КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимующие птицы» (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, кормушка, клевать, чирикать, каркать, ухать, воркотать, синькать, цвиркать). Упражнять в образовании родственных слов. Совершенствование грамматического строя речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Т.п. («Кто чем питается?»), в составлении предложений.
Коррекционно-развивающие цели: развитие произвольного внимания, зрительной памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, воспитание бережного отношения и любви к живой природе.
Материал и оборудование: картинки зимующих птиц, персонажи Лунтик и кузнечик Кузя, презентация «Голоса птиц», «Накорми птиц», снежок, серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой»,планшеты, схемы предложений в картинках.
Ход
Организационный момент
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,-
Значит к нам пришла…
Дети: Зима.
Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?
Дети: Хотим.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы метели,
Рукавицы все надели.
На коньках легко скользим
Быстро, быстро добежим…
Основная часть
Вот мы с вами и в зимнем парке. Какое замечательное сегодня утро. Давайте с вами поздороваемся с солнышком.
1.Упражнение на развитие мелкой моторики «Утречко»
Посмотрите, ребята, кто это?
Дети: Лунтик.
Лунтик прилетел с другой планеты, и ничего не знает. Он услышал голоса птиц и испугался… Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?
2.Расскажем Лунтику, кто как голос подает?
Ворона – каркает
Сова – ухает
Воробей – чирикает
Голубь – воркует
Снегирь – цвинькает
Синичка – синькает
3. Образование родственных слов
Лунтик не поймет, чем покрыта земля?
Дети: снегом
Как мы можем поиграть со снегом? Что можно сделать из снега?
Дети: снежки, снегурочку, снежную бабу, снежную крепость.
Вот и Лунтик слепил снежок.
Лунтик добрый, ему очень хочется назвать птиц ласково, но не знает, как правильно сказать. А вы, ребята знаете? Поиграем со снежком.
4. Скажиласково (изменить слова так, что бы заканчивались на –ки)
Снегирь – снегирьки
Воробей – воробушки
Синица – синички
Сова – совушки
Ворона – воронушки
Голубь – голубки
Лунтик подружился с птицами и решил с ними поиграть. Я вам предлагаю на время превратиться птиц. Вокруг себя покружились, в зимующих птиц превратились.
5. Общая моторика «Птички»
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели…
И на место сели.
6. Беседа по содержанию картины
Кто это гуляет по парку? Да это же кузнечик Кузя. Кузя нарисовал картинки, давайте посмотрим? Как интересно! Рассмотрев картины, вы расскажите сами Лунтику и Кузе, о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Детям предлагается внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина №1: какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с воробушком? Почему он замерз? Как бы вы поступили в этой ситуации? Что нужно сделать детям?
Картина №2: Посмотрите, что сделали дети? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?
Картина №3: Где находятся ребята и птичка? Почему ребята улыбаются? Что делает воробушек?
Картина №4: Как ребята решили помочь друзьям воробушка? Что ребята повесили на березу в парке? Что девочка насыпает в кормушку? Какое настроение у детей?
Ребята, давайте позовем всех птиц к кормушке.
7. Развитие мелкой моторики «Кормушки»
Птички к дому подлетели,
На кормушку птички сели.
Стали зернышки клевать
И головками кивать.
8. Угости птиц. Презентация
У каждой птицы есть любимое лакомство.
Воробья угостим крошками.
Голубя – семечками.
Сову – орехами.
Ворону – зернами.
Снегиря – ягодами.
Синицу – салом.
9. Составление предложений по картинкам-схемам
У Кузи в планшете был записан интересный рассказ картинками, который он хотел прочитать Лунтику. Но произошел сбой программы, планшет сломался. Вы хотите помочь нашим друзьям? Я предлагаю каждому разгадать предложение на планшете . Нужно на планшетах разложить картинки по порядку, таким образом вы подружите слова в предложениях. Дети каждый на своем планшете составляет предложение, после чего дети по очереди говорят каждый свое предложения.
1. Дети пошли в парк.
2. Ребята нашли замерзшего воробушка.
3. Маша и Витя отнесли птичку домой.
4. Друзья накормили воробушка хлебными крошками.
5. Малыши сделали кормушку для друзей воробушка.
Итог. Оценка
Пора нам возвращаться в детский сад, а Лунтику и Кузе к себе домой.
Где мы сегодня были?Что нового узнали?Что вам запомнилось больше всего?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимующие птицы» (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, кормушка, клевать, чирикать, каркать, ухать, воркотать, синькать, цвиркать ). Упражнять в образовании родственных слов. Совершенствование грамматического строя речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Т.п. («Кто чем питается?»), в составлении предложений.
Коррекционно-развивающие цели: развитие произвольного внимания, зрительной памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, воспитание бережного отношения и любви к живой природе.
Материал и оборудование: картинки зимующих птиц, персонажи Лунтик и кузнечик Кузя, презентация «Голоса птиц», «Накорми птиц», снежок, серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой»,планшеты, схемы предложений в картинках.
Ход
Организационный момент
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,-
Значит к нам пришла…
Дети: Зима.
Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?
Дети: Хотим.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы метели,
Рукавицы все надели.
На коньках легко скользим
Быстро, быстро добежим…
Основная часть
Вот мы с вами и в зимнем парке. Какое замечательное сегодня утро. Давайте с вами поздороваемся с солнышком.
1.Упражнение на развитие мелкой моторики «Утречко»
Посмотрите, ребята, кто это?
Дети: Лунтик.
Лунтик прилетел с другой планеты, и ничего не знает. Он услышал голоса птиц и испугался… Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?
2.Расскажем Лунтику, кто как голос подает?
Ворона – каркает
Сова – ухает
Воробей – чирикает
Голубь – воркует
Снегирь – цвинькает
Синичка – синькает
3. Образование родственных слов
Лунтик не поймет, чем покрыта земля?
Дети: снегом
Как мы можем поиграть со снегом? Что можно сделать из снега?
Дети: снежки, снегурочку, снежную бабу, снежную крепость.
Вот и Лунтик слепил снежок.
Лунтик добрый, ему очень хочется назвать птиц ласково, но не знает, как правильно сказать. А вы, ребята знаете? Поиграем со снежком.
4. Скажи ласково (изменить слова так, что бы заканчивались на –ки)
Снегирь – снегирьки
Воробей – воробушки
Синица – синички
Сова – совушки
Ворона – воронушки
Голубь – голубки
Лунтик подружился с птицами и решил с ними поиграть. Я вам предлагаю на время превратиться птиц. Вокруг себя покружились, в зимующих птиц превратились.
5. Общая моторика «Птички»
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели…
И на место сели.
6. Беседа по содержанию картины
Кто это гуляет по парку? Да это же кузнечик Кузя. Кузя нарисовал картинки, давайте посмотрим? Как интересно! Рассмотрев картины, вы расскажите сами Лунтику и Кузе, о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Детям предлагается внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина №1: какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с воробушком? Почему он замерз? Как бы вы поступили в этой ситуации? Что нужно сделать детям?
Картина №2: Посмотрите, что сделали дети? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?
Картина №3: Где находятся ребята и птичка? Почему ребята улыбаются? Что делает воробушек?
Картина №4: Как ребята решили помочь друзьям воробушка? Что ребята повесили на березу в парке? Что девочка насыпает в кормушку? Какое настроение у детей?
Ребята, давайте позовем всех птиц к кормушке.
7. Развитие мелкой моторики «Кормушки»
Птички к дому подлетели,
На кормушку птички сели.
Стали зернышки клевать
И головками кивать.
8. Угости птиц. Презентация
У каждой птицы есть любимое лакомство.
Воробья угостим крошками.
Голубя – семечками.
Сову – орехами.
Ворону – зернами.
Снегиря – ягодами.
Синицу – салом.
9. Составление предложений по картинкам-схемам
У Кузи в планшете был записан интересный рассказ картинками, который он хотел прочитать Лунтику. Но произошел сбой программы, планшет сломался. Вы хотите помочь нашим друзьям? Я предлагаю каждому разгадать предложение на планшете . Нужно на планшетах разложить картинки по порядку, таким образом вы подружите слова в предложениях. Дети каждый на своем планшете составляет предложение, после чего дети по очереди говорят каждый свое предложения.
- Дети пошли в парк.
- Ребята нашли замерзшего воробушка.
- Маша и Витя отнесли птичку домой.
- Друзья накормили воробушка хлебными крошками.
- Малыши сделали кормушку для друзей воробушка.
Итог. Оценка
Пора нам возвращаться в детский сад, а Лунтику и Кузе к себе домой.
Где мы сегодня были? Что нового узнали? Что вам запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР
Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»
Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект занятия на развитие лексико-грамматического строя речи для детей 6го года жизни по теме: "Зима"
Данное занятие проводится в рамках технологии Л.В. Свирской в центре активности познания и коммуникации детей с использованием развивающих игр Воскобовича: "Коврограф ларчик"Познакомится с о...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР
Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда»....