Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"
материал (старшая группа) на тему

Евлампьева Ольга Николаевна

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к программам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dukhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx68.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 «Антошка» г. Павлово

Программа «Живое слово»

(программа дополнительного образования кружка «Основы православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста, 1 год обучения)

                                                       

                                                       Автор программы:

                                                                      музыкальный руководитель

                                                     высшей категории

                                                                          Евлампьева Ольга Николаевна

                             

                                  г. Павлово Нижегородской области

2013 год

Детство. Каждый выносит оттуда что-то свое. Вспоминаются слова матери: «Любите друг друга…», «Не укради…», «Уважай старших…», «Что посеешь, то и пожнешь…». Когда становишься взрослым, задумываешься о мудрости этих слов, и думаешь, откуда мама узнала их?  Ведь молодость ее и детство прошло  в далеком послевоенном времени, когда Евангелие, откуда эти слова, было сокрыто от людей  под спудом других, приходящих ценностей. Может быть,  она слышала их от своей матери, моей бабушки, а та – от своей? Вот она - связь поколений!  А как же я? Что говорю я своим детям, о чём буду говорить с внуками? Задумаемся сейчас, как не прервать эту живую ниточку из живых слов: Любовь, Доброта, Милосердие. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла и агрессии окружающего мира. Православная культура – это островок добра и мира, «кладезь тысячелетней мудрости». Может быть, наш особый путь в этом мире – сохранить и передать свет Православной культуры следующим поколениям? Заложенный в детстве, этот свет будет согревать душу и сердце наших детей и они понесут его людям.От нашей культуры, педагогического мастерства, любви к детям зависит духовно-нравственное развитие детей, развитие их моральных качеств. Готовность взрослых, педагогов к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию должно быть актуальным для современного общества. Это даст возможность ввести духовно-нравственный компонент в воспитание детей  с дошкольного возраста.

  1. Пояснительная  записка.

Программа    « Живое  слово »   имеет  духовно-нравственную направленность.

 Актуальность  и  педагогическая  целесообразность  программы  определяется потребностью  нашего  общества  в  духовно-нравственном  воспитании  детей-дошкольников,  как  необходимом  элементе  сохранения  национальной  культуры  для  обеспечения  духовно-нравственного  единства  общества,  возрождения  духовных  ценностей  российского  народа. Национальная  доктрина  образования  в  Российской  Федерации  одной  из  очередных  целей  системы  образования  считает  обеспечение                            « исторической  преемственности поколений,  сохранение,  распространение и  развитие  национальной  культуры». Православная  культура  была  ядром  истории  России  на  протяжении  последних  10 веков.  Православная  культура  основывается  на  нормах  христианской  нравственности: благонравие, правдивость,  достоинство,  совесть, честь  гражданина  Отечества.  Перечисленные  нравственные  качества  должны  стать  необходимой  частью  образования  и  социального  воспитания  дошкольников.  Возрождение  опыта  воспитания  благочестия  по  ценностям  христианской  морали  у  детей  с  дошкольного  возраста   будет  препятствовать  деградации  нравственного  сознания  будущего  поколения  молодежи,  что  является  одной  из  задач  Федеральной  программы  «Патриотическое  воспитания».  

 Кружок «Основы православной культуры» по дополнительному развитию детей в детском саду способен восполнить пустующую нишу по духовно-нравственному православному образованию и воспитанию. Приказ МО РФ от 01.07.03г. №2833 информирует: «…образовательным учреждениям предоставляется право обучать религии детей с их согласия и по просьбе родителей».    

   Первым шагом по внедрению курса «Основы православной культуры» в ДОУ было выяснение отношения родителей наших воспитанников к вопросу сохранения традиций православной культуры, их осведомленность по данной теме.  Была разработана  анкета, на которую по желанию ответили родители средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада.  80% родителей высказали следующие пожелания по духовно-нравственному воспитанию ребенка:

- знание и почитание православной культуры;  

- воспитание нравственности, любви, сострадания и уважения к ближним;

-  воспитание любви к людям, животным, родному краю;

- почтительное отношение к родителям, старшему поколению;  

- желание узнать больше о культуре своего народа;

- изучение церковнославянского языка.

     Анкета для родителей выявила методы православного воспитания, применяемые родителями дома (ответили 80% родителей):

-  пересказ  Библии своими словами; объяснение ребенку некоторых правил поведения с православной точки зрения;  

- опора в воспитании на основные заповеди;  

- чтение детской Библии, беседа о прочитанном;

- посещение  церкви, причащение  ребенка.

  Проводили опрос родителей по теме «Самое яркое впечатление  детства».  90% родителей вспомнили события, связанные с религиозной тематикой:

  поход в монастырь, церковь; крещение родственников; причастие перед школой; поездка в Дивеево; праздник Рождества. Всё это говорит о том, что православная культура органично связана с жизнью семей наших воспитанников.  Из анкет мы узнали, что родители хотели бы принять участие в духовно-нравственном развитии своего ребенка, но не знают, что и как нужно делать.

Анализ анкет показал, что 97% опрошенных считают обучение детей дошкольного возраста основам православной культуры нужным и полезным делом. Но не все родители пока готовы к тому, чтобы их ребенок посещал кружок. Таким образом, был определен социальный запрос родителей на введение изучения основ православной культуры в дополнительную образовательную деятельность детского сада.  

    В основу авторской программы дополнительного образования дошкольников «Живое слово» положены теоретические   положения  А.В.Запорожца  о  самоценности  дошкольного  периода  в  жизни  ребенка,  обогащении  его  развития  различными  формами  и  способами  деятельности;  теория  Л.А.Венгера  о  развитии  художественных  и  умственных  способностей, об умении  ребенка  самостоятельно  анализировать;  исследования  А.С. Выготского  по  взаимодействию  ребенка  со  взрослыми  при  вхождении  в  человеческую  культуру;  идея  развития  у  детей  чувства  сопереживания (нерелигиозного),  разработанная  В.А.Сухомлинским;   святоотеческие   труды:  учение  о  человеке и  его  внутреннем  совершенствовании  ( преп.  Максима  Исповедника,  преп.  Григория  Синаита),  о  формах  морального  назидания,  об  активизации  интереса  к  познанию  мира,  о  законах  творчества,  категориях  прекрасного  (  св. Тихона  Задонского,  прав.  Иоанна  Кронштадтского).

