Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».
методическая разработка по обучению грамоте на тему
В данной разработке описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора Сидорчук Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мальникова Наталия Евгеньевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 38 «Росинка» г. Саров Нижегородской области
Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового
анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР на основе технологии
составления текстов сказочного содержания».
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) ставят задачу формирования у детей предпосылок учебной деятельности, в том числе формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности в усвоении навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации понятий: гласный, согласный звуки (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). В логопедической практике разработаны результативные методики и система занятий по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза у таких авторов, как Т.А.Ткаченко, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова. Организация занятий такого вида, в основном, сводится к классно-урочной форме, что ведёт к быстрой утомляемости детей и их низкой мотивации к данному виду занятий.
Из всего вышеперечисленного мы сделали вывод о том, что возникает необходимость поиска новых актуальных путей и подходов к организации занятий по формированию навыков звукового анализ и синтеза у дошкольников с ОНР.
Мы провели анализ коррекционных методик и технологий. Автор коррекционной методики Т.А.Ткаченко предлагает множество различных упражнений и заданий для решения задач по формированию у детей фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Педагогами Н.В. Дуровой, Л.Е. Журовой разработана система занятий по обучению детей грамоте, в которой расписана методика и последовательность преподнесения детям материала, в том числе и по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Логопеды-практики Санкт-Петербурга Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская активно используют в своей работе логосказки, направленные на решение задач, как освоения лексико-грамматических категорий, так и на формирование элементарных навыков письма и чтения у детей. Сказки близки детям и их применение на занятии повышает интерес и мотивацию к данному виду деятельности. Автором общей теории сильного мышления – теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ) Т.А.Сидорчук разработан алгоритм составления текстов и сказок, который широко применятся педагогами в формировании связной речи.
Нами был сделан вывод о том, что использование в работе всех предложенных методик, методов и приёмов способствует повышению мотивации детей к деятельности, снижению их утомляемости, и как следствие – повышению результативности работы педагога.
После анализа коррекционных и инновационных методик и технологий у нас возникла идея - формировать навыки звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР на основе алгоритма составления текстов сказочного содержания, предложенной Т.А.Сидорчук.
Цель нашей работы - овладение детьми 6-7 лет с ОНР навыками звукового анализа и синтеза на основе составления текстов сказочного содержания. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить технологию составления текстов сказочного содержания и возможности использования её в непосредственной образовательной деятельности (НОД) по подготовке к обучению элементарным навыкам письма и чтения.
- Разработать алгоритм создания текста сказочного содержания.
- Внедрить алгоритм создания текста в процесс формирования у детей 6-7 лет с ОНР навыков звукового анализа и синтеза.
Основному этапу нашей работы предшествовал подготовительный этап, состоящий из нескольких шагов:
1 шаг - Знакомство детей с алгоритмом создания текстов сказочного содержания, схематизация этапов (герои, превращения, место, ситуация, текст и название).
2 шаг - Создание и сбор копилок совместно с детьми:
- копилка героев (символы звуков по Ткаченко Т.А.);
- копилка «волшебных» домов (с характеристиками звуков);
- копилка мест;
- копилка ситуаций (игр - тренингов со звуками).
Ситуации (игры-тренинги на формирование навыков звукового анализа и синтеза) представлены в таблице. Каждая игра направлена на решение конкретной задачи.
Игры | Задачи |
«1, 2, 3 – слово на звук назови» | придумывание слов, начинающихся на заданный звук |
«Дружба звуков» | объединение звуков в слоги, анализ слогов |
«Перевёртыши» | преобразование и анализ слогов |
«Придумай слово на слог» | придумывание слов, начинающихся на полученный слог |
«Объединялка» | объединение звуков в слово, анализ слова |
«Поменяйся местами» | преобразование слов через перемену места звуков |
«Добавлялка» «Убавлялка» | преобразование слов с добавлением или удалением звука из слова |
Основной этап работы заключается в реализации алгоритма создания текста сказочного содержания. Он состоит из 6 шагов:
1 шаг. Предложение педагогом или выбор детьми героев истории (согласных, гласных звуков) из копилки звуков.
2 шаг. Преобразование звуков через прохождение «волшебных» домиков с характеристиками звуков.
3 шаг. Определение места истории.
4 шаг. Определение ситуации (выбор игр-тренингов со звуками).
5 шаг. Составление истории - текста сказочного содержания.
6 шаг. Придумывание названия текста - истории.
Видоизменение алгоритма создания текстов сказочного содержания, предложенного Т.А.Сидорчук, и использование его в работе позволяет нам решить следующие задачи по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР:
- Закрепление понятий «звук», «слог», «слово».
- Закрепление понятий, характеризующих согласные звуки: глухой, звонкий, твердый, мягкий.
- Умение определять место звука в слове.
- Проведение звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов, а также слов.
- Придумывание слов на заданный звук, слог.
- Преобразование слогов, слов с помощью перемены места, удаления или добавления звука.
Данную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза на основе составления текстов сказочного содержания планируем продолжать, так как видим её результативность.
Приведём пример текста сказочного содержания о звуках, составленного детьми 6-7 лет с ОНР на НОД по подготовке к обучению элементарным навыкам письма и чтения.
История о приключениях звуков Г, И и Т.
Жили-были звуки Г, И, Т. Звук Г был звонким твёрдым согласным, звук И – гласным, а звук Т - глухим твёрдым согласным. Попал звук Г на волшебную улицу и превратился в одном доме в звук Гь, потом в звук Кь, затем в звук К. Звук И пошёл по другой волшебной улице и превращался по очереди: сначала в А, потом в Э, и стал звуком О.
Звуки К и О подружились и побежали играть на лесную полянку в игру «Перевёртыши». Сначала 1 встал звук К, 2 – О получилось КО. Потом они поменялись местами 1 стал О, 2 звук К и получилось ОК. Им было весело и они решили придумать слова, которые начинаются на слог КО: кот, ком, корка, корпус, кожица.
Вдруг из дупла дерева они услышали стук молотка.
- Кто ты? – спросили звуки.
- Я – звук Т.
- Давай дружить! – предложили звуки К и О звуку Т.
Они стали играть втроём. Сначала 1 встал звук К, 2 - О, 3 – Т, получилось КОТ. А потом 1 и 3 звуки поменялись местами и получилось ТОК. А ещё звук К встал опять на первое место и получилось КТО.
Наступил вечер, звук Т попрощался с новыми друзьями и ушёл в своё дупло. А звуки К и О отправились назад домой, прошли по волшебным улицам, превратились в звуки Г и И, пошли спать.
Вот такое интересное приключение получилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...
Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...
Методическая разработка на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков...
методическая разработка на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей посещающих речевые группы детского сада".
квазисказка Петрушевской....
Методическая разработка на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга Методическая разработка на тему: ...
Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»
Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...
Методическая разработка на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушениями слуха"
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...