Конспект занятия на тему: "Домашние птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя на тему: "Домашние птицы" в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom.ptitsy.docx105.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе компенсирующей направленности

на тему: «На птичьем дворе»

Подготовили: учитель-логопед,

       Кострюкова И.А.,

                                                                                               воспитатель,

                                                                                                 Лобарёва Н.И.

г. Саранск 2019

Тема: На птичьем дворе


Цель: закрепить знания детей о домашних птицах, полученные детьми на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, речевому развитию, окружающему миру.  

Задачи.
Коррекционно-образовательные:

  • систематизировать усвоенные детьми знания по лексической теме: «Домашние птицы»;
  • учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа;
  • закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить составлять предложения различной структуры;
  • уточнить и активизировать словарный запас;  
  • учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.
    Коррекционно-развивающие: 
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику.
    Коррекционно-воспитательные: 
  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
  • воспитывать бережное отношение к домашним птицам.

Образовательные области:

речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Вопросы к детям.
  3. Чтение стихотворений (загадок)
  4. Рассматривание предметных картинок, слайдов.
  5. Дидактические игры и упражнения.
  6. Динамическая пауза.
  7. Индивидуальная помощь.
  8. Составление рассказа-описания.
  9. Стимулирование детей.

Технические средства обучения: магнитная доска, магнитола, телевизор, мольберт.

Материалы и оборудование: картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, шапочки-маски с изображением детёнышей домашних птиц, предметные картинки с изображением домашних птиц: курицы, гусыни, утки, индюшки; картинка с изображением петуха, 4 обруча;

слайды: «Птичий двор», схема для составления описательного рассказа о домашних птицах «Расскажи-ка».

Предварительная работа: просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактические игры: «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц), «Узнай, чей голос?».; рисование в свободной деятельности «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание аудиозаписи с голосами домашних птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.  

Игра «Доскажи словечко»:

– Я буду читать стихи, а вы добавляйте в рифму слово, обозначающее название домашней птицы.

В деревеньке возле дома

Ходит вдоль по улице.

О цыплятах вся в заботе.

Мама-клуша…курица.

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Кукареку!» - поет …петух.

Шеей длинной круть да круть,

Словно хочет ущипнуть.

Но его я не боюсь.

Это добрый, умный …гусь.

Ходит вразвалочку

Вперевалочку.

А нырнёт на минутку –

Станет ловкой …утка.

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

По земле ногами - стук,
А зовут его
….индюк.

II. Постановка цели занятия.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах).  

III. Беседа по теме.

– Давайте сегодня вместе отправимся на птичий двор. Кто здесь живет? Отвечайте полным предложением. (На птичьем дворе живут домашние птицы. На птичьем дворе живут гуси и т. д.).

– Как называется дом, где живут птицы? (Дом называется птичник).

– Почему этих птиц называют «домашними»? (Потому что они живут рядом с человеком, и человек о них заботится.)

– А как человек ухаживает за домашними птицами? (Человек строит для них жилище, кормит, чистит их жилище.

– Чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, зерном, пшеном.)

– Какую пользу приносят птицы человеку? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья.)

IV. Пальчиковая гимнастика «Утята»

– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними шагал пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый запищал:– Пи-пи-пи!
– Не пищи, не пищи. Поскорей своих ищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

 V. Дидактическая игра «Назови ласково»

Мамы часто вас называют ласково. Переверните картинки на столе и назовите домашних птиц и их птенцов ласково.
Курица – курочка, петух – петушок, гусёнок
 гусёночек и т.д.

VI. Дидактическая игра «Один – много - никого»

 Называйте сначала одну птицу. Кто это? (Петух.) Пришли ещё такие же птицы. Кто это? (Петухи.) Ой, что случилось? Пришла ночь, и все птицы спрятались в домик. Теперь нет кого? (Петухов)
По аналогии - со всеми домашними птицами и их детёнышами.

VIII. Динамическая пауза.

Игра-импровизация «Найди портрет своей мамы»

- Давайте наденем маски и превратимся в птенцов домашних птиц.

- Как только заиграет музыка гуляйте по птичьему двору, а когда музыка закончится – подойдите к портрету своей мамы. (Аудиозапись «На птичьем дворе»).

(Дети двигаются, имитируют движение птенцов домашних птиц. По окончанию музыки подходят к картинке, на которой изображена их «мама». Педагог уточняет правильно ли они нашли картинку.)

- Кто ты? (Я цыпленок. Я утенок. Я гусенок. Я индюшонок.)

- Кто твоя мама? (Моя мама курица. Моя мама утка. Моя мама гусыня. Моя мама индюшка.)

- Молодцы, все нашли своих мам.

IX. Составление описательного рассказа о петухе.

D:\СТАРЫЙ ДИСК\Мама\Документы, мама\документация 2015-16\раскажи-ка о дом птицах.jpg

 

- Давайте расскажем о петухе. Перед вами схема, на ней несколько картинок. Посмотрите на первую картинку и ответьте: кто это? (Это петух.) Петух — это какая птица? (Петух – это домашняя птица.)

- Какого он цвета? (Он разноцветный.)

- Какие части тела есть у петуха? (У петуха есть туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы.) Что у него на лапах? (У него на лапах когти и шпоры.) А что на голове? (На голове - гребешок, бородка, клюв, глаза.)

- Чем покрыто его тело?  (Его тело покрыто перьями и пухом.)

- Как он голос падает? (Он кукарекает: «Ку – ка – ре - ку!»)

- Что петух любит клевать? (Петух любит клевать зерно.)

- Как передвигается петух? Что он умеет делать, а что не умеет? (Он умеет ходить, бегать, взлетать на забор, перелетать через забор. Он не умеет летать.)