Отличительная  особенность  программы  связана  с  внутренним  содержанием  предмета  дополнительного  образования  «Православная  культура»,  с  наличием  в  ее  структуре  компонента  «духовная  культура»,  который  не  затрагивается  в  образовательной  области  дошкольного  воспитания.  В  содержание  занятий  православного  кружка  включаются  темы,  знакомство  с  которыми  будут  способствовать  сохранению  чистоты  и  целомудрия  детей  в  их  личностном  развитии.  Новое  содержание,  новые  формы  воспитания  у  детей  духовности  и  нравственности  посредством  ознакомления  с  культурными  ценностями  православия – специфическая  особенность  программы.

Программа  включает  следующие  тематические  линии:

--  основы  православного  мировоззрения;

--  библейская  история;

--  православная  этика;

--  православное  искусство;

-  православные  праздники;

--  азбука  маленьких  христиан.

Взаимосвязь  между  приобщением  человека  к  искусству  и  его  духовно-нравственным  развитием,  высокий  воспитательный  потенциал  православного  искусства,  исторические,  эстетические  знания,  систематически  и  последовательно  сообщаемые  детям  нашли  отражение  в  принципах  отбора  материала  программы  и  методики  преподавания  основ  православной  культуры  в  детском  саду.

 Программа  духовно-нравственного развития  детей  в  процессе  занятий  кружка  по  ознакомлению  с  основами  православной  культуры  задумана  как  познавательная:

--дающая  новые  знания  по  православной  культуре,  православной  этике;

--развивающая  познавательные,  интеллектуальные  и  художественно-творческие  способности;

--ориентирующая  на  мотивацию  познавательной  деятельности  детей  и  расширение  кругозора  в  процессе  занятий  православного  кружка.

-- воспитывающая духовно -  «воспитание нравственности, целомудрия и праведности» (протоиерей  Евгений Шестун).

Цель программы: создание условий для  воспитания  духовности на основе развития  познавательных интересов, способностей и потребностей ребенка-дошкольника.                                                                                     Программа  сохраняет  основной  стержень  дошкольного  образования, его  развивающую  функцию,  позволяет  осуществлять  интеграцию  таких  образовательных  областей, как  « Музыка» (используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники, в том числе и фольклорные, православные, музыкальные игры), «Художественное  творчество» ( используются произведения живописи: иконы, картины природы по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий, проводятся выставки детского творчества),  «Познание» (занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.),  «Художественная  литература» (используются произведения познавательной направленности: сказки, притчи, стихи, сказания, легенды ; рассматривание иллюстраций, картинок), «Социализация» (используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии в храм, посещение музея).

 Цель  программы  достигается  через  стремление  систематизировать  культурологические  знания  дошкольников,  привить умения  и  навыки  по  познавательному  и  интеллектуальному  развитию  детей   в  общении  с  объектами  православной  культуры, заложить  основы  христианского  духовно-нравственного  и  эстетического воспитания.

Задачи программы.

Образовательные: 

-- формировать у детей морально-нравственные идеалы и нормы;

--  расширять  кругозор  детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о православной  культуре, способствуя  удовлетворению познавательных потребностей детей в процессе занятий  православного  кружка;

---  учить детей понимать и  воспринимать  специфику  языка  православной  культуры,  его  выразительные  и  изобразительные  возможности.

Развивающие: 

-- развивать  духовно-нравственный потенциал детей через приобщение к традиционным духовным ценностям России;

--  развивать  эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, нравственные  чувства  сопереживания,  благодарения,  ответственности  за  другого  человека;

---  развивать  познавательные  и  интеллектуальные   способности  детей  в  процессе  совместной  со  взрослыми  музыкальной  и  художественной   деятельности  на  основе  образцов  православного  искусства.

Воспитательные:

-- воспитывать любовь к Родине, семье;

 --  вызывать  у  детей  интерес  к  миру  православной  культуры, поддерживая  детскую любознательность и активность;

--  формировать опыт нравственного поведения  во  взаимодействии  с  окружающим  миром  людей  и  природы, воспитывать культуру общения.

Принципы  содержания  программы:

 1.Принцип культуросообразности: обеспечивает учет национальных ценностей и традиций,  восполняет недостатки духовно-нравственного  воспитания.

2.Принцип  обучения  в  атмосфере  увлеченности  предметом:  предполагает  наличие  у  ребенка формирующейся  потребности  к  изучению  того,  что  интересно  современному  дошкольнику,  учет   его  возрастных  и  индивидуальных  возможностей.

3.Принцип  личностно-ценностного  отношения  ребенка  к  содержанию  изучаемого  предмета:  предполагает отбор  содержания  программы  в  соответствии  с  ценностными  предпочтениями  детей  старшего  дошкольного  возраста:  любовь,  семья,  красота  окружающего  мира,  Родина.

4.Принцип  интеграции образовательных областей программы дошкольного образования: «Социализация», «Здоровье»,  «Коммуникация», «Безопасность», «Художественная  литература», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Программа  рассчитана на  один  год  обучения  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста –  5, 6, 7 лет.

Занятия  проводятся:

-  с  подгруппой  детей  (10-12 человек);

- в  группе  или  музыкальном  зале;

- длительность  занятий – 30 минут, 1 раз в неделю.

Формы  занятий:

1. Интегрированные  занятия.  

2. Занятия-путешествия во  времени.

3. Экскурсии.

4. Праздники, развлечения.

5. Занятие-игра.

6. Занятие-беседа.

7. Концерт.

8. Комплексные занятия.

Методы  и  приемы  определяются  задачами  духовно-нравственного  воспитания  и  эстетического  образования  дошкольников:

- наблюдение  за  живой  природой;

- просмотр  иллюстраций  окружающего  мира;

- рассматривание  репродукций  икон,  детских  православных  журналов;

- диалог  с  детьми;

- беседа по  содержанию  темы,  вопросы  к  детям;

- вопросы  поискового  характера;

- чтение  рассказа,  стихотворений;

-  исполнение  песен  под  фонограмму;

- слушание  православной  музыки – колокольной,  хоровой;

- фоновое  использование  произведений  классической  музыки  во время  художественной  деятельности;

- повторение  за  взрослым  простых  молитв,  приветствий,  благодарений;

- напоминание;

- задание  на  дом;

- поощрение;

- раскрашивание  рисунка  в  рабочей  тетради;

- конструирование  поделок  из  бумаги;

-  выполнение  коллективной  художественной  работы;

- выставки  творческих  работ;

- экскурсия;

- инсценировка  библейских  рассказов, притч, русских народных сказок;

- показ  кукольного  спектакля;

- выбор  детьми  роли  по  желанию;

- эмпатия;

- создание  проблемных  ситуаций;

- игровые  методы  ТРИЗ;

- моделирование  в  пении,  в  конструировании;

- просмотр и анализ мультфильмов духовно-нравственного содержания.

Ожидаемые  результаты.

В  результате  освоения  программы  дети  должны  знать (знают):  

- правила культурного поведения  в  православной  семье,  в  общении  с  детьми  и  взрослыми,  в  публичных  местах;

- предметную  среду  русского  дома;


- особенности  мужского  и  женского  домашнего  труда  в  православной  семье;

- названия  христианских  символов  и  их  значение;

- различие  понятий  «добра»  и  « зла»,  «хорошо»  и  «плохо»,  Библейские    заповеди;

- несколько  коротких  молитв,  стихотворений  русских  и  современных  поэтов;

- что  такое  Библия,  кто  такой  Иисус  Христос,  Богородица;

- основные  православные  праздники;

- что  такое  икона  и  кто  изображается  на иконах;

- православные  храмы  своего  города.

Дети должны уметь (умеют):

 - слушать  рассказ педагога,  включаться  в  диалог,  беседу;

- называть  предметы  русского  быта,  их  применение;

- вслушиваться  в  звучание  православной  музыки,  определять  ее  характер;

- всматриваться  в  изображение  икон,  рассказывать  сюжет  иконы;

- сопоставлять  близкие  по  сюжету  произведения  православного  искусства;

- находить  сходные  по  настроению музыкальное  произведение,  стихи,  произведение  живописи;

- аккуратно  раскрашивать  рисунки  рабочей  тетради,  самостоятельно  подбирать  нужные  цвета;

- различать  средства  художественной  выразительности  иконы;

- играть  в  дидактические  игры  с  правилами,  игры  ТРИЗ;

- выполнять  задания  с  карточками  моделирования  и  придумывать  свои  схематические  изображения;

-  точно  воспроизвести  образец  задания;

- выступать  на  концерте,  спектакле  для  младших  детей  и  родителей;

- разгадывать  загадки  и загадывать  самим;

- изготавливать  самодельные  музыкальные  инструменты,  сувениры, поделки;

- задавать  вопросы  познавательного  характера,  общаться  со  взрослым  в  формальной  ситуации  и  в  позиции  «учитель-ученик»;

- пересказывать  поучительные  рассказы,  притчи,  составлять  свои  рассказы  из  жизни  по  теме  «хорошо-плохо».

   Формы  подведения  итогов  реализации  дополнительной  образовательной  программы:

1. Открытые  просмотры  занятий  кружка.

2. Участие  в  праздниках  и  развлечениях.

3. Организация выставок рисунков и поделок детей-кружковцев.

4. Участие  в  епархиальных  фестивалях-конкурсах  детского  творчества.

5. Анкетирование  родителей  с  целью  выявления  мнений  и  пожеланий  о  работе  кружка.

Оценка  результативности:  

- диагностика  познавательной  деятельности  дается  по  результатам   наблюдения  за  детьми  в  ходе  проведения  кружка;

- мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Автор-разработчик Афонькина ю.А.

- диагностика  музыкального  развития  детей по методике доктора педагогических наук, профессора кафедры управления дошкольным образованием  НИРО Э.П. Костиной.

Планируемые итоговые результаты освоения дополнительной программы по духовно-нравственному воспитанию через интегративные качества ребенка.

Физически развитый – способный физически защитить слабых, помогать взрослым и детям с ослабленным здоровьем.

Любознательный, активный – проявляет интерес к народным и православным традициям, духовным ценностям, православному храму, православным святым, событиям православных праздников, интересуется новым, задает вопросы.

Эмоционально-отзывчивый – сочувствует, сопереживает, откликается на добрые поступки  людей, эмоционально реагирует на произведения православного искусства, мир природы, проявляет любовь к людям, желание порадовать близких, видит в людях доброе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – помнит добро, прощает обиды, уважает других, подражает хорошим поступкам, владеет правилами приличия, благодарит людей за заботу.

Способный управлять своим поведением – скромный, сдержанный в поступках, соблюдает правила поведения в общественных местах, умеет оценить свое поведение, действует по христианским заповедям, видит свои недостатки и достоинства, умеет просить  прощение.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи – различает добро и зло, плохие и хорошие поступки, полезен в делах другим, отзывчивый на просьбы окружающих, может применять самостоятельно усвоенные знания по православной культуре и решать возникающие проблемы.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе – ребенок понимает свою принадлежность к православию, знает о распределении семейных обязанностей в православной семье, православных традициях семьи и государства.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – ребенок послушен, терпелив, трудолюбив, добр, заботлив, честен.

Овладевший необходимыми умениями и навыками – у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Ресурсное обеспечение программы.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Для работы по реализации программы кружка по основам православной культуры разработано Положение о работе кружка, которое отслеживает результаты реализации программы кружка «Основы православной культуры».

Кадровое обеспечение:  Заведующий  МБДОУ разрабатывает Положение о кружке, пишет Приказ об организации работы кружка, заявляет в Уставе о наличии бесплатных дополнительных услуг, принимает в начале учебного года заявление родителей на участие их детей в работе кружка «Основы православной культуры».

 Старший воспитатель проводит консультации для родителей и воспитателей по проблеме духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников. Руководитель кружка  -  педагог высшей квалификационной категории, прошедший курсы повышения квалификации  в Московском Государственном Открытом  Педагогическом университете им. М.А. Шолохова на базе Московской  Духовной Академии по программе «Преподавание предмета «Духовная культура» в образовательных учреждениях» с 04 по 10 ноября 2004 г.  Руководитель кружка  имеет опыт выступления с сообщениями из опыта работы кружка  на районной конференции:  «Преподавание основ православной культуры в Павловском и Сосновском районах: реальность и перспективы» 2004г., на международной научно-практической конференции  в октябре 2012г. в НИРО, на Рождественских научно-педагогических чтениях в Нижнем Новгороде в 2007 г. и в 2012г., имеет публикации в журнале «Педагогическое обозрение» в 2009г., газета «Школа»  в январе 2013г.

Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп принимают участие в Епархиальных конкурсах  поделок «Рождество Христово», «Пасха красная», фотоконкурса «Рождество Христово».

Материально-техническое: Для реализации программы используются помещения группы и музыкальный зал.

Электронные образовательные ресурсы: компьютер, магнитофон-двухкассетник Panasonic, музыкальный центр – СD/ диски, кассеты, микрофон, электро-пианино, телевизор, DVD/ диски.

Интернет-ресурсы: Сообщество взаимопомощи педагогов дошкольного образования и учителей. http: // pedsovet. ru Форум работников детского образования и культуры. http ://forum. numi. ru/ Сайт для работников детского


сада. http:// www. ivalex. vistcom. ru  Дошкольники. Социально-педагогический портал. http:// www. doshcolniki. ru Дошкольник. Сайт для педагогов и родителей. http://  doshcolniki. ru  Сайт «Детство». http:// detstvo. ru  Детский сад. ру.                              Методическое обеспечение:

1.Учебник «Основы  православной  культуры  для  детей  дошкольного  возраста». Составитель  Ольга  Харитонова,  под  редакцией  протоиерея  Виктора  Дорофеева,  издательский  дом  «Покров», Москва,2002г.

2.Рабочие  тетради-раскраски  «Здравствуй,  мир», издательский дом «Покров»,  Москва, 2002г.

3.Методическое  пособие  «Православная  культура» 1-й год  обучения, Центр  поддержки  культурно-исторических традиций  Отечества, Москва, 2004г.

4.Наглядное  пособие «Иллюстрации» по  предмету «Православная культура»1-й год обучения, Москва, 2004г.

5.Музыкальное  пособие  (аудиокассета) «Звуковая  палитра»  по  предмету  «Православная  культура», Москва, 2004г.

6.«Азбука  для  маленьких  христиан». Автор-составитель свящ. Анатолий Стальбовский, ПБЦ «Благовещение».

7.«Священная  история» в  рассказах  для  детей П.Н.Воздвиженского,  изд.  Белый  город, Москва, 2005г.

8«Букварь  для совместного обучения  письму,  чтению и счету».Автор Тернавцев В.А., СПб: Задушевное  слово, 2009г.

9.Аудиокассеты: - «Доброта,  природа,  музыка»; христианские  сказки  для  детей  Е.Королевой, К.Смирнова, А. Емельянова; песни  для  детей  в  исполнении  Елены  и  Александра  Михайловых;«Колокольные  звоны», Москва, 2004г.

10. DVD-диски: - «Священная история. Ветхий  и  Новый  Завет»;

 «Мерная  икона»; «Путешествие  в  Иерусалим», мультфильмы духовно-нравственной направленности.

2. Учебно-тематический план кружка по основам православной   культуры

 

Тематический  блок

занятия

         Формы  и  темы

                занятий

Кол-во часов      

теория

практика    

Основы  православного мировоззрения

1.

Занятие-путешествие  

«Наш удивительный мир»

30мин.

10мин.

20мин.

Православная этика.

2.

Занятие-наблюдение

«Отношение ребенка  к  природе».

15мин

__

15мин.

Азбука маленьких христиан.

2.

Занятие-игра

«А-б-в-г-дейка»

15мин.

__

15мин.

Основы православного мировоззрения.

3.

Интегрированное занятие

«Откуда мы узнаем о Боге? Что такое Библия»

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Ветхий завет.

4.

Комплексное занятие

«Дни сотворения мира»

30мин.

10мин.

20мин.

 Библейская история. Ветхий завет.    

5.

Интегрированное занятие.

«Твой Ангел-хранитель. Забота ангелов о людях»

30мин.

10мин.

20мин.

Православные праздники.

6.

Праздник «Покров Пресвятой Богородицы».

30мин.

____

30мин.

 Библейская история. Ветхий завет.      

7.

Комплексное занятие.

«Сотворение первого человека. Душа человека».

30мин.

10мин.

20мин.

Православная этика.

8.

Занятие-беседа

«Отношение ребенка к родителям и близким;

любовь и благодарность»

30мин.

10мин.

20мин.

Православное искусство.

9.

Занятие-экскурсия

«Колокола и колокольный звон».

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Ветхий завет.

10.

Интегрированное занятие.

«Ноев ковчег. Непослушание в жизни людей».

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Ветхий завет.      

     

11.

Занятие-путешествие.

«История спасения Моисея. Чудеса Божии в пустыне».

30мин.

10мин

20мин.

Православная этика.

12.

Занятие-беседа.

«Поведение детей в семье, уважение к старшим, к отцу и матери».

30мин.

10мин.

20мин.

Азбука маленького христианина.

13.

Занятие-игра

«А-б-в-г-дейка».

15мин.

____

15мин.

Православное искусство.

14.

Комплексное занятие.

«Церковное пение».

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Ветхий завет.

15.

Занятие-путешествие во времени.

«Что такое совесть? Заповеди Божии».

30мин.

15мин.

15мин.

Библейская история. Новый завет.

16.

Интегрированное занятие.

«Рождество Пресвятой Богородицы. Введение  во  храм.»

30мин.

10мин.

20мин.

Православная этика.

17.

Занятие-беседа.

«Обязанности ребенка  в  семье».

15мин.

5мин.

10мин.

Православные праздники.

18.

Праздник «Рождество Христово».

30мин.

_____

30мин.

Православное искусство.

19.

Занятие-беседа

«О  святых иконах. Богородичные иконы»

30мин.

10мин.

20мин.

Азбука маленьких христиан.

20.

Занятие-игра.

«А-б-в-г-дейка».

30мие.

10мин.

20мин.

Библейская история. Новый завет.

21.

Занятие-путешествие во времени.

«Сретение Господне. Детство Иисуса Христа»

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Новый завет

   

22.

Занятие-путешествие во времени.

 «Крещение Господне. Таинство крещения в жизни человека».

30мин.

10мин.

20мин.

Православное искусство.

23.

Занятие-экскурсия.

«Иконы православных праздников».

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Новый завет.

24.

Занятие-беседа.

«Символика церкви».

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Новый завет.

25.

Занятие-развлечение. «Вербное  воскресение в России».

30мин.

_____

30мин.

Библейская история. Новый завет.

26.

Комплексное занятие.

«Заповеди Евангелия».

30мин.

10мин.

20мин.

Православное искусство.

27.

Занятие-беседа. «Кого изображают на иконах? О святых людях».

30мин.

10мин.

20мин.

Азбука маленьких христиан.

28.

Занятие-игра.

«А-б-в-г-дейка».

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Новый завет.

29.

Занятие-путешествие во времени.

«Чудеса Господни. Как Господь  помогает  людям».

30мин.

10мин.

20мин.

Православные праздники.

30.

Праздник  «Пасха  красная».

30мин.

_____

30мин.

Православное искусство.

31.

Занятие-концерт. «Церковное пение»

30мин.

10мин.

20мин.

Библейская история. Новый завет.

32.

Занятие-путешествие во времени. «День Святой Троицы»

30мин.

10мин.

20мин.

Православное искусство

33.

Занятие-экскурсия.

«Храм и его устройство»

60мин.

20мин.

40мин.

Православная этика.

34.

Занятие-беседа.

«Поведение детей в храме».

30мин.

10мин.

20мин.

Азбука маленьких христиан.

35.

Занятие-игра.

«А-б-в-г-дейка».

30мин.

10мин.

20мин.

         Всего:

1080

мин.

315

мин.

765мин.

                         


                                     СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

1. Раздел: Основы православного мировоззрения.

1.1. Тема: Наш удивительный мир.

    Наблюдаем, слушаем, изображаем, то, что нас окружает. Красота  в природе. Слушание музыки, рисование. Игра красками «Художник-сказочник».

1.2. Тема: Откуда мы узнаем о Боге? Что такое Библия.

     Детская Библия. Свойства, которые присущи только Богу. Как люди разговаривают с Богом. Поучительный рассказ.

2.Раздел: Библейская история. Ветхий завет.

2.1. Тема: Дни сотворения мира.

    Сотворение видимого мира. Зачем нужен свет растениям, животным? Наблюдение за небом. Раскрашивание пластилином на картоне изображений луны, солнца, животных. Рисование в тетради-раскраске.

2.2. Тема: Твой Ангел-хранитель. Забота ангелов о людях.

    Невидимый мир прекрасных  ангелов. Какие мысли и поступки может подсказать  твой ангел-хранитель. Повторение стихотворения за педагогом, раскрашивание рисунка в тетради, конструирование ангела из бумаги.

2.3. Тема: Сотворение первого человека. Душа человека.

    Человек дает имена всем животным. Жизнь Адама и Евы в Раю. Любимые фрукты детей. Раскрашивание рисунка цветными карандашами. Изгнание первых людей из Рая.

2.4. Тема: Ноев ковчег. Непослушание в жизни людей.

   Что такое добро и зло? Праведный человек – Ной. Построение ковчега, спасение животных. Вырезание ножницами изображений различных животных, аппликация. Оригами фигурки голубя.

2.5. Тема: История спасения Моисея. Чудеса Божии в пустыне.

    Жизнь людей в Египте, жестокость фараона. Чудесный переход через море. Раскрашивание рисунка в тетради-раскраске, рассматривание иллюстраций в детской Библии.

2.6. Тема: Что такое совесть? Заповеди Божии.

   Как человек говорит с Богом, как изображает Его православное искусство. Что такое телевизор и компьютер для современного человека? Что можно делать в воскресенье? Добро побеждает зло. Почему нельзя брать чужое. Любите друг друга. Поучительные сценки из жизни детей.

3. Раздел: Библейская история. Новый завет

3.1. Тема: Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм.

   Начало спасения людей. Жизнь Пресвятой Богородицы при храме,  Ее трудолюбие, любовь к чтению. Рассматривание иллюстрации иконы праздника, слушание  музыки. Чтение рассказов из Священного Предания.

3.2. Тема: Сретение Господне. Детство Иисуса Христа.

  Что из того, что делаем мы,  Маленький Иисус не делал никогда? Красота в поведении человека. Рассматривание  иллюстрации иконы праздника, слушание музыки. Чтение предания о детских годах Иисуса Христа.

3.3. Тема: Крещение Господне. Таинство крещения в жизни человека.

   Что означает слово «крещение»? Кто такой крестный? Обычаи нашего края, связанные с праздником. Рассматривание иллюстрации иконы праздника, слушание музыки. Рисование крещенского мороза на окне.

3.4. Тема: Символика церкви.

    Какой знак показывает, что ты христианин? Зачем нужно носить нательный крест? Что такое крестное знамение? Зачем люди крестятся? Рассматривание познавательного альбома. Рисование. Лепка из соленого теста.

3.5. Тема: Вербное воскресение в России.

  Чтение Священного Писания.  Празднование в древней Москве. Празднование  в современные дни – народные традиции. Поздравительная открытка к празднику, придумывание и раскрашивание.

3.6. Тема: Заповеди Евангелия. Проповедь на горе. Чтение Священного Писания. Почему нужно делать добро людям? Почему надо прощать людей и мириться с ними? Почему надо помогать родителям? Хорошие и плохие поступки. Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо».

3.7. Тема: Чудеса Господни. Как Господь помогает людям.

   Помощь бедным людям - превращение воды в вино, исцеление больных, насыщение голодных людей пищей, спасение людей на воде во время бури. Как Господь любит маленьких детей. Слушание рассказов из жизни святых людей. Раскрашивание рисунков в тетради-раскраске.

4. Раздел: Православная этика.

4.1. Тема: Отношение ребенка к природе. Как дети могут беречь природу, животных и растения. Рассматривание иллюстраций о природе, раскрашивание рисунка. Труд в уголке природы.

4.2. Тема: Отношение ребенка к родителям и близким; любовь и благодарность. Как ребенку относиться к родителям и другим взрослым. Что означают слова «любовь» и «благодарность». В чем проявляется любовь к родителям? Заповедь о любви. Проблемные ситуации.

4.3. Тема: Поведение детей в семье, уважение к старшим, к отцу, к матери. Традиции русской православной семьи. Что означает слово «уважение», «почитание». Как проявляется неуважение к родителям? Заповедь о почитании отца и матери. Проблемные ситуации.

4.4. Тема: Обязанности ребенка в семье. Традиции русской православной семьи. Обязанности ребенка по отношению к родителям, старшим и младшим братьям и сестрам. Домашние обязанности мальчиков и девочек. Игровые ситуации с игрушками.

4.5. Тема: Поведение детей в храме. Наблюдение поведения людей в церкви во время экскурсии. Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо». Какие наши поступки порадуют прихожан храма, какие огорчат?

5. Раздел: Православные праздники.

5.1.Тема: Покров Пресвятой Богородицы.

  Традиции празднования праздника в родном городе, посиделки. Участие детей в празднике: исполнение народных песен, народных игр и танцев, песен об осени. Художественно-творческие работы.

5.2.Тема: Рождество Христово.

   Традиции праздника. Святочные обычаи, сочинение колядок, участие детей в празднике: инсценировка, исполнение песен о зиме, зимние игры, танцы, соревнования. Художественно-творческие работы по теме.

5.3. Тема: Пасха Красная.

   Народные традиции праздника в России. Изготовление подарков-самоделок  к празднику. Участие детей в празднике: песни о весне, народные хороводы, народные игры с крашеными яйцами.

5.4. Тема: День Святой Троицы.

    Народные традиции празднования Троицы. Украшение зала и групповой комнаты к празднику веточками березы. Участие детей в празднике на улице: хороводы вокруг березки, концерт для малышей, игры, аттракционы.

6.Раздел: Православное искусство.

6.1.Тема: Колокола и колокольный звон.

    История возникновения колоколов. Слушание композиций колокольных звонов. Изготовление самодельных музыкальных инструментов – колокольчиков и исполнение на них небольших пьес. Рисование. Возможно экскурсия к местному храму.

6.2. Тема: Церковное пение.

   Особенности исполнения церковной музыки. Рассматривание музыкальных пособий по церковной музыке. Слушание выступления православного хора.

6.3. Тема: О святых иконах. Богородичные иконы, их виды.

    История возникновения иконы. Рассматривание репродукций. Слушание рассказа о чудотворной иконе.

6.4. Тема: Иконы православных праздников.

   Вернисаж. Сравнение икон по сюжету. Викторина.

6.5. Тема: Кого изображают на иконах? О святых людях.

   Мои именины, мой святой. Краткая молитва своему святому. Русские герои. Рассматривание репродукций.

6.6. Тема: Храм и его устройство.

   Что такое храм, его назначение, его создатели. Первый храм, устройство современного храма. Конструирование храма из кубиков. Раскрашивание рисунка.

6.7. Тема: Экскурсия в музей.

   Посещение отдела православного искусства, рассматривание  картин местных художников, изображающих наш город, церкви. Фотографии церквей дореволюционного города Павлово. Старинные  предметы церковной утвари.

7. Раздел: Азбука маленьких христиан.

7.1. Тема: А-б-в-г-дейка.

    Дети знакомятся с церковно-славянскими буквами, сравнивают их с современной азбукой, учатся записывать свои имена, находить слова, начинающиеся с букв алфавита, повторяют за педагогом стихи, поют песню «Алфавит» муз. Воскресенского, играют в подвижный игры с буквам.


                                              Методическое обеспечение.

  Тема  занятия

      Цель

  Методы и приемы

 Материалы

1.

Наш  удивительный мир.

Развивать умение эстетического восприятия  красоты  и разнообразия окружающего мира.

Беседа по содержанию темы.

Игра-упражнение.

Прием «эмпатия».

Художественное творчество.

Слушание музыки.

Иллюстрации окружающего мира: леса, моря, горы и т.д. Тетрадь-раскраска, цветные карандаши.

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

2.

Отношение ребенка к природе.

Формировать бережное отношение детей к природе. Обогащать словарный запас детей.

Игровой прием «Копилка».

Игровой прием «Поймай слово».

Наблюдение за природой  из окна, на прогулке.

Слушание классической музыки.

Копилка-шкатулка.

«Словарь эмоций».

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

3.

Откуда мы знаем о Боге? Что такое Библия.

Способствовать познавательному развитию детей. Обогащать словарь детей новыми словами.

Игровой прием «Копилка».

Познавательная беседа, вопросы к детям.

Чтение поучительного рассказа.

Задание на дом.

Разные издания Библии – старые, современные, большого и малого форматов, детская Библия.

4.

Дни сотворения мира.

Формировать у детей представление о взаимосвязи слов «любовь-доброта-красота».

Чтение детской Библии.

Игра-инсценировка.

Решение проблемных ситуаций.

Художественное творчество.

Слушание музыки.

Репродукции икон, иллюстрации природы, животных.

Заготовки из картона изображений птиц и животных, солнца, луны и т.д. Пластилин.

5.

Твой Ангел-хранитель. Забота ангелов о людях.

Расширять кругозор детей на основе знакомства с православной культурой, формировать интерес к истории возникновения окружающего мира.

Беседа-рассказ.

Беседа-диалог.

Вопросы к детям.

Познавательные вопросы детей.

Показ видеоматериалов.

Исполнение педагогом стихотворения.

Показ иллюстраций.

Конструирование поделок из бумаги.

Слушание и подпевание песни.

Магнитофон, DVD

Аудиокассеты, видеокасеты

Иллюстрации, репродукции икон с изображением ангелов.

Тетрадь-раскраска, цветные карандаши.

Бумага, ножницы, клей.

6.

Покров Пресвятой Богородицы.

Доставить детям радость от народного праздника, поощрять  проявление творческой активности.

Рассказ педагога.

 Чтение стихотворений, пословиц и поговорок детьми.

Исполнение народного танца.

Сюрпризный момент.

Альбом с любимыми русскими народными песнями детей.

Убранство русской избы: половики, полотенца, посуда, печь и т.д.

7.

Сотворение первого человека. Душа человека.

Познакомить детей с  христианским  понятием -  «душа человека».

Рассказ педагога.

Рисование.

Творческая работа-аппликация.

Слушание музыки.

Наглядное пособие «Иллюстрации».

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

Магнитофон. Кассеты.

Цветная бумага,  клей.

8.

Отношение ребенка к родителям и близким; любовь и благодарность.

Дать понятие о нравственных  качествах человека. Воспитывать любовь и уважение к родителям и близким.

Рассматривание фотографий.

Беседа с детьми.

Игра «Моя семья». Прием ТРИЗ «хорошо-плохо».

Пение песен о семье.

Познавательный альбом.

Театральный подиум.

Микрофон, музыкальные инструменты.

9.

Колокола и колокольный звон.

Усиление эмоциональной стороны восприятия музыки, развитие интереса к церковной  музыке.

Слушание музыки.

Соревнование, кто больше отгадает загадок.

Подбери стихи к характеру музыки.

Изготовление самодельных музыкальных инструментов – колокольчиков.

Альбом с загадками о музыке.

Альбом со стихами о музыке и иллюстрациями.

Аудиозаписи звучания колокольного звона.

Материал для изготовления колокольчиков.

10.

Ноев ковчег. Непослушание в жизни людей.

Способствовать познавательному развитию детей, формировать интерес к нравственным понятиям - непослушание, зло.

Беседа-рассказ.

Творческая работа-аппликация.

Познавательная минутка «Знаешь ли ты?»

Панно-конструктор.

Заготовки изображений животных, ножницы.

Иллюстрации.

11.

История спасения Моисея. Чудеса Божии в пустыне.

Способствовать познавательному развитию детей, формировать интерес к событиям древней истории.

Беседа-рассказ.

Беседа-диалог. Просмотр видеофильма. Рисование.

Тетрадь-раскраска, цветные карандаши. DVD-диск.

12.

Поведение детей в семье, уважение к старшим, к отцу и матери.

Воспитывать уважение, доброту, любовь, заботливое отношение к членам семьи.

Вопрос-ответ.

Прием «Мозаика».

Разыгрывание сценок из жизни семьи.

Прием ТРИЗ «хорошо-плохо».

Домашние семейные  альбомы.

Иллюстрации.

Персонажи  кукольного театра.

13.

Православная азбука.

Расширять кругозор детей, сравнивать буквы  современной и церковно-славянской азбуки.

Беседа-диалог.

Прием «Копилка».

Повторение стихотворения за взрослым.

Наглядное пособие «Азбука»

Магнитофон.

Познавательный альбом.

14.

Церковное пение.

Знакомить детей с наименованием, внешними признаками, целевым назначением, функциями предметов музыкального мира.

Наглядный метод.

Практические задания.

Игра на музыкальных инструментах.

Слушание музыкальных произведений.

Музыкальная тетрадь.

Нотные сборники.

Музыкальные инструменты.

Камертон.

Аудиотехника.

Хоровые партитуры.

Дирижерская палочка.

15.

Что такое совесть? Заповеди Божии.

Познакомить с основным нравственным понятием, дать детям представление о нормах поведения в жизни людей.

Беседа с детьми по теме.

Слушание поучительного рассказа.

Рисование, слушание музыки.

Задание на дом.

Тетрадь-раскраска, цветные карандаши.

Библия для детей.

Магнитофон, кассеты. Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

16.

Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм.

Воспитывать доброту и  любовь к  Пресвятой Богородице.

Повторение пройденного материала.

Анализ сюжета иконы.

Рассказ педагога.

Слушание церковного пения.

Репродукции икон.

Библия для детей.

Магнитофон, кассеты.

17.

Обязанности ребенка в семье.

Познакомить детей с традициями русской семьи, с обязанностями каждого члена семьи.

Вопросы к детям. Игровой прием «Уложи куклу спать».

Игровой прием  «Помогаю маме»

Игровой прием  «Помогаю папе».

Детские музыкальные инструменты – погремушки, маракасы.

Мягкая игрушка. Соленое тесто. Кукла с одеждой. Люлька.

18.

Рождество Христово.

Обогащать детские впечатления, создавать радостную творческую атмосферу.

Показ иллюстраций.  

 Коллективный творческий рассказ.

 Творческая работа-«Христос рождается!».

Инсценировка  библейского рассказа.

Слушание музыки, пение колядок, разучивание стихотворений, сценок.

Наглядное пособие «Иллюстрации».

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

Магнитофон, кассеты.

Костюмы к сценкам.

19.

О святых иконах. Богородичные иконы.

Дать детям представление о православном  искусстве  иконописи, художниках-иконописцах.

Беседа с детьми, вопросы к детям. Слушание церковной музыки.

Сравнение разных по содержанию икон.

Домашнее задание.

Репродукции икон праздников, Богородичные иконы.

Магнитофон, кассеты.

20.

Православная азбука.

Расширять кругозор детей, сравнивать буквы  современной и церковно-славянской азбуки.

Беседа-диалог.

Прием «Копилка».

Повторение стихотворения за взрослым.

Раскрашивание букв своего имени.

Наглядное пособие «Азбука»

Магнитофон.

Познавательный альбом.

Тетрадь-раскраска, карандаши.

21.

Сретение Господне. Детство Иисуса Христа.

Расширять  кругозор детей, приобщая  к православным праздникам.

Показ иллюстраций.

 Рассказ педагога.

Чтение детской Библии.

Рисование.

Слушание музыки.

Наглядное пособие «Иллюстрации».

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

Магнитофон, кассеты.

22.

Крещение Господне. Таинство крещения в жизни человека.

Побуждать детей  творчески относиться к народным традициям.

Рассказ педагога.

Показ иллюстраций.

Вопросы к детям.

Загадки.

Творческая работа.

Слушание музыки.

Репродукция иконы, иллюстрация Крещения из Детской Библии.

Тетрадь-раскраска.

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

23.

Иконы православных праздников.

Приобщать детей к православному искусству иконописи.

Беседа с детьми, вопросы к детям. Слушание церковной музыки.

Сравнение разных по содержанию икон.

Домашнее задание

Репродукции икон праздников.

Магнитофон, кассеты

24.

Символика церкви.

Ознакомление детей с одним из видов православной культуры - религиозная символика.

Рассматривание познавательного альбома.

Выполнение задания «Найди знакомое изображение»

Рисование, лепка.

Задание на дом

Познавательный альбом.

Евангелие, молитвенник.

Тетрадь-раскраска.

Пластилин или соленое тесто.

25.

Вербное воскресение в России.

Активно участвовать в народных обрядовых играх, любить и  видеть  красоту  русских православных праздников.

Показ иллюстраций.

Прием «повторяй за мной».

Прием «Я знаю, что…»

Игра на металлофоне.

Индивидуальное исполнение песен и стихов о весне.

Наглядное пособие «Иллюстрации».

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

Магнитофон, кассеты.

Костюмы к сценкам, веточки вербы.

26.

Заповеди Евангелия.

Дать детям представление о правилах поведения человека, данных Богом.

Познавательная минутка «Знаешь ли ты?».

Практический.

Проблемно-поисковый.

«Священная история».

Наглядное пособие «Иллюстрации».

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

27.

Кого изображают на иконах? О святых людях.

Способствовать пониманию духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие. Научить понимать и анализировать изображение на иконах.

Рассказ педагога, вопросы к детям.

Показ иллюстраций.

Творческая работа- плакат.

Слушание музыки.

Репродукции и иконы святых людей.

Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

28.

Православная азбука.

Расширять кругозор детей, сравнивать буквы  современной и церковно-славянской азбуки.

Слушание песни о буквах в аудиозаписи и живом исполнении педагога, детей.

 Беседа с детьми.

Моделирование по карточкам своего имени.

Карточки  с буквами.

Аудиокассеты.

Цветные кубики.

Православная азбука.

29.

Чудеса Господни. Как Господь помогает людям.

Познакомить детей с необычными делами, которые обыкновенному человеку не по силам.

Беседа-диалог.

Рассматривание иллюстраций.

Прием «Расскажи, что ты видишь?»

Раскрашивание рисунков.

Слушание рассказа.

Задание на дом.

Иллюстрации из книги «Библейские повествования».

Иконы «Преображение Господне», «Благословение детей».

Тетрадь-раскраска, карандаши.

30.

Пасха красная.

Способствовать эмоциональному  сопереживанию  детей  во время проведения  духовно-нравственного  события – праздника Пасхи.

Рассказ педагога.

Творческая работа: спектакль «Пасхальный колобок».

Слушание музыки.

Пение пасхальных песен, песен о весне, чтение стихов.

Атрибуты: крашеные яйца, куличи, корзинки, горка для катания яиц, веточки вербы.

Музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, колокольчики, бубны.

Костюмы к спектаклю, декорации.

31.

Церковное пение.

Заинтересовать детей красотой звучания  хоровой музыки, разбудить фантазию детей.

Повторение, вопросы к детям.

Слушание церковной музыки.

Анализ звука и цвета.

Выполнение аппликации.

Магнитофон, кассеты.

Цветная бумага, клей, ножницы.

32.

День  Святой  Троицы.

Поощрять  проявление творческой активности детей, стимулировать совместную деятельность детей и взрослых.

Беседа с детьми.

Чтение стихов.

Исполнение русских хороводов.

Игра на музыкальных инструментах.

Репродукции икон.

Березовые веточки.

Детские музыкальные инструменты.

Платочки, русские костюмы.

33.

Храм и его устройство.

Познакомить детей с деятельностью архитекторов, создателей  православных храмов.

Беседа с детьми.

Рассматривание иллюстраций.

Вклеивание фотографий в познавательный альбом.

Рисование.

Вопросы к детям.

Слушание стихотворения.

 Наглядное пособие «Иллюстрации», познавательный альбом.

Тетрадь-раскраска, карандаши, клей.

34.

Поведение людей в храме.

Экскурсия в местный храм.

Воспитывать у детей умение применять правила поведения в окружающей жизни.

Беседа священника с детьми.

Вопросы  проблемного характера.

Индивидуальная работа.

Поделки –подарки для воскресной школы.

35.

Православная азбука.

Расширять кругозор детей, сравнивать буквы  современной и церковно-славянской азбуки

Беседа-диалог.

Прием «Копилка».

Повторение стихотворения за взрослым.

Наглядное пособие «Азбука»

Магнитофон.

Познавательный альбом.

36.

Экскурсия в музей.

Развивать у детей способность эстетического восприятия предметов православной культуры.

Беседа-диалог.

Рассматривание экспонатов православного искусства.

Сравнение, сопоставление. экспонатов одного вида.

Транспортное средство.

Сопровождение родителей.

Разрешение родителей на поездку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы

Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей

laquo;Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и  нравственному воспитанию дошкольников»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Идём дорогою добра» 2018 -2019 г.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры....

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего возраста «Сказка – детям подсказка»

Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного....

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в духовно- нравственном воспитании детей

В последние годы деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их индивидуальный, эмоциональ...