Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_sr.gr_ot_slova_k_zvuku.docx | 83.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующая МДОАУ
детский сад № 28
____________ Г.Х. Масягутова
«____»____________2016г.
Дополнительная образовательная программа «От слова к звуку»
для детей от 4 до 6 лет
(Срок реализации программы– 2 года)
Принято на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 25.08.2016г.
Автор – составитель:
Хабипова И.П. – воспитатель
г. Нефтекамск, 2016г
Выписка
из протокола № 1 заседания педагогического совета
МДОАУ детский сад №28 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
от 2016 года.
Повестка дня:
1. Утверждение дополнительной образовательной программы «От слова к звуку». Докладчик: Хабипова И.П.
Слушали:
1. Хабипова И.П. ознакомила членов педагогического совета с дополнительной образовательной программой «От слова к звуку».
Постановили:
1.Утвердить дополнительную образовательную программу «От слова к звуку» для детей среднего дошкольного возраста.
2.Рекомендовать применение дополнительной образовательной программы «От слова к звуку» для детей среднего дошкольного возраста.
3.Контроль за применение дополнительной образовательной программы «От слова к звуку» с детьми среднего дошкольного возраста возложить на старшего воспитателя Гайнанову Э.А.
Председатель: Г.Х. Масягутова.
Секретарь: Т. В. Пушкарева
Рецензия
на дополнительную образовательную программу
«От слова к звуку»
составленную воспитателем
МДОАУ детский сад №28 Хабиповой И.П.
Программа «От слова к звуку» включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы, методическое обеспечение. В пояснительной записке определена актуальность, обозначены и сформулированы цель и задачи, новизна, формы и режим работы с детьми. В программе «От слова к звуку» определены не только цели и задачи, но сформулировано программное содержание разделов на первый год обучения и ожидаемые результаты.
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно оказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются и речь, и движение ладошек. У воспитанников часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики и речевой деятельности. Ребёнку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного, и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка и подготовки руки к письму.
Содержание занятий кружка «От слова к звуку» по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
Программа рассчитана на один год обучения – средний дошкольный возраст. Все разделы программы объединяет игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, всех сторон речевой деятельности.
Содержание
1.Пояснительная записка 5 |
|
1.2.Новизна 6 |
1.3. Формы проведения занятий 7 |
1.4.Цель программы 7 |
1.5.Задачи программы 7 |
1.6.Ожидаемые результаты первого года обучения 8 |
1.7. Ожидаемые результаты второго года обучения 8 |
1.8. Работа с родителями 8 |
1.9Формы поведения итогов реализации программы 9 |
2. Содержание программы 9 |
2.1. Учебный план первого года обучения 10 |
2.2. Учебный план второго года обучения 10 |
2.3. Перспективный план первого года обучения 11 |
2.4 Перспективный план второго года обучения 18 |
3. Список литературы 18 |
4. Приложения 20-34 |
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Упражнения комплекта дадут ребенку представление о различии слова и слога как минимальной произносительной единицы. Дети будут анализировать двух – трехсложные слова ,конструировать слова по условию, сравнивать их по смыслу и структуре.
Актуальность программы
В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Программа речевого кружка «От слова к звуку» позволяет оказывать помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
При составлении программы были использованы также, методические разработки: В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук.
Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы.
Мониторинг воспитанников в мае 2015 г выявило проблему речевого развития детей средней группы.
Речевое развитие:
Анкетирование родителей подтвердило необходимость дополнительного образования по развитию речи с воспитанниками нашей группы 45 %.
Новизна
Программа «От слова к звуку» - полностью соответствует лексико-грамматическому планированию занятий по развитию речи, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип с использованием комплекта методических пособий «Логика – малыш» (издательский дом «Зимородок», Москва), Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями с интеграцией следующих областей: социально – коммуникативное, речевое, познавательное, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Срок реализации: 2 года
Контингент детей: от 4 до 6 лет.
Количество занятий: 2 раза в неделю.
Формы проведения занятий:
-пальчиковые игры;
-игры с предметами и материалами;
- массаж рук;
-артикуляционные гимнастики;
-работа с планшетниками;
- работа с карточками;
- панель.
Цель программы.
Комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи 1 года обучения
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
-формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Задачи 2 года обучения
- Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков);
- Развивать движения кистей и пальцев рук;
- Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- Развивать фонематические представления и навыки.
Ожидаемые результаты 1года обучения
- подвижность органов артикуляторного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть), отработка определенных движений;
-выполнение необходимых движений в полном объеме в заданном темпе.
Ожидаемые результаты 2года обучения
- умение переключения от одного движения к другому;
-умение удерживать речевые органы в заданном положении.
Работа с родителями
Цель работы:
-расширение и укрепление связей родителей с детским садом;
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы работы:
-Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации);
-Коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся.
Содержание программы:
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели.
Учитывается интеграция следующих областей:
1. Социально – коммуникативное развитие – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественно – эстетическое развитие – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки), ,), используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
4. Речевое развитие - обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
5. Физическое развитие – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж, для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа включает в себя следующие разделы :
1.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания.