- Где живет петух? (Петух живет в курятнике.)

-  Как называются его птенцы? (Его птенцы называются цыплята.)

- Что дает человеку? (Человеку дает перья, пух, мясо.).

- Составим рассказ о петухе с помощью схемы, рассказывая по картинкам по- порядку.

Петух – это домашняя птица. Он разноцветный. У петуха есть туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы. У него на лапах когти и шпоры. На голове - гребешок, бородка, клюв, глаза. Его тело покрыто перьями и пухом. Он кукарекает: «Ку – ка – ре - ку!» Петух любит клевать зерно. Он умеет ходить, бегать, взлетать на забор, перелетать через забор. Он не умеет летать. Петух живет в курятнике. Его птенцы называются цыплята. Человеку дает перья, пух, мясо.

- Молодцы, у вас получился интересный рассказ о петухе.

IX. Подведение итога занятия и оценка деятельности детей.

- Где мы сегодня мы были? (На птичьем дворе.)

- В какие игры играли? О ком составили рассказ?

Тема: Домашние птицы
Цель: закрепить знания детей о домашних птицах.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа; закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить составлять сложносочиненные бессоюзные предложения; учить составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление; развивать мелкую и общую моторику
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Оборудование:
магнитная доска, магнитофон, картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, шапочки с изображением детёнышей домашних птиц
 

Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактическая игра «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц); рисование с воспитателями «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание кассеты с голосами домашних птиц»; дидактическая игра «Узнай, чей голос?».

Тема: Домашние птицы
Цель:  закрепить знания детей о домашних птицах.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (на, под), учить детей составлять предложения с данными предлогами;
развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Оборудование:
Магнитная доска, схемы пространственных предлогов «на», «под», картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, магнитофон, записью голосов домашних птиц.
Ход занятия:

I Организационный момент: дидактическое упражнение «Кто как подает голос?»
Логопед: -Я буду читать стихи, а вы мне помогайте – изображайте голоса домашних птиц.

Наши утки с утра – кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда – га – га – га!

Наши куры в окно – ко – ко – ко!

Петух поутру нам поет – кукареку!

Индюк болобочет – бл-бл-бл-бл-лопочет.

- Какой весёлый концерт получился! Что делал петух? (кукарекал) 

Что делали куры? (кудахтали). Что делали утки? (крякали). Что делали гуси? (гоготали.) 

2. Постановка цели занятия

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?  (О домашних птицах.)

3. Беседа по теме:

Логопед: - Назовите всех домашних птиц по картинкам. Почему этих птиц называют домашними? (Потому что они живу рядом с человеком).
- Домашние птицы не могут сами позаботиться о себе: найти себе дом, корм. Кто заботится о домашних птицах? Как человек ухаживает за домашними птицами? (
Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище).

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, насекомыми, червяками)

- Какую пользу приносят птицы человеку? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья.) Скажите, что есть у всех домашних птиц? (Туловище, голова, лапы, крылья, хвост). Чем покрыто их тело? (Их тело покрыто перьями).

4. Пальчиковая гимнастика «Утята»

 - А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Первый, второй – шли утята.    
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый запищал: - Пи-пи-пи!
- Не пищи, не пищи. Поскорей своих ищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

5. Игра «Назови ласково»

Логопед: - Вас мамы часто называют ласково. Назовите домашних птиц ласково.
Курица – курочка, петух – петушок и т.д.

6. Динамическая пауза

Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку)
Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи).
Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам).
А как Петя –петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).

7. Игра «Домашние птицы и их птенцы»

Логопед: - Давайте вспомним детёнышей домашних птиц. Кто детеныш у курицы? (У курицы детеныш цыпленок).
— А если у курицы много птенцов, как надо сказать?
Логопед переворачивает картинку:- Ой, что случилось? (с картинки исчезли цыплята) - Теперь нет кого?…. (Цыплят).
По аналогии  с каждой домашней птицей (утка, гусыня, индейка)

8. Составление предложений с предлогами «на», «под»

- Скажите, кто на картинке, и где находится. (Это цыплёнок Он стоит на ящике и т.д.)

9. Итог.

Логопед:- Дети, вспомните, о чем мы сегодня говорили?

Что делали на занятии?

Используемая литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в 
старшей группе детского сада.

Ход занятия:

I. Организационный момент.  

Игра «Доскажи словечко»:

Съест зерна, попьёт водицы.

Хлебных крошек поклюёт,

А потом снесёт яичко –

Нам на завтрак принесёт.

В деревеньке возле дома

Ходит вдоль по улице.

О цыплятах вся в заботе.

Мама-клуша….курица.

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Кукареку!» - поет ....петух.

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Шеей длинной круть да круть,

Словно хочет ущипнуть.

Но его я не боюсь.

Это добрый, умный ….гусь.

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-

Вперевалочку.

Нырнёт на минутку

И вынырнет ….утка.

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

По земле ногами - стук,
А зовут его -….
индюк.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Домашние птицы"

конспект логопедического занятия по теме "Домашние птицы"...

конспект занятия на тему "Домашние птицы" в средней группе

расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);·         обогащен...

Конспект занятия по теме "Домашние птицы"

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий  "Домашние птицы"...

Конспект занятий на тему Домашние птицы

Конспект занятий на тему Домашние птицы и Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет. ...

конспект занятия на тему: "домашние птицы"

конспект предназначен для детей с нарушением слуха дошкольного возраста...

Конспект занятия по теме «Домашние животные и птицы и их детеныши. Содержание домашних птиц»

В данном материале представлен конспект занятия с детьми 5-7 лет, направлен на развитие лексико-грамматической стороны речи....