Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chukotskomu_yazyku_v_detsadu.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании методического объединения начальных классов Протокол № 1 от «26» августа2015 г. Руководитель МО _______ Тевлянаут М.В. «____» _______2015 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Гусева А.В. «____» _______2015 г. | Утверждено на заседании педагогического совета Протокол № _________ от «____» _______2015 г. Директор МБОУ ____________Федорова М.А. «____» _______2015 г. | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Мейныпильгыно»
Рабочая программа
по дополнительному образованию
( кружок по чукотскому языку)
«Родное слово»
(для детей 3-6 лет)
на 2015-2016 г.
с.Мейныпильгыно
2015 г
ВВЕДЕНИЕ
Общественностью, родителями, органами народного образования Чукотского автономного округа принято решение ввести обучение родному языку детей в детских дошкольных учреждениях.
У чукчей для общения между взрослым и ребенком в лексике имеются специальные слова – междометия и фразы. Можно сказать, это «упрощенные», короткие слова: они созданы в языке для лучшего понимания их ребенком.
Такие слова выражают разные мысли, чувства, отношение взрослого к окружающему, к среде, в которой находятся взрослый и ребенок. Они выражают суть народной педагогики и оказывают положительное влияние на ребенка. В них учитывается одновременно и то, что у детей психика очень слаба и не развита. Поэтому эти слова рассчитаны на их произношение с особой интонацией, с разной степенью высоты и силы голоса, через которые передаются внимание, забота взрослых о ребенке, а также опасение за его жизнь, желанием окружить его вниманием.
Занятия по чукотскому языку в детском саду предусматривают развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.
Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 5-6 годам. Поэтому обучение правильному произношению всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по привитию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно. Не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь. Слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании. Постепенно у ребенка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).
1.Целевой раздел
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду с одной стороны и заинтересованностью родителей в изучении их детьми чукотского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения чукотскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению родных языков и не нанесет, в связи с изучением нескольких предметов в течение всего учебного года до поступления в школу, вреда здоровью детей. Обучение чукотскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе. На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ.
Данная программа предназначена для обучения детей 3 – 6,5 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом
1) не отходить ни на йоту от основного принципа наглядности и образности;
2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
3) учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий.
1.1.1.Цели и задачи
Цели:
- ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития.
- введение элементарных языковых конструкций.
- воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора.
Задачи:
- Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка.
- Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов.
- Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику).
- Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей.
- Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым.
- Расширение кругозора детей и их общей культуры.
- Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах , умение работать в команде.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.
Виды и формы работы:
Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи.
Итак, основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
д)драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.
Принципы работы:
1. Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и
материальные.
2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
3. Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на чукотском языке – 90%).
4. Системно вводить лексику: Первое занятие – 3 слова. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
5. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
6. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
7. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
8. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Учитель на занятиях использует следующие виды работы:
1. Работа над произношением.
а) сказка “Живой язычок”
б) скороговорки
в) рифмовки
2. Работа с игрушкой.
а) диалог с игрушкой
б) описание игрушки
3. Работа с картинкой.
а) описание картинки
б) игра “Что исчезло”
в) “Найди картинку”
4. Разучивание и декламация стихов.
а) конкурс стихов
5. Разучивание песенок.
6. Инсценировка коротких сказок.
7. Подвижные игры.
8. Спокойные игры.
9. Творческие игры.
10. Воспроизведение ситуативных диалогов.
11. Рассказ по картинке.
Организация работы в группе
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им хорошо видеть и слышать учителя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Примерный план занятия:
1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение пройденного лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного и введение нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
Структура и содержание курса:
При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке в детском саду. На этом этапе обучения детей и, исходя из опыта обучения чукотскому языку детей данного возраста, представляется целесообразным ввести следующие темы:
1.Увичвинэңэт(Игрушки) |
2.Л‚ьул‚қыл‚ )Части лица) |
3.Увик (Части тела) |
4.Ройыръын (Семья) |
5.Яракэнат яанаңат (Предметы домашнего обихода) |
6.Ройол‚қыл‚тэ ( Продукты) |
7.Кынъёран (Детский сад) |
8.Эвиръыт элючин (Одежда куклы) |
9.Увильын (Повар) |
10.Гынникыт ынкъам гал‚гат (Звери и птицы) |
11.Ңаргынэн (Природа) |
12.Гынникыткут нутэйиквикин (Животный мир) 13. Крычмыт (Праздники) 14.Нымным (Село) 15. Гынникыткут аңқакэн ынкъам эмнуңкин (Звери моря и тундры) 16. Ңаргынкэнат чывипытти (Времена года) 17. Гынникыт, гынник,к,эгти (Звери и их детеныши) 18. Чиниткинэт яанаңат (Предметы личной гигиены) 19.Лейвинэн,эт (транспорт) 20. Гыт микигыт? (Знакомство) 21. Рэмкыльын (В гостях) 22. Энарылгатгыргын (Счет) 23. Тумгыт (Друзья) 24.Въэн, (Анадырь) 25.Мургин Урэннутэнут (Наша Родина) 26. Льэлен, (Зима) |
Общеобразовательные принципы:
Успешное решение поставленных задач на занятиях чукотского языка в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:
- принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)
- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема.)
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)
- игровой принцип (занятие строится на игре.)
- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.)
- принцип повторяемости материала (повторение раннее пройденного.)
- принцип наглядности ( показ предметов, картинок.)
1.2.Планируемые результаты.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Показатели усвоения родного языка к концу года:
1 подгруппа – 3 – 4 года:
- Отвечать на несложные вопросы педагога (Кто это? Что это?Что делает?)
- Отвечать на вопрос: «Какой? Почему? Зачем?»
- Правильно произносить звуки: а-а, у-у, и-и, о-о, э-э, ы-ы, согласные: б, п, м, д, н, , к, , гортанно-смычные согласные (ъ,ь).
- Понимать и употреблять слова: нет, нельзя, хорошо, плохо, пусть (уйнэ, ыннэ, мэчынкы (нымэльэв), а, ткэвма, мачынан).
- Рассказывать об увиденном в 2 – 4 предложениях.
- Говорить не торопясь, внятно.
2 подгруппа – 4 – 5 лет:
- Произносить усвоенные гласные и согласные звуки.
- Согласовывать слова в лице, числе, падеже.
- Употреблять предложения с однородными членами.
- Отвечать на вопросы.
- Повторять за педагогом рассказ, составленный об игрушке и по сюжетной картинке.
- В самостоятельной деятельности употреблять знаковые диалоги, называть предметы ближайшего окружения, их величину. Форму, существенные детали и части, действия предметов.
- Понимать и называть обобщенные слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, времена года (зима, весна, лето, осень), растения.
- Называть состояние погоды: холодно, жарко, мокро, пасмурно, ветрено, снегопад, скользко.
3 подгруппа – 5 - 6 лет:
- Правильно произносить все звуки родного языка, говорить выразительно, понимать, обращенную к ним речь в виде отдельных предложений и коротких текстов.
- Использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили.
- Употреблять в речи простые и сложные предложения.
- Пользоваться прямой и косвенной речью.
- Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине по теме, предложенной педагогом (из 2 – 3 предложений).
- Давать распоряжения, команду одному или нескольким лицам в форме полного предложения.
- Употреблять формы вежливости при высказывании просьбы или благодарности.
- Давать описание предмета (явления, ситуации), указав наиболее существенные признаки (размер, местоположение, качество, принадлежность тому или иному лицу).
- Рассказать о себе (как зовут, сколько лет, где живут, какая семья), рассказать о семье, рассказывать о детском саде, поселке или селе, городе.
2. Содержательный раздел
Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются игровые методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
2. Познавательное развитие:
Формирование целостной картины мира; расширение кругозора, творчества; формирование представлений: занятия по чукотскому языку способствуют усвоению знаний о родном крае; расширение кругозора в процессе соответствующей тематике беседы, различных наблюдений, экскурсий; знакомство с родным краем.
3. Речевое развитие:
Практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: стихов, загадок; развитие связной и монологической речи при описании картинки, предмета, развитие коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного исполнения танца со стихотворением; в процессе обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают сказку; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.
4. Художественно — эстетическое развитие:
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; обыгрывание просмотренных сказок, постановок; исполнение стихотворений в праздниках, развлечениях. Музыкотерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы, музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическое развитие:
Развитие всех мышц тела ребенка, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается: использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз, концентрации внимания.
2.3. План работы с Педагогами
Сентябрь – октябрь: Вылгыкаанмат (Вылгыкоранмат)
Ноябрь: праздник «День матери».
Декабрь: «День Чукотки», «Пэгытти»
Январь: «Тиркык,эмэт»
Февраль: развлечение « Наша армия самая сильная»
Март: совместные праздники «Дорогим мамам и бабушкам»
Апрель: «Кильвей»
Май: «Ульвэв»
2.4.Взаимодействие педагога с семьями дошкольников.
Участие в родительских собраниях с вопросами:
Сентябрь: консультация «Чукотский язык в семье»
Октябрь: консультация «Направление работы кружка «Родное слово»
Ноябрь: рекомендации «О способностях вашего ребенка»
Декабрь: создание папки – передвижки с информационным листом: «Рекомендации родителям по работе со стихотворениями на чукотском языке с детьми»
Январь: рекомендации «Как вы, родители, можете повлиять на развитие чукотского языка вашего ребенка».
Март: рекомендации «Диалоги на чукотском языке дома»
Апрель: рекомендации «По дороге в детский сад»
Май: рекомендации «Песни на кухне»
3.Организационный раздел
3.1.Содержание психолого-педагогической работы
В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное задание.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся три раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах, которые изложены в Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.
На занятиях, которые проводятся три раза в неделю по 20 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.
3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Важную роль в развитии ребёнка играет предметно — пространственная развивающая среда. Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально - бытового и/или культурно - эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности - образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно — развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно — пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно — пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно — насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически — привлекательной.
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Это позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия.
Развивающая предметно - пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
- внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети;
- световой фон, вписывающийся в интерьер,
- мебель,
- яркие игрушки,
- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
3.4. Материально-техническое обеспечение программы
Для плодотворного творческого процесса кружковой работы большое значение имеют материально — технические условия, созданные на базе ДОУ:
- использование видеофильмов, слайдов, компьютера для просмотра и слушания фильмов, сказок;
- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий;
- использование картин, таблиц, плакатов, настольных дидактических игр и др..
3.6. Планирование образовательной деятельности.
Календарно - тематическое планирование
кружка «Родное слово»
Дата занятий | Содержание работы | Задачи | Игры, песни, стихи |
1 подгруппа – 3 – 4 года (105 ч) | |||
Сентябрь Занятие № 1 - № 6 «Увичвинэнэт» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах, умение работать в команде. | «Ръэнут?», «Ръэнут ярак нытвак,эн?», «Н,отк,эн рылгык,эй» |
Сентябрь Занятие № 7 - № 12 «Ройыръын» | «Мэн,ин?», «Э,ми ?» | ||
Октябрь Занятие № 13 – № 18 «Льулкыл» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Активизация пройденного и введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах , умение работать в команде. | «Э,ми?», «Мэн,ин?» |
Октябрь Занятие № 19 - № 24 «Увик» | |||
Ноябрь Занятие № 25 - № 36 «Яракэнат яаёлк,ылтэ» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Активизация пройденного и введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах , умение работать в команде. | «Э,ми?», «Мэнин?», «К,оро – вайвай» |
Декабрь Занятие № 37 - № 42 «Роолк,ылтэ» | «Э,ми?», «Ръэнут?» | ||
Декабрь Занятие № 43 - №48 «Увичвинэн,эт» | «Ръэнут?», «Ръэнут ярак нытвак,эн?», «Н,отк,эн рылгык,эй» | ||
Январь Занятие № 49 – 54 «Эвиръыт» | «Э,ми?», «Мэнин?», «К,оро – вайвай» | ||
Февраль Занятие № 55 –60 «Ройыръын» | «Мэн,ин?», «Э,ми ?», «Микын?» | ||
Февраль Занятие № 61 –66 «Гынникыт» | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
Март Занятие № 67 – 72 «Галгат» | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
Март Занятие № 73 -78 «Ңаргынэн» | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
Апрель Занятие № 79 – 90 «Гынникыткут нутэйиквикин» | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
Май Занятие № 91 – 96 «Лейвыткунэн,эт» | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
Май Занятие № 97 – 102 «Лейвыткунэн,эт». | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
Май Занятие № 103 – 105 Повторение за год. | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
2 подгруппа – 4 – 5 лет (105 ч) | |||
Сентябрь Занятие № 1 - № 6 «Увичвинэнэт» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах, умение работать в команде. | «Ръэнут?», «Ръэнут ярак нытвак,эн?», «Н,отк,эн рылгык,эй», «Анэлельыт», «Мынъэмэтын нэнэ» |
Сентябрь- Занятие № 7 - № 12 «Ройыръын» | «Мэн,ин?», «Э,ми ?» | ||
Октябрь Занятие № 13 - № 18 «Кынъёран»» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Активизация пройденного и введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах , умение работать в команде. | «Э,ми?», «Мэн,ин?», «К,элкыл, микын рылгыт?» |
Октябрь- Занятие № 19 - № 24 «Увик» | |||
Ноябрь Занятие № 25 - № 30 «Яракэнат яаёлк,ылтэ» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Активизация пройденного и введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах , умение работать в команде. | «Э,ми?», «Мэнин?», «К,оро – вайвай» |
Ноябрь Занятие № 31 - № 36 «Ывильын» | «Э,ми?», «Мэн,ин?» | ||
Декабрь Занятие № 37 - №42 «Эвиръыт» | «Ръэнут?», «Ръэнут ярак нытвак,эн?», «Н,отк,эн рылгык,эй» | ||
Декабрь Занятие № 43 – 48 «Крычмыт»» | «Э,ми?», «Мэнин?», «К,оро – вайвай» | ||
Январь Занятие № 49 –54 «Нымным» | «Мэн,ин?», «Э,ми ?», «Микын?» | ||
Февраль Занятие № 55 –60 «Ан,к,акэнат гынникыт» | «Ръэнут?», «Э,ми?», Ръэнут нык,олякэн? | ||
Февраль Занятие № 61 – 66 «Эмнун,кинэт Г гынникыт» | «Ръэнут?», «Э,ми?», Ръэнут нык,олякэн? | ||
Март Занятие № 67 -72 «Чывипытти гивикин» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Н,аргын-кыткыт. Тиркытир нык,эргатк,эн. Нутэнут номавк,эн. Ыльыл нылгыръук,ин. | ||
Март Занятие № 73 – 80 «Гынникыт, гынник.к,эгти» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Кэюук,эй гыркиркын. К,эюук,эй лёоркын. | ||
Апрель Занятие № 81 – 86 «Мин,кыри вальыт? Мин,кыри вальын?» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Мин,кыри вальын? | ||
Апрель Занятие № 87 – 92 «Мин,кыри вальыт? Мин,кыри вальын». | «Ръэнут?», «Э,ми?» Мин,кыри вальыт? | ||
Май Занятие № 93 – 98 «Чывипытти гивикин».. | «Ръэнут?», «Э,ми?» Мургин эмнун,- Нымэйын,к,ин. Мургин эмнун, Нытан,пэрак,эн. | ||
Май Занятие № 99-105 Повторение за год. | «Ръэнут?», «Э,ми?» | ||
3 подгруппа – 5 – 6 лет (105 ч) | |||
Сентябрь Занятие № 1 – 6 «Ройыръын» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах, умение работать в команде. | «Ръэнут?», «Ръэнут ярак нытвак,эн?», «Н,отк,эн рылгык,эй», «Анэлельыт», «Мынъэмэтын нэнэ» |
Сентябрь Занятие № 7-12 «Гыт микигыт?» | «Мэн,ин?», «Э,ми ?» | ||
Октябрь Занятие № 13-18 «Рэмкыльын» | «Э,ми?», «Мэн,ин?», «К,элкыл, микын рылгыт?» | ||
Октябрь Занятие № 19 -24 «Энарылгатгыргын» | |||
Ноябрь Занятие № 25-30 «Увичвыт» | 1. Приветствие. 2.Фонетическая зарядка. 3.Повторение пройденного лексического материала. 4.Разминка с использованием подвижных игр. 5.Введение нового лексического материала. 6.Разучивание стихов и рифмовок. | 1.Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата. 2.Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3.Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4.Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5.Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на русском языке в сравнении с изучаемым. 6.Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7.Развитие умений и навыков работы в большой группе и в малых группах, умение работать в команде. | «Э,ми?», «Мэнин?», «К,оро – вайвай» |
ноябрь Занятие № 31-36 «Калеткоран» | «Э,ми?», «Мэн,ин?» | ||
Декабрь Занятие № 37-42 «Тумгыт» | «Ръэнут?», «Ръэнут ярак нытвак,эн?», «Н,отк,эн рылгык,эй» | ||
Декабрь Занятие № 43-48 «Гымнин нымным» | «Э,ми?», «Мэнин?», «К,оро – вайвай» | ||
январь Занятие № 49 – 54 «Оравэтльат» | «Мэн,ин?», «Э,ми ?», «Микын?» | ||
февраль Занятие № 55-60 «»Въэн,» | «Ръэнут?», «Э,ми?», Ръэнут нык,олякэн? | ||
Февраль Занятие № 61 -67 «Мургин Урэннутэнут» | «Ръэнут?», «Э,ми?», Ръэнут нык,олякэн? | ||
Март Занятие № 68-74 «Крычмыт» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Н,аргын-кыткыт. Тиркытир нык,эргатк,эн. Нутэнут номавк,эн. Ыльыл нылгыръук,ин. | ||
Март Занятие № 75 – 80 «Эвиръыт» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Кэюук,эй гыркиркын. К,эюук,эй лёоркын. | ||
Апрель Занятие № 81- 86 «Льэлен,» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Мин,кыри вальын? | ||
Апрель Занятие № 87-92 «Лейвинэн,эт» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Мин,кыри вальыт? | ||
Май Занятие № 93- 98 «Роолк,ылтэ» | «Ръэнут?», «Э,ми?» Мургин эмнун,- Нымэйын,к,ин. Мургин эмнун, Нытан,пэрак,эн. | ||
Май Занятие № 99 – 105 Повторение за год. | «Ръэнут?», «Э,ми?» |
Примерный график работы кружка:
Дни недели | Подгруппа | Время |
Понедельник | 1 подгруппа | 15.45 – 16.05 |
2 подгруппа | 16.10 – 16. 30 | |
Вторник | 3 подгруппа | 15.45 – 16.05 |
Среда | 1 подгруппа | 15.45 – 16.05 |
2 подгруппа | 16.10 – 16. 30 | |
Четверг | 3 подгруппа | 15.45 – 16.05 |
Пятница | 1 группа | 15.45 – 16.05 |
2 подгруппа | 16.10 – 16. 30 | |
3 подгруппа | 16.35-16.55 |
Рабочая программа кружка построена на следующих нормативно-правовых документах:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012года № 273-ФЗ;
- Устав муниципального ;
- Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
- Письмо министерства РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказ министерства РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Список литературных источников:
- Программы по чукотскому языку для подготовительного – третьего классов начальной школы. Составитель Емельянова Н.Б. Магадан, 1992 г.
- Методические разработки занятий по чукотскому языку в старшей группе детского сада. Емельянова Н.Б. Магадан, 1986 г.
- Учимся говорить по-чукотски. Емельянова Н.Б., ГП ЧАО «Издательство «Крайний Север», 2006 г
- Тематика и словарь по обучению чукотскому языку детей от 1,5 до 4 лет, Емельянова Н.Б., Анадырь, 1988 г
- Конспекты уроков по изучению имени сущ. на уроках чук. языка во 2 классе, И.В. Поломошнов, А.Г. Керек, Анадырь, 1979
- Сказки бабушки Тымнеквыной, Самира Асадова, Москва, 2010
- Надо мною столько неба, Л.С.Фатеева, С.-Петербург, Дрофа,2005
- Яраркай (Маленький бубен), Г.Э.Рультына,2005
- Давай с тобой поговорим, Л.С.Фатеева, В.Г.Леонова, С.-Петербург, Дрофа,2005
- Давай поиграем! Л.Г.Гемако, В.С. Морева .С.-Петербург, Дрофа2005
- Грамматика чукотского языка в таблицах, И.В. Куликова С.-Петербург, Просвещение, 2008
- Книга для чтения (учебная хрестоматия для нач. классов), Л.Выквырагтыргыргына, С.-Петербург, Просвещение,2006
- Яраркай (Маленький бубен), музыкальное приложение к учебно-методическому пособию, детские песни на чукотском языке, ЧИРО и ПК, Анадырь, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)
В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"
Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна...
Конкурс.Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Творим, играем, мастерим".Старшая группа.
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский....
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...