Парциальная программа «Обучение грамоте» (познавательно-речевое развитие) Возраст детей 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Рабочая программа дополнительного образования

«Обучение грамоте»

(познавательно-речевое развитие)

 

Возраст детей  5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_starshaya_gruppa.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 г. Медвежьегорска»

УТВЕРЖДАЮ

 Заведующий

 МКДОУ №2

 _________

Рабочая программа дополнительного образования

«Обучение грамоте»

(познавательно-речевое развитие)

Возраст детей  5-6 лет

Срок реализации программы – 1 года

Автор программы:

Журова Л. Е

Руководитель кружка:

воспитатель

Диева Елена Геннадьевна.

2017г.

 «Обучение грамоте»

Предисловие



С переходом начальной школы на трехлетнее обучение остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе I класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формироваию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Л. С. Выготский указывал на то, что необходима «резкая дифференциация обучения во второй стадии дошкольного возраста по сравнению с первой стадией дошкольного возраста». Только такой подход может сделать действительно эффективным умственное воспитание дошкольников.
Исследования, ведущиеся в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Н. Н. Поддьякова, показывают, что «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а ...определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности». Для того чтобы перестроить таким образом систему умственного воспитания дошкольников, нужно найти формы преподнесения знаний, соответствующие возрастным возможностям детей.
Данная работа посвящена одному из вопросов умственного воспитания дошкольников — обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Мы считаем, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом мы опираемся на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
Может ли ребенок 4—5 лет действовать с формой слова, посилен ли для него этот уровень абстракции? Если опираться в обучении на уже сложившиеся у ребенка особенности умственной деятельности, то ответ на этот вопрос может быть только один: безусловно, это слишком сложно. Однако, как отмечает Л. С. Выготский, развитие ребенка определяется не только уже созревшими чертами его личности, но и теми психическими процессами, которые находятся в стадии созревания. «Исследования показывают, — пишет Л. С. Выготский, — что для всех процессов воспитания и образования наиболее существенными оказываются именно эти, находящиеся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процессы». Для того чтобы способности к формальной, достаточно абстрактной деятельности со словом перевести в реальные умственные способности ребенка, нужно особым образом построить сам процесс обучения.
В книге даны конспекты разработанных занятий по всему курсу обучения, включающие не только учебный материал, но и подробное описание работы воспитателя и способов деятельности детей на занятиях.
В основу предлагаемой экспериментальной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.


Основная задача занятий по грамоте в старшей группе детского сада — обучение действию звукового анализа слов. Во время этого обучения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, узнают о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, узнают буквы, обозначающие гласные звуки.
Занятия в старшей группе воспитатель начинает, знакомя детей со схемой звукового анализа слова. Познакомив детей со схемой звукового состава слова, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа слов.
Нескольких занятий будет достаточно для повторения прошлого материала и перехода к новым заданиям.
Только убедившись в том, что дети ориентируются в схеме звукового состава, можно переходить к выделению в слове отдельных звуков. Следующий этап — воспитатель предлагает убирать со схемы фишки в соответствии с называемыми им звуками. После того как будут проанализированы все предлагаемые нами трех звуковые слова и дети усвоят способ проведения звукового анализа, можно вводить в обучение новый момент — различение гласных и согласных звуков. С этого занятия все гласные звуки дети начинают обозначать красными фишками, а все согласные — синими, белые фишки убираются, больше ими дети не пользуются. Конечно, в дальнейшем, при разборе четырех- и пяти звуковых слов, дети еще не раз будут ошибаться, путать гласные и согласные, но легко исправят свои ошибки, вспомнив, как они сами разделили все звуки на гласные и согласные.
К анализу четырех звуковых слов следует перейти сразу же после знакомства с гласными и согласными звуками.                                                                            Следующий этап обучения — знакомство с мягкими и твердыми согласными.
Мы считали нужным вводить эти новые понятия так же, как ввели на предыдущем этапе гласные и согласные, т. е. дать возможность детям самим обнаружить разницу между согласными.
Наконец, последний этап работы в старшей группе детского сада — знакомство с гласными буквами. Каждая новая буква вводится одним и тем же способом.
Дети заканчивают программу старшей группы, обладая следующими знаниями и умениями:
1. Умеют провести звуковой анализ практически любого предложенного слова.
2. Различают гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
3. Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям.
4. Знают все гласные буквы и умеют объяснить правила написания гласных после мягких согласных звуков.
Занятия должны проводиться два раза в неделю. В начале года занятие рассчитано на 20 минут, в конце года оно увеличивается до 30 минут.

         

Литература:

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

Обучение грамоте (36 занятий).

Сентябрь.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Звучащее слово.

Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми, подбор прилагательных к существительному.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-
во «Педагогика», М., 1978 г., зан. № 1

2 неделя

Звук и слово.

Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слышать и слушать произносимые слова, ознакомление с термином «звук».

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 2

3 неделя

Звук .

Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 3

4 неделя

Звук.

Продолжать учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 4

Октябрь.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Звук, слово.

Учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний).

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 5

2 неделя

Звук, слово.

Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 6

3 неделя

Схема звукового состава слова.

Познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 7

4 неделя

Схема звукового состава слова.

Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей производить звуковой анализ слова мак. Закреплять у детей умение называть слова с определенным, заданным воспитателем звуком.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 8

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Схема звукового состава слова.

Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова дом, дым, определять место звука в разобранном слове вразбивку. Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 9- 10.

2 неделя

Звуковой анализ.

Звуковой анализ слова сыр, учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым.
Звуковой анализ слов жук и лук. Учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу. Учить детей называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 11 – 12.

3 неделя

Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов кот и кит, обратить внимание детей на мягкость звука к в слове кит, добиваться правильного произнесения этого звука.
Учить детей сравнивать слова по звуковому составу. Учить детей называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 13

4 неделя

Гласные и согласные звуки.

Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 14.

Декабрь.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Гласные и согласные звуки.

Повторение правила о гласных и согласных звуках. Звуковой анализ слов рак и роза. Обратить внимание детей на разницу в звуковой структуре этих слов.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 15.

2 неделя

Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки: знать все о каждом звуке. Учить детей подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 16

3 неделя

Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов лиса и сани. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 17

4 неделя

Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов рука и бусы, пала и паук. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 18 - 19.

Январь.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов аист и гуси, игла и утки. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 20 - 21.

2 неделя

Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов лист и волк. Учить детей: давать полную характеристику звука; искать одинаковые звуки в словах; подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 22.

3 неделя

Твердые и мягкие согласные.

Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов лиса, луна, сани. Учить детей: искать одинаковые звуки в словах; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 23.

4 неделя

Гласные, твердые и мягкие согласные.

Закрепление знаний о звуках: гласных, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ слов лист, гуси, утки. Учить детей: сравнивать слова по моделям; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 24.

Февраль.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Закрепление о звуках.

Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов слон, зонт.
Учить детей: сравнивать слова по моделям и по звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 25.

2 неделя

Твердые и мягкие согласные.

Закрепление понятия о мягких и твердых согласных. Звуковой анализ слов стол, волк. Учить детей: сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова по модели.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 26.

3 неделя

Закрепление о звуках.

Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов нога, ноги, тигр. Учить детей: сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.        

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 27.

4 неделя

Твердые и мягкие согласные.

Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов стул и вишни. Учить детей: сравнивать слова по модели и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

Звуковой анализ слов шуба, диван. Учить детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 28 -29.

Март.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

        Звуковой анализ.

Закрепление знаний о звуках, звуковой анализ слов сахар и миска. Учить детей ориентировке в заданиях, требующих полной характеристики звука.

Звуковой анализ слов муха и диван. Учить детей: работать без схем слова; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; сравнивать слова по звуковому составу.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 30 - 31.

2 неделя

Звуковой анализ.

 Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов мышка и мишка.
Учить детей: сравнивать слова по звуковому составу; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 32.

3 неделя

Знакомство с буквой А.

Познакомить детей с буквой а. Учить детей: правильному употреблению букв а и А, звуковому анализу слов кран, луна, лампа, Алёна, подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 33.

4 неделя

Знакомство с буквой Я.

Закрепление буквы а, знакомство с буквой я и правилом о том, когда она пишется.
Отработка умения ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 34  -35.

Апрель.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Знакомство с буквой О, Ё.

Знакомство с буквой о. Работа с буквами а, я.
Знакомство с буквой ё. Работа с буквами а, о, я.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 36 -  37.

2 неделя

Работа с буквами А, Я, О, Ё.

Работа с буквами а, я, о, ё. Закрепление правила о написании гласных после мягких согласных.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 38.

3 неделя

Знакомство с буквой Ы, И.

Знакомство с буквой ы, и. Работа с буквами а, я, о, ё. Закрепление правила написания гласных после мягких согласных звуков.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 39 – 40.

4 неделя

Закрепление пройденных букв.

Работа со всеми пройденными буквами. Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов различной сложности.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. Зан. № 41.

Май.

Тема

Программное содержание

Литература

1 неделя

Знакомство с буквой У, Ю.

 Знакомство с буквой у, ю. Закреплять у детей умение подбирать слова определенной звуковой структуры.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 42 - 43.

2 неделя

Закрепление пройденных букв.

Работа со всеми пройденными буквами. Звуковой анализ слов различной сложности. Учить детей подбирать слова определенного звукового состава.


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 44.

3 неделя

Знакомство с буквой Э, Ё.

Знакомство с буквой э, ё. Работа с пройденными буквами.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 45 - 46.

4 неделя

Повторение пройденного материала.

Повторение всего пройденного материала. Учить детей выбирать материал (фишки, буквы) для выкладывания слова.

Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. зан. № 47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧЬЯ

Разработала и внедрила собственную программу обучения грамоте старших дошкольников.Мы живем  в краю, богатом историческими и культурными ценностями – в селе Чалтыре  Мясниковского района Рос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

План-программа "Обучение детей грамоте в подготовительной группе". Составила учитель-логопед Булгурян Егисапет Амазасповна

Почти каждый год  необходимо обновлять  программу обучения детей грамоте. Ведь появляются новые технологи, методы, приемы. Вашему вниманию удобная на мой взгляд план-программа обучения ...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

«Обучение грамоте» (познавательно-речевое развитие) Возраст детей 5-6 лет.

laquo;Обучение грамоте»(познавательно-речевое развитие)Возраст детей  5-6 лет.Сентябрь.№ТемаПрограммное содержаниеЛитература1 неделяЗвучащее слово. Ознакомление со звучащим словом, са...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «АЗБУКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений так как мы живем в современном мире, который постоянно меняется, развивается, который полон неож...

1.Парциальная программа "Обучение эвенкийскому языку в детском саду" под ред. А.А.Кудря, г.Якутск, 1998г.

Данное пособие составлено в помощь воспитателю детского сада, работающему в условиях разновозрастной группы с детьми, не владеющими родным языком, поэтому оно содержит некоторые материалы, не только д...