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосовое и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звук различения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Поэтому основной целью является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи
Учебный план - I год обучения
№ п/п | Содержание работы | Количество | |
занятий | часы | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Сентябрь (вводное -1) Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май (итоговое - 1) | 8 8 8 8 4 8 8 8 8 | 3 3 3 3 1ч.20мин 3 3 3 3 |
И т о г о: | 72 | 25ч. 20мин |
Учебный план - 2 год обучения | Кол-во занятий | часы | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Сентябрь(вводное) Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май (итоговое) | 8 8 8 4 8 8 8 8 | 3 3 3 1ч20мин 3 3 3 3 |
Итого: | 72 | 25ч 20мин |
Перспективное планирование 1-го года обучения
Перспективное планирование 2-го года обучения
Литература.
1. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина » Программа развития речи детей пятого года жизни» («Развитие речи детей 4-5 лет» Москва издательский центр » Вента-Граф»2009г.)
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва Мозаика-синтез 2011г.
3. «По дороге к азбуке» ( Комплексная программа » Детский сад 2100″Т.Р. Кислова. ООО БАЛАСС 2000
4.Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003г.
5.Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964
6.Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004г.
7.Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004г.
8.Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999г.
9.Васильева М.А. «Воспитание и обучение детей в детском саду».- М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева
10.Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008г.
11. Колесникова Е.В. Развитие культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарий учебно-игровых занятий.- 2 изд-е, испр., доп.-М.: ГНОМ и Д, 2009.-80с. (Опыт работы практического педагога).
12.Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. –М.: Айрис-дидактика, 2011г.
13. Печора К.Л., Пантюхина В.Л., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2011.
14.РазенковаЮ.А., Одинокова Г. Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004г.
15.Селивановская Г. Играем и развиваем речь, 2010г
Приложение №1
Конспект занятия по звуковой культуре речи
в средней группе «Звук [М]»
Цель: Знакомство со звуком «м»
Задачи:
- Учить произносить звук «м».
- Учить подбирать картинки со звуком «м».
- Развивать фонематический слух.
- Умение выслушивать товарищей.
Демонстрационный материал: картинка с изображением коровы. Картинка морковки, мороженого, молока, мандарина, манго, сыра, яйца, колбасы, творога, машины, мыла.
НОД:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие на зеленый лужок.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пойдем на луг гулять!
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…
Дети: Коровы.
Воспитатель демонстрирует картинку коровы.
Ты куда идешь корова - длинные рога?
- Иду я на луга.
Воспитатель: Ребята давайте сделаем рожки как у коровы и помычим. Губы плотно сомкнуты вместе.
Дети: ммм (громко)
Дети: ммм (тихо)
Ребята что-то наша корова грустная и не мычит. Она забыла свой звук. Чтобы ей помочь нам нужно выполнить задания.
1 задание: Игра: «Поймай звук» (хлопни в ладоши, если услышишь звук «м»)
Звуки: «п», «д», «м», «р»
Слова: морковь, молоко, сыр, хлеб, апельсин, мандарин, мука, мыло, телевизор, ручка.
2 задание: А теперь подойдите к столу и выберите картинку со звуком «М».
Воспитатель: Молодцы ребята! Но корова еще не вспомнила свой звук.
3 задание: Давайте отгадаем загадки, которые приготовила нам корова.
В землю спряталась Девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную (Морковку.)
Домашнюю корову
Узнаете легко,
А, что она нам дарит?
Парное … (молоко)
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под ёлку - точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин -
Вкусный сладкий. (мандарин)
Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею! (машина)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука)
Скороговорки:
Ма-ма - ма - на дворе зима.
Мы- мы – мы – прочитали книгу мы.
Ме – Ме – ме – дайте травку мне.
В группе раздается звук коровы.
Воспитатель: Ребята корова наша замычала. Мы ей помогли. А нам ребята пора возвращаться домой.
Раз, два, три
Вокруг себя обернись
В детском саду очутись!
Воспитатель: Ребята, какое полезное дело мы с вами сделали?
Ответы детей.
Воспитатель: Где мы были? Кого встретили? Как мычит корова? Какие слова мы знаем на звук «м».
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Смотрите, какие подарочки нам дала корова
Приложение №2
Конспект занятия по развитию речи всредней группе «В гости к леснику» |
Задачи:
1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. . 2.Развиват фонематическое восприятие, словарь детей. 3.Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
- Дети, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!
Здравствуйте девочки и мальчики!
Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!
Лесник.
- Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
его домик? (сторожка)
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
- Вы согласны пойти в гости?
- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим
"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика
(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.
песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и "Назови одним словом"
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;
берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;
скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;
брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;
лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные
- Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"
"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая головища"
Физминутка.
Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.
Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…
Молодцы! Идите дальше, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.
"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Конечно! Если вы со мной поиграете.
Д/и "Назови ласково"
Лист - листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка, трава - травушка, гусеница - гусеничка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек.
