Статья в газету "Развитие связной речи дошкольников через составление текстов сказочного содержания"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В этой статье автор подсказывает, по каким направлениям должна осуществляться работа по развитию связной речи и обогащению словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_impuls_rahimovalv.docx | 917.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№6», дошкольные группы
Рахимова Людмила Васильевна, воспитатель
Опыт работы по теме «Развитие связной речи дошкольников через составление текстов сказочного содержания».
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
Ребенок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания.
Проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и, как следствие, низкие коммуникативные умения.
Все эти проблемы знакомы как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на речевое развитие детей. Начала эту работу с самого раннего возраста, когда у детей еще есть желание общаться, когда они учатся говорить.
Работа по развитию связной речи и обогащению словаря детей осуществляется мною по 4 направлениям:
- Чтение художественной литературы.
- Использование игр и творческих заданий по подготовке к составлению текстов сказочного содержания;
- Составление текстов сказочного содержания;
- Театрализованная деятельность.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, раскрывает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Особую роль в этом отношу русскому народному творчеству. Оно развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное, эстетическое значение литературы, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
В младшем возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте нужно стараться учить детей слушать сказки, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.
В дальнейшем уже после рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшем возрасте дети учатся при восприятии художественного произведения замечать выразительные средства, они могут различать жанры литературных произведений. И в подготовительной группе дети имеют полный запас знаний, умений и навыков к составлению текстов сказочного содержания.
Мною разработано перспективное планирование по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
А.В.Запорожец утверждал, что слушание и сочинение сказки, «наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности – умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность».
В.А.Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Использование сочинения сказки на занятии позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), расширить активный и пассивный словарь ребенка. Кроме этого, сочинение сказки помогает сформировать мотивацию познавательной деятельности, так как отвечает внутренней потребности ребенка дошкольного возраста. А как и любая другая деятельность, деятельность мышления всегда вызвана какими-то потребностями личности.
Сочинение сказки предполагает такую организацию занятия, которая бы отличалась от других занятий. Для этого используются ритуалы «входа» в сказку, представляющие собой коллективное упражнение, неизменно повторяющееся на каждом занятии по сочинению сказки и помогающее настроить детей на совместную работу, содействующее групповому сплочению детей не только на данном занятии, но и в повседневной жизни группы. Это позволяет ребенку получить навыки позитивного коммуникативного общения, что будет содействовать дальнейшей социализации.
Речь ребенка обогащается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения речевой деятельности является использование современных образовательных технологий.
В своей деятельности я использую разнообразные игровые технологии.
Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Активно пользуюсь речевыми играми.
С развитием современных коммуникационных технологий в своей работе также использую ИКТ для презентаций загадок про сказочных героев, часто провожу викторины по сказкам.
Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Дети 4-5-6 лет любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были.
Обращаю внимание детей на то, что происходит рядом с ними: в природе, в мире растений и животных, в мире окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования. Стараюсь учить детей правильно и грамотно составлять эти рассказы, использовать в своей речи слова и выражении, позволяющие начать и закончить рассказ или сказку, понять их структуру.
Использование этих методик, на мой взгляд, позволяет ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепоститься, устраняет боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.
Также в своей деятельности особую роль отвожу театру. По средствам театрализованной деятельности совершенствуется монологическая и диалогическая речь детей, становится эмоциональной, совершенствуются импровизационные навыки детей.
К.Д. Ушинский считал, что «народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».
А С.Л.Рубинштейн утверждал: ««Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».
Планируя самостоятельную и совместную деятельность взрослого и ребенка, большое значение придаю театрализованной деятельности с использованием разных видов театров, так как знаю и вижу, что в этом возрасте дети играют много и с удовольствием. А детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявлению эмоций при проигрывании ролей. У ребенка развивается смекалка, способность к импровизации.
В целях реализации моего опыта в группе был оборудован театральный уголок «В гостях у сказки», который состоит из зон:
- Речевой уголок – зона, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию речи. В речевом уголке есть пособия, книги, игры, тетради, постоянно пополняется копилка слов – все это дает возможность педагогу и детям заниматься индивидуально или с подгруппой.
2. Книжный уголок, где представлены книги разнообразного формата и вида: книга – панорама, книжка – раскладушка и др. Здесь дети рассматривают, пытаются воспроизводить знакомые сказки, обыгрывают их, что способствует развитию связной речи, развивают умственную активность, воображение, фантазию. Книги также поддерживают интерес к чтению, рассматриванию русских народных сказок.
3. Зона сказок, дающая детям возможность познакомиться с русскими народными сказками, которые представлены различными видами театров: пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, плоскостной театр, фланелеграф, настольный театр, демонстрационные материалы по сказкам, иллюстрации сказок, коллекция масок.
При рассматривании, игре в уголке сказок дети знакомятся со сказками, запоминают и различают сказочных героев, учатся подражать им, пытаются вести диалог, воспитывают нравственно - этические качества, приносят рисунки любимых сказочных героев.
В создании уголка принимали активное участие родители нашей группы. Так как в своей работе часто сотрудничаю с родителями, подготовила ряд консультаций для плодотворной совместной работы.
Для эффективной реализации своего опыта составила перспективно – тематическое планирование совместной деятельности взрослого и ребенка для детей младшего и среднего возраста.
Динамика речевого развития детей
2011 – 2014 учебные годы
2011 – 2012 | 2012 – 2013 | 2013 – 2014 |
73% | 76% | 86% |
Я считаю, что у моих выпускников сформирована социальная компетентность, дети владеют важнейшими жизненными навыками необходимыми для успешной социализации в коллективе, обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
Методическая разработка "Развитие связной речи дошкольников через составление текстов сказочного содержания"
Речь ребенка обогащается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель его ставит в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. В данной раз...
«Развитие связной речи дошкольников через составление рассказов-описаний по схемам»
Для пеоддержки детской инициативы и самостоятельности....
Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....