Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Идрисова Наида Валерьевна

 

Программное содержание: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям первоначальные навыки экспериментирования. Учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь. Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.

Оборудование и материалы: сказочные персонаж Гном Гномыч, письмо, лесная поляна, длинная и короткая дорожка, корзинка с камешками и ватой. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами. Подарки от Гном Гномыча. У воспитателя для опыта: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, 2 блюдца, ложка. У детей на столах: поднос с камешком и ватой, баночка с водой, 2 блюдца и ложка. Предшествующая работа: наблюдения на прогулках, труде. Трудовые поручения в группе, рассказывание сказок, заучивание потешек.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от лесных жителей. А кто живет в лесу? Давайте его прочитаем:

«Жил был в лесу старый Гном Гномыч. Гуляя по лесу, нашел он старую шляпу и сделал из нее домик. Тепло и уютно было гному в этом домике. Но однажды подул сильный ветер и унес шляпу. Остался Гном Гномыч опять без домика. Сидит он в лесу на пенечке около елочек грустный, замерз, даже разговаривать ни с кем не хочет. Пробегала мимо него лисичка и посоветовала Гномику построить новый домик из ваты и принесла ее ему. А зайчик тоже пожалел Гномика и посоветовал построить новый домик из камешков. Просим вас исследовать камешки и вату и рассказать Гномику, из чего лучше построить новый дом. Лесные жители».

 

 

Воспитатель: Ребята, давайте с вами скорее отправимся в лес и найдем там Гном Гномыча. А в лес ведут 2 дороги. Одна дорога, какая? Длинная. А другая, какая? Короткая. Как вы думаете, по какой дороге нам надо идти, что бы быстрее добраться до леса? По короткой. Идем по короткой дороге (шумовое оформление).

 Вот мы и пришли в лес. А вот и Гном Гномыч. Что-то он очень грустный.

Здравствуй, Гном Гномыч. Из письма лесных жителей мы знаем про твою беду.

Гномик: Ребята, помогите мне исследовать камешки и вату. Ведь домик мне нужен очень прочный, крепкий, теплый и уютный.

Воспитатель: А где же мы будем исследовать, ведь здесь лес. Давайте вернемся в детский сад, ведь у нас там целая лаборатория. Возьмем с собой корзиночки с материалом для строительства. Гном Гномыч, мы тебя тоже возьмем с собой. Ты будешь наблюдать за опытами детей и все внимательно слушать. Ох, а корзиночка с камешками тяжелая, ее понесет Дима, а легкую с ватой – Вероника. Вот и детский сад. Сейчас мы с вами превратимся в ученых, ведь мы уже большие, занимайте свои места.

Давайте начнем исследование с камешков. Рассмотрите их. Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется? Нет.

Попробуйте его разломить. Ломается? Нет.

Какой он? Он очень твердый, крепкий.

Попробуйте подуть на него. Улетел? Нет. Он тяжелый, и не летает. Так скажите, какой он? (твердый, тяжелый, крепкий).

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.

Дети выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.

 

 
 

Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее. Потрогайте ее, сожмите, какая она? (мягкая, белая).

Попробуйте оторвать кусочек и подуть на него. Летает? Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная. Какая же вата?

Сейчас, Гном Гномыч, мы будем проводить опыт с камешком и ватой. Положите камешек на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте его. Что стало с ним? Вся вода с камешка стекла на блюдце.

А теперь положите вату на блюдце и так же полейте ее водой. Что стало с ватой? Она вся промокла и стала мокрой.

Давайте сделаем вывод: какой же камешек? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды.

А вата - мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем Гном Гномычу, из чего же ему нужно строить крепкий, новый домик. Из камешков или из ваты? Конечно из камешков. Потому что они твердые, крепкие и не боятся воды. И домик будет прочным, теплым и уютным. А домик из ваты может улететь, когда подует ветер, или весь промокнуть под дождем.

Ребята, а Гном Гномыч приготовил вам сюрприз. Он принес с собой из леса чудесный мешочек и хочет поиграть с вами в интересную игру. В мешочке лежат твердые и мягкие предметы, вы должны на ощупь их определить. Молодцы, все справились с заданием! Гном Гномыч очень любит волшебство. Вот он хочет вас еще удивить. Потопайте 3 раза, похлопайте 3 раза, закройте глазки – а теперь откройте! (Корзина с грибочками). Давайте поблагодарим Гном Гномыча и попрощаемся. А Елена Владимировна проводит нашего гостя. До свидания!!! 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»

Цель: способствовать формированию умения детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.» Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям пе...

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Аквариум".

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Аквариум"....

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Ранняя осень"

Занятие направлено на обучение описывать сезонные изменения в природе, сравнивать окружающую природу осенью и летом. Задания позволяют развивать внимание, мышление детей, развивать речь детей, обогаща...

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Фрукты"

Цель занятия познакомить с видами фруктов, их названиями, учить различать их, описывать и сравнивать; учить отгадывать загадки...

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира «Замечательный врач».

Дать детям  представления  о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду....