Конспект занятия на тему: "Домашние птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя на тему: "Домашние птицы" в старшей группе компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
Конспект интегрированного занятия
в старшей группе компенсирующей направленности
на тему: «На птичьем дворе»
Подготовили: учитель-логопед,
Кострюкова И.А.,
воспитатель,
Лобарёва Н.И.
г. Саранск 2019
Тема: На птичьем дворе
Цель: закрепить знания детей о домашних птицах, полученные детьми на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, речевому развитию, окружающему миру.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать усвоенные детьми знания по лексической теме: «Домашние птицы»;
- учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа;
- закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить составлять предложения различной структуры;
- уточнить и активизировать словарный запас;
- учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.
Коррекционно-развивающие: - развивать диалогическую речь;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: - формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Образовательные области:
речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
- Игровая мотивация.
- Вопросы к детям.
- Чтение стихотворений (загадок)
- Рассматривание предметных картинок, слайдов.
- Дидактические игры и упражнения.
- Динамическая пауза.
- Индивидуальная помощь.
- Составление рассказа-описания.
- Стимулирование детей.
Технические средства обучения: магнитная доска, магнитола, телевизор, мольберт.
Материалы и оборудование: картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, шапочки-маски с изображением детёнышей домашних птиц, предметные картинки с изображением домашних птиц: курицы, гусыни, утки, индюшки; картинка с изображением петуха, 4 обруча;
слайды: «Птичий двор», схема для составления описательного рассказа о домашних птицах «Расскажи-ка».
Предварительная работа: просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактические игры: «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц), «Узнай, чей голос?».; рисование в свободной деятельности «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание аудиозаписи с голосами домашних птиц.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Доскажи словечко»:
– Я буду читать стихи, а вы добавляйте в рифму слово, обозначающее название домашней птицы.
В деревеньке возле дома
Ходит вдоль по улице.
О цыплятах вся в заботе.
Мама-клуша…курица.
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Кукареку!» - поет …петух.
Шеей длинной круть да круть,
Словно хочет ущипнуть.
Но его я не боюсь.
Это добрый, умный …гусь.
Ходит вразвалочку
Вперевалочку.
А нырнёт на минутку –
Станет ловкой …утка.
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
По земле ногами - стук,
А зовут его –….индюк.
II. Постановка цели занятия.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах).
III. Беседа по теме.
– Давайте сегодня вместе отправимся на птичий двор. Кто здесь живет? Отвечайте полным предложением. (На птичьем дворе живут домашние птицы. На птичьем дворе живут гуси и т. д.).
– Как называется дом, где живут птицы? (Дом называется птичник).
– Почему этих птиц называют «домашними»? (Потому что они живут рядом с человеком, и человек о них заботится.)
– А как человек ухаживает за домашними птицами? (Человек строит для них жилище, кормит, чистит их жилище.
– Чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, зерном, пшеном.)
– Какую пользу приносят птицы человеку? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья.)
IV. Пальчиковая гимнастика «Утята»
– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними шагал пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый запищал:– Пи-пи-пи!
– Не пищи, не пищи. Поскорей своих ищи!
(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)
V. Дидактическая игра «Назови ласково»
– Мамы часто вас называют ласково. Переверните картинки на столе и назовите домашних птиц и их птенцов ласково.
Курица – курочка, петух – петушок, гусёнок – гусёночек и т.д.
VI. Дидактическая игра «Один – много - никого»
– Называйте сначала одну птицу. Кто это? (Петух.) Пришли ещё такие же птицы. Кто это? (Петухи.) Ой, что случилось? Пришла ночь, и все птицы спрятались в домик. Теперь нет кого? (Петухов)
По аналогии - со всеми домашними птицами и их детёнышами.
VIII. Динамическая пауза.
Игра-импровизация «Найди портрет своей мамы»
- Давайте наденем маски и превратимся в птенцов домашних птиц.
- Как только заиграет музыка гуляйте по птичьему двору, а когда музыка закончится – подойдите к портрету своей мамы. (Аудиозапись «На птичьем дворе»).
(Дети двигаются, имитируют движение птенцов домашних птиц. По окончанию музыки подходят к картинке, на которой изображена их «мама». Педагог уточняет правильно ли они нашли картинку.)
- Кто ты? (Я цыпленок. Я утенок. Я гусенок. Я индюшонок.)
- Кто твоя мама? (Моя мама курица. Моя мама утка. Моя мама гусыня. Моя мама индюшка.)
- Молодцы, все нашли своих мам.
IX. Составление описательного рассказа о петухе.
- Давайте расскажем о петухе. Перед вами схема, на ней несколько картинок. Посмотрите на первую картинку и ответьте: кто это? (Это петух.) Петух — это какая птица? (Петух – это домашняя птица.)
- Какого он цвета? (Он разноцветный.)
- Какие части тела есть у петуха? (У петуха есть туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы.) Что у него на лапах? (У него на лапах когти и шпоры.) А что на голове? (На голове - гребешок, бородка, клюв, глаза.)
- Чем покрыто его тело? (Его тело покрыто перьями и пухом.)
- Как он голос падает? (Он кукарекает: «Ку – ка – ре - ку!»)
- Что петух любит клевать? (Петух любит клевать зерно.)
- Как передвигается петух? Что он умеет делать, а что не умеет? (Он умеет ходить, бегать, взлетать на забор, перелетать через забор. Он не умеет летать.)
- Где живет петух? (Петух живет в курятнике.)
- Как называются его птенцы? (Его птенцы называются цыплята.)
