Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "В гостях у сказки"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Сказка- один из тех жанров устного народного творчества, который наиболее близок возрастным и психологическим особенностям ребенка. Играя в сказку, ребенок активизирует разные стороны речевого аппарата, расширяет словарный запас, грамматический строй, развивает умение вести монолог и умение вступать в диалог, прорабатывает звуки речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

         

Методическая разработка.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по  развитию речи в средней группе

по теме «В гостях у сказки».

           

         

                                                         

                                                                                                Разработала и провела:

                                                                                                Воспитатель  

                                                                                                Рудакова А. А.                                                                      

г. Бердск

 Актуальность:    

Сказка — один из тех жанров устного творчества, который наиболее близок возрастным и психологическим особенностям ребенка. Играя в сказку, ребенок активизирует разные стороны речевого аппарата, расширяет словарный запас, грамматический строй, развивает умение вести монолог и умение вступать в диалог, прорабатывает звуки речи.

Развивающая среда: 

  1. Аудиозапись «В гостях у сказки»
  2. Мольберт
  3. Схема сказки
  4. Иллюстрация леса
  5. Мягкая игрушка Лисенок, Петушок, Колобок
  6. Клубок
  7. Конфеты - по одной на ребенка.     

Словарная работа: зачин, концовка; вводить в активный словарь детей уменьшительно-ласкательную форму существительных.

      

Цель: 

Уточнение и расширение представления у детей о сказках; развитие речи детей через сочинение сказок по иллюстрациям, по набору игрушек.

Задачи: 

- Знакомить детей с понятиями зачин, концовка

-Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям,

-Закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги.

-Учить сочинять сказки, придумывая окончание предложениям, которые проговаривает воспитатель

Предварительная работа: 

Чтение русских народных сказок.

Просмотр русских народных сказок

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Проведение дидактических игр«Узнай сказку по картинкам»«Чей головной убор?»«Из какой сказки герой» и т. д.

Оформление стенда на тему «Моя любимая сказка» (творческое сочинение детей с родителями).

Чтение и запоминание загадок про сказочных персонажей

Ход  образовательной деятельности

  1. Вводная часть

Воспитатель: Давайте потянемся к солнышку (руки поднимаем вверх), поздороваемся с началом нового дня.

Сегодня у нас необычное занятие Мы совершим с вами интересное, увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

Там волшебство, там чудеса,

Бывает Бабушка Яга,

Герои действуют умно

И дружба побеждает зло.

- Так куда мы совершим путешествие?

Беседа

- А что такое сказка?- Кто сочиняет сказки?

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли люди и рассказывали родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.

А вы хотите научиться придумывать сказки?

-Из каких же частей состоит сказка? 

Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середке не перебивается. 

Давайте посмотрим на доску и нарисуем схему сказки. (Показ на мольберте схемы сказки: начало, середина, концовка.)

Начало в сказках называют «зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины бывают разные.

Давайте вспомним как начинаются некоторые сказки (Ответы детей)

«Жили-были...»; «В некотором царстве, в некотором государстве…», «За горами, за морями, там, где мы бывали сами»

Еще в первой части сказке говорится о героях и главной теме.

- Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.

- А какие герои бывают в сказке (добрые и злые)

- Ребята, каких добрых и злых героев сказок вы знаете? (Баба –Яга, Кощей Бессмертный, Добрый молодец.)

- А что должно быть в сказке в отличие от стихотворения и рассказа? (волшебство, чудо)

- Третья часть нашей схемы называется концовка. В концовке рассказывается о том, чем всё закончилось.

- А какими словами заканчивается?

«Стали они жить-поживать да добра наживать», « И сейчас живут, хлеб жуют», «Вот и сказки конец, а кто слушал молодец», «И я там был, мед-пиво пил…», «И жили они долго и счастливо…», «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Настало время нам превратиться в настоящих сказочников. (Звучит музыка «В гостях у сказки») Давайте скажем волшебные слова:

Раз, два повернись

В сказке ты очутись

2.Основная часть

(появляется мягкая игрушка Лиса)

Ребята, мы с вами попали в сказку лисы.

Как в сказках называют лису? (лисичка-сестричка, лисонька, плутовка, Лиса-Патрикеевна).

Кто сможет описать нашего главного героя? Что вы можете сказать о шерстке лисы? (мягкая, пушистая, рыжая).

А что вы скажите о мордочке лисы? (острая, хитрая, острые ушки).

Расскажите мне о хвосте лисы? (длинный, мягкий, пушистый).

А что можно сказать о характере лисы? Какая она в сказках? (хитрая, плутовка).

В каких сказках можно встретить лису? («Лисичка со скалочкой»; «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Снегурушка и лиса»; «Аленушка и лиса»).

Ребята, а во всех сказках лиса хитрая? В какой сказке лиса добрая?

Интересно, а в какой сказке мы с вами очутились? Сказку мы с вами придумаем сами.

Начало сказки я вам предложу, а что случится с нашими героями, и конец сказки придумаете вы.

Жил-был (показ детям игрушки) лисенок. Какой он был?(маленький, добрый, ласковый, послушный) Лисенок всегда гулял с мамой. Но однажды мамы не было дома, погода была прекрасная, и лисенок решил погулять один. Где же он обычно гуляет? Куда он пошел? (В лес) А лес он какой? Чем пахнет в лесу? Давайте вдохнем поглубже. Зачем же лисенок пошел в лес? (Чтобы найти себе друзей) Давайте покажем как лисенок пойдет по лесу.

Физкультминутка

У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)

Шел он по лесу, шел, а навстречу ему… (петушок). Давайте попробуем описать петушка? Какой у него хвост? Какие перышки?

Встретил лисенок друга и пошли они вместе гулять по лесу. Давайте покажем, как петушок ходит.

Шли они, шли и вдруг увидели… клубочек.

Где они могли найти клубочек? (под деревом, в траве). Какого цвета клубочек? Для чего нужен клубочек? Где можно его встретить? На что он похож? Что можно с клубочком делать? Возьмут наши друзья клубочек с собой, раз с ним играть можно?

Идут они дальше по волшебной дорожке, давайте пойдем вместе с ними. Идут, идут, а навстречу им… колобок! Давайте опишем колобка. Какой он? (румяный, круглый, хлебушком пахнет). А как он очутился в лесу? (от бабушки ушел).

А разве убегать от взрослых это правильно? (нет). Значит каким был колобок? (непослушным, хулиганом). Вот и в нашей сказке колобок оказался хулиганом и не пускает лисенка с петушком дальше гулять. Как вы думаете почему? (друзей нет). Ребята, а может он не такой уж и плохой, может он просто несчастный, потому что у него друзей нет? Что же нужно сделать, чтобы появились друзья? (поиграть, подружиться). Во что же наши герои могут поиграть? (в клубочек, как в мячик). Стали они играть и вдруг произошло чудо, колобок развеселился и стал каким? (добрым). Что же помогло колобку стать таким? (волшебный клубочек, дружба).

Воспитатель: Молодцы, сказочники. Нам пора превращаться в детей.  Давайте попрощаемся с нашими героями и скажем волшебные слова, чтобы вернуться в группу:

Раз два повернись,

В группе ты очутись

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель:

- Дети, чем мы сегодня с вами занимались?

- «Сказка ложь, да в нём намёк. Добрым молодцам урок». А чему учит придуманная нами сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т.е. взаимовыручке).

- Из каких частей состоит сказка? (зачин/начало, середина, концовка)

Спасибо вам за работу, сейчас я вам раздам конфетки. Но они не простые. Они волшебные. Кто их в руки берет, тот сможет пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать  (– пусть все будут здоровыми; – пусть все живут хорошо; – пусть все живут дружно….. )

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю нарисовать иллюстрации к нашей сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Одежда»

цель: закрепить в речи существительные с обобщающим значением - одежда....

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Моя семья"

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Весна»

Цель: Систематизировать представление детей о ранней весне и перелетных птицах.Задачи: Образовательные:Способствовать формированию у детей грамматически правильной речи.Продолжать работу по формирован...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме «Профессии»

Обогащение представлений детей о профессиях, специальных орудиях труда и трудовых действиях....