ПЛАН-ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧЬЯ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Булгурян Егисапет Амазасповна

Разработала и внедрила собственную программу обучения грамоте старших дошкольников.

Мы живем  в краю, богатом историческими и культурными ценностями – в селе Чалтыре  Мясниковского района Ростовской области. Район наш многонациональный, но в основном это русские и армяне. Двуязычные дети посещают дошкольные образовательные учреждения, общаются со своими сверстниками и со взрослыми, но существуют проблемы при их обучении. В армянских семьях  общение проходит на родном языке. Хотя на современном этапе выявляется такая тенденция. Многие родители дома стараются общаться со своими детьми и на русском языке тоже. Это всегда приветствуется в деятельности наших образовательных учреждений.

Билингвизм-двуязычие, в узком смысле это слово означает более или менее свободное владение двумя языками- родным и неродным, в широком смысле- относительное владение двумя языками, умение в том или ином объеме пользоваться им в определенных сферах.

Возможно, что проблемы общения детей- билингвов с другими людьми, развития связной речи на русском языке,

лексико-грамматического строя языка в том, что они не всегда могут подобрать слова на русском языке, соответствующие второму языку, который они знают.

Отсутствие родовых изменений в окончаниях слов на армянском языке затрудняет освоение этой темы на русском языке. Речь детей бывает аграмматична еще и в старшей  группе, порою охватывает и начало подготовительной к школе группе.

Поэтому возникла необходимость создания плана- программы  обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте в условиях двуязычия.

Программа насыщена играми и игровыми заданиями на развитие лексико-грамматического строя речи.

Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше. В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 5 годам. Если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.

Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка , но и сложностью грамматической системы русского языка.

Варьирование игр с привлечением разнообразного материала, облегчает усвоение изучаемых грамматических форм при сохранении эмоционально- положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономному использованию учебного времени.

При изучении особенностей лексики у детей перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.А. Уфимцева и др.)

Слово представляет собой основной элемент языка и речи.    

Проблема говорения, проблема общения очень актуальна в условиях двуязычия. В семье дети в основном общаются на армянском языке. В свободной деятельности в детском саду в общении между детьми снова преобладает армянская речь. Значит очень важно, чтобы именно на занятиях дети максимально упражнялись в развитии русской речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-programma.doc550 КБ

Предварительный просмотр:

З                А        Д        А        Ч        И

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЕ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ, МОРФОЛОГИИ, СИНТАКСИСА И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ ПО СЛОГАМ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Путешествие в русский язык. Значение языка в жизни людей.

Обобщение знаний детей об основных органах артикуляционного аппарата.

Учить детей проводить звуковой анализ слов, выделять в словах гласные звуки, различать звонкие и глухие согласные звуки, составлять схему слова.

Познакомить детей с предложением, учить составлять предложения с заданным количеством слов.

Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов. Составление схемы.

Закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовать существительные с суффиксом, глагол с приставкой, сравнительные и превосходные степени прилагательных.

Обучение детей буквам с заучиванием коротких стихов, чистоговорок, поговорок, пословиц, загадок. Чтение детьми слов, простых предложений.

Обучение детей письму: учить писать элементы букв, печатные буквы.

Учить детей «рисовать» слова, выполнять рисунки на заданные звуки.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Путешествие в русский язык.

2.        Путешествие в каменный век.

Журнал «Дошкольное воспитание», №6/99 г. С.39.

Цель:

Познакомить детей с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как научились говорить;

                Воспитывать любознательность.

3.        Ознакомление с многообразием и богатством языка.

Беседа о языках и народах. Приветствие на разных языках.

Чтение детьми стихов на русском, армянском, английском языках.

Значение языка в жизни людей.

Игра с мячом «Полслова за вами».

Выучить поговорки.

Грамота – второй язык.

Грамоте учиться, всегда пригодится.

ЗАНЯТИЕ №1

«Наша речь состоит из слов»

Обобщение знаний детей об основных органах артикуляционного аппарата и их движениях.

Цель: показать, что в результате изменения органов артикуляционного аппарата образуются различные звуки.

Педагог подводит детей к тому, что наша речь состоит из слов, мы говорим словами.

Игра «Назови слова, которые тебе нравятся».

Назови предметы, которые находятся вокруг нас.

Назови предметы, которые нарисованы на картинке.

Игра «Давайте назовем «красивые» слова».

В тетрадях:                        //                //                //

Итог – обобщение педагога.

ЗАНЯТИЕ №2

«Слова состоят из звуков»

Объяснение педагога того, что слова состоят из звуков.

Название нескольких слов, выделение в них звуков. Показ схемы выделения звуков.

Интонационное выделение звука в слове.

Стих        «Жук упал, и встать не может.

                Ждет он, кто ему поможет».

Педагог читает, выделяя звук «Ж», дети повторяют.

Игра «Назови слова»

Дети называют слова, в которых слышится звук «Ж».

Появление письма от Петрушки с Азбукой.

В тетрадях:                                 

ЗАНЯТИЕ №3

Интонационное выделение звуков.

Стих.         «Мышонку шепчет мышь:

                - Ты все шуршишь, не спишь!

                Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише!»

Дети называют слова из стихотворения, в которых есть звук «Ш».

Игра «Уложи чемоданы».

Дифференциация звуков «Ш», «С».

Игра «Кто больше назовет слов с заданным звуком».

Путешествие в Букварию.

Звук и буква «А». Артикуляция звука.

Стих.

        Сказочный, волшебный дом.

        Азбука хозяйка в нем.

        Дружно в доме там живет

        Славный буквенный народ.

Пословицы.

        Азбука у мудрости ступенька.

        Апрель с водой, а май с травой.

В тетрадях                                А        А.

ЗАНЯТИЕ №4

Звуковой анализ слова «АУ»:

Рассказ педагога.

Проговаривание детьми «АУ».

Выделение        1,        2        звуков.

Изображение схемы слова клетками.

Звуковой анализ слов «мак», «лук».

Сравнение двух слов.

Работа со звуковой линейкой.

Игра «Найти себе пару»

Подбор слов, близких по звучанию.

Игра «Подскажи Петрушке звук».

(Тумакова с.45)

Путешествие в Букварию.

Звук и буква «Б».

Твердый знак с окна упал,

Руку он себе сломал.

                        ( Показ пластилиновой буквы)

Повторить чистоговорки.

- Ба-ба-ба, на избе была труба,

- Бу-бу-бу, побелили мы трубу,

- Бе-бе-бе, белый голубь на трубе,

- Бы-бы-бы, голубь улетел с трубы.

Без терпения нет учения.

В тетрадях:                Б        Б.

ЗАНЯТИЕ №5

Звуковой анализ слов «Дом», «Дым». Использование звуковых линеек.

Определение одинаковых звуков в словах,

Определение различных звуков,

Какая клетка обозначает какой звук.

Познакомить детей с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы, Э.

Игра «Кто в избушку проник?» (Тумакова с. 51)

Путешествие в Букварию

Звук и буква «В».

Артикуляция.

Предложить назвать слова с «В».

Стихотворение.        Палочку ты начерти,

К ней вплотную цифру 3.

Чистоговорки

Ва-ва-ва, во дворе растет айва,

Ву-ву-ву, я полью свою айву,

Вы-вы-вы, вкусны ягоды айвы.

Поговорки

Всему свое время.

Век живи, век учись.

В тетрадях:                В        В

ЗАНЯТИЕ №6

Звуковой анализ слов

Разбор слов: «Лев», «Лук». Дать понятие мягкий, твердый звук «Л-Л,», обозначение звуков квадратиками.

        Твердый согласный звук

        Мягкий согласный звук

        Гласный звук

Придумать слова со звуком «ль».

Выделить разницу твердых и мягких звуков.

Игра «Живые звуки» - на скорость составления слов из звуков.

Путешествие в Букварию.

Звук и буква «Г»

Артикуляция звука

Стихотворение.                Нам шлагбаум путь домой

                                Перекрыл своей рукой.

Из стихотворения выделить слова, в которых есть звук «Г».

Гена, Галя, два Олега

Горку сделали из снега.

Гриб растет среди дорожки

Голова на тонкой ножке.

Выучить поговорки.

Грамота – второй язык.

Грамоте учиться – вперед пригодится.

В тетрадях:        Г        Г

ЗАНЯТИЕ №7

Звуковой анализ слов

Нахождение заданного слова по количеству клеток (схема)

Дети подбирают к схеме картинки: дом, ваза, мак, слон, волк, кошка, крыша.

В тетрадях: схематическое изображение слов цветными карандашами.

ЛУК – ЛЕВ                                --        

Предложить подобрать слова на мягкий и твердый звуки:

М-М,                К-К,                Т-Т,                С-С,                З-З,

Путешествие в Букварию

Звук и буква «Д»

Артикуляция звука.

Стихотворение.        Две полоски наклонили

                                Снизу третью начертили,

                                А теперь согнем немножко

                                Две коротенькие ножки.

Повторить чистоговорки

Да-да-да, в ручейке бежит вода.

Ду-ду-ду, за водой сейчас пойду,

Ди-ди-ди, каждый день идут дожди,

Да-да-да, зонтик нужен от дождя.

В тетрадях:        Д        Д

ЗАНЯТИЕ №8

Звуковой анализ слов

Различение твердых и мягких согласных.

В слове «Мак» «м» - твердая согласная, потому что после «м» - строгая согласная «а».

В слове «Мед» «м» - мягкий согласный, потому что после «м» - веселая «ё».

                        (Показ на доске квадратиками).

Игра «Чудесный мешочек».

Назвать первый и последний звук.

Игра «Звук потерялся» по типу

«Меняешь букву – меняется слово».

Путешествие в Букварию.

(Й,Э), звук и буква «Е».

Артикуляция звука.

Выделить слова, в которых встречается звук «Е», буква «Е».

Стихотворение.        Буква Е, смотрите, все же

                                Так на полочку похожа.

                                Еле-еле-еле-еле

                                От вокзала поезд едет.

                                Средь лесов и средь полей

                                Поезд едет все быстрей.

В тетрадях:                        Е        Е.

ЗАНЯТИЕ №9

Игра «Телевизор».

По первым звукам перечня картинок определить изображаемую картинку на «экране телевизора».

Выделить и назвать гласные звуки в словах Ира, сыр, ум, ель, папа…

Игра «Где твое имя, догадайся!»

(Тумакова С.53)

Игра «Живые звуки».

Путешествие в Букварию.

Звук (Й,О), буква «Ё».

Артикуляция «Ё».

Повторить стихотворение.                Е и Ё у мамы дочки,

                                                Но у Ё еще две точки.

                                                Ель на ёжика похожа.

                                                Ёж в иголках, ёлка тоже.

В тетрадях:                        Ё        Ё

ЗАНЯТИЕ №10

Познакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками.

Игра «Прогулка в лес» (С. 212)

Использование карточек.

          Голосок поет – звонкие З.

Голосок спит – глухие З.

Игра «Догадайся, какой звук».

По картинкам определить звонкие и глухие звуки:

        Дом – тачка, заяц – сосна, вафли – футбол, год – кот

На слух:        дом – том, луг – лук, день – тень…

Игра «Наоборот». Развитие глагольного словаря: прибегать – убегать, приносить – уносить…

Игра «Кто что делает?». Что делает повар, врач, учитель, воспитатель…

Путешествие в Букварию.                

Звук и буква «Ж»

Артикуляция звука

Подобрать слова со звуком «Ж»

Повторить стихотворения, чистоговорки, поговорки.

Много ножек у жука,

У буквы Ж их много тоже.

Буква Ж жужжит всегда,

На жука она похожа.

        Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

        Жу-жу-жу – молока дадим ему.

        Жи-жи-жи – под кустом лежат ужи.

                Лежа хлеба не добудешь.

В тетрадях:                Ж        Ж

ЗАНЯТИЕ №11

Познакомить детей с йотированными звуками

(Й, ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ)

Привести примеры, дети продолжают.

Я – яма, ягода, язык, январь…

Й – край, чайка, соловей…

Ю – юбка, юнга, мою…

Е – еда, егоза, енот, поезд…

Ё – моё, твоё, ёлка, ёрш…

Повторить звонкие и глухие звуки.

Выделить из стихотворения (Фомичева С.215)

Игра «Меняя букву – меняем слово»        

дом – дым                лапа – липа                нос – рос

        сор – сыр                кот – кит                полка – палка

Путешествию в Букварию.                Звук и буква «З».

Артикуляция звука

Дети называют слова, в которых есть звук «З»

Повторить стихотворения, чистоговорки, скороговорки.

Буква З и цифра 3,

Как родные две сестры.

Ты внимательно смотри,

Пишем З как цифру 3.

                За-за-за, на лугу коза.

                Зу-зу-зу, привели козу.

                Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

                        Зоя азбуку взяла, букву З в ней назвала.

                Резиновую Зину купили в магазине,

                Резиновую Зину в корзине привезли.

В тетрадях:        З        З        

        ЗАНЯТИЕ №12

Закрепление йотированных звуков.

Схематическое изображение слов с помощью квадратиков.

Юг                                             Як,        Еж

Звуковая разминка.

Образование слогов на слух

Ау                ра                ма                пи                су…

Игра «Старик Буквариус»

Подбор слов – синонимов.

Игра «Угадай, какой буквы не хватает?»

Путешествие в Букварию.

                Звук и буква «И».

Артикуляция звука.

Повторение стихотворения

                Иней лег на ветви ели,

                Иглы за ночь побелели.

        в)        А какие еще бывают иглы?

В тетрадях:                                        И        И

ЗАНЯТИЕ №13

Игра «Как мишутка учился говорить»

(Тумакова С.69)

Закрепление темы «Звуки»

Игра «Подбери картинку».

По количеству клеточек найти картинку

                Утка.

Игра «Определи место звука в слове»

В начале, середине, конце.

Путешествие у Букварию

                Звук и буква «Й»

Артикуляция звука.

Дети подбирают слова со звуком «Й».

Повторить стихотворение, поговорки.

Этот звук зовем мы кратким

И доводится он братом.

                Голосистый воробей

                Спрятался среде ветвей.

Играть играй, да дело знай.

В тетрадях:                Й        Й

ЗАНЯТИЕ №14

Слоги

Учить детей делить слова на слоги разными способами.

По количеству гласных,

Указательным пальцем отстукивать о стол,

Руку под подбородок,

Прошагать,

Выкладывание на стол предметов.

Показать схему слов.

                        1 слог                                2 слога…

Игра «Кто в избушку проник?».

Деление названий насекомых на слоги.

Путешествие в Букварию.

                Звук и буква «К»

Дети объясняют артикуляцию

Повторяют стихотворения, чистоговорки, поговорки.

Два столба стояли рядом,

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Ка-ка-ка, наша речка широка,

Ко-ко-ко, по теченью плыть легко,

Ке-ке-ке, загораем на песке.

        Кончил дело – гуляй смело.

Называют слова со звуком «К».

В тетрадях дети рисуют картинки, содержащие звук «К».

Корзина, кит, кот, карандаш.

ЗАНЯТИЕ №15

СЛОГИ

Игра «Опять про Мишуткину учебу»

                                        Тумакова С.70

Учить детей считать слоги с помощью слоговой линейки.

Игра «Веселый поезд».

Дать обозначение схемы слова и слога

        «Книга» слово                по слогам.

Дети тренируются в тетради.

Появление Лесовичка.

Дети объясняют артикуляцию звука «Л».

Вспоминают чистоговорки.

Ло-ло-ло, на улице тепло,

Лу-лу-лу, стол стоит в углу,

Оль-оль-оль, мя купим соль.

        Повторяют скороговорку.

        Мама Милу с мылом мыла.

        В глаз попало Миле мыло.

Дети дарят Лесовичку свои картинки со звуком «Л».

        Лимон, яблоко, лук, ель, туфли, клубника,

        платок, стол, стул, луна, ландыш.

ЗАНЯТИЕ №16

Игра «Купи игрушку»        Тумакова С.71.

Игра «Вкусное слово» С.72.

Деление слов на слоги.

«Почтальон принес письмо» С.71.

В тетрадях дети составляют схемы слов,

Определяют количество слогов …        ма-ши-на.

Выполнить задание из письма:

Назвать слова, отвечающие предмет        ДЕЙСТВИЯ

                                                        ПРИЗНАКИ

                                                                ЦВЕТ

Путешествие в Букварию.

                        Звук и буква «М»

Артикуляция звука.

Повторить стихотворения, чистоговорки.

                К двум столбам мя кое-как

                Привязали свой гамак.

        Мед в лесу медведь нашел,

        Мало меду, много пчел.

                Ма-ма-ма, за окном метет зима.

                Ме-ме-ме, много песен о зиме.

                Мы-мы-мы, не боимся мя зимы.

В тетрадях:                        М        М

ЗАНЯТИЕ №17

Слоги. Ударение.

Игра «Устроим зоопарк».

По описанию и количеству слов ребенок угадывает название животного.

Познакомить устно и письменно с ударением.

                                                Ударный слог, ударный слог,

                                                Он назван так недаром.

                                                - Эй, невидимка молоток

                                                Отметь его ударом!

                                                И молоток стучит-стучит.

                                                И четко речь моя звучит.

Игра «Он, она» на различие родовой принадлежности.

                                        Он – мальчик – бегал, пел…

                                        Она – девочка – рисовала, скакала…

Путешествие в Букварию

                                Звук и буква «Н»

Артикуляция

Повторить стихотворения, чистоговорки, поговорки.

Буква Н сказать всем можно,

Очень на кровать похожа.

        На-на-на, наступила вновь весна.

        Но-но-но, настежь распахнем окно.

        Не-не-не, очень рады мы весне.

На всякое хотенье есть терпенье.

В тетрадях:                         Н        Н

ЗАНЯТИЕ №18

Слоги

Игра «Магазин игрушек»

                Тумакова С.74

Продолжать учить выделять ударный слог.

Игра «Измерим удава»                С.76

Игра «Один-много»

        Образование множественного числа.

Звуковая разминка со знакомыми звуками.

Ба                Би                Бе…

Прогулка на огород.

                        Звук и буква «О».

Повторить стихотворение

                        О на огурец похожа

                        Он овальный, буква тоже.

Предложить назвать овощи,

        в названиях которых слышится звук О.

Повторить!

О – как обруч.

Захочу

По дороге

Покачу!

        Слова «Оля, огурец, окно».

        Начинается на «О».

        Осень запасиха, зима подбериха.

        Один ум хорошо, а два – лучше.

В тетрадях:                        О.

ЗАНЯТИЕ №19

Появление письма от учительницы с заданиями.

Игра «Подбери картинку по схеме» (слоги).

Игра «Загадочный круг» (слоги).

Рассказать детям сказку «Мышиные проделки».

Предложить подобрать к словам синонимы.

        (журнал «Дошкольное воспитание»; №8/98 г., С.63)

Экскурсия в зоопарк

                Звук и буква «П».

Артикуляция звука.

В зоопарк можно попасть, лишь повторив стихи.

Буква П на мост похожа.

По мосту идет прохожий,

А внизу через проход

Проплывает пароход.

                Панцирь носит черепаха

                Прячет голову от страха.

Дети называют животных, в названии которых есть звук «П»

(Питон, пантера, антилопа, черепаха).

Повторить!

Поспешишь – людей насмешишь.

Первый блин комом.

В тетрадях: рисунки на «П».

ЗАНЯТИЕ №20

Посеем слова – соберем предложение.

        Что такое предложение?

        Что узнаем из предложений?

Дети составляют любые предложения.

Составление предложений по картинкам.

Игра «Если бы мы стали художниками».

        Тумакова С.57.

                        Звуки и буква «Р».

Артикуляция звука.

Повторить!

Букву Р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем все кружок

И получится флажок.

Дети придумывают чистоговорки.

Скороговорки:

Наша Валя играет на рояле.

Взял Валерка тарелку.

Взял Валерка поднос.

На горе Арарат растет крупный виноград.

В тетрадях художники рисуют картинки на звук «Р».

        (Рыба, ручка, круг, дверь…)

ЗАНЯТИЕ №21

Составление предложений по заданному количеству слов 2-х сложные, 3-х сложные.

Составление предложений по индивидуальным картинкам.

Народная игра «Кузовок».

Учить образовывать с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Положу в кузовок клубок, сапожок, лепесток, колпачок.

Путешествие в лес.

                Звук и буква «С».

Артикуляция.

Дети называют обитателей леса, в названиях которых есть звук «С».

Дети придумывают чистоговорки.

Дети вспоминают стихи, где слышится звук «С».

Повторить.

                Часть кружочка потерялась,

                буква С у нас осталась.

Снег сегодня шел с утра.

Рада снегу детвора.

                Снег на листьях,

                Снег у Светы на ресницах.

В тетрадях:                                                                С.

ЗАНЯТИЕ №22

Учимся придумывать предложения с указанным словом.

Что длиннее слово или предложение?

Сколько слов в предложении.

Найти главное слово.

Придумать предложения по схеме (окошки).

Игра «Домино». Подобрать пару картинке по гласным звукам.

Путешествие в парк.

                Звук и буква «Т».

Дети выделяют артикуляцию.

Называют деревья и кустарники.

Повторить!

Буква Т на стол похожа.

На ноге стоит он тоже.

                        Та-та-та, видим зайца у куста.

                        Ты-ты-ты, вокруг растут кусты.

                Труд человека кормит,

                А лень портит.

                        От топота копыт пыль по полю летит.

В тетрадях:                                        Т.

ЗАНЯТИЕ №23

Познакомить детей с предлогами

(Маленькие слова): у, около, в , с, за, перед и т.д.

Составление детьми предложений с предлогами.

Составление предложений по теме сказок.

Игра «Подумай, не торопись»

Перечень заданий на выделение звуков.

Игра «Кривое зеркало».

         Журнал «Дошкольное воспитание»; №8/98 г., С.66.

Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

Путешествие в сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

                Звук и буква «У».

Чтение отрывка из сказки.

Выделение детьми слов, содержащих звук «У».

Повторить!

                Буква У кричит «Ура!»

                Ручки тянет вверх она.

        Ученик учил уроки

        У него в чернилах щеки.

                Ум – хорошо, а два – лучше.

В тетрадях:                                        У        У.

ЗАНЯТИЕ №24

Учить детей составлять схемы предложений.

                

                Наступила ранняя весна.

Познакомить детей с типами предложений.

Составление детьми восклицательных, вопросительных, описательных предложений.

Игра «Закончи предложение».

Подбор слов, недостающих в предложении.

Закрепление предлогов.

Усеченные задания.

Положи книгу……стол.

Путешествие в Букварию.

                Звук и буква «Ф».

Дети выделяют артикуляцию звука.

Дети вспоминают слова, содержащие звук Ф.

Повторить!

Сначала нарисуй кружок,

А рядышком еще другой.

Теперь старайся мой дружок

Их разделить прямой чертой.

        Флот плывет к родной земле

        Флаг на каждом корабле.

В тетрадях:                Фа                Фо                Фу.

ЗАНЯТИЕ №25

Придумать предложение по заданной схеме.

        

Индивидуальная работа. Найти картинки с нужным количеством слогов.

Игра «Добавь слово».

Развивать глагольный словарь (слова – действия).

Рассказать сказку «Красавица, рыцарь, чудовище».

Игра – задание на согласование прилагательных с существительными.

Путешествие в Букварию.

                Звук и буква «Х».

Артикуляция звука.

Дети называют слова, в которых слышится «Х».

Придумать чистоговорки.

Повторить!

Рядом два столба стояли

Друг на друга вдруг упали.

        Ходит по лесу хорек

        Хитрый маленький зверек.

Хлеб – всему голова.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

В тетрадях: слоги                ха,        хи,        хо.

ЗАНЯТИЕ №26

Составление различных типов предложений.

Простых распространенных 5-7 слов.

Предложений с противительным союзом «а».

Сложноподчиненных предложений.

Развитие навыка передачи в речи последовательности событий.

Игра «Кто как голос подает?» по картинкам. Развитие глагольного словаря.

Рассказать детям сказку «Принцесса Цифирь» С.68 №8/98 г. Учить согласовывать существительные с числительными.

Путешествие в Букварию.

                Звук и буква «Ц».

Артикуляция (Т, С).

Дети придумывают чистоговорки.

Повторить.

                Букву П с тобой мы сами

                Вверх ногами написали.

                Справа маленький дружок.

                Подрисуем ей крючок.

        Цапля важная, носатая

        Целый день стоит как статуя.

В тетрадях: слоги.

ЗАНЯТИЕ №27

Составление коротких рассказов «Интересный случай из жизни».

Игра «Живые слоги»

Словарные упражнения.

        Что может звенеть – звонок, голосок…, трещать – морозы, швы…

Путешествие в Букварию

                Звук и буква «Ч».

Артикуляция звука.

Повторить стихотворение.

Кто-то взял обычный стул,

Вверх ногами повернул.

Дети придумывают чистоговорки.

В тетрадях: слоги, слова.

ЗАНЯТИЕ №28

Игра «Найди сходства и различия в словах» (звуки).

Игра «Найди одинаковые слоги в словах» (дома, мама).

Игра «Магазин». Найти вещи, в названии которых есть звук Щ.

Буква и звук «Щ».

        Есть родня у буквы Ц:

        Три сестрицы на крыльце.

                Ща-ща-ща, щука смотрит на леща.

                Щу-щу-щу, надо уплывать лещу.

Физминутка «Три щетки».

В тетрадях:

Слоги, слова.

Игра «Поссорились буквы».

Ш – ы, ч – я, ж – ы, щ – я.

        (Правописание шипящих с гласными.)

ЗАНЯТИЕ №29

Составление описательных предложений о своих товарищах.

Найти сходства и различия в словах: мак – бак, дом – дым.

        Предложить детям придумать свои пары.

Путешествие в Букварию.

                        Звук и буква «Ш».

Артикуляция.

Выучить.

Три столба красиво в ряд

Как солдатики стоят.

Дети придумывают свои чистоговорки.

Повторить поговорки.

Шила в мешке не утаишь.

Шапка до шубка, вот и наш Мишутка.

Рисунки детей, в названии которых есть буква «Ш».

ЗАНЯТИЕ №30

Письмо от сказочного персонажа с заданиями.

3 картинки – найти общее (звуки).

Придумать имена на гласные, согласные звуки.

Выделение мягких и твердых звуков в названии картинок.

Игра «Ты беги, матрешка». Назвать слова с «ь».

Решение кроссвордов.

Путешествие в Букварию.

                «Ь»            «Ы»           «Ъ»                «Э»

                Букву Э встречаем редко,

                Но запомним ее крепко.

        В словах «эхо», «этот», «эй»

        Букву Э найди скорей.

                Это еще цветочки,

                Ягодки еще впереди.

В тетрадях: слоги, слова.

ЗАНЯТИЕ №31

Игра в слова С.245 «Эльконин».

Игра «Испорченные буквы».

        Определить, какие это были буквы. С.227.

Игра «Матрешка» на Ь.

Игра «Назови слова, в которых слышится звук Ю».

                Черточку я проведу,

                В середине поясок,

                Чтобы вышла буква Ю,

                Нарисую ей кружок.

В тетрадях: слоги, слова, предложения.

ЗАНЯТИЕ №32

Решение кроссворда.

        Дети заполняют клетки сами по загадкам.

Я не ем и не пью,

        В горбах воду берегу

Рога носить ему не лень,

        Потому что он (олень).

Я в ягнятах знаю толк,

        Я зубастый серый (волк).

Скинули с Егорушки,

        Золотые перышки.

                Заставил Егорушка,

                Плакать без горюшка.

Пушистая вата

        Плывет куда-то.

Игра в кругу с мячом «Назови слово» (с заданным звуком).

Заключительное путешествие в Букварию.

Звук и буква Я (ЙА)

                Руку в бок, вперед нога

                Вот какая буква Я.

        Дети придумывают чистоговорки,

        Поговорка. Январь – году начало, зиме – середина.

В тетрадях: слоги, слова, предложения.

ЗАНЯТИЕ №32

ИТОГОЕ ЗАНЯТИЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЧИТАЙ-ИГРАНИЮ».

Чтение стихотворения – «Сашина каша».

Появление Шапокляка.

Упражнения для языка.

Игра «Попугайчики». Повторение скороговорок.

Инсценировка «Пантелеевна «АУ».

Игры со звуками, слогами, словами.

На 3 картинках найти общий звук.

Название слова на гласный, согласный, звонкий.

На мягкий, твердый.

Выделить звонкие и глухие звуки.

Психогимнастика.

На картине – Колесо.

        Дети придумывают слова из этих звуков

Сюрприз Шапокляка.

ЛИТЕРАТУРА

Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учись говорить правильно». Учебный комплекс.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическими нарушениями».

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников».

Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для Р        Р».

Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя».

Успенская А.П., Успенский М.Б. «Учись говорить правильно».

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Учебное пособие». Практический материал.

Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе»,

Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.З. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».

«Основные направления работы по программе «Развитие» для подготовительной группы», «Программа воспитания и обучения детей в детском саду»; журнал «Дошкольное воспитание», №8/89 г.

Азбука.

Журналы «Дошкольное воспитание» за все месяцы 1998 г. (теоретический и практический материал).

Журова Л.Е. и др. «Обучение дошкольной грамоте».

Репина В.М. «Коррекция нарушения речевых ударений». Практический материал.

Программа «Радуга» 6-7 лет. Игровые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

"Использование игровых приёмов и методов в обучении детей грамоте в домашних условиях"

Консультация для родителейВнедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры в...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей  «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...

План-программа "Обучение детей грамоте в подготовительной группе". Составила учитель-логопед Булгурян Егисапет Амазасповна

Почти каждый год  необходимо обновлять  программу обучения детей грамоте. Ведь появляются новые технологи, методы, приемы. Вашему вниманию удобная на мой взгляд план-программа обучения ...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Игровой материал для родителей по подготовке детей к обучению детей грамоте...