НОД "Покормите птиц зимой"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Захаренко Алла Михайловна

План-конспект  непосредственно-образовательной деятельности для детей 4-5 лет "Покормите птиц зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pokormite.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности для  детей группы компенсирующей направленности 4-5-летнего возраста

«Покормите птиц зимой»

Подготовила:    Захаренко А.М.,  учитель-дефектолог

Цели и задачи.

Социально-коммуникативное развитие.

Установить положительный эмоциональный настрой в группе.

Воспитывать самостоятельность и уверенность в своих силах, развивать  эмпатию, стимулировать желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Развивать в детях доброту,  сочувствие, отзывчивость, стремление помочь окружающим.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Позновательное  развитие.

 Уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни.

Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению.

Дать представление о значении подкормки  для зимующих птиц.

Развивать чувство любознательности, познавательный интерес.

Речевое развитие.

Активизтровать речевую деятельность детей с помощью вопросов, пополнять и уточнять словарный запас по данной теме.

Развивать  литературную речь,  умение сравнивать и обобщать.

Развивать фонематический слух.

Физическое развитие.

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.

Снять мышечное напряжение  через двигательную активность детей, как способ смены деятельности.

Продолжать вести работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения.

Художественно-эстетическое развитие.

Закрепить навык аккуратного наклеивания деталей, умение правильно располагать детали на листе, умение действовать по инструкции взрослого. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, мышление, восприятие цвета. Воспитывать навыки аккуратности в работе, трудолюбия, умения доводить работу до конца.

Предварительная работа.

 Беседа о зимующих птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.  Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, ворона, сорока, снегирь)

Изготовление кормушек вместе с родителями. Кормление птиц на прогулках.

Создание композиции «Воробышки на кормушке». Дидактические упражнения на цветовой модели «Радуга».

Оборудование и дидактические материалы: музыкальный центр, компьютер, экран, аудиозаписи пения птиц, презентация  «Покормите птиц зимой»        , карточки с изображением зимующих    птиц, карточки с изображением  следов птиц;  кормушки, корм для птиц.

Технологические карты последовательности выполнения аппликации  снегиря, клей, черный фломастер  заготовки  частей  туловища снегиря, салфетки.

Ход НОД

    Дети, посмотрите, сегодня к нам пришли гости.

 Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и поприветствуем наших гостей,

подарим  нашим гостям хорошее настроение.

   Какое время года у нас сейчас на улице?  Правильно, дети, зима. Зима – самое трудное  для птиц и зверей  время года. Давайте прогуляемся по лесу и посмотрим,  что там есть интересного.  Ой, смотрите, здесь на снегу  кто-то оставил свои следы. Вы знаете, кто здесь ходил ?

   Дети рассматривают изображением следов птиц.  Идут по этим следам по лесу.

 Вот и первая остановка нашего путешествия, она называется «Отгадай-ка»

   Попробуйте отгадать загадку:

           -  Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

       Любит сало и пшеничку. Как зовут ее?  (Синичка).

Отгадали, молодцы!

Давайте послушаем ее песенку.

   А чей это стук разносится по зимнему лесу?

          -   Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

   Попробуйте угадать, кто это чирикает? Может   загадка вам поможет.

    -  Уличный мальчишка   в сером армячишке

   По дворам шныряет  - крошки собирает.       Кто это?  (Воробей)  

 Правильно отгадали, умницы!

Ну, а это кто так стрекочет, новости последние хочет рассказать?

            -  Всё я вижу, всё я знаю,  а не знаю – не  беда,

       Можно выдумать всегда.

       Что творится в лесу – на хвосте принесу.  

Стрекотунья,  белобока, а зовут …. (Сорока).  

А сейчас послушайте песенку ещё одной интересной птицы и загадка вам в помощь.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери

И  вдруг вспорхнули яблоки, ведь это -  ...  (Снегири)

            -  Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

        И ещё красней зимой  ярко-красный галстук мой.  (Снегирь)

  Дети отгадывают загадки и рассматривают  изображения  названых птиц.

Физминутка – гимнастика для глаз.

Дети, давайте все вместе проследим глазами за этой чудесной яркой птицей – снегирем.

Движение карточки с изображением снегиря вправо, влево, вверх, вниз, по кругу  (по 2-3 раза).

Зажмурили глаза, широко открыли 3-4 раза.

  Следующая остановка «Поиграй-ка».

  Проводится  подвижная игра «Найди свой дом».  Дети изображают птиц, бегают по залу и машут руками - крыльями. Через некоторое  время педагог произносит слово «Ночь».  Дети бегут к своему дому,  присаживаются на корточки  под  деревьями    и «засыпают».  Педагог произносит слово «День» и   игра   повторяется.

   Педагог. Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: плоды и семена растений, семена из шишек сосен и елей, насекомых, которые спрятались в трещинах  коры деревьев.

   Особенно трудно птицам приходится во время метелей и  сильных морозов. В такую погоду они голодают и очень страдают  от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилью человека.

   А как мы можем помочь птицам пережить трудное время года?   Да, правильно,   мы можем позаботиться о птицах и устроить им кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкнуть прилетать к месту, где их ждёт угощение.

    А вот и следующая остановка – «Птичья столовая». Знаете ли вы, как надо вести себя рядом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать).

   Какими разными могут быть кормушки для птиц! Посмотрите и скажите, из чего они сделаны. (Ответы детей)

Какой корм мы  можем  насыпать в кормушки для птиц?  (просо, пшеницу,  семена подсолнуха, тыквы, конопли,  пшено, овес. Синицы очень любят несолёное сало).

   Давайте все вместе насыплем корм в кормушки, а потом, когда пойдем гулять, вынесем эти кормушки с кормом на наш участок и порадуем птиц. Сегодня мы дополним новыми кормушками нашу птичью столовую, расположенную на нашем участке. Может быть, это поможет нашим пернатым друзьям пережить холодное и голодное время года.  Придет весна, и птицы отблагодарят  нас за заботу. Уничтожая насекомых – вредителей, птицы сохранят немало зелёных насаждений в садах, парках, лесах, но и будут радовать нас своим пеним.

Дети насыпают корм в кормушки.

   Педагог читает стихотворение  А. Яшина.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся как домой птицы на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна  будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Давайте повесим кормушку на дерево.

Смотрите, здесь какая-то избушка. Интересно, кто в ней живет?  

Из избушки  выходит Хозяйка леса.  Здоровается с детьми, представляется.

На сосне заснеженной –

Царство красоты!

На сосне заснеженной –

Птицы, как цветы!

Грудка, ярко красная,

Темная спина.

Заиграла красками

Старая сосна!

Как осколочки зари,

Здесь на ветках снегири!        (показ снегиря)

В.:  О каких птицах говорится в стихотворении?

Д.: О снегирях.

В.: Что вы о них знаете? Какие они?

Д.: У них красная грудка, они прилетают к нам зимой.

В.: А какие птицы еще зимуют?

Д.:  Воробьи, синицы, вороны, сойки…и т.д.

В.: Как называют птиц, остающихся  зимовать?

Д.: Зимующие!

В.: Ребята, а давайте деревья в  лесу, тоже посадим снегирей. Вы мне поможете? (ответ детей). Перед тем как приступить к работе, надо размять наши пальчики.

 Пальчиковая гимнастика « Снегири»

За углом для птиц новинка («шагают» пальцами по столу)

Там столовая «Рябинка»

Погляди-ка детвора, (сжимаем и разжимаем кулачки)

Взошла красная заря.

Снегири, скорей проснитесь (открываем клювики)

И рябинкой угоститесь  («клюют» -  пальцы в щепотке).

Постановка учебной задачи. Руководство выполнением задания.

Педагог показывает технологическую карту для изготовления  снегиря, дети рассматривают; педагог, проговаривает последовательность действий, показывает заготовки, уточняет форму, цвет.

Ещё раз, уточнить и обогатить представления детей о внешнем виде снегирей: «Снегирь – маленькая, пухленькая птичка, с ярко – красной грудкой и черной шапочкой. Она называется так потому, что появляются в наших краях с первым снегом. Снегири на рябине как огоньки, как фонарики, как яблочки».

Показ последовательности выполнения задания:

1. Берем заготовку – тело птички, и грудку. Грудку приклеиваем к телу.

2. Берем заготовку – крыло (склеив его первоначально из двух деталей) и приклеиваем его к телу снегиря.

3. Далее  приклеиваем клюв птицы и глаз. Черным фломастером рисуем зрачок.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.

Для сверки последовательности действий смотрят на технологическую карту или обращаются к педагогу за конкретным советом. Педагог помогает советами, в случае затруднения повторно показывает схему, поощряет поиски и находки детей.

Выставка - рассматривание

Дети сажают  своих снегирей на ветки дерева, рассматривают.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения З. Александровой:

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Рефлексия

Педагог благодарит детей за занятие: «Молодцы, ребята, потрудились! Целая стая снегирей прилетела к нам. Не страшна теперь снегирям холодная зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...