Методическая разработка "Развитие связной речи дошкольников через составление текстов сказочного содержания"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рахимова Людмила Васильевна

Речь ребенка обогащается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель его ставит в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. В данной разработке я покажу, какие условия необходимо соддать для успешной речевой деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx931.23 КБ

Предварительный просмотр:

         Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Ребенок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания.

        Проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся  компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и, как следствие, низкие коммуникативные умения.

Поэтому  цель  моей  работы  с детьми дошкольного возраста – развитие связной речи детей дошкольного возраста путем составления текстов сказочного содержания.

Исходя  из  цели, я  определила  следующие  задачи:

  • Познакомить  детей  с русскими  народными сказками.
  • Учить составлять тексты сказочного содержания.
  • Развивать  связную  речь  ребенка  через  использование  текстов  русского  народного  творчества.
  • Воспитывать  эмоционально – образное  восприятие  содержания  русских  народных  сказок.
  • Прививать любовь ребенка к родному слову, приобщать к народной мудрости.

 Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию,  которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений  с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания. Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста развития речи, культуры речи мною было выбрано приоритетное направление – знакомство с художественным словом.

Свой опыт реализую  во  время

  • совместной  деятельности взрослого и ребенка;
  • в  самостоятельной  деятельности  детей.

Работа по развитию  связной речи  и обогащению словаря  детей осуществляется мною по 4 направлениям:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Использование игр и творческих заданий по подготовке к составлению текстов сказочного содержания;
  3. Составление текстов сказочного содержания;
  4. Театрализованная деятельность.

Художественная  литература  открывает  и  объясняет  ребенку  жизнь  общества  и  природы,  раскрывает  мир  человеческих  чувств  и  взаимоотношений.  Она  развивает  мышление  и  воображение  ребенка,  обогащает  его  эмоции,  дает  прекрасные  образцы  русского  литературного  языка.  Огромно  ее  воспитательное,  познавательное,  эстетическое  значение,  так  как,  расширяя  знания  ребенка  об  окружающем  мире,  она  воздействует  на  его  личность,  развивает  умение  тонко  чувствовать  образность  и  ритм  родной  речи.

В младшей возрасте  ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте нужно стараться учить детей слушать сказки, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

В дальнейшем  уже после рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшем возрасте дети  учатся при восприятии художественного произведения дети замечать выразительные средства, они могут различать жанры литературных произведений. И в подготовительной группе дети имеют полный запас знаний, умений и навыков к составлению текстов сказочного содержания.

Мною разработано перспективное планирование по ознакомлению детей с русскими народными сказками.

(Приложение №1 «Перспективное планирование по ознакомлению с русскими народными сказками в совместной деятельности взрослого и ребенка».)

А.В.Запорожец  утверждал,  что  слушание  и  сочинение  сказки,  «наряду  с  творческими  играми,  выполняет  важнейшую  роль  в  формировании вида  внутренней  психической  активности – умения  мысленно  действовать  в  воображаемых  обстоятельствах,  без  чего  невозможна  никакая  творческая  деятельность».

В.А.Сухомлинский  не  представлял  обучение  не  только  без  слушания,  но  и  без  создания  сказки,  по  его  словам,  сказка – это  радость  мышления;  создавая  сказку,  ребенок  утверждает  свою  способность  к  творческому  мышлению.  Использование  сочинения  сказки  на  занятии  позволяет  развивать  процессы  мышления  у  детей  (анализ,  синтез,  сравнение,  обобщение),  расширить  активный  и  пассивный  словарь  ребенка.  Кроме  этого,  сочинение  сказки  помогает  сформировать  мотивацию  познавательной  деятельности,  так  как  отвечает  внутренней  потребности  ребенка  дошкольного  возраста.  А  как  и  любая  другая  деятельность,  деятельность  мышления  всегда  вызвана  какими-то  потребностями  личности.

Сочинение  сказки  предполагает  такую  организацию  занятия,  которая  бы  отличалась  от  других  занятий.  Для  этого  используются  ритуалы  «входа»  в  сказку,  представляющие  собой  коллективное  упражнение,  неизменно  повторяющееся  на  каждом  занятии  по  сочинению  сказки  и  помогающее  настроить  детей  на  совместную  работу,  содействующее  групповому  сплочению  детей  не  только  на  данном  занятии,  но  и  в  повседневной  жизни  группы.  Это  позволяет  ребенку  получить  навыки  позитивного  коммуникативного  общения,  что  будет  содействовать  дальнейшей  социализации.

Речь ребенка обогащается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения речевой деятельности является использование современных образовательных технологий.

В своей деятельности я использую следующие игровые технологии:

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания:

Название игры, цель

Содержание, методические рекомендации

Младший возраст

Игра « Составляем сказку»

Цель: на предложенный сюжет придумать предложение

Воспитатель предлагает сюжет, дети придумывают по одному предложению – коллективное творчество

Игра « Перепутанница»

Цель: развивать внимание детей, замечать не точности

Хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети исправляют ошибки

Игра «Меняем сюжет»

Цель: придумать новый сюжет к знакомой сказке

Изменяется существенная деталь в сказке, как будет развиваться новый сюжет? (снегурочка из дерева не будет боятся солнца, а чего будет боятся?). Придумать другое окончание сказок, что бы они заканчивались хорошо, сказки были добрыми

Игра «Сказка про любимую игрушку»

Цель: ввести новый персонаж в любую сказку, наделив добрыми качествами любимую игрушку малыша

Изменить сюжет хорошо знакомой сказки

Старший возраст

Игра «Сказочные слова»

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку

Предлагаем детям вспомнить и сказать все заклинания которые они знают в сказках (Сим-Сим открой дверь, Сивка бурка вещая каурка и т.д.), затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (однажды в некотором царстве в некотором государстве, в стародавние времена и т.д.)

Игра «В какой сказке?»

Цель: находить сказочные тексты, которые бы учили какому либо жизненному правилу

Воспитатель называет поговорку, пословицу или жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат (не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Игра «Назови героя»

Цель: объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой либо образ, дети должны найти конкретных героев из других сказок (героем сказок может быть девочка, она должна быть особенной со своими конкретными свойствами и действиями)

Игра «Действия героя»

Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя предложенного воспитателем, из какой либо сказки

Дети говорят только глаголы из сказки, далее им предлагается вспомнить героев, которые бы выполняли эти же действия в других сказках. При затруднении воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок

Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Дети 3-4 лет любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были (приложение №2 «Речевые игры»)

С развитием современных коммуникационных технологий в своей работе также использую ИКТ для  презентации  загадок про сказочных героев.

(приложение №3 презентация игры «Угадай героя»)

(приложение №4  «Загадки»)

(приложение №5  «Викторины по сказкам»)

 Методологическую основу моего педагогического опыта составляют работы, связанные с развитием речевого творчества детей.

Использование этих методик, на мой взгляд, позволяет ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепоститься, устраняет боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.

Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Дети 3-4 лет любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были (приложение №6  «Сказки, придуманные детьми»).

Обращаю внимание детей на то, что происходит рядом с ними: в природе, в мире растений и животных, в мире окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования.

Дети старшего возраста любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории.  Стараюсь учить  детей правильно и грамотно составлять эти рассказы, использовать в своей речи слова и выражении, позволяющие начать и закончить рассказ или сказку, понять их структуру (приложение №7 «Методика составления текстов сказочного содержания»).

Также в своей деятельности особую роль отвожу театру. По средствам театрализованной деятельности совершенствуется монологическая и диалогическая речь детей, становится эмоциональной, совершенствуются импровизационные навыки детей.

К.Д. Ушинский считал, что  «народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».

А  С.Л.Рубинштейн  утверждал: ««Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».

Планируя  самостоятельную и совместную деятельность взрослого и ребенка,  большое  значение  придаю  театрализованной  деятельности  с  использованием  разных  видов  театров,  так  как  знаю  и  вижу,  что  в  этом  возрасте  дети  играют  много  и  с  удовольствием.  А  детское  творчество – одна  из  актуальных  проблем  дошкольной  педагогики  и  детской  психологии.  Занятия  театральной  деятельностью  помогают  развить  интересы  и  способности  ребенка,  способствуют  общему  развитию,  проявлению  любознательности,  стремления  к  познанию  нового,  усвоению  новых  способов  действия,  развитию  ассоциативного  мышления,  настойчивости,  проявлению  эмоций  при  проигрывании  ролей.  У  ребенка  развивается  смекалка,  способность  к  импровизации.

В целях реализации моего опыта в группе был  оборудован театральный уголок  «В гостях у сказки», который  состоит из зон:

  1. Речевой  уголок – зона,  где  проходит  индивидуальная  и  подгрупповая  работа  с  детьми  по  развитию  речи. В  речевом  уголке  есть  пособия,  книги,  игры,  тетради,  постоянно  пополняется  копилка  слов – все  это  дает  возможность  педагогу  и  детям  заниматься  индивидуально  или  с  подгруппой.

      G:\Аттестация люда\фото для аттестации\DSC02602.JPG           G:\Аттестация люда\фото для аттестации\DSC02604.JPG   

2.    Книжный  уголок,  где  представлены  книги  разнообразного  формата  и  вида:  книга – панорама, книжка – раскладушка  и  др. Здесь  дети  рассматривают,  пытаются  воспроизводить  знакомые  сказки,  обыгрывают  их,  что  способствует  развитию связной   речи,  развивают  умственную  активность,  воображение,  фантазию.  Книги  также  поддерживают  интерес  к  чтению,  рассматриванию  русских  народных  сказок.

G:\Аттестация люда\фото для аттестации\DSC02606.JPG        G:\Аттестация люда\фото для аттестации\DSC02596.JPG

3.   Зона сказок,    дающая  детям  возможность  познакомиться  с  русскими  народными  сказками,  которые  представлены  различными  видами  театров:  пальчиковый  театр,  куклы  би-ба-бо,  плоскостной  театр,  фланелеграф,  настольный  театр,  демонстрационные  материалы  по  сказкам,  иллюстрации сказок,  коллекция  масок.

F:\Новая папка (2)\Camera\20131001_090802.jpg             G:\Аттестация люда\фото для аттестации\20140425_154039.jpg

G:\Аттестация люда\фото для аттестации\весна 2008 210.jpg           G:\Аттестация люда\фото для аттестации\весна 2008 326.jpg

При  рассматривании,  игре  в  уголке  сказок  дети  знакомятся  со  сказками,  запоминают  и  различают  сказочных  героев,  учатся  подражать  им,  пытаются  вести  диалог,  воспитывают  нравственно - этические  качества,  приносят  рисунки  любимых  сказочных  героев.

В  создании  уголка  принимали  активное  участие  родители  нашей  группы. Так как в своей работе часто сотрудничаю с родителями, подготовила ряд консультаций для плодотворной совместной работы. (Приложение №8 « Консультации для родителей»).

Для эффективной реализации своего опыта составила перспективно – тематическое планирование совместной деятельности взрослого и ребенка для детей младшего и среднего возраста.

(приложение №9 «Театрализованные игры»).

Результаты опыта работы.

I, Результаты освоения образовательной программы по речевому направлению:

Динамика речевого развития  детей

2011 – 2014 учебные годы

2011 – 2012

2012 – 2013

2013 – 2014

73%

76%

86%

  1. Результаты участия воспитанников в конкурсах:

Котельников И. – работа «Русские матрешки», получившая диплом 2 степени на фестивале «Одаренные дети – будущее России» по направлению Декоративно – прикладное искусство в номинации «Традиции и обычаи русского народа».

Попюк Д. «Мой любимый олененок», «Палочка-выручалочка» - региональный конкурс, участие

Подготовка детей совместно с музыкальным руководителем на фестиваль «Одаренные дети – будущее России» по направлению «Художественная самодеятельность»:

- Ли Дарья  диплом участника «Умывает красно солнышко».

- диплом участника. Вокал (группа) «Дождик обиделся»  - Табаралиева С.,  Берсенева Н., Налапкин С., Костевич М., Малышев С, Чернышев Д.

- диплом участника. Оркестр «Во кузнице»: Чернышев Д., Кузьминых Ю., Туркин А., Налапкин С. 2 место.

 

III. Мои результаты:

В рамках работы по теме самообразования  был разработан проект на тему: «Расскажи мне сказку, мама!» (Приложение №10), была представлена  мультимедийная разработка театрализованной игры «Под грибом» В.Сутеева  на педагогическом совете по теме «Социально – личностное развитие детей» (Приложение №11),  участвовала  в городском фестивале «Театр детской и юношеской книги»  с театральной постановкой « Мешок яблок», руководители: ГуцоваН.А., Рахимова Л.В.( Приложение №12).

Участие в сетевом взаимодействии:

Сегодня в дошкольных группах налажена такая форма работы педагогов, как сетевое взаимодействие.

С моими наработками можно ознакомиться на страницах  сайта ШГПИ   doshfak@mail.ru., сайта «Все для детского сада» admin@moi-detsad.ru

Являюсь призёром Всероссийского конкурса  «Лучших  авторских работ», организованным Шадринским  государственным педагогическим институтом,  награждена дипломом 2 степени  в номинации  «Конспекты образовательной деятельности по областям ФГОС   ДО»  2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».

В данной разработке описывается  опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...

Статья в газету "Развитие связной речи дошкольников через составление текстов сказочного содержания"

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В этой статье автор подсказывает, по к...

Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Мастер – класс  по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры

Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры...