Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы «Доброта спасет мир!»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
«Колосок»
г. Петровск, Саратовская область
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
для детей средней группы
«Доброта спасет мир!»
Воспитатель: Гусева Ю.А.
2019 год.
Пояснительная записка.
Актуальность: В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОС они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.
Цель:
— Духовно – нравственное развитие личности младшего дошкольника.
— Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения.
-Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).
— Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Задачи:
Образовательные: формировать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
Развивающие: развивать эмоционально - чувственный мир детей. Расширять словарный запас, активизировать речь детей.
Воспитательные: воспитывать чувство доброты, сопереживания, дружелюбия; желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, проявить заботу.
Интеграция образовательных областей :
«Социализация»
«Познание»
«Коммуникация»
«Х-РМузыка».
Предварительная работа:
- Чтение сказок, беседы на нравственные темы;
- прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф проФунтика, Барбарики «Доброта»);
- рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций;
- Беседы о православии, о православных праздниках, о добре и зле;
- Просмотр мультимедийных презентаций.
Материал и оборудование: лепестки из цветного картона; бумага белая, цветные карандаши, свеча, картинки (зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка), диск с фонограммой песни «Улыбка».
Методы и приемы.
Наглядный: (показ, демонстрация)
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра, драматизация.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу под музыку.)
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем, скажем солнце красному…
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Небу ясному…
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши…
Дети:
Вам привет от всей души!
Звучит песня
Воспитатель:
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко — доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята знаете о ком или о чем можно сказать «добрый» – о человеке, людях и их поступках, о пути, встрече.
Воспитатель:
Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети:
Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети:
Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Ребята, доброту потрогать нельзя, у нее нет ни запаха, ни вкуса. Но доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем — легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:
Прекрасное стихотворение. Ребята, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (ответы детей). Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам что настроение у вас хорошее. Оно улучшилось. Хотите, я отгадаю почему? (ответы детей). Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? (ответы детей). А кто такие друзья? (дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением).
В: А сейчас нам расскажет стихотворение Сурмин Салим,
Если ты будешь драться, ругаться, грубить.
То никто не захочет с тобою дружить!
В: теперь Вертянкина Вероника про дружбу расскажет стихотворение.
Про Дружбу
Дружат с солнцем ветерок
А роса с травою
Дружат с бабочкой цветок
Дружим мы с тобою
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады
Только ссорится друзьям
Никогда не надо!
В: Ребята, а какими должны быть ваши друзья? (дружные, хорошие, веселые, вежливые и так д.). А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и так далее).
Воспитатель:
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой — друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Воспитатель:
- Дети, а что может обидеть человека? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).
- Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).
Воспитатель:
- А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).
Воспитатель:
- А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения, не говорить грубых слов).
Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети:
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дидактическая игра «Парные картинки».
Воспитатель:
Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов (показать картинки) – зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети:
Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель:
Молодцы ребята!
Воспитатель:
- Ребята а сейчас я предлагаю вам поиграть ёще в одну игру.
Тут живет хмурилка (указательный палец массировать точку между бровями)
Тут живет смешилка (указательными палецами массажировать щеки посередине и под нижней губой)
Тут живет дразнилка (большой палец на носу, остальными пошевелить)
Тут живет страшилка (потянуть уши в строны,вытянуть язык вперед)
Тут мой носик Бибка (нажать на кончик носа)
Где твоя улыбка? (развести руки в стороны и улыбаться).
Воспитатель:
Молодцы ребята!
Творческая деятельность «Улыбка».
Воспитатель:
Вот посмотрите что у меня в руках (показывает смайлы)?
Дети:
Смайлы.
Воспитатель:
А что у них не хватает?
Дети:
Улыбки.
Воспитатель:
Ребята а какие бывают улыбки веселые, грусные?а какую вы приклеете улыбку?
- Ребята, давайте сядем за столы и приклеем улыбку для смайликов (под музыку от улыбки станет всем светлей).
Итог занятия:
Воспитатель:
Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».
Рефлексия.
- А теперь рассмотрим все рисунки и выберем самые лучшие.
- Запомните, ребята, вот эти добрые слова, которые помогают мириться и прощать все обиды.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми средней группы
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, для детей средней группы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, для детей средней группы Цель:воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину.Задачи:1....
Конспект занятия по образовательной области «Труд» для детей средней группы Тема: «Трудовая деятельность детей в природной зоне группового помещения»
Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми средней группы на тему «Моя Родина-Россия»
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у ребенка связывается с местом, где ...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей среднего возраста по теме «Моя семья»
Занятие было проведено с целью закрепления знаний детей о семье, членах семьи, о том, что в семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу....
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми средней группы "Наша дружная семья"
Конспект заняти о дружбе и ее значении...