимание;

Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (тематические весенние картинки, картинки птиц – сорока, жаворонок, грач), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши.

I. Организационный момент

Приветствие детей воспитателем.

В.: — Ребята, у меня для вас загадка

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

( Весна)

В.: — Какое время года было до весны?

( Зима)

В.: — А какое время года будет после весны?

( Лето)

В.: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».

Д.: — Весной солнце яркое (лучистое).

— Весной небо высокое (чистое, голубое).

— Весной прилетают перелетные птицы.

— Весной на крышах появляются сосульки.

— Весной земля мягкая (рыхлая).

— Весной облака пушистые.

— Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.

Физ. минутка:

Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)

Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)

А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)

Дети садятся на свои места.

II. Основная часть

В.: Давайте узнаем что произошло в сказке Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»

Чтение адаптированного рассказа, выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та…  Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают. Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 2). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 3). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 4). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 5). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 6). Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 7).

В.:—  Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля). (Карточка 8)

— Что значит Сорока застрекотала? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).

— Что значит гаркнуть? (Подать громко голос).

— Что значит щебетать? (Издавать пение).

— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

— Что увидела Сорока?

— Что застрекотала Сорока?

—  Кто оказался на проталине?

— Что хотела сделать Сорока?

— Кто появился неожиданно?

— Что гаркнул Грач?

—  Кто прилетел на шум?

—  Что защебетал Жаворонок?

—  Пока птицы спорили, что происходило?

— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

— Куда разлетелись птицы?

—  Как птицы встречали весну? 

Приглашение детей на физ. минутку

Солнце засветило,           (руки через стороны поднять вверх)

Сугробы растопило.        (присесть)

Теплую погоду                 (встать)

Принесла весна.               (руки развести в стороны)

Грачи к нам прилетают,  (махи руками)

И еж                                   (голову опустить, руки скрестить на груди)

С медведем знают,            (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Пора им просыпаться,      (потянуться)

Весною любоваться.         (похлопать в ладоши)

В.: — Прослушайте рассказ еще раз. (Повторное чтение рассказа.)

Пересказы детей

В.: — Нам пришла посылка. Как вы думаете, что там внутри? Давайте откроем и посмотрим! (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Чтобы справится с работой надо сделать зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи,                  (движение «делаем пирожки»)

Прилетели к нам грачи.            (изобразить птицу)

Этот грач испек пирог,             (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал,                  (потрогать мизинец)

И пирог у них склевал.               (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)

Раз, 2, 3, 4, 5,                               (соединить пальцы правой и левой руки)

Выходи грачей считать.             (сжимать и разжимать кулачки)

Фонограмма «Звуки весеннего леса»(«Звуки птиц»)

Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

В.: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови - какая?»

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

Молодцы! Много красивых слов знаете!

III. Итог

В.: Ребята, сегодня на занятии было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на вопросы, порадовали своими рассказами. Поэтому я всем вас благодарю: «Спасибо за работу!».


Картинный материал

http://stihi.ru/pics/2013/03/02/6056.jpg?6354

Карточка 1

сорока

Карточка 2

Грачи прилетели

Карточка 3

Рисунок1

Карточка 4

Картинки по запросу "весеннее солнышко картинки"

Карточка 5

Картинки по запросу "весеннее солнышко  и проталинки"

Карточка 6

Иллюстрация 2 из 19 для Лесные сказки - Николай Сладков | Лабиринт - книги. Источник: bagirchik

Карточка 7

птицы ворона и сорока и кротКарточка 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»

Программное содержание: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям пе...

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»

Цель: способствовать формированию умения детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.» Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям пе...

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Аквариум".

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Аквариум"....

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Ранняя осень"

Занятие направлено на обучение описывать сезонные изменения в природе, сравнивать окружающую природу осенью и летом. Задания позволяют развивать внимание, мышление детей, развивать речь детей, обогаща...

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Фрукты"

Цель занятия познакомить с видами фруктов, их названиями, учить различать их, описывать и сравнивать; учить отгадывать загадки...

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира «Замечательный врач».

Дать детям  представления  о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду....