ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «АЗБУКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
рабочая программа по обж
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений так как мы живем в современном мире, который постоянно меняется, развивается, который полон неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«АЗБУКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Составила:
старший воспитатель
Яковлева О.А.
С. Чечеул
2021год
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание | Страница |
Пояснительная записка | 3 |
Принципы формирования Программы | 6 |
Методы и приемы реализации Программы | 6 |
Цели и задачи Программы | 7 |
Основные направления Программы | 8 |
Механизм реализации Программы | 8 |
Формы образовательной деятельности по привитию детям дошкольного возраста основ пожарной безопасности | 10 |
Примерные виды интеграции с другими областями | 10 |
Разъяснительная работа с родителями (законными представителями) | 11 |
Планируемая работа с детьми. Планируемые результаты. | 12 |
Примерный алгоритм деятельности взрослого и детей | 34 |
Мониторинг освоения дошкольниками Программы | 36 |
Взаимодействие с семьями воспитанников | 40 |
Организация предметно-развивающей среды | 42 |
Показатель эффективности реализации Программы | 43 |
Литература | 44 |
Пояснительная записка.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений так как мы живем в современном мире, который постоянно меняется, развивается, который полон неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. К сожалению, в последнее время, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Основной причиной возникновения пожаров, по мнению сотрудников отдела пожарной статистики ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, является неосторожное обращение с огнём, в том числе детская шалость.
Никто в современном мире не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Но предотвращение пожаров из-за шалости детей – это задача взрослых.
Мы все, и педагоги образовательных организаций, и родители, желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными представлениями о поведении дома, на улице, в лесу, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.
Неслучайно в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта формированию основ безопасности у дошкольников уделяется особое внимание. Это направление работы входит в отдельную образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и реализуется через все виды детской деятельности.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому формированию основ безопасности отводится особая роль в современном дошкольном образовании. Содержание данного направления работы направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе и основ пожаробезопасного поведения.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», обучение детей в дошкольных и образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности является обязательным.
В теории дошкольной педагогики пока не сложилось единого мнения о содержании и способах формирования пожаробезопасного поведения — последовательности как осознанных, так и не полностью осознаваемых действий алгоритмического и эвристического характера по недопущению загорания, распространению пламени и по самоспасанию в условиях дефицита времени и поражающих факторов огня и дыма.
В процессе работы с дошкольниками даются четкие инструкции о действиях в случае возникновения пожара, которые им порой трудно осознать и выполнить. Выдающиеся отечественные психологи, такие как JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин считали, что при формировании содержания образовательной деятельности, необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с образным мышлением. В этой связи формирование пожаробезопасного поведения необходимо начинать с создания представлений о пожарной опасности и безопасности, то есть целостных образов, складывающихся в сознании детей и определяющих смысловую, целевую и пространственновременную направленность их поведения в условиях пожара не только в рамках конкретной деятельности по обучению основам безопасности жизнедеятельности, но и в интеграции с другими видами детской деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательской, художественное творчество, труд, физическая культура и др.
Развитие знаний и умений по пожарной безопасности можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
• в программах, по которым работает коллектив детского сада, определены вопросы по ознакомлению воспитанников с безопасным поведением в природе, на дорогах, с предметным миром, которые часто формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач;
• методической литературы по данному вопросу выходит недостаточно, в каждой освещаются лишь отдельные стороны работы с дошкольниками в данном направлении.
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения в ситуации возникновения пожара.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если все сотрудники детского сада и родители объединят усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Эти усилия должны быть направлены на формирование у детей серьезного, осмысленного отношения к проблемам пожарной безопасности, формирования системы представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Кроме этого, необходимо сформировать у детей понимание важности пожаробезопасного поведения. Именно с этой целью разработана Программа обучения дошкольников правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности» (далее Программа).
Программа разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с требованиями:
• Закона "Об образовании РФ";
• Конвенции о правах ребенка;
• Ст. 25 Федерального закона "О пожарной безопасности";
• Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений;
• Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
• Программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной;
• Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Чечеульский детский сад».
Программа включает в себя перспективное планирование для детей всех возрастных групп.
Принципы формирования Программы.
В основу Программы положены следующие принципы:
• дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания Программы;
• принцип сочетания научности и доступности материала;
• принцип взаимодействия и сотрудничества;
• принцип наглядности;
• принцип интеграции. Использование разнообразных форм работы с детьми (игры и развлечения, беседы, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии, практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра и т.д.) и видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, исследовательская деятельность и др.);
• принцип учета региональных условий. При обучении детей правилам пожарной безопасности необходимо учитывать условия местности, климат, природные и погодные условия;
• принцип преемственности дошкольного учреждения и семьи. Родители могут продолжать беседы с ребенком о правилах безопасности жизнедеятельности, принимать участие в образовательном процессе, направленном на реализацию содержания Программы.
Методы и приемы реализации Программы
• Интерактивный метод обучения. Это игровой метод. Детям предлагаются интерактивные игры, типа «Мозговой штурм». В ходе таких игр дети имеют возможность совместно обсудить предложенную воспитателем проблему, выбрать единое решение, получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом. Данный метод используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
• Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных средств обучения (иллюстрации, картины, видеоматериалы, детские книги и т.д.), а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.
• Репродуктивный метод используется для формирования умений и навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель с помощью заданий организует детскую деятельность по неоднократному воспроизведению ранее полученных знаний или способов деятельности.
• Метод моделирования. Это наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта, например, план групповой комнаты. Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддъяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Данный метод используется при моделировании опасных и безопасных ситуаций.
• Эвристический метод - это метод, при котором воспитатель нацеливает деятельность детей на выполнении поиска решения проблемы. При этом роль воспитателя заключается в постановке познавательной задачи, определении основных этапов, которые дети будут выполнять самостоятельно. Дети учатся видеть проблему, строить доказательства, делать выводы из изложенных или продемонстрированных фактов, высказывать гипотезы, составлять план проверки высказываемых предположений. То есть организуется усвоение опыта творческой деятельности по элементам овладения отдельными этапами решения проблемных задач.
• Исследовательский метод. Сущность метода заключается в организации поисковой, творческой деятельности по решению новых проблем и проблемных ситуаций.
• Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.
• Технология игрового обучения. Ира – ведущая деятельность дошкольников. В процессе игры дети получают знания и умения, практические навыки.
Цели и задачи Программы.
Цель: прививать детям основы пожарной безопасности.
Задачи:
• дать детям системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
• познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;
• формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;
• прививать детям навыки безопасного поведения в быту;
• развивать у детей способность к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения;
• учить детей наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
• развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
Основные направления Программы:
• Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей. Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности. • Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности дошкольников.
• Обучение детей умениям ставить проблему, намечать стратегию и тактику ее решения, делать умозаключения и выводы.
• Развитие детских практических умений.
• Привлечение родителей воспитанников к участию в работе по обучению пожарной безопасности.
• Мониторинг знаний дошкольников по пожарной безопасности.
Механизм реализации Программы.
Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Программа предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности по трём направлениям:
• Изучение правил пожарной безопасности педагогами и сотрудниками. Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом.
• Профилактическая работа с детьми.
Профилактическая работа с детьми ведется во всех возрастных группах, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность деятельности. Это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка, так как обучение навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных видов деятельности. Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, в подготовительной к школе группе организуется экскурсию в пожарную часть. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают им стихотворения, рассказы.
Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширит и усугубит использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстративного материала: диафильмов, набор картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара. В дошкольном учреждении не рекомендуется проводить игры, а также давать практические советы, задания, связанные с использованием спичечных коробков и спичек. Недопустимо использовать спички в качестве счётного материала.
Работа с детьми ведется в рамках дополнительного образования, начиная с младшей группы, и носит систематический, целенаправленный характер. Обучение детей правилам пожарной безопасности организуется в совместной образовательной деятельности взрослого и детей один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности определяется в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22 июля 2010 года № 91:
• 2 младшая группа – не более 15 минут;
• средняя группа – не более 20 минут;
• старшая группа – не более 25 минут;
• подготовительная к школе группа – не более 30 минут.
Формы образовательной деятельности по привитию детям дошкольного возраста основ пожарной безопасности
могут быть следующими:
Младший дошкольный возраст (3-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Формы организации детей | |
групповые подгрупповые индивидуальные | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |
Совместные действия со взрослым Наблюдения Игра Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов Беседа Чтение | Наблюдения Игра Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, познавательных роликов Чтение Беседа Проектная деятельность Экспериментирование Исследовательская деятельность Упражнения Творческие задания Продуктивная деятельность Тренинги |
Примерные виды интеграции с другими образовательными областями:
Образовательная область | Содержание |
«Физическое развитие» | • Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. • Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья. |
«Познавательное развитие» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы |
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. |
«Речевое развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания; • Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии литературных произведений на противопожарную тематику; • Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. |
Разъяснительная работа с родителями (законными представителями). Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.
Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.
Необходимо использовать самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.
Планирование работы с детьми. Планируемые результаты.
При организации планирования работы по обучению детей основам пожарной безопасности учитывается имеющийся опыт детей. Материал подобран и использован в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, разделен по образовательным областям. Тематика деятельности является примерной и может изменяться и варьироваться в соответствии с запросом родителей и общественности, обновлением программно-методического обеспечения учреждения. В планировании нет четкого регламента деятельности с детьми по месяцам и неделям в связи с тем, что каждая форма образовательной деятельности (беседа, игра, чтение и др.) с учетом индивидуальных особенностей ребенка может быть организована повторно для закрепления представлений детей и формирования прочных навыков. Формы организации детей могут быть как групповые и подгрупповые, так и индивидуальные. Методический материал, оборудование и методические приемы используются по усмотрению воспитателя.
Планирование работы в младшей группе (3-4 года). | ||
Образовательная область | Формы образовательной деятельности | Программное содержание |
Познавательное развитие | Совместная деятельность: • В мире опасных предметов; • О пользе бытовых электроприборов и правилах их использования; • Что такое пожар? • Кто такой пожарный? Дидактические игры: • Чей предмет? • Где, чья машина? • Правила поведения при возникновении пожара. • Опасно – безопасно. • Что нужно пожарнику для работы | • Знакомство с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами: • Знакомство с понятиями «можно - нельзя», «опасно». • Формировать представления об огне, пожаре, свойствах некоторых предметов. • Познакомить с профессией пожарного, его предметами помощниками. • Развивать любознательность, уважение к труду взрослых людей. • Учить классифицировать предметы по одному признаку. • Познакомить детей с элементарными правилами поведения при пожаре (увидел огонь, расскажи взрослому или громко кричи «Пожар»). |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: • Малышам об огне. • Как происходят пожары. • Причины возникновения пожара. • Что делать, если случился пожар? Дидактические игры: • Опасные предметы-источник пожара! • Найди фрагмент. • Последовательные картинки. • Доскажи словечко. • Закончи предложение. • Если возник пожар. Сюжетно-ролевые игры: • Пожарная машина. • Я – пожарный. | • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. • Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). • Формировать представления об огне, о том, что огонь может быть другом для человека, а может быть врагом. • Формировать начальные представления о возможных причинах возникновения пожароопасных ситуаций и правилах поведения при пожаре. • Развивать словарь детей, учить отвечать на вопросы. • Упражнять в классификации предметов по одному признаку, в умении объяснить свой выбор. • Развивать диалогическую речь. • Развивать коммуникативные навыки в игровой деятельности, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии с ней. |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: • С.Я. Маршак «Кошкин дом»; • К.И. Чуковский «Путаница»; • Работа в книжном уголке, рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных; • Загадывание загадок; • Пословицы и поговорки об огне. | • Формировать представления об опасности неосторожного обращения с огнем через чтение литературных произведений и малых фольклорных форм. • Развивать интерес к восприятию художественной литературы. • Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций. • Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. • Учить отвечать на вопросы, делать элементарные выводы. • Формировать словарь на основе обогащения представлений о предметном мире и правилах безопасности при обращении с ними. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: • Нарисуем колеса пожарной машине. Аппликация: • В мире опасных предметов (коллективная работа) Игры со строительным материалом: • Пожарная машина. • Гараж для пожарных машин. | • Учить классифицировать предметы на опасные и безопасные. • Развивать изобразительные и технические навыки, творческие способности детей. • Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ по пожарной безопасности. • Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать несложные постройки. • Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их сюжетом. |
Физическое развитие | Беседа: • Запретные предметы Подвижные игры: • Бегите ко мне. •Тушим, тушим кошкин дом | • Формировать знания о предметах, которые категорически нельзя трогать и играть с ними, об их вреде здоровью. • Учить ходить и бегать, н наталкиваясь друг на друга. • Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительный ориентир, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега. • Развивать двигательные умения, стремление оказать помощь игрушкам |
Планируемые результаты:
1. Сформированы понятия: «можно», «нельзя», «опасно».
2. Сформированы начальные представления о пожароопасных предметах и причинах возникновения пожара.
3. Имеют элементарные представления о работе пожарных и назначении пожарных машин.
Планирование работы в средней группе (4-5 лет). | ||
Образовательная область | Формы образовательной деятельности | Программное содержание |
Познавательное развитие | Совместная деятельность: • Осторожно с огнём! • Правила пожарной безопасности. • Спички – не игрушка, огонь – не забава! • Пожарная техника, экипировка пожарных спасателей. Дидактические игры: • Опасные предметы-источник пожара! • Пожарная мозаика. • Не ошибись! • Правила поведения при возникновении пожара. • Опасно – безопасно. • Что нужно для пожарного щита. • Отгадай-ка! • Найди фрагмент. • Кто работает с огнём. • Чей предмет? • Чья машина? Предметно-исследовательская деятельность: • Гори – не горит. Практические упражнения: • Что делать, если возник пожар. • Как вызвать пожарных по телефону Просмотр мультфильмов на тему пожаров. | • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. • Закреплять знания детей о пожароопасных предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, неосторожных действиях с ними. • Закреплять знание об огне, пожароопасных ситуациях, о возможных причинах возникновения пожара. • Закреплять у детей знания о труде пожарного, о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. • Развивать практические умения в процессе освоения правил поведения в случае возникновения пожара. • Дать представление о пожарном щите, об орудиях труда для борьбы с пожаром. • Знакомить с различными видами служебного транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Пожарная», машина «МЧС»). • Показать детям, как опасны игры со спичками, как легко воспламеняются и быстро сгорают некоторые предметы (например, сделанные из бумаги). Учить детей делать выводы, умозаключения. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: ∙ Пожарный номер-01. ∙ Пожарная безопасность в природе. ∙ Какие из перечисленных действий могут привести к пожару. ∙ Важные номера, куда звонить при пожаре. Рассматривание картин на тему пожаров. Просмотр обучающих фильмов на тему пожаров. Дидактические игры: ∙ Придумай рассказ. ∙ Хорошо-плохо. ∙ Опасно-безопасно. ∙ Если случится беда. Сюжетно-ролевые игры: ∙ Пожарная машина. ∙ Я – пожарный. ∙ Пожарная часть. | ∙ Способствовать формированию личностного отношения детей к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия пострадавшему при пожаре, а также правил пожарной безопасности. ∙ Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть сильным и смелым. • Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.) • Побуждать детей применять полученные знания в игре. • Продолжать учить детей брать на себя роли и действовать в соответствии с ними. • Учить коллективным играм, формировать умение договариваться в игре, меняться ролями в зависимости от хода игры. • Продолжать формировать представления об огне, как опасном факторе для жизни человека и как помощнике для его существования. |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: - С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар». - К. Чуковский «Путаница». - Ирины Солнышко - «Пожарная машина». - Е. Хоринская "Спичка-невеличка". - Т. Кинько «Наш номер 01». - Т. Фетисов «Куда спешат красные машины». Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных. Загадывание загадок. Чтение пословиц и поговорок об огне. Просмотр мультфильмов на тему пожаров. | • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о правилах пожарной безопасности. • Расширять представления о пожароопасных предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. • Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения по теме пожарной безопасности, запоминать небольшие и простые по содержанию пословицы, поговорки, загадки. • Продолжать развивать интерес к чтению детской литературы. • Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения, рассматривать иллюстрации. • Учить отвечать на вопросы, делать выводы. • Развивать диалогическую и монологическую речь. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование:
Аппликация:
Строительные игры:
| • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, вырезать и наклеивать. • Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, аппликации. • Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. • Совершенствовать конструктивные умения, продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. • Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их сюжетом. |
Физическое развитие | Беседы: - Какой вред здоровью наносит огонь и дым. Подвижные игры: • Пожарники. • Пожарные на учении. • Огонь. • Птенчики в беде. • Вода и огонь. | • Закреплять представления об огне и дыме, как опасных факторах для здоровья человека. • Дать начальные представления о действиях в случае задымления при пожаре. • Развивать психофизические качества: ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость. • Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. • Учить ориентироваться в пространстве, в здании детского сада. • Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. • Закреплять в игре правила поведения при возгорании. • Формировать умения действовать в игре по сигналу. |
Планируемые результаты:
1. Знают пожароопасные предметы, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, о пожароопасных ситуация и о возможных причинах возникновения пожара.
2. Имеют элементарные представления о профессии пожарного, о различных видах служебного транспорта, особенностях их внешнего вида и назначения.
3. Имеют элементарные представления об опасных факторах для здоровья человека (огонь, дым).
4. Знают элементарные правила пожарной безопасности.
Планирование работы в средней группе (5 - 6 лет). | ||
Образовательная область | Формы образовательной деятельности | Программное содержание |
Познавательное развитие | Совместная деятельность: • Пожарная техника, экипировка пожарных спасателей. • Пожароопасные предметы. • Электроприборы. • Пожар. Дидактические игры: • Опасные предметы-источник пожара! • Огонь друг или враг? • Огнетушитель. • Пожарная мозаика. • Пазлы. Практические упражнения: - Что делать, если возник пожар. - Как вызвать пожарных по телефону. Экскурсия по детскому саду. Проектная деятельность: - Пожароопасные предметы. Правила пожарной безопасности. - Пожарная часть. Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожарной безопасности. | • Создавать условия для развития проектной деятельности детей по теме пожарной безопасности. • Закреплять представления о пожароопасных предметах и ситуациях возникающих в окружающей действительности. • Закреплять представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. • Расширять знания детей о служебном транспорте и его значении в работе пожарной службы. • Продолжать развивать практические умения в процессе освоения правил противопожарной безопасности. • Закреплять представления детей о пожарной технике, экипировке пожарных, пожарном щите, об орудиях труда для борьбы с пожаром. • Дать представление об огнетушителе и его значении в борьбе с пожаром. • Формировать желание самостоятельно действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: - Спички детям – не игрушка! - Осторожно – скоро Новый год! - Пожарный щит. - Что делать при пожаре? - Огонь - друг, огонь – враг. - О пользе огня в жизни человека. - К славе и подвигу каждый готов. - Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой! - Пожарная безопасность в природе. - Важные номера, куда звонить при пожаре. Рассматривание картин на тему пожаров. Просмотр обучающих фильмов на тему пожаров. Дидактические игры: - Горит – не горит - Правила безопасного поведения возле елки. - Придумай рассказ. - Хорошо-плохо. - Кто работает с огнём. - Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго выполняйте! Угадай профессию! Сюжетно-ролевые игры: - Пожарные спасатели. - Дом. - Семья. - Пожарная часть. - Диспетчер МЧС. - Я – пожарный. Встречи с инспектором по пожарной безопасности. | - Учить заботиться о младших, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи посторонних. - Формировать такие качества личности как сочувствие к пострадавшим во время пожара, отзывчивость. - Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников в соблюдении правил пожарной безопасности. - Закреплять у детей знания о труде пожарного, о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. - Побуждать детей применять полученные знания в игре. - Закреплять у детей представление об огне. Упражнять в определении хороших и плохих сторон огня для жизни человека. - Закреплять знания о свойствах предметов, умение их классифицировать на опасные и безопасные для здоровья. - Продолжать закреплять представления о пожарном щите и орудиях труда при пожаре. - Формировать понятие «герой», почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т.д. - Продолжать закреплять навыки общения в игре. Упражнять в умении самостоятельно или при небольшой помощи взрослого распределять роли, действовать в соответствии с ролями. - Учить детей объединять сюжеты игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители. - Вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника. - Развивать выдержку, память, диалогическую речь. |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: - Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял». - М. Ф. Янкина «Случай с телевизором». - С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом». - М. М. Шереметьева «Заячья елка». - С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». - Л. Толстой «Пожарные собаки», «Солдат». - Р. М. Кабанова «Однажды в лесу». - Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». - Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом». - Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?». Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему. Загадки по правилам пожарной безопасности. Игра – драматизация «Кошкин дом». Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров. | • Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей. • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. • Учить (по плану) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составление рассказов по последовательным картинам. • Развивать умения составлять рассказы о событиях из личного опыта. • Продолжать развивать интерес к чтению детской литературы. • Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения на тему пожарной безопасности. Запоминать пословицы, загадки о пожарной безопасности. • Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: - Я и огонь. - Нарисуй отгадку. Аппликация: Изготовление макета «Пожарная часть». Лепка: - Огонь опасен. - Пожарная машина. - Пожарный щит. Строительные игры: - Пожарная часть. - Пожарная машина. | • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. • Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, аппликации, лепке по теме пожарной безопасности. • Побуждать детей отражать в художественном творчестве свое отношение к огню, к правилам пожарной безопасности. • Закреплять знания о пожароопасных предметах и ситуациях. • Развивать изобразительные и технические навыки работы с кистью, акварелью, пластилином и другими средствами. Творческие способности, мелкую моторику рук. • Поощрять самостоятельность при создании различных построек и конструкций. • Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы. |
Физическое развитие | Беседы: - Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит. Подвижные игры. Спортивные соревнования. Игры – эстафеты. | • Обобщить представления детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. • Дать представления о пользе огня для людей (на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят травяные отвары для лечения и т.д.). • Формировать представления о зависимости здоровья человека от факторов окружающей среды (огонь, дым). • Закреплять представления об огне и дыме, как опасных факторах для здоровья человека. • Совершенствовать двигательные навыки и умения детей. • Учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры по теме пожарной безопасности, проявлять инициативу и творчество. |
Планируемые результаты:
1. Сформированы понятия: «герой».
2. Знают о пожароопасных предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, пожароопасных ситуациях и о возможных причинах возникновения пожара.
3. Имеют элементарные представления о профессии пожарного, экипировке пожарных, пожарной технике, пожарном щите, о средствах пожаротушения.
4. Имеют элементарные представления об опасных факторах для здоровья человека (огонь, дым).
5. Знают и понимают необходимость в соблюдении элементарных правил пожарной безопасности.
6. Имеют элементарные навыки правильного поведения при пожаре.
Планирование работы в средней группе (6 - 7 лет). | ||
Образовательная область | Формы образовательной деятельности | Программное содержание |
Познавательное развитие | Совместная деятельность: • Знакомство с пожарной сигнализацией. • Огонь – судья беспечности людей. • Первая помощь пострадавшим при пожаре. • Горючие вещества. • Пожар в лесу. Дидактические игры: • Опасные предметы-источник пожара! • Огонь друг или враг? • Огнетушитель. • Пожарная мозаика. • Пазлы. Практические упражнения: - Что делать, если возник пожар. - Как вызвать пожарных по телефону. - Первичные средства пожаротушения. Экскурсия по детскому саду. Проектная деятельность: - Пожароопасные предметы. - Правила пожарной безопасности. - Пожарная часть. Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожарной безопасности. | • Создавать условия для развития проектной деятельности детей по теме пожарной безопасности. • Продолжать расширять и уточнять представления детей о пожароопасных предметах и ситуациях возникающих в окружающей действительности. • Углублять представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. • Расширять знания детей о служебном транспорте и его значении в работе пожарной службы. • Продолжать развивать практические умения в процессе освоения правил противопожарной безопасности, учить пользоваться элементарными средствами пожаротушения. • Продолжать расширять и уточнять представления детей о пожарной технике, экипировке пожарных, пожарном щите, об орудиях труда для борьбы с пожаром. • Продолжать формировать желание самостоятельно действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: - Пожар в квартире. - Кухня – не место для игр! - Пожарный щит. - Что делать при пожаре? - Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой. - Пусть елка новогодняя нам радость принесёт. - Электричество. - Первичные средства пожаротушения, знаки безопасности. - Важные номера, куда звонить при пожаре. Рассматривание картин на тему пожаров. Составление рассказов на тему: Откуда приходит беда. Просмотр обучающих фильмов на тему пожаров. Дидактические игры: - Правила безопасного поведения возле елки. - Придумай рассказ. - Закончи предложение. - Позвони в пожарную часть. - Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго выполняйте! - Четвертый лишний. Сюжетно-ролевые игры: - Пожарные спасатели. - Дом. - Семья. - Пожарная часть. Диспетчер МЧС. - Я – пожарный. Встречи с инспектором по пожарной безопасности. | - Воспитывать заботливое отношение к младшим, пожилым людям, учить помогать им в трудных ситуациях. - Подвести детей к пониманию необходимости соблюдения мер предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению пожароопасных ситуаций. - Продолжать формировать такие качества личности как сочувствие к пострадавшим во время пожара, отзывчивость. - Продолжать расширять и уточнять у детей знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. - Закреплять знания о том, что в случае возникновения пожара необходимо звонить 01 или 112. - Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. - Продолжать побуждать детей применять полученные знания в игре. • Продолжать расширять у детей представление об огне. Упражнять в определении хороших и плохих сторон огня для жизни человека. • Продолжать расширять и уточнять представление о героях, почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т.д. • Продолжать закреплять навыки общения в игре. Упражнять в умении самостоятельно или при небольшой помощи взрослого распределять роли, действовать в соответствии с ролями. • Продолжать учить детей объединять сюжеты игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители. • Продолжать вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника. • Продолжать развивать выдержку, память, диалогическую речь. |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: - Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял». - М. Ф. Янкина «Случай с телевизором». - С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое». - М. М. Шереметьева «Заячья елка». - Л. Толстой «Пожарные собаки», «Солдат», «Пожар». - Р. М. Кабанова «Однажды в лесу». - Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». - Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом». - Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?». - В. Гальченко «Огонь невидимка». - В. Гальченко «Приключения пожарного». - Т. Кинько «Наш номер 01». - Е. Хоринского «Спичка-невеличка». - Б. Житков «Пожар в море». - Рассказ-беседа «Украшаем ёлку». - Т. Юрмин "Кто плохой?" - А. Шевченко "Как ловили уголька" - И. Тверабукина «Андрейкино дежурство». Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему. Загадки по правилам пожарной безопасности. Игра – драматизация «Кошкин дом», «Теремок» Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров. Составление творческих рассказов. | • Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей. • Приучать детей к самостоятельному высказыванию своих суждений, формировать умение отстаивать свою точку зрения. • Продолжать учить связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины по теме пожарной безопасности, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. • Развивать умения составлять рассказы о событиях из личного опыта. • Продолжать развивать интерес к чтению детской литературы. • Продолжать учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения на тему пожарной безопасности. Запоминать пословицы, загадки о пожарной безопасности. • Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: - Береги свой дом от пожара. - Огонь – друг, огонь - враг. - Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой. - Рисование по прочитанным произведениям литературы. Аппликация: Изготовление макета «Пожарная часть». Лепка: - Огонь опасен. - Пожарная машина. - Пожарный щит. Строительные игры: - Пожарная часть. - Пожарная машина. | • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. • Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, аппликации, лепке по теме пожарной безопасности. • Продолжать побуждать детей отражать в художественном творчестве свое отношение к огню, к правилам пожарной безопасности, к труду и героизму пожарных. • Закреплять знания о пожароопасных предметах и ситуациях. • Продолжать развивать изобразительные и технические навыки работы с кистью, акварелью, пластилином и другими средствами. Творческие способности, мелкую моторику рук. • Поощрять самостоятельность при создании различных построек и конструкций. • Продолжать строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы. |
Физическое развитие | Беседы: - Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит. - Чем опасен дым? Подвижные игры. Спортивные соревнования. Игры – эстафеты. | • Обобщить представления детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. • Продолжать расширять и уточнять представления детей о пользе огня для людей. • Продолжать расширять и уточнять представления о зависимости здоровья человека от факторов окружающей среды (огонь, дым). • Закреплять представления об огне и дыме, как опасных факторах для здоровья человека. • Совершенствовать двигательные навыки и умения детей. • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры по теме пожарной безопасности, проявлять инициативу и творчество. |
Планируемые результаты:
1. Знают о пожароопасных предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, пожароопасных ситуациях и о возможных причинах возникновения пожара.
2. Имеют элементарные представления о профессии пожарного, экипировке пожарных, пожарной технике, пожарном щите, о средствах пожаротушения.
3. Имеют элементарные представления об опасных факторах для здоровья человека (огонь, дым), о пользе и вреде огня для человека.
4. Знают телефонные номера вызова пожарных.
5. Способны четко назвать свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
6. Знают и понимают необходимость в соблюдении элементарных правил пожарной безопасности.
7. Имеют элементарные навыки правильного поведения при пожаре.
Примерный алгоритм деятельности взрослого и детей.
Для того, чтобы понять, что именно дети знают об огне и пожароопасных ситуациях, правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, что они думают и чувствуют, используются беседы, дискуссии – это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности ил удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделяются те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбирается адекватная форма взаимодействия: игра, чтение, беседа, просмотр видеоматериалов и др.
Чтобы разнообразить работу, используются инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые проводятся на макете. В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Целью алгоритмических игр является не только закрепление правил поведения в пожароопасных ситуациях, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей работы с детьми является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения используются лишь частично и больше внимания уделяется организации различных видов практической деятельности, направленной на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта (например, уметь набрать 01 и сообщить о пожаре). Ведь все, чему учатся дети, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Содержание Программы условно делится на два раздела:
1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Предметы домашнего обихода, которые являются источниками потенциальной опасности для детей и которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы). Данными предметами могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты дополняются примерами из литературных произведений (например, С. Маршака «Кошкин дом»), играми-драматизациями.
2. Экстремальные ситуации в быту.
Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном возникает и закрепляется в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо также отметить, что обучение пользования телефоном для вызова «пожарных» требует работы по профилактике ложных вызовов. Кроме обучения умениям пользоваться телефоном дети обучатся умению позвать на помощь в случае возникновения пожара, умению потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые и подвижные игры. Наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной действительности.
Мониторинг
В октябре и мае проводится промежуточный и итоговый мониторинг знаний и практических умений детей каждой возрастной группы. Диагностика детей проводится следующим образом: детям предлагается ответить на несколько вопросов; результаты заносятся в диагностическую карту.
Вопросы для диагностирования детей младшей группы по теме: "Пожарная безопасность"
1. Что такое пожар? Чем опасен огонь?
2. Какие предметы можно назвать пожароопасными?
3. Кто такой пожарный?
4. Что делать, если случился пожар?
Вопросы для диагностирования детей средней группы по теме: "Пожарная безопасность"
1. Какие беды приносит огонь, пожар?
2. Какие неосторожные действия с огнем могут привести к пожару?
3. Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? Почему?
4. Что делать, если возник пожар?
5. Как вызвать пожарную машину, если случился пожар?
6. Какие предметы категорически запрещено трогать детям и играть с ними?
Вопросы для диагностирования детей старшей группы по теме: "Пожарная безопасность"
1. От чего происходят пожары?
2. Огонь – друг или враг? Почему?
3. Назовите ваши действия, если в доме что-то загорелось.
4. Как можно вызвать пожарных?
5. Почему профессию пожарных называют опасной?
6. Что делать, чтобы не допустить пожара?
Вопросы для диагностирования детей подготовительной к школе группы
по теме: "Пожарная безопасность"
1. Почему огонь может одновременно быть и другом и врагом?
2. Что может стать причиной пожара? Что делать, чтобы пожара не случилось?
3. По какому телефону нужно звонить при пожаре? Что необходимо сообщить?
4. Назовите ваши действия, если пожар уже начался. Что делать, если в доме много дыма?
5. Почему работу пожарного называют опасной? Какими качествами должен обладать пожарный?
6. Какие бывают последствия пожара?
№ | Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
Исходя из полученных промежуточных данных, дальнейшая работа корректируется, ставятся дополнительные задачи, выбираются методы, и приемы для успешного усвоения детьми правил пожарной безопасности.
По результатам мониторинга могут быть выявлены следующие уровни освоения содержания Программы:
4 года | |
1 уровень: | При напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет некоторые правила безопасного поведения. Определяет и классифицирует предметы с помощью взрослого. Отвечает на вопросы взрослого после нескольких наводящих вопросов. Затрудняется в определении своих действий при пожаре. Не может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации. |
2 уровень: | При напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет правила безопасного поведения. Знает, чем опасен огонь, выделяет и называет пожароопасные предметы. Имеет начальное представление об основных источниках опасности в быту. С помощью взрослого выделяет предметы-помощники в работе пожарного, называет свои действия при пожаре. Может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации. |
3 уровень: | Без напоминания взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет правила безопасного поведения. Знает, чем опасен огонь, пожароопасные предметы. Имеет полное представление об основных источниках опасности в быту. Самостоятельно выделяет предметы-помощники в работе пожарного. Называет свои действия при пожаре. Отвечает не поставленные вопросы без наводящих вопросов. Может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации. |
5 лет | |
1 уровень: | При напоминании взрослого проявляет осторожность и предусмотрительность. Действует по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации. С помощью взрослого называет свои действия при пожаре, не знает, как пользоваться телефоном. Не всегда может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации. |
2 уровень: | При напоминании взрослого проявляет осторожность и предусмотрительность, называет свои действия при пожаре. Знает, как пользоваться телефоном. Может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации. |
3 уровень: | Знает об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров. Называет свои действия при пожаре, знает, как пользоваться телефоном. Проявляет осторожность и предусмотрительность. Пытается объяснить другому необходимость действовать определенным образом в потенциально опасной ситуации. Может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации. |
6 лет | |
1 уровень: | Проявляет осторожность и предусмотрительность при напоминании взрослого. При напоминании взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях, правила пожарной безопасности, правила безопасного для окружающего мира природы поведения (пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом). Имеет представление о причинах возникновения пожаров. Частично владеет способами безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях. Затрудняется в назывании своих действий в пожароопасных ситуациях. Имеет представление о некоторых источниках возникновения возгорания. Знает, но не соблюдает правила безопасного для окружающего мира природы поведения. |
2 уровень: | Проявляет осторожность и предусмотрительность. При напоминании взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях, называет правила пожарной безопасности, правила безопасного для окружающего мира природы поведения (пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом). Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации. Имеет представление о причинах возникновения пожаров. Частично владеет способами безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях. При напоминании взрослого называет свои действия в пожароопасных ситуациях. Имеет представление о некоторых источниках возникновения возгорания. |
3 уровень: | Проявляет осторожность и предусмотрительность. Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях, правила пожарной безопасности, правила безопасного для окружающего мира природы поведения (пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом). Требует от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации. Имеет представление о причинах возникновения пожаров. Владеет способами безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях. Без напоминания взрослого знает свои действия в пожароопасных ситуациях. Имеет представление о некоторых источниках возникновения возгорания. Знает и соблюдает правила безопасного для окружающего мира природы поведения. |
7 лет | |
1 уровень: | При напоминании взрослого соблюдает элементарные правила безопасного поведения: не играет с огнем, в отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами. Частично имеет представление об источниках возникновения возгорания и последствиях пожаров. Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Не владеет способами безопасного поведения в современной информационной среде. При помощи взрослого имеет представление о способах поведения в стандартных и нестандартных пожароопасных ситуациях. |
2 уровень: | Соблюдает элементарные правила безопасного поведения: не играет с огнем, в отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами. Имеет представление об источниках возникновения возгорания и последствиях пожаров. Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Частично владеет способами безопасного поведения в современной информационной среде. При помощи взрослого имеет представление о способах поведения в стандартных и нестандартных пожароопасных ситуациях, оказания самопомощи и помощи другому человеку. |
3 уровень: | Соблюдает элементарные правила безопасного поведения: не играет с огнем, в отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами. Имеет представление об источниках возникновения возгорания и последствиях пожаров. Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Владеет способами безопасного поведения в современной информационной среде (включает телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывает со взрослым; включает компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывает со взрослым). Имеет представление о способах поведения в стандартных и нестандартных пожароопасных ситуациях, оказания самопомощи и помощи другому человеку. |
Взаимодействие с семьей воспитанников.
Эффективность Программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Это следует учитывать и в собственном поведении, и при работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Необходимо достигнуть полного взаимопонимания с родителями, так как разные требования, предъявляемые детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду ли даже агрессию.
Планирование работы с родителями.
Содержание работы | Возрастные группы | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
Консультации | - Спички детям – не игрушка! -Пожароопасные предметы. - Служба спасения-01, 112. - Встреча с инспектором пожарной | - Дети и огонь. - В дни новогодних каникул… - Привитие навыков пожарной безопасности детям дошкольного возраста. - Встреча с инспектором пожарной охраны. | - Когда ребенок один дома. - О необходимости обучения детей правилам поведения во время пожара. - Будь осторожен с электроприборами. - Основные правила поведения при пожаре. - Встреча с инспектором | - Это нужно знать каждому. - Организация летнего отдыха. - Опасные ситуации на улице и дома. - Ребенок под присмотром или как избежать несчастного случая. - Встреча с инспектором пожарной охраны. |
Информационные стенды (папки – передвижки) | - Лечение ожогов. - Пожар в квартире. | - Опасные ситуации в жизни ребенка. - Ребенок один дома. | - Правила пожарной безопасности. - Опасные ситуации в жизни ребенка. - Организация летнего отдыха. - Что знает дошкольник о правилах пожарной безопасности. | - Человеку друг огонь, только зря его не тронь. - С огнем не шути. - Пожарная безопасность. - Электричество – источник пожара. - Угарный газ – невидимый убийца. |
Организация совместных праздников, развлечений | Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» | Досуг: «Спички – не игрушка, огонь – не забава!» | Досуг: «Огонь - друг, огонь – враг». | Совместный праздник: «Чтобы с пожаром бороться умело, нужно всем знать пожарное дело». |
Организация семейных конкурсов, творческих работ | Выставка творческих работ семей: «Пожароопасные предметы». | Выставка творческих работ семей: «Правила пожарной безопасности» | Выставка творческих работ семей: «Огонь – друг, огонь - враг». | Выставка творческих работ семей: «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой». |
Разработка памяток по пожарной безопасности. | Безопасность вашего ребенка | Правила пожарной безопасности | Безопасность от спички до бытовой химии. | Обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях. |
Организация предметно-развивающей среды.
Большое значение в обучении правилам пожарной безопасности отводится организации предметно-развивающей среды в групповых комнатах дошкольного учреждения. Дети имеют свободный доступ к играм, наглядному материалу, альбомам для рассматривания, атрибутам к сюжетно-ролевым играм. Пособия, которые используются в деятельности взрослого и детей, остаются в самостоятельном распоряжении детей до конца дня. Дидактический материал систематически обновляется и пополняется.
Дидактическое обеспечение предметно-развивающей среды.
Младшая группа.
- Художественная литература (стихи, небольшие рассказы),
- аудиозаписи («Кошкин дом»),
- дидактические игры,
- иллюстрации,
- картины,
- плакаты,
- материалы для организации художественной деятельности,
- сценарии небольших произведений для драматизации,
- ширма, театрализованные атрибуты,
- машинки,
- фигурки пожарных,
- детские рисунки (совместные рисунки с родителями),
- конспекты занятий, мероприятий.
Средняя, старшая, подготовительная к школе группа.
- Художественная литература,
- аудиозаписи,
- видеозаписи,
- дидактические игры,
- иллюстрации,
- картины,
- плакаты,
- материалы для организации художественной деятельности,
- сценарии небольших произведений для драматизации, викторин, конкурсов,
- ширма, театрализованные атрибуты,
- машинки,
- фигурки пожарных,
- макеты домов, зданий,
- детские рисунки,
- фотовыставка,
- тематические альбомы, открытки,
- подборка стихотворений о труде пожарных,
- стенгазеты, коллажи (изготовленные руками родителей),
- конспекты занятий, экскурсий, проектов.
Показатель эффективности реализации Программы.
1. Рост мотивации к изучению проблемы соблюдения пожарной безопасности у всех участников образовательного процесса.
2. Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по противопожарной безопасности.
3. Наличие специальных дидактических пособия для определения уровня сфорсированности у детей навыков пожарной безопасности.
4. Накопление практических материалов, методических разработок по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.
5. Овладение детьми практическими умениями противопожарной безопасности, умение пользоваться элементарными средствами пожаротушения.
6. Сформированность у детей устойчивых навыков самосохранения.
7. Совершенствование знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование потребности в их соблюдении.
8. Изменение отношений родителей к проблеме пожарной безопасности детей.
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008
2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Скрипторий 2003,2007
3. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры.
4. Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011
5. Информационный бюллетень МЧС России, май 2014 г. Москва.
6. Каминская Н.В.Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006
7. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2008
8. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.: Центр педагогического образования, 2008
9. Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006
10. Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007
11. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
12. Спасова А.Н. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Азбука пожарной безопасности», 2013 год.
13. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.:Сфера, 2008
14. Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»
Презентация предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...
проектной деятельности по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций...
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И РДВИЖНЫХ ИГР ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дидактические игры по противопожарной безопасноти для дошкольников...
Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит».
Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит»....
Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»
Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»...
Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»
Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»...