План-программа "Обучение детей грамоте в подготовительной группе". Составила учитель-логопед Булгурян Егисапет Амазасповна
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Почти каждый год необходимо обновлять программу обучения детей грамоте. Ведь появляются новые технологи, методы, приемы.
Вашему вниманию удобная на мой взгляд план-программа обучения детей грамоте в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit_list.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Солнышко»
Занятия по обучению детей грамоте
Подготовительная к школе группа
Составила
учитель-логопед
Булгурян Е. А.
2017 г.
Сентябрь (1-я неделя)
- Путешествие в каменный век. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/1999 г. с. 39.
Цель. Познакомить детей с тем, как люди общались при помощи знаков, жестов, мимики, как научились говорить.
Воспитывать любознательность.
- Общение знаний детей об основных органах артикуляционного аппарата.
Цель. Показать, что в результате изменения органов артикуляционного аппарата образуются различные звуки.
- Игра «Такие разные приветствия»
«чао» - на итальянском языке,
«бонжур» - французском,
«ола» - испанском,
«Шалом» - иврите,
«гутен таг» - немецком,
«привет» - русском,
«хэллоу» - английском,
«моши» - японском.
Беседа о языках и народах.
- Игра с мячом «Полслова за вами»
Цель. Учить детей делить слова на слоги.
- Выучить скороговорку.
Ходит цапля по болоту,
Не найдет себе работу.
На пенечек она села,
Пять лягушек сразу съела.
Раз, два, три, четыре, пять –
Выходи, тебе искать.
6. Работа в индивидуальных тетрадях.
Сентябрь 1-я неделя
- Путешествие в страну Читанию.
Детская энциклопедия. Росмэн. С. 80-81
Познакомить детей с надписями – рисунками, клинописью, берестяной грамотой, папирусом. Появление бумаги.
- Игра «Как можно больше ».
Цель. Назвать слова на заданные звуки.
- Игра «Изменялки»
Кепка – щепка, кит, мель, тетка, река, венок, детина, полка.
4 Поговорка.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
5.Работа в тетрадях.
Сентябрь 2-я неделя
- Познакомить детей с алфавитом, звуками, буквами.
- Знакомство детей с моделью слов. Звуковой анализ слова «Дом».
- Физминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4 – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе - раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Составить предложения со словом «Осень».
- Работа в тетрадях.
Сентябрь 2 – я неделя
- Звуковой анализ слов «шар», «лиса».
- Составить предложения со словами «шар», «лиса».
- Игра «Найди себе пару»
Цель. Найти звуки, близкие по своему звучанию.
- Физминутка.
Губы дружно округляем,
Руки кверху поднимаем.
Губы трубочкой вперед,
И руки вперед.
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая –
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая –
Воду моря и реки загребают, плавая.
- Выучить поговорку «Без терпения нет учения».
6. Работа в тетрадях.
Сентябрь (3 неделя)
- Звуковой анализ слова «слон»
- Игра «Живые слова»
Цель. Учить составлять из слов предложения.
- Игра «Найди себе пару».
Цель. Учить подбирать близкие по звучанию слова.
- Физкультминутка.
Шашки на столе, (Присесть, руки вперед)
Шишки на сосне. (Встать, руки поднять вверх).
Загадки-шутки.
На какое дерево ворона садится во время дождя?
(На мокрое)
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(Сон).
- Выучить скороговорку.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
- Работа в тетрадях.
Цель. Развивать внимание, память, мыслительные процессы, мелкую моторику.
Сентябрь (3 неделя)
- Звуковой анализ слова «слон»
- Игра «Живые слова»
Цель. Учить составлять из слов предложения.
- Игра «Найди себе пару».
Цель. Учить подбирать близкие по звучанию слова.
- Физкультминутка.
Шашки на столе, (Присесть, руки вперед)
Шишки на сосне. (Встать, руки поднять вверх).
Загадки-шутки.
На какое дерево ворона садится во время дождя?
(На мокрое)
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(Сон).
- Выучить скороговорку.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
- Работа в тетрадях.
Цель. Развивать внимание, память, мыслительные процессы, мелкую моторику.
Сентябрь – 4 неделя
Путешествие в сказку «Как лебедь остался один»
(Пособие Н.В.Нищевой «Развивающие сказки»)
Тема. Перелетные птицы.
Цели. Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – АТ-, -ЯТ-). Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе.
- Начало занятия.
Упражнение «Кто лишний?». Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления.
- Разгадывание ребуса. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.
- Рассказывание логопедом сказки. Развитие слухового внимания, творческого воображения.
- Упражнение «У кого – кто?». Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с суффиксами –АТ-, -ЯТ-.
- Упражнение «Лебедята учатся летать». Развитие координации движений.
- Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
В холодном парке среди льдин,
Зимует лебедь. Он один.
Не повредил ли он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга, вот не повезло,
Летать не может!
Я возле лебедя стою,
Я видел всю его семью.
С большим семейством лебедят
Он плыл куда-то…
И вдруг над парком
Как взлетят все лебедята.
В холодном парке среди льдин,
Зимует лебедь. Он один.
7. Беседа по сказке. Итог .
Октябрь - 1 неделя
- Звуковой анализ слов
ИРА СЫР СОЛЬ УМ
2. Игра «Мышиные проделки» Д/в 8/98 г.
Цель. Учить подбирать синонимы к словам.
- Физминутка.
Под грибом шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол.
А на нем дубовый стол.
Рядом стул с высокой спинкой.
На столе тарелка с вилкой.
И блины горой лежат –
Угощенье для ребят.
- Выучить скороговорку
Дятел дерево добит,
День–деньской кору дробит.
5. Работа в тетрадях.
Октябрь – 1 неделя
- Звуковой анализ и различение твердых и мягких согласных.
Мак – мед
Рак – рис
Ваза – велосипед.
- Игра «Раздели слова на слоги».
- Выделить и назвать гласные звуки в словах
Ира, сыр, ум, ель, дом, осы.
- Придумать предложения со словом «ель».
- Физминутка.
Скачут, скачут во лесочке
Зайки серые клубочки.
Прыг-скок, прыг-скок.
Встал зайчонок на пенек.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз – шагают все на месте,
Два – руками машут вместе,
Три - присели, дружно встали.
Все за ухом почесали,
На четыре – потянулись,
Пять – прогнулись и нагнулись,
Шесть – все встали дружно в ряд.
Зашагали как отряд.
6. Работа в тетрадях.
Октябрь - 2 неделя
- Игра «Волшебная коробка»
Цель. Познакомить детей с многозначными словами:
шляпка, ручка, ключ, коса, ножка, перо.
- Игра «Меняя букву, меняем слово»
Лапа – липа
Дом – дым
Сор – сыр
Кот – кит
Нос – рос
- Выучить скороговорку
Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Физминутка.
Кулак - ребро – ладошка.
- Гимнастика для глаз.
- Работа в тетрадях.
Октябрь – 2 неделя
- Познакомить детей со звонкими и глухими согласными.
Экскурсия в городке букв и звуков.
- Игра «Догадайся, какой звук» (звонкий - глухой).
Дом – тачка
Заяц – сосна
Вафли – футбол
Год – кот
- Игры «Наоборот». «Кривое зеркало»
Цель. Учить подбирать слова противоположного значения.
Ж.. Д/в 8/98 стр. 66.
4.Игра «Кто что делает?»
Цель. Развивать глагольный словарь.
5. Физминутка.
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскочу.
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок.
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
6. Игра на дифференциацию звуков З – Ж.
7. Работа в тетрадях.
* Звуковой анализ слов.
* Работа в прописях.
* Заучивание скороговорок.
* Раскраски.
Октябрь – 3 неделя
Занятие «Путешествие к морю»
Задачи
- Продолжать учить определять позицию заданного звука в словах;
- Закрепить чистое произношение звуков «Р - Р» в словах, чистоговорках, стихах;
- Продолжать развивать связную речь, логическое мышление, творческое воображение, память.
Реализуемые области по ФГТ: П, С, К, З, М.
1. Загадка.
В нем соленая вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда. (Море)
Рассказы детей о поездках на море.
2. Заучивание наизусть.
Я раковину эту в коробке берегу
Она лежала раньше в песке, на берегу.
3. Игра «Превращалки» - прием эмпатии. Дети превращаются в море.
4. Назвать морских обитателей со звуком «Р».
5. Игра «Повторяем друг за другом». – «Словесный ком» на тему моря.
6. Пропеть чистоговорки.
Ре – ре – ре – едем мы на море.
Рю – рю – рю - я поеду к морю.
Ря – ря – ря – вот сидим у моря.
7. Релаксация «У моря».
8. ТРИЗ.
9. Рефлексия.
Октябрь – 3 неделя
- Игра «Подбери картинку к модели».
Цель. Продолжать учить делить слова на слоги.
- Игра «Определи место звука в слове».
3. Физминутка «Каштаны».
Каштаны в ладошке я крепко держу,
Каштаны в ладошке я кручу и кружу.
Я ловко катаю каштаны в ладошке,
Они убегают, как мышки от кошки.
«Осенние листья»
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
- Повторить скороговорку.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
5. Работа в рабочих тетрадях.
Октябрь – 4 неделя
- Игра «Волшебные квадраты».
Цель. Продолжать учить детей делить слова на слоги.
- Игра «Звук, слог, слово, предложение».
- Игра «Он, она, оно»
Цель. Закрепить родовые понятия.
- Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Подтянитесь на носках
Столько раз,
Ровно столько сколько пальцев
На руке у вас!
1, 2, 3, 4, 5,
Топаем ногами.
1, 2, 3, 4, 5
Хлопаем руками.
- Игра «Назови слова - родственники».
- Работа в тетрадях.
Октябрь – 5 неделя
Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее ».
Учебно-методическое пособие Н. В. Нищевой «Развивающие сказки» стр. 8
Цели. Актуализация словаря по теме «Домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм вин. и тв. пад. им. сущ., образ. притяж. прил.). развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового и слухового анализа слов. Развитие общих речевых навыков. Развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным.
- Начало занятия.
- Игра «Пастушки». Цель. Совершенствование навыков слогового анализа слов.
- Рассказывание сказки. Развитие слухового внимания.
- Беседа по сказке.
- Игра «Кого чем угостим?». Совершенствование грамматического строя речи (Образ. вин. и тв. пад. им. сущ.)
- Повторить скороговорку.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли.
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
- Игра «Кто спрятался?» Совершенствование грамматического строя речи (образован. притяж. прил., употреблен. предл. ЗА, ИЗ-ЗА)
- Работа в тетрадях.
Ноябрь – 1 неделя
- Почтальон принес письмо с заданиями.
- найти картинки на различение согласных и гласных,
- мягких и твердых согласных,
- назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак.
- Назвать слова-родственники к слову ВОДА.
- Физминутка. «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (с настроением показать большой палец).
- А плывешь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Вдаль глядишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Ночью спишь?
- Вот так!
- А шалишь? (надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками).
3. Работа с пиктограммами.
Цель. Развитие памяти.
Умная кошка.
Пасмурный день.
Веселая игра.
Капризная девочка.
Интересная книга.
Грузовик.
4. Работа в тетрадях.
Ноябрь – 2 неделя
- Игра «Устроим зоопарк».
По описанию и по количеству слогов назвать животное.
- Познакомить детей с ударением, моделью.
___ _/_ ___
Ударный слог, ударный слог
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит.
И четко речь моя звучит!
3. Пальчиковая гимнастика.
Жили-были в домике
Маленькие гномики
Тики, Ники, Лики, Чики, Микки.
Стали гномики стирать:
Тики – рубашки,
Ники – платочки,
Лики – пижамку,
Чики – носочки,
Микки – умница был,
Всем водичку носил.
- Работа с пиктограммами.
Цель. Развитие зрительного восприятия.
- Грузовик
- Темный лес.
- Капризная девочка.
- Веселая игра.
- Звонкий мяч.
- Пасмурная погода.
- Работа в тетрадях.
Гласная буква Ю.
Ноябрь – 2 неделя
- Игра «Волшебный квадрат».
Цель. Продолжать учить детей делить слова на слоги, уметь составлять модели слогов, и выделять ударение.
- Игра «Скажи по-другому».
Цель. Уметь подбирать синонимы к словам.
Прохлада – свежесть, холод.
Источник – ключ, родник.
Человек, не испытывающий страха – смелый, бесстрашный, храбрый, отважный, неустрашимый, удалой, лихой.
Обладающий умом – умный, понятливый, толковый, смышленый, головастый, толковый, башковитый.
- Физминутка. «Четыре стихии».
- Игра «Наоборот». Уметь подбирать антонимы к словам.
Храбрость – трусость.
Красавец – урод.
Доброта – злоба.
Щедрость – жадность.
Здоровье – болезнь.
Веселье – грусть.
Смех – печаль.
Ум – глупость.
Свет – тьма.
Тишина – шум.
Холод – жара.
Молодость – старость.
Чистота – грязь.
Сила – слабость.
Грубость – нежность.
- Игра – «Раз хлопок, два хлопок, начинается игра».
В единственном числе – один хлопок,
во множественном – два хлопка.
6. Работа в тетрадях.
Ноябрь – 3 неделя
- Познакомить детей с предложением.
Вопросы. Что такое предложение?
Что мы узнаем из предложения?
- Дети составляют предложения по сюжетным картинкам.
- Дети составляют предложения при помощи слов девочка, море.
- Физминутка.
Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
- Повторить скороговорку.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
- В тетрадях графический диктант.
Ноябрь – 3 неделя
Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» Н. В. Нищевой
Тема. Дикие животные наших лесов и их детеныши.
Цели. Актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образ. им. сущ. с пом. суф. –ИХ-,
-УХ-, -ИЦ-, -ОНОК-, -АТ-, -ЯТ-; употребление в речи предлогов:
НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД). Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков (четкость дикции, интонационной выразительности). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного слухового внимания. Развитие творческого воображения. Развитие бережного отношения к природе.
- Начало занятия.
Разделить слова на слоги
ЛИ-СИ-ЦА ВОЛК БЕЛ-КА.
- Рассказывание сказки.
- Физминутка.
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,
За мамой лисицей крался лисенок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
- Беседа по сказке.
- Игра «Кто откуда?». Совершенствован. гр. стр. речи.
- Повторить скороговорку.
У нас в реке живут бобры.
Бобры добры, бобры бодры.
Мудры плотин строители.
Бобры – речные жители.
- Игра «Найди маму».
- Игра «Составь предложение».
- Рефлексия.
Ноябрь – 4 неделя
- Разминка для языка.
Повторить скороговорку.
На дворе – трава,
На траве – дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
- Учить детей составлять предложения с заданным словом и определять
главное слово и количество слов в предложении.
- Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Поезд едет, едет, едет
Мимо елей и берез.
Далеко уехал поезд,
Еле слышен стук колес.
- Игра «Раздели на слоги».
В тетрадях зарисовать модели слогов.
Выделить ударения.
___ __/ ___ МА – ШИ – НА
- Работа в тетрадях.
Повторение гласных звуков.
Ноябрь - 4 неделя
- Составление предложений по заданному количеству слов.
- Выучить скороговорку.
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели-посидели,
Снова улетели.
- Составление предложений по картинам.
- Народная игра «Кузовок».
Цель. Уметь составлять уменьшительно-ласкательные сущ.
Например, положу в кузовок клубок, сапожок, лепесток, колпачок.
- Пальчиковая игра
Что за скрип, что за хруст,
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку, трем, трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем, жмем.
6. В тетрадях графические узоры.
ДЕКАБРЬ - 1 НЕДЕЛЯ
1. Учить детей различать вопросительные, восклицательные, описательные предложения. Прочитать предложения из произведений детской литературы. Дети определяют типы предложений.
2.Игра «Найди картинку».
Дети находят на доске картинки на заданные звуки.
3. Игра «Будь внимательным!»
«Звук. Слог. Слово. Предложение.»
4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошки
ловлю.
Я зиму, и снег,
и снежинки люблю.
Но где же снежинки?
В ладошке вода.
Куда же исчезли снежинки?
Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно ладошки моли горячи.
5. Упражнение «Продолжи предложение».
Мама отругала сына, потому что…
6. Работа в тетрадях.
Знакомство с согласными буквами и звуками.
Декабрь – 1 неделя
- Познакомить детей с предлогами, маленькими словами - у, около, в, на, за, перед, из-за, под.
- Игра «Составь предложение». Вставить предлоги и поставить существительное в нужном падеже.
Кошка лежит … диван.
Яблоки лежат … тарелка.
Платье висит … шкаф.
Конь скачет … поле.
Картина висит … стена.
Чашки стоят … стол.
Дети сидят … стул.
- Составить предложения с предлогами из сказок.
- Игра «Кривое зеркало»
Подбор антонимов (Логопед 2004 № 5)
- Физминутка. Пальчиковая гимнастика. «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом
Есть нора –
надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
- Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
- Работа в тетрадях.
Декабрь – 2 неделя
- Игра «Волшебные колодцы».
Звуковой анализ слов.
- Игра «Добавь слово».
Развивать глагольный словарь.
- Игровое упражнение «Подбери слова - неприятели».
Например.
Вагон - первый, последний.
Журнал - старый, новый.
Мост – узкий, широкий.
Дом – высокий, низкий.
Река - глубокая, мелкая.
Сестра - младшая, старшая.
Задача - легкая, трудная.
4. Игра «Живые слова».
Шесть мышат в камышах шуршат.
Кошку зовут Машка.
В избушке живут старушки – болтушки.
Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.
5.Физминутка.
«Кулак. Ребро. Ладошка.»
6. Работа в тетрадях.
ДЕКАБРЬ – 2 НЕДЕЛЯ
- ИГРА «Волшебные превращения».
РАЗЛИЧЕНИЕ МЯГКИХ И ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ.
ТОЧКА – ДОЧКА
КОТ- ГОД
КОСА – КОЗА
СОВА – СОФА
КАТУШКА – КАДУШКА
КИТ – КОТ
ЖАР – ШАР
- ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Добавь предлог»
ЗА - ВЫ - бегать
ходить
носить
водить
катить
- Физминутка для рук и пальцев «Лезгинка».
- Игра «Живые слова»
Дятел жил в дупле пустом.
Насыпал Парамошка горошка на дорожку.
Бежит лиса по шесточку.
- Пиктограммы.
Темный лес.
Волшебное зеркало.
Пустая кормушка.
Внимательный ученик.
Интересное занятие.
6. Работа в тетрадях. Согласные звуки.
Декабрь – 3 неделя
- Игра В. Воскобовича «Копилка букв».
А – Арлекин Я – Ярлекин
О – Орлекин Е – Ерликин
Ы – Ырлекин Ю – Юрлекин
У – Урлекин И – Ирлекин
Э – Эрлекин Ё – Ёрлекин
- Составление предложений, используя предлоги
«ЗА» - «В» - «НА» - «ПЕРЕД» - «ОКОЛО».
3. Физминутка «Домик»
Под грибом шалашик – домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик – домик.
В домике дощатый пол,
А на нем – дубовый стол.
Рядом стул с высокой спинкой.
На столе тарелка с вилкой.
И блины горой лежат –
Угощенье для ребят.
4. Упражнение на внимание «Да или нет».
Цель. Развивать произвольное внимание и слуховое восприятие.
- Мясорубкой измельчают мясо.
- Топором рубят дерево.
- Зимой холодно.
- Газета может быть из пластмассы.
- Помидор синий.
- Колесо квадратное.
- Из камня течет вода.
5. Повторить скороговорку.
Катюша на подушке вышила кукушку.
6. Работа в тетрадях.
Декабрь – 3 неделя
- Игра «Добавь букву».
Например: …ИСА, …АК, …ИМА, …ОМ,
…АМА, …ОЗА, …ЕТЕР.
- Повторить скороговорку.
Сорока – белобока тараторила без толка.
- Игра «Чудесные колодцы».
Звуковой анализ и синтез.
- Физминутка.
Пальчиковая гимнастика «На елке».
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
- Решение ребусов.
6. Работа в тетрадях.
Декабрь – 4 неделя
- Игра «Придумай имена».
На согласный звук – имена мальчиков.
На гласный – девочек.
- Выучить поговорку.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
3. Игра «Посчитай 1 – 2 – 3 – 4 – 5 ».
Согласование имен существительных с числительными.
- Игра «Живые слоги».
- Игра «Звук. Слог. Слово. Предложение.»
- Пиктограммы.
Морозный день.
Большая рыба.
Палящее солнце.
Игривые котята.
Новая мебель.
Январь – 3 неделя
Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила».
С. 18 Н. В.Нищева
- Дети вспоминают зимующих птиц.
- Звуковой анализ слова «синица».
- Рассказывание сказки.
- Беседа по содержанию.
- Скороговорка.
Сорока – белобока тараторила без толка.
- Игра «Кормушка».
Цель. Развитие грамматического строя речи.
Дятел летит к кормушке.
Снегирь сидит в кормушке.
Синица качается над кормушкой.
Воробей спрятался под кормушкой.
Свиристель выглянул из-за кормушки.
7. Графический узор.
Январь – 4 неделя
- Игра «Найди сходства и различия».
ДОМ – ДЫМ ЛАК – ЛУК
- Игра «Четвертый - лишний».
Цель. Повторение обобщающих понятий.
- Игра «Назови ласково».
- Игровое задание
«Продолжи предложение»
Лена включила свет и…
Мы не вышли на улицу, потому что…
- Релаксация «Волшебный сон»
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
6. Графический узор.
Февраль – 1 неделя
- Задание на развитие внимания
«Работай по образцу»
(Внесение значков в фигурки).
- Игра «Ромашка»
Цель. Развивать умение образовать с помощью приставок новые слова.
Например, шел - пришел.
Составить предложения с данными словами.
- Игра «Звук. Слово. Предложение.»
- Игра «Исправь ошибки»
Цель. Расставить слоги на места и прочитать слова.
- Повторить скороговорку.
Раз, два, три, четыре,
Посчитали дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
- Графическое задание
«Скопируй сложную фигуру»
Цель. Развитие графомоторных навыков, внимания, умение работать по образцу.
Февраль- 2 неделя
- Игра «Цепочка слов»
Цель. Развивать умение выделять первый и последний звук в слове и подобрать слова на заданные звуки.
- Игра «Вода - камень».
Цель. Выделение мягких и твердых звуков в словах.
- Закрепить умение составлять сложные слова.
- Выучить скороговорку.
Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой понемножку.
- Физминутка.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке.
- Игра «Будь внимателен»
(Подпрыгнуть на название профессий).
7. Работа в тетрадях.
Февраль- 3 неделя
- Беседа о профессиях.
- Игра «Поезд».
Цель. Закрепить умение детей делить слова на слоги.
- Игра «Наоборот».
Цель. Учить подбирать слова противоположного значения.
- Игра «Из чего сделана игрушка».
(Обучение навыкам словообразования).
- Повторить чистоговорку.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
- Задание «Кружки».
(знание геометрических фигур, порядковых чисел)
Подготовительная – 4 неделя
- Все профессии нужны, все профессии важны.
Мы гордимся профессией мамы, папы, потому что…
- Игра «Звук. Слово. Предложение.»
Цель. Развитие внимания.
- Решение ребусов.
- Пальчиковая гимнастика.
Есть у каждого свой дом.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
5. Работа в тетрадях.
Март – 1 неделя
Путешествие в сказку
«Как зверята подружились»
Н. В. Нищева «Развивающие сказки» с. 21
1. Организация начала занятия.
Игра «Кто спрятался в джунглях?»
2. Рассказывание сказки. С. 22.
3. Беседа по сказке.
4. Игра «Лесная школа».
5. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»
- Где обедал воробей?
- В зоопарке, у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру,
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
6. Разгадывание кроссворда «Африка».
7. Работа в тетрадях.
Март – 2 неделя
1. Ритуал приветствия «Солнышко»
- Солнышко, солнышко, золотое зернышко, вышло солнышко на небо, луч направо, луч налево, каждому в ладошку село.
2. Беседа о школе. Сравнение школы и детского сада.
3. Игровое задание «Продолжи предложение»
Лена пришла в школу рано потому,…
4. Игра «Четвертый - лишний»
Треугольник, ромб, круг, квадрат.
Бежать, прыгать, скакать, лежать.
Япония, Россия, Ростов–на-Дону, Франция.
Читать, смеяться, писать, считать.
Озеро, пруд, лужа, река.
Музыкант, пианист, гитарист, барабанщик.
Книга, тетрадь, пенал, календарь.
- Физминутка.
Утром в школу мы идем: раз-два, раз-два,
На урок звенит звонок: раз-два, раз-два.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
Только руку подними.
- Загадать загадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Я – то в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь).
7. Работа в тетрадях.
Март – 2 неделя
- Заучить наизусть.
Цветы лилово-синие,
Как капельки чернил.
Пришел из леса с ними я
И маме подарил.
2. Игра «Догоняй»
РА – РА – РА- начинается игра.
РЫ – РЫ – РЫ - у мальчиков шары.
РО – РО – РО - у нас новое ведро,
РУ – РУ – РУ - продолжаем мы игру,
РЕ – РЕ – РЕ – стоит дом на горе,
РИ – РИ – РИ – на ветках снегири.
- Игра «Меняем букву – меняется слово».
Грач – врач, дочка – почка – бочка – точка.
Печка – пачка – почка.
- Составление предложений со словом ИГРА.
- Физкультминутка.
Я иду и ты идешь – раз, два, три.
Я пою и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем – раз, два, три.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Игра «Продолжи предложение».
Кошка взобралась на дерево, которое…
Кошка взобралась на дерево, когда…
Кошка взобралась на дерево, чтобы…
Кошка взобралась на дерево, потому что…
- Работа в тетрадях.
Март – 3 неделя
- Игра «Звук. Слово. Предложение.»
- Составить сложно-подчиненные предложения по образцу.
- Физминутка.
Дельфин и рыбы.
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины.
Не пугает их волна,
Рядом плещется она.
- Познакомить детей с настроениями.
Страх.
- беседа;
- рассматривание картины;
- обмен мнениями;
- нарисовать страх.
- Составление чистоговорок на тему весны.
6. Игровое задание «Четвертый - лишний»
Март – 3 неделя
- Чтение стихотворения Н. Нищевой «Весна идет»
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут,
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
- Игровое задание «Образовать слова одной семейки от слова капать». (Капли, капель, капелька, капать, капающие)
- Упражнение «Раздели на слоги»
Солнышко, сосулька, подснежник, грач.
- Составить предложения с данными словами.
- Физминутка
Замок
За морями, за горами
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
- Выучить наизусть.
Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.
Кошка устала, и мышка устала.
Рядышком тихо сели зверушки –
Острые ушки и круглые ушки.
7. Работа в тетрадях.
Март – 4 неделя
- Заучить стихотворение Е. Стюарт «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла.
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
-А ну вставай, медведь!-
На веточку дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
2. Игра – соревнование «У кого больше слов-действий».
Солнце, фиалка, подснежник,
Ручеек, снег, сосулька.
- Игра с мячом «Приметы весны».
На солнце снег стал таять.
На проталинках зазеленела трава.
Побежали веселые ручейки.
Ночи стали короче, а дни длиннее.
- Физминутка. «Клен».
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
- Составление чистоговорок на тему весны.
- Работа в тетрадях.
Апрель – 1 неделя
- Познакомить детей с моделью звукового образования (Волшебный домик звуков).
Цель. Учить детей различать артикуляцию произносимых звуков.
- Игра «Звук. Слово. Предложение.»
- Познакомить детей с эмоциональным настроением «Страх».
Рассмотреть модель эмоции.
- Упражнение «Выбери картинку»
(Совершенствование навыков слогового анализа слов).
- Подвижное упражнение (Гуси возвращаются)
Га – га – га – дома стаяли снега.
Га – га – га - облетаем облака.
Выше! Ниже!
Вижу! Вижу!
Вот знакомая река!
Над просторами долин
Развернись, гусиный клин!
- Мы вернулись! Мы вернулись!
Мы родной земли коснулись!
- Упражнение «Составь и прочитай» (Совершенствование навыка составления и чтения слов).
7. Работа в тетрадях.
Апрель- 2 неделя
- Повторить скороговорку.
Бежит лиса по песочку,
Лизни, лиса песочку.
- Игровое упражнение «На полянке родственных слов».
Цель. Развивать умение подбирать слова-синонимы.
- Изучаем модель предложения.
Игра «Звук. Слог. Слово. Предложение.»
- Физминутка.
Весенние заботы.
Хорошо весной, я знаю!
Я с друзьями птиц встречаю,
Лодочки в ручье пускаю.
С папой грядки я копаю,
С мамочкой цветы сажаю!
- Повторить стихотворение «Весна».
- Пиктограммы.
Сверкающее солнце.
Весенняя песня.
Удобный скворечник.
Пахучие фиалки.
Свежая елка.
7. Работа в тетрадях.
Апрель- 3 неделя
- Повторить скороговорку.
Три сороки – три трещетки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три - еще позавчера.
- Игра «Звенит - спит».
Цель. Умение определять звонкость и глухость согласных.
- Познакомить детей с эмоциональным состоянием «Интерес».
- Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
- Игра «Найди домики».
Цель. Развитие навыков слогового анализа слов.
- ТРИЗ в логопедии. Значение слова море.
- Работа в тетрадях.
Апрель- 4 неделя
- Выучить наизусть.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаные красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
2. Игра «Будь внимателен».
Цель. Учить выделять согласные и гласные звуки в словах.
- Игра «Какой, какая, какое».
Цель. Учить подбирать определения к существительным
башня, замок, ущелье.
Составить предложения с заданными словами.
- Физминутка.
Божья коровка.
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого!
- ТРИЗ в логопедии. Солнце.
- Работа в тетрадях.
Май – 3 неделя
- Выучить наизусть.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Ветер дунет – шапки нет.
2. Игра «Подбери слово к модели. / - - /» .
Цель. Закрепить умение детей делить слова на слоги.
- Игра «Наоборот».
Высоко – низко
Далеко – близко
Толстый – тонкий
Широкий – узкий
День – ночь
- Физминутка.
На прогулке.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом.
В лесу фиалки расцветают,
Над ними бабочки летают.
На цветочках посидят,
Снова в небо улетят.
- Знакомство со звуком «Э».
Загадка.
Кто со всеми говорит, а самого не видно? (Эхо)
К нам во двор забрался крот.
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
6. Работа в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала проводится в подготовительной группе....
Комплексное занятие по обучению детей грамоте в подготовительной группе
обобщение понятия о гласных и согласных звуках, подготовка детей к чтению, развитие речь, умение составлять предложения, пополнение словарного запаса....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»
Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА:Звуки [c ], [c’] и буква «С»...
Непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающей технологии по теме « Путешествие в страну знаний»
НОД по грамоте для детей подготовительной группы детского сада....
Консультация для родителей и педагогов «Обучение детей грамоте в подготовительной группе»
В статье говорится о том, чему должен научится ребенок для успешного усвоения школьной программы....
Занятие для родителей по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Что мы запомнили»
Занятие для родителей по обучению грамоте...
- Мне нравится (1)