Конспект занятия в средней группе по формированию картины мира и развитию связной речи по сказке Н. И. Сладкова «Чья проталина?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие рассчитано на средний дошкольный возраст, добавлен картинный материал, в занятие встроена пальчиковая гимнастика и физкультминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД в средней группе "Чья проталина?" Н.Сладков | 566.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. И. Сладков «Чья проталина?»
Конспект занятия по формированию картины мира и развитию связной речи
Цель: расширение представлений детей о весенних изменениях в природе и развитию связной речи
Задачи:
Образовательные: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;
Развивающие: развивать связную речь, память, внимание;
Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.
Оборудование: адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (тематические весенние картинки, картинки птиц – сорока, жаворонок, грач), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши.
I. Организационный момент
Приветствие детей воспитателем.
В.: — Ребята, у меня для вас загадка
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?
( Весна)
В.: — Какое время года было до весны?
( Зима)
В.: — А какое время года будет после весны?
( Лето)
В.: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».
Д.: — Весной солнце яркое (лучистое).
— Весной небо высокое (чистое, голубое).
— Весной прилетают перелетные птицы.
— Весной на крышах появляются сосульки.
— Весной земля мягкая (рыхлая).
— Весной облака пушистые.
— Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.
Физ. минутка:
Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)
Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)
А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)
Дети садятся на свои места.
II. Основная часть
В.: Давайте узнаем что произошло в сказке Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»
Чтение адаптированного рассказа, выставление картинок.
Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают. Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 2). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 3). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 4). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 5). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 6). Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 7).
В.:— Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля). (Карточка 8)
— Что значит Сорока застрекотала? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).
— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).
— Что значит гаркнуть? (Подать громко голос).
— Что значит щебетать? (Издавать пение).
— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).
Вопросы по тексту
— Что увидела Сорока?
— Что застрекотала Сорока?
— Кто оказался на проталине?
— Что хотела сделать Сорока?
— Кто появился неожиданно?
— Что гаркнул Грач?
— Кто прилетел на шум?
— Что защебетал Жаворонок?
— Пока птицы спорили, что происходило?
— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?
— Куда разлетелись птицы?
— Как птицы встречали весну?
Приглашение детей на физ. минутку
Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)
Сугробы растопило. (присесть)
Теплую погоду (встать)
Принесла весна. (руки развести в стороны)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)
С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)
Пора им просыпаться, (потянуться)
Весною любоваться. (похлопать в ладоши)
В.: — Прослушайте рассказ еще раз. (Повторное чтение рассказа.)
Пересказы детей
В.: — Нам пришла посылка. Как вы думаете, что там внутри? Давайте откроем и посмотрим! (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Чтобы справится с работой надо сделать зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)
Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)
Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)
И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)
Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)
Выходи грачей считать. (сжимать и разжимать кулачки)
Фонограмма «Звуки весеннего леса»(«Звуки птиц»)
Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.
В.: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови - какая?»
Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.
Молодцы! Много красивых слов знаете!
III. Итог
В.: Ребята, сегодня на занятии было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на вопросы, порадовали своими рассказами. Поэтому я всем вас благодарю: «Спасибо за работу!».
Картинный материал
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4
Карточка 5
Карточка 6
Карточка 7
Карточка 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»
Программное содержание: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям пе...
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»
Цель: способствовать формированию умения детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.» Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям пе...
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Аквариум".
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Аквариум"....
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Ранняя осень"
Занятие направлено на обучение описывать сезонные изменения в природе, сравнивать окружающую природу осенью и летом. Задания позволяют развивать внимание, мышление детей, развивать речь детей, обогаща...
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием "домик для Гном Гномыча"
Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир....
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Фрукты"
Цель занятия познакомить с видами фруктов, их названиями, учить различать их, описывать и сравнивать; учить отгадывать загадки...
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира «Замечательный врач».
Дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду....