Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Развитие связной речи у дошкольников через составление
текстов цепной структуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников через составление
текстов цепной структуры
2 слайд: Ни для кого не секрет, что современные дети перенасыщены информацией. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста не активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, и с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме, они просто теряются, когда слышат задания: «Составь рассказ!»
3 слайд: Проблема развития связной речи дошкольников – одна из актуальных проблем как в дошкольной педагогике, так и в логопедической практике. Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но также и для подготовки к овладению чтением и письмом.
С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи традиционно принятые виды упражнений не всегда доступны большинству детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.
4 слайд: Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи. Это - ЦЕПНОЙ РАССКАЗ, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей. Применение данной методики, с использованием текстов цепной структуры позволит оптимизировать коррекционно-педагогическую работу педагогов в детском саду и успешно сформировать у детей навыки связного, повествовательного высказывания.
5 слайд: Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его. В дальнейшем самостоятельно составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.
6 слайд: Одним из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи, мы выбрали методику В.К. Воробьёвой по обучению детей первоначальным навыкам высказывания. Её методика заключается в использовании текстов цепной организации. В настоящее время она находит своё отражение в работах многих современных авторов (таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В.)
7 слайд: Составление текстов с такой структурой связи, облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом. Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации, по календарно-тематическому планированию. Правильно подобранный речевой материал для текстов позволяет одновременно решать несколько задач: коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения, развитие связной речи.
8 слайд: Использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в среднем дошкольном возрасте, а также со старшими дошкольниками, имеющими сложные речевые нарушения.
Тексты цепной организации для пересказа
ЗЯБЛИК
За домом росла ива. На иве было гнездо зяблика. Один зяблик вывалился из гнезда на землю. С земли зяблика подобрал Костя, который проходил мимо. Костя залез на иву и посадил зяблика снова в гнездо. Из гнезда послышалось веселое щебетание зяблика.
ЗООПАРК
В ясный осенний день ребята отправились в зоопарк. В зоопарке они увидели много зверей. Звери сидели в больших просторных вольерах. В одном из вольеров ребята увидели обезьян. Обезьяны прыгали по клетки и корчили рожи ребятам. Ребята смотрели на смешных обезьян и звонко смеялись.
КОТ ПУШОК
У Наташи есть смешной кот Пушок. Пушок много шалил, а мышей ловил плохо. Вдруг одна мышка выбежала на середину комнаты. В этой комнате спал Пушок. Пушок услышал шорох и бросился в сторону мышки. Шустрая мышка схватила хлебную крошку и шмыгнула в норку.
ЛИСЁНОК
Как-то раз дед пошел на охоту и поймал лисенка. Лисенка он принес внуку. Внук посадил лисенка в старую баню. Сразу после бани начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисенку зайчонка.
МИШКА
Купили Маше мишку. Плюшевого мишку Маша любила. Маша надела на Мишку штанишки и шапку. Штанишки и шапку шила сама Маша. Маша повела гулять мишку. Мишка — на машине, Маша – пешком.
САШИНО ГОРЕ
Пошел Саша в лес. В лесу он увидел большую опушку. Видит, на опушке стоит высокая сосна. На сосне много шишек. Вдруг одна шишка упала на Сашу. Саша посмотрел вверх и увидел белку. Белка прыгала с ветки на ветку прямо над Сашей. Саша решил поймать белку и бросил в белку шапку. Шапка повисла на суку, а в белку не попала. Белка прыгала все выше и выше и поднялась на самую макушку сосны. На высокую сосну Саша залезть не смог. Так и ушел Саша из леса без белки и без шапки.
ЛИСИЦА
Вывела курица цыплят. Цыплята ходили по двору. Подкралась ко двору лисица. Лисицу увидел дед Матвей. Дед Матвей кликнул собак. Собаки бросились на лисицу. Лисица побежала в лес, что есть мочи.
ЦАРАПКА
У кошки было пять котят. Одного котенка назвали Царапка. Царапка любил гонять мяч. Этот мячик и закатился к собаке в будку. Из будки вышел пес Трезор. Трезор подошел к Царапке и лизнул его в ухо. Трезор и Царапка друзья.
МЕДВЕДЬ
Мишке захотелось меду. Мед делали пчелы. Пчелы жили в дупле. В это дупло и залез наш мишка. А на мишку накинулись пчелы. Пчелы покусали голодного медведя. А медведь отправился дальше в лес искать себе еду.
ВОРОБЬИ НА ТОПОЛЕ
На тополе лопнули почки. Из каждой почки вылупился зеленый листик. Эти листики стали склевывать воробьи. В это время к воробьям стал подкрадываться кот. Кот прыгнул к воробьям. Шустрые воробьи перелетели на другой тополь. Библиографический список:
1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.
2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.
ЗЯБЛИК
За домом росла ива. На иве было гнездо зяблика. Один зяблик вывалился из гнезда на землю. С земли зяблика подобрал Костя, который проходил мимо. Костя залез на иву и посадил зяблика снова в гнездо. Из гнезда послышалось веселое щебетание зяблика.
ЛИСИЦА
Вывела курица цыплят. Цыплята ходили по двору. Подкралась ко двору лисица. Лисицу увидел дед Матвей. Дед Матвей кликнул собак. Собаки бросились на лисицу. Лисица побежала в лес, что есть мочи.
МЕДВЕДЬ
Мишке захотелось меду. Мед делали пчелы. Пчелы жили в дупле. В это дупло и залез наш мишка. А на мишку накинулись пчелы. Пчелы покусали голодного медведя. А медведь отправился дальше в лес искать себе еду.
ВОРОБЬИ НА ТОПОЛЕ
На тополе лопнули почки. Из каждой почки вылупился зеленый листик. Эти листики стали склевывать воробьи. В это время к воробьям стал подкрадываться кот. Кот прыгнул к воробьям. Шустрые воробьи перелетели на другой тополь.
САША И БЕЛКА
Пошел Саша в лес. В лесу он увидел высокую сосну. На сосне было много шишек и вдруг одна шишка упала на Сашу. Саша посмотрел вверх и увидел белку, которая прыгала с ветки на ветку прямо над Сашей. Саша решил поймать белку и бросил в белку шапку. Шапка повисла на ветке, а в белку не попала. Белка прыгала все выше и выше и поднялась на самую макушку сосны. На высокую сосну Саша залезть не смог. Так и ушел Саша из леса без белки и без шапки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формировани...
«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Своевременное и полноценное формирование речи в дошкол...
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры
1 слайд.Тема. «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» ...
Консультация для педагогов: «Развитие связной речи детей на материале рассказа цепной структуры»
Консультация для педагогов:«Развитие связной речи детей на материале рассказа цепной структуры»...