Познавательно-творческий проект «Разноцветный мир вокруг»
проект по развитию речи (средняя группа)

Старикова Татьяна Анатольевна

В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В процессе ознакомления с природой ребенок открывает для себя окружающий мир.

Проектная деятельность дает возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие, продуктивную деятельность, психологические этюды и задания творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Разноцветный мир вокруг»24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 84

Красносельского района Санкт-Петербурга

Познавательно-творческий проект

«Разноцветный мир вокруг»

Тип проекта: групповой, творческий, информационный, игровой, познавательный

Классификация: долгосрочный (октябрь)

Состав участников: групповой; участники: дети, родители, воспитатели, муз.руководитель

Возраст: 4-5 года

Образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Используемые образовательные технологии:

  1. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  2. Спортивные игры
  3. Технология музыкального воздействия
  4. Технология воздействия живописью
  5. Технология познавательного развития

6.Использование мультимедийных презентаций

Разработан и проведен воспитателем группы № 2

                                                                                                                                                      Старикова Т.А

                                                                                                                                         

Санкт-Петербург

2018 г.

Проект «Разноцветный мир вокруг»

Актуальность проекта: 

В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В процессе ознакомления с природой ребенок открывает для себя окружающий мир.

Проектная деятельность дает возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие, продуктивную деятельность, психологические этюды и задания творческого характера.

Цель проекта:

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта; исследовательская деятельность по изучению природы во всех ее проявлениях в осенний период. 

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

2. Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

3. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

4. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

5. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

6. Прививать интерес к осени через изготовление поделок по данной теме.

7. Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними.

8. Развивать различные виды детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

Ресурсное обеспечение: Информационное: фотоматериалы; иллюстративный материал; сборники художественной литературы; музыкальный материал; видеопрезентации (слайды «Осень», «Овощи», «Фрукты») ТСО: фотоаппарат; музыкальный центр; ноутбук;

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

Познавательное развитие:

-расширять представления детей об осени по основным, существенным признакам. Закрепить знания детей о природных явлениях осенью, вызвать положительные эмоции;

- развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

- рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видать его красоту и неповторимость.

- речевое развитие:

- обогащать словарный запас детей по теме проекта, формировать умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

- активизировать внимание и память, развивать речь, мышление.

- социально-коммуникативное развитие:

- формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни; продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;

- художественно-эстетическое развитие:

- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира;

- продолжать формировать умение составлять композиции из природного материала;

- физическое развитие:

- развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности;

- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

1. Составление плана работы над проектом.

2. Подбор материала и оборудования для организованной образовательной деятельности, бесед, сюжетно – ролевых игр с детьми.

3. Подбор художественного материала на тему «Осень», слайдов для компьютерной презентации.

4. Работа с методической литературой.

5. Совместно с муз. руководителем подбор песен, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

6. Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта.

7. Беседы с родителями, консультации по теме проекта. Мероприятия по работе с родителями. Совместная подготовка к осеннему празднику «Осень в гости к нам пришла».Консультации по темам: «Осень», «Как одевать ребенка осенью?».Организация выставки совместных поделок из природного материала.

8. Участие родителей в исследовательской деятельности.

2 этап – основной.

Содержание работы:

Мероприятия по работе с детьми

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: « Правила дорожного движения для детей», Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности.

Наблюдения, прогулки по территории детского сада: «Приметы осени» ,«В гости к осени». Сбор семян цветочно-декоративных культур, труд в природе. Сбор семян цветочно-декоративных культур, труд в природе

Сюжетно-ролевые игры: «Уборка урожая», «Прогулка по осеннему лесу», «По грибы», «Осенняя ярмарка». «Овощной магазин», «Семья».

Трудовая деятельность:Уборка опавшей листвы,сбор семян ясеня,изготовление бус из ягод рябины.

Д/И «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов, «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?», «Собираем урожай», «Времена года», «Узнай по описанию», «Во саду ли, в огороде».

П\И «Съедобное - несъедобное!»,«Я знаю 5 названий!»,«Осенние листочки», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди»,

2.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкально –художественная деятельность:

Музыкальная игра «Осень спросим».

Исполнение песен: «Осень милая шурши», «Осенние подарки», «Весёлый огород».

Инсценировка на утреннике «Огород».

Прослушивание записи П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

Продуктивная деятельность:

Рисование «Кленовый лист», «Осенний лес», «Листопад», Осенний натюрморт»

Цель: учить изображать осень, упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. грустной.

Лепка «Гроздья рябины»,» Осеннее дерево», «Овощи для магазина».

 Цель: закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы.

Аппликация «Кленовый лев», «Осень в парке», «Рябина»

Конструирование из бумаги «Тыква»

3.

Речевое развитие

Беседы по вопросам о времени года – осени. Пословицы, поговорки, загадки, потешки, чтение и заучивание стихотворений об осени. Составление рассказов об осени.

Чтение художественной литературы:

 сказки Э.Мошковская «Чужая морковка»

Стихи Ю.Тувим «Овощи», Н.Егоров Редиска. Тыква. Морковка.

Горох. Лук. Огурцы.

И. Беляков «Морковь», Э. Островская «Картошка», В. Шапунова «Подсолнух», р.н.сказка «Пых», «Репка».

 И. Бунин «Листопад», русская народная сказка «Мужик и медведь», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,«Унылая пора! Очей очарованье»,К. Бальмонт «Осень», «Война грибов с ягодами», В. Сутеев «Под грибом»,А. Плещеев «Скучная картина», Н. Сладков «Осень на пороге»,Е. Благинина «Улетают, улетели».

Игры-драмматизации: «Репка», «Пых»

Речевые игры: «Подбери признак», «Назови цветок», «Съедобное-несъедобное.

4.

Познавательное развитие

НОД

«И осень не кончается!»

«По грибы»

Беседы: «Безопасность на огороде»

«Овощи и фрукты – полезные продукты» «Витамины в корзинке»

«Как выращивают хлеб»

опыты: «Тяжелые и легкие овощи»

рассматривание картин: Времена года ( на огороде; в поле осенью),

рассматривание плакатов «Овощи», рассматривание иллюстраций в книгах.

Д/И«Угадай, что съел», «Опиши, а мы отгадаем»,

«Найди, о чем расскажу», «Загадай, мы отгадаем», «Подайте то, что назову», «Что нужно для огорода», «Вершки-корешки», «Что с начало, что потом», «Собери урожай», «Посади огород» , «Где растёт», «Игры с листьями» Экспериментальная деятельность с осенними листьями, семенами. 

ФЭМП «Посылка от осени» (Учебно – методический комплект: Комплексная программа «От рождения до школы» Веракса Н. Е., Помараева И. А., Новиковская О. А., Волочаева И. А.)

5.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика для детей, зарядка. Пальчиковые игры с использованием массажного шарика су-джок для детей 4–5 лет. Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика.

Подвижные игры:1.«Мышеловка» Цель: совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала.

2.«Лохматый пес» Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.

3.«Бездомный заяц»Цель: улучшать быстроту реакции на звуковой сигнал, учить детей играть по правилам

4.«Такой листок - лети ко мне» Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.

5.«Лисичка и курочки» Цель: развивать быстрый бег, ловкость.

6.«Хитрая лиса» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность ловкость. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг.

 7.«Кто скорее соберет?»Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Самостоятельные подвижные и спортивные игры., самостоятельное использование физкультурного и спортивно – игрового оборудования.

 Физкультурный досуг 1 раз в месяц 20 мин.

3 этап – заключительный. .

Подведение итогов проекта.

В ходе работы по проекту «Разноцветный мир вокруг» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы- взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям.

Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок, рисовали, подбирали стихи и фотографии на тему проекта.

Литература:

1. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

2. Н. Е. Веракса, О. П. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г.

4. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015

5. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015

6. Л. В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. И перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

7. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

8. З. Д. Ковленко Аппликция семенами - М. : Мозаика-Синтез, 2013

9. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.

10. Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М. 6 Мозаика-Синтез, 2015.

11. И. А. Лыкова Конструирование в детском саду. Издательский дом «Цветной мир». Москва 2015

12. Е. Е. Крашенников, О. Л. Холодова Развитие Познавательных способностей дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Разноцветный мир"

Познавательно - творческий проект "Разноцветный мир"....

Познавательно-творческий проект «Разноцветный мир вокруг»

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природо...

Познавательно-творческий проект «Разноцветные бабочки»

формирование представлений о бабочках у детей дошкольного возраста....

Краткосрочный познавательный, творческий проект «Разноцветная неделя»

Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей по сохранению и укрепления физического и психического здоровья...

Познавательно-творческий проект «Разноцветный мир вокруг»

Познавательно-творческий проект«Разноцветный мир вокруг»...

Познавательно- творческий проект «Разноцветные истории»

Красиеомрочный проект.  Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание ...