Конспект НОД по развитию речи "Сочиняем сказку".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
НОД в средней группе. Развитие речи.
Тема «Мы сочиняем сказку»
Цель:
Предложить детям сочинить сказку по образцу русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_srednyaya_gruppa.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в средней группе. Развитие речи.
Тема «Мы сочиняем сказку»
Цель:
Предложить детям сочинить сказку по образцу русских народных сказок.
Задачи:
- Формировать умения передавать события во временной последовательности, в соответствии со структурой сказки;
- Способствовать развитию детского творчества, умению фантазировать;
- Совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки, повороту и концовки;
- Развивать умение составлять свой вариант окончания сказки;
- Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор);
- Развивать интонационную выразительность;
- На основе сказки формировать внутреннюю позицию ребенка для развития произвольного воображения.
Словарь:
Зачин – начало сказки; Сказочница – человек, который сочиняет сказки
Материал к занятию:
Слайды с иллюстрациями сказок. Аудиозапись «В гостях у сказки» Карточки к игре.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц.
Содержание организационной образовательной деятельности:
Организационный момент:
-Ребята, какое у вас настроение?
-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку.
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие Мы совершим с вами интересное, увлекательное путешествие.
А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Там волшебство, там чудеса,
Бывает бабушка Яга,
Герои действуют умно
И дружба побеждает зло.
- Так куда мы совершим путешествие?
Беседа
- А что такое сказка?
- Кто сочиняет сказки?
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!
- Вы любите сказки?
- Что случится, если сказок не будет?
Русский народ придумал немало сказок.
- А вы, много русских народных сказок знаете? Какие?
Отгадайте загадки о сказках:
- Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадай те без подсказки
Из какой ушел я сказки? («Колобок») (Слайд 1)
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет её домой. («Маша и медведь») Слайд 2)
- Говорила ведь сестрица:
«Пить из лужи не годиться».
Не послушался сестру,
Стал козленочком к утру.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка») (Слайд 3)
- Дом растаял ледяной-
Попросилась в лубяной.
Приютил её зайчишка
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог
Лису выгнал за порог. («Заюшкина избушка») (Слайд 4)
- Вот для вас последняя загадка:
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок») (Слайд 5)
Воспитатель: Молодцы, а теперь назовите, к каким сказкам эти иллюстрации. (Слайды 6 -11).
-Молодцы, хорошо справились.
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь давайте мы с вами отдохнём. Я предлагаю вам "Звериную зарядку".
Лисички, как проснутся, (кулачками трут глаза)
Сразу любят потянуться, (потягиваются, отводят руки назад)
Обязательно зевнут (зевают, прикрывают рот ладонью)
Ну и хвостиком вильнут (двигают бёдрами из стороны в сторону)
Раз - присядка, (дети приседают)
Два – присядка
А теперь прыжок, прыжок.
Это заячья зарядка. (дети подпрыгивают, кладут ладошки на голову - ушки на макушке.)
Выполняй её дружок.
Ну а серенький волчок
Возле ёлочки стоит,
И громко кричит: "У-у-у!" (вдыхают через нос, и на выдохе поют).
Воспитатель: В сказке может всё случиться Наша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится Скажем ей мы – заходи.
А вы хотите научиться придумывать сказки?
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.)
Давайте посмотрим на доску и вспомним нашу схему.
Начало в сказках называют «зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины бывают разные. Какие вы знаете зачины?
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои бывают в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете (Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- Так, а раз мы говорим о сказке, то что в ней должно быть в отличие от стихотворения, рассказа (волшебство, чудо?)
- А как называется третья часть нашей схемы? (Концовка) Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)
Мы с вами все повторили и настало время нам превратиться в настоящих сказочников.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Давайте скажем волшебные слова:
«Вправо-влево повернись, вокруг себя покружись, вперед наклонись и в сказочников превратись!»
Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-Все сказочники умеют фантазировать. Давайте и мы потренируемся
Игра: «На что похоже?»
-Молодцы, хорошо справились. Из вас получатся замечательные сказочники.
Сочинение сказки
Воспитатель.: Начало сказки я предложу вам сама, а что случится с нашими героями, и конец сказки вы придумаете сами. В лесу жил был маленький зайчик. Он всегда гулял с мамой. Но однажды мамы не было дома, погода была прекрасная, и зайчик решил погулять один.
А что может случиться дальше с ним? (Ответы детей.)
(Дети сочиняют сказку "по цепочке", а я записываю предложение каждого ребёнка. В конце читаю детям сказку, которую они сами сочинили.)
Воспитатель: Молодцы, сказочники. Нам пора превращаться в детей.
( Музыка, говорим слова и выполняем движения)
Рефлексия.
Воспитатель: "Сказка ложь, да в нём намёк. Добрым молодцам урок". А чему учит придуманная нами сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т.е. взаимовыручке).
Спасибо вам за работу, сейчас я вам раздам конфетки. Но они не простые. Они волшебные. Кто их в руки берет, тот сможет пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям…
– пусть все будут здоровыми; – пусть все живут хорошо; – пусть все живут дружно…..
Воспитатель: Сейчас мы пойдём в группу, чтобы нарисовать иллюстрации к нашей сказке.
(Дети уходят в группу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим«Камень, ручей, сосулька и солнце» Программные задачи: закрепить представления детей о нар...
Конспект ООД по развитию речи "Сказки К. Чуковского"
Конспект по развитию речи Цель. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе»....
Конспект занятия по развитию речи, сказка «Теремок»
Материал для воспитателей...
Конспект занятия по развитию речи "Сказка наоборот"
Дидактический материал предназначен для старших дошкольников. Все дети умеют сочинять сказки, а вот менять характер героев: из хороших героев делать плохих и наоборот......
Конспект НОД по развитию речи "Сказка о веселом Язычке"(вторая младшая группа)
Тематическое занятие на развитие речи. Все задачи реализуются через игровые ситуации....
Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц")
Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц"), знакомство со сказкой, ее инсценировка....
Конспект НОД по Развитие речи. Сказка В. Бианки «Лис и мышонок»
Познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок», приучать внимательно слушать литературные произведения и формир...