Дополнительная программа "Живое слово"
материал по развитию речи (старшая группа)

Несмеянова Ольга Александровна
Данная программа даёт возможность более целенаправленно работать над выразительностью речи дошкольников, обогащать их словарный запас

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обсуждено и принято:                                              УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом  совете                                       Заведующий

протокол    №__ _                                                    МБДОУ «Детский сад № 32

«  08 » августа           2019                                           __________Н.Ю. Махиня                                                                                                                                      

                                                                                    Приказ №    от

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности

 «Живое слово» 

для детей 5-6 лет

МБДОУ «Детский сад №32»

                     Срок реализации: 1 год     

                                 Составитель: учитель-логопед

                                        Несмеянова Ольга Александровна

                                                   

г. Троицк 2019 г.

Содержание

стр

1

Пояснительная записка

3

1.1

Концепция

3

1.2

Актуальность

3

1.3

Новизна

4

1.4

Цель

4

1.5

Задачи

4

1.6

Возраст детей

4

1.7

Продолжительность реализации программы

5

1.8

Формы  режим занятий

5

1.9

Ожидаемые результаты

5

1.10

Педагогическая диагностика

5

1.11

Формы подведения итогов реализации программы

7

2

Учебно-тематический план

7

3

Краткое описание тем

9

3.1

Преемственность

15

4

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

15

4.1

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

16

5

Список литературы

17


1. Пояснительная записка

1.1. Концепция программы.

     Выразительное чтение в условиях детского сада есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие.

1.2. Актуальность

 Стихотворения для детей – особый жанр.

Лучшие его представители – поэты на все времена: Чуковский, Барто, Маршак, Токмакова, Мориц. Их строчки знают наизусть несколько поколений. Сила детских поэтов – говорила А. Барто,- в том, чтобы в своём творчестве сочетать детскость и взрослость, уметь говорить со своим читателем занимательно и весело о серьёзном и важном.

Поэзия не только развлечение, но и прекрасный материал для развития детской речи, памяти и мышления. Образные эмоциональные стихотворения вводят ребёнка в мир русского слова, дают прекрасные разговорные шаблоны, помогают выстроить стилистически правильную речь. К тому же поэтическое творчество способствует нравственному и моральному становлению. В лёгкой запоминающейся форме дети через поэзию знакомятся с понятиями добра и  зла, учатся дружбе и милосердию, любви к природе и родной земле. Мир поэтического творчества - пространство, неограниченное стереотипами взрослого мышления, благодатная почва для выращивания детских талантов.

Привив ребёнку однажды любовь к вечно живому, постоянному в своей красоте, щедрому на значения, искрометному и глубокому русскому слову, родители могут быть уверены, что одарили своё чадо одним из немногих настоящих сокровищ. Можно не сомневаться что ребёнок в детстве полюбивший поэзию, пронесёт хотя бы частичку, этой любви во взрослую жизнь. И эта пусть маленькая искра будет освещать весь его путь, поможет различать настоящие ценности принять их и передать следующему поколению.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на  развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.

    А.М.Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребёнка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках.

    Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.  Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.

1.3. Новизна

     Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста художественному чтению, выявлено, что выразительное чтение стихов и прозы включено в занятия по дошкольному воспитанию, но, в основном, данная деятельность предполагает заучивание стихов и прозы наизусть. Данная программа даёт возможность более целенаправленно работать над выразительностью речи дошкольников, обогащать их словарный запас.

1.4. Цель программы

    Вооружение  детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

1.5. Задачи программы

Обучающая.  Добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

Развивающая. Чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух. Чтение наизусть стихотворных и прозаических произведений;

Воспитательная. Развитие эмоциональной сферы детей, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, интереса к произведениям зарубежных авторов.

1.6. Возраст детей

Возраст детей  – от 5лет и до школы.

1.7. Продолжительность реализации программы

  Продолжительность реализации программы - 1 год.

1.8. Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.

Дни занятий кружка выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий.        Продолжительность занятий - не более 25-30 минут.  Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют использовать произведения детских авторов: сказки, стихи, басни.

Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практической части, предполагающей работу над отдельными произведениями.

Программой предусмотрена работа с родителями:

1.Привлечение родителей при подготовке детей к публичному выступлению.

2.Совместное изготовление костюмов и декораций.

3.Приглашение родителей на выступления.

4.Индивидуальные беседы с родителями.

     

1.9. Ожидаемые результаты

     Дошкольники должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству.

Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с окружающими, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.

1.10 Педагогическая диагностика

       

       Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется  в таблице  на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения коррективов в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.

         

Таблица №1

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

Начало

года

Конец

года

1

Умеет принять цель деятельности

2

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения художественного замысла

3

Наличие интереса к художественному чтению

4

Проявляет индивидуальные творческие способности в художественном чтении

5

Владеет интонационной выразительностью устного высказывания

6

Чётко артикулирует все звуки, произносит слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

7

Читает наизусть стихотворные и прозаические произведения.

8

Владеет культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства

Количество детей в группе

       

        Данные Таблицы №1 используются при определении уровней овладения ребенком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт М.В. [2,150]), см. Таблицу №2.  

                                 

  Таблица №2

Уровни

Начало

года

Конец

года

Низкий  – беспомощность во всех компонентах творческого процесса; отказ от деятельности, результат не получен при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

         

Средний  – высокая самостоятельность в разучивании художественного текста; качество результата высокое, но без элементов новизны недостаточные  умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в творческий процесс); замысел реализован частично.

Высокий – полная самостоятельность, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Количество детей в группе

1.11. Формы подведения итогов реализации программы

   

 Зачёт выставляется по итогам полугодия. Оценивается выразительность чтения, владение аудиторией.

Это зачёт в виде чтения стихотворения, либо монолога персонажа какого-либо произведения. Выступление готовится самостоятельно.

Годовой итог – публичное выступление.

2. Учебно-тематический план

     

Содержание

Количество часов

сентябрь

 Вводное занятие:

1.Речевой аппарат.

2.Культура речи.

3. Бытовая речь и её недостатки.

1

 Исполнительные средства выразительности:

1.Артикуляция, динамизм, пауза.

2.Источники средства выразительности речи.

3.Знакомство с законами сцены по К.Станиславскому.

2

 Речь монологическая и диалогическая, деление текста на логические части:

1. Чтение по ролям стихов А. Барто

2

Итого:      

5

октябрь

Стихотворения об осени:

1.Чтение стихотворений об осени: «Осенью» О. Высотской, «Осень» А. Толстого, «Круглый год» С. Маршака, «Скучная картина» А.Плещеева.

2

2.Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской.

2

Итого:

4

ноябрь

Стихотворения о начале зимы и о маме

1.Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова.

2

2. Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина.

2

Итого:

4

декабрь

Стихотворения о зиме:

1.Заучивание стихотворения «Зима» Н. Некрасова.

2

2. Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благинина

2

Итого:

4

январь

Стихотворение о красоте природы зимой

1. Заучивание стихотворения «Зимняя песенка»

З. Александровой.

2

Итого:

2

февраль

Стихотворения  ко  Дню защитника Отечества и к 8 марта

1. Заучивание стихотворения «Сибиряки» И. Рождественского

2

2. Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова.

2

Итого:

4

март

Стихотворения о весне:

  1. Чтение стихотворений: «Гули-гули голуби» А. Прокофьева, «Лицом к весне» Р. Сефа, «Песенка весенних минут» В. Берестова.

1

  1. Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой

3

Итого:

4

Апрель

Чтение и заучивание стихотворения, русских народных песенок, потешек,,  закличек  о весне

1. Заучивание русской народной заклички «Весна».

1

2. Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой. 

2

3.Чтение русских народных песенок, потешек, закличек

1

Итого:

4

МАЙ

Стихотворения о деревьях весной:

1. Заучивание стихотворения  Е. Благининой «Черемуха».

2

2. Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой.

2

3. Публичное выступление.

1

Итого:

5

Всего:

36

  1. Краткое описание тем

Сентябрь: 

Тема: Вводное  занятие

Цели:

- Познакомить детей с речевым аппаратом, с правилами обращения с ним.

- Познакомить с исполнительными средствами выразительности.

- Дать представление о монологической и диалогической речи.

Содержание:

- Речевой аппарат;

- Культура речи;

- Бытовая речь и её недостатки

Тема: Исполнительные средства выразительности.

Содержание:

- Артикуляция, динамизм, пауза.

- Источники средства выразительности речи.

- Знакомство с законами сцены по К.Станиславскому.

Тема: Речь монологическая и диалогическая, деление текста на логические части:

Содержание:

-  Чтение по ролям стихов А. Барто

Октябрь 

Тема: Стихотворения об осени.

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

- Беседа об осени.

- Рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников.

- Чтение стихотворений об осени: «Осенью» О. Высотской, «Осень» А. Толстого, «Круглый год» С. Маршака, «Скучная картина» А.Плещеева.

Тема: Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

- Беседа об осени.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

НОЯБРЬ

Тема: Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

- Беседа о поздней осени, о начале зимы.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

Тема: Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Содержание:

- Слушание песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».

- Рассказ детей о маме по плану.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

ДЕКАБРЬ

Тема: Стихотворения о зиме.

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста
  • Развивать образность речи.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

- Беседа о зиме. Рассматривание репродукций с зимними пейзажами русских художников.

- Чтение стихотворения «Белый дед» Н. Артюхова, «Встреча зимы» И. Никитина.

- Беседа по содержанию стихотворений.

Тема: Заучивание стихотворения «Зима» Н.Некрасова.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

- Беседа о начале зимы.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

Тема: Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений.
  • Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

Содержание:

- Беседа о предстоящем новогоднем празднике елки.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

ЯНВАРЬ

Тема: Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

- Беседа о зиме, о зимних развлечениях.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

ФЕВРАЛЬ

Тема: Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.

Содержание:

- Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества!». Рассказ детей о папе.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

Тема: Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Содержание:

- Беседа о предстоящем празднике «8 Марта!».

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

МАРТ

Тема: Стихотворения о весне.

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

- Беседа о том, как весна с зимой встречаются.

- Рассматривание репродукций с весенними пейзажами русских художников.

- Чтение стихотворений о весне: «Гули-гули голуби» А. Прокофьева, «Лицом к весне» Р. Сефа, «Песенка весенних минут» В. Берестова.

- Беседа по содержанию стихотворений.

Тема: Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой. 

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой.
  • Формировать умение находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

- Беседа о весне.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

АПРЕЛЬ

Тема: Заучивание русской народной заклички «Весна».

Цели:

  • Познакомить детей с устным народным творчеством.
  • Способствовать пониманию текста.
  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Вызвать интерес к устному народному творчеству.

Содержание:

- Чтение русских народных песенок, потешек, закличек о весне.

- Чтение заклички.

- Беседа по содержанию.

- Заучивание.

Тема: Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой. 

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

- Беседа о весне.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

МАЙ

Тема: Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха».

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, понимать средства выразительности.
  • Развивать образность речи.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Содержание:

Чтение стихов о деревьях: «Березка» П. Воронько, «Осинка» И. Токмаковой, «Черемуха» С. Есенина.

Беседа о деревьях.

Чтение стихотворения «Черемуха» Е. Благининой.

Тема: Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой. 

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

- Беседа об одуванчике.

- Чтение стихотворения.

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание стихотворения.

3.1 Преемственность

       Программа кружка предполагает:

  • сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки по художественному чтению;
  • развить личностные качества;
  • создать основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным чтением.

       В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка - дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

4. Приемы и методы организации

учебно-воспитательного процесса

      Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Основным предметом изучения и овладения на занятиях кружка является выразительность чтения.

Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения над интонацией.

Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.

Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.

На занятиях кружка должна быть создана атмосфера доброжелательной критики. Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

 Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение

занятий

Техническое оснащение: ноутбук

Дидактические материалы: мнемотаблицы, рисунки и др.

                           

                           Список литературы

1.  Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии подростка».

2.  Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения»

3.  В.Н.Яхонтов. «Театр одного актёра».

4. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.

5. «Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.

6. «Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.

7. «Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст

Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...

Программа по дополнительному образованию « Логоритмика для детей дошкольного возраста». «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Прграмма по дополнительному образованию.Цель программы: профилактика отклонений в речевом  развитии ребёнка с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет

Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"...

Программа дополнительной образовательной услуги Кружок "От слова к слову"

Кружок предназначен для детей среднего дошкольного возраста...

программа дополнительной образовательной услуги в подготовительной группе "В мире слов"

Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без ...