- Что дает человеку? (Человеку дает перья, пух, мясо.).
- Составим рассказ о петухе с помощью схемы, рассказывая по картинкам по- порядку.
Петух – это домашняя птица. Он разноцветный. У петуха есть туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы. У него на лапах когти и шпоры. На голове - гребешок, бородка, клюв, глаза. Его тело покрыто перьями и пухом. Он кукарекает: «Ку – ка – ре - ку!» Петух любит клевать зерно. Он умеет ходить, бегать, взлетать на забор, перелетать через забор. Он не умеет летать. Петух живет в курятнике. Его птенцы называются цыплята. Человеку дает перья, пух, мясо.
- Молодцы, у вас получился интересный рассказ о петухе.
IX. Подведение итога занятия и оценка деятельности детей.
- Где мы сегодня мы были? (На птичьем дворе.)
- В какие игры играли? О ком составили рассказ?
Тема: Домашние птицы
Цель: закрепить знания детей о домашних птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа; закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить составлять сложносочиненные бессоюзные предложения; учить составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление; развивать мелкую и общую моторику
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Оборудование:
магнитная доска, магнитофон, картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, шапочки с изображением детёнышей домашних птиц
Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактическая игра «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц); рисование с воспитателями «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание кассеты с голосами домашних птиц»; дидактическая игра «Узнай, чей голос?».
Тема: Домашние птицы
Цель: закрепить знания детей о домашних птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (на, под), учить детей составлять предложения с данными предлогами;
развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Оборудование:
Магнитная доска, схемы пространственных предлогов «на», «под», картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, магнитофон, записью голосов домашних птиц.
Ход занятия:
I Организационный момент: дидактическое упражнение «Кто как подает голос?»
Логопед: -Я буду читать стихи, а вы мне помогайте – изображайте голоса домашних птиц.
Наши утки с утра – кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда – га – га – га!
Наши куры в окно – ко – ко – ко!
Петух поутру нам поет – кукареку!
Индюк болобочет – бл-бл-бл-бл-лопочет.
- Какой весёлый концерт получился! Что делал петух? (кукарекал)
Что делали куры? (кудахтали). Что делали утки? (крякали). Что делали гуси? (гоготали.)
2. Постановка цели занятия
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О домашних птицах.)
3. Беседа по теме:
Логопед: - Назовите всех домашних птиц по картинкам. Почему этих птиц называют домашними? (Потому что они живу рядом с человеком).
- Домашние птицы не могут сами позаботиться о себе: найти себе дом, корм. Кто заботится о домашних птицах? Как человек ухаживает за домашними птицами? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище).
- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, насекомыми, червяками)
- Какую пользу приносят птицы человеку? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья.) Скажите, что есть у всех домашних птиц? (Туловище, голова, лапы, крылья, хвост). Чем покрыто их тело? (Их тело покрыто перьями).
4. Пальчиковая гимнастика «Утята»
- А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый запищал: - Пи-пи-пи!
- Не пищи, не пищи. Поскорей своих ищи!
(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
5. Игра «Назови ласково»
Логопед: - Вас мамы часто называют ласково. Назовите домашних птиц ласково.
Курица – курочка, петух – петушок и т.д.
6. Динамическая пауза
Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку)
Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи).
Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам).
А как Петя –петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).
7. Игра «Домашние птицы и их птенцы»
Логопед: - Давайте вспомним детёнышей домашних птиц. Кто детеныш у курицы? (У курицы детеныш цыпленок).
— А если у курицы много птенцов, как надо сказать?
Логопед переворачивает картинку:- Ой, что случилось? (с картинки исчезли цыплята) - Теперь нет кого?…. (Цыплят).
По аналогии с каждой домашней птицей (утка, гусыня, индейка)
8. Составление предложений с предлогами «на», «под»
- Скажите, кто на картинке, и где находится. (Это цыплёнок Он стоит на ящике и т.д.)
9. Итог.
Логопед:- Дети, вспомните, о чем мы сегодня говорили?
Что делали на занятии?
Используемая литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе детского сада.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра «Доскажи словечко»:
Съест зерна, попьёт водицы.
Хлебных крошек поклюёт,
А потом снесёт яичко –
Нам на завтрак принесёт.
В деревеньке возле дома
Ходит вдоль по улице.
О цыплятах вся в заботе.
Мама-клуша….курица.
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Кукареку!» - поет ....петух.
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Шеей длинной круть да круть,
Словно хочет ущипнуть.
Но его я не боюсь.
Это добрый, умный ….гусь.
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-
Вперевалочку.
Нырнёт на минутку
И вынырнет ….утка.
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
По земле ногами - стук,
А зовут его -….индюк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563353-1421133981.jpg)
Конспект занятия на тему "Домашние птицы"
конспект логопедического занятия по теме "Домашние птицы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118132-1550394629.jpg)
конспект занятия на тему "Домашние птицы" в средней группе
расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);· обогащен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/11/picture-1136267-1554963163.jpg)
Конспект занятия по теме "Домашние птицы"
Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий "Домашние птицы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-720538-1450111960.jpg)
Конспект занятий на тему Домашние птицы
Конспект занятий на тему Домашние птицы и Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет. ...
конспект занятия на тему: "домашние птицы"
конспект предназначен для детей с нарушением слуха дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/28/picture-1540078-1730093641.jpg)
Конспект занятия по теме «Домашние животные и птицы и их детеныши. Содержание домашних птиц»
В данном материале представлен конспект занятия с детьми 5-7 лет, направлен на развитие лексико-грамматической стороны речи....