дождь – дождичек.
Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком, волк - волчонком, медведь - медвежонком,
белка - бельчонком, ёж – ежонком, тигр – тигренком, слон – слоненком, лев
– львенком, заяц – зайчонком, мышь – мышонком.
Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!
- Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
- Что делают птицы весной?
- Какую пользу приносят птицы?
- Как люди заботятся о птицах?
- Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?
- Чего нельзя делать в лесу?
Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник - Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.
Приложение №3
Конспект занятия в средней группе «Звук и буква А»
Программное содержание.
•познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А, У,О, И. Познакомить с гласной буквой А. Упражнять детей в составлении буквы А из палочек. Закрепить понятие слово, различать длинные и короткие слова.
•развивающие задачи: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, слуховое внимание и память, закрепить умение различать правую и левую сторону.
•воспитательные задачи: воспитание навыков инициативности и самостоятельности.
Материал:
• Демонстрационный: кукла Аня, звуковые домики, Буква А, коврограф, игра «Логокуб».
• Раздаточный: предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, массажный шарик.
Предшествующая работа.
Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные ударные гласные из слов, понятие звук.
Словарная работа.
Звук, слово, буква, гласный звук.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв. Вы узнаете много нового о звуках и буквах, словах. (рассматривают красный и синий домик).
В этих домиках живут разные звуки и буквы.
Ребята, послушайте, кто-то плачет: а-а-а. Это кукла Аня.
-Как плачет Аня? (а-а-а). Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие в страну звуков и букв.
-Какой первый звук в слове АААня? Аня принесла с собой игрушки: ааавтомобиль, ааавтобус и фрукты ананас, ааапельсин, ааабрикос.
-Какой звук первый во всех этих словах? (Звук А).
2. Ход занятия.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком А. Аня предлагает нам спеть звук А. Представьте, что у нас в руках клубок. Наматываем ниточку на клубок и поем звук А-А-А. Ниточка длинная или короткая? (длинная). Звук А мы можем петь тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком. (Символ гласного А Ткаченко).
3. Развитие слухового внимания.
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов дети хлопают, услышав звук А.
4. Дифференциация понятий «звук» и «слово».
А - это звук, а арбуз-это слово. Слова состоят из звуков. Если звуки «рассыпятся», то слово не получиться. Приготовьте ладошки. Я буду называть вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова: а-р-б-у-з (арбуз, а-н-а-н-а-с, А-н-я.
5. Произношение слов со звуком А, определение позиции звука.
Посмотрите, в красном домике лежат картинки. Назовите Ане название картинки и определите, где находится звук А. (автомобиль, автобус, арбуз, ананас, абрикос, апельсин, аист).
В начале слова или в конце?
6. Физминутка.
Прилетел к нам аист.
-Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
-Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Шагните правой ногой.
Шагните левой ногой,
Так придете вы домой
Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют.
7. Знакомство с буквой А.
На что похожа буква А, что она вам напоминает?
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Выложите букву из счетных палочек. Сколько нам понадобится палочек?
Букву А мы можем написать, выложить из полочек, потрогать, увидеть.
А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла (три).
8. Чтение.
На коврографе выложены звуковые дорожки от Буквы А до Буквы я. Нужно прокатить шарики и «пропеть» звуки.
9. Итог.
С какой буквой мы познакомились?
Игра «Логокуб»: выложи на куб картинки названия, которых начинается на звук А.
А куклу Аню мы еще пригласим на занятие!
Приложение № 4
Конспект занятия в средней группе «Домашние животные и их детеныши»
Образовательные области: «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: познакомить с названиями домашних животных, их детенышами.
Задачи:
Образовательные задачи.
обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных, учить сравнивать, учить детей образовывать сложные слова, существительные множественного числа, упражняем в нахождении геометрических фигур, передавать характерные черты животного в рисунке.
Развивающие задачи.
развивать речь, мышление, память, внимание, восприятие; развивать мелкую и общую моторику; развивать творчество; развивать эстетическое восприятие;
пополнять словарный запас по теме, развивать словоизменение и
словообразование;
Воспитывающие задачи.
воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
Материал и оборудование: картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, фигурки домашних животных, листы бумаги, краски, кисти.
Предварительная работа: чтение стихотворения «Путаница» К. Чуковского. Рассматривание картинок с изображением домашних животных и их детенышей, наблюдение на улице за собакой, кошкой. Загадки о животных. Беседы о животных.
Ход работы.
Воспитатель: — Ребята, давайте вы попробуете угадать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, и чем мы будем заниматься.
Загадки
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Поросенок)
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан (Овца)
Я умею чисто мыться
Не водой, а языком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком! (Кошка)
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока. (Корова)
Защищать должна я дом.
Всё обнюхаю кругом.
Вас спасать я брошусь в реку,
Первый друг я человеку.
Лаю, если где-то драка,
Потому, что я — …(Собака)
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Теперь давайте сравним с вами диких и домашних животных. Как вы думаете, почему лису, медведя, волка, ежа называют дикими животными?
Дети: — Они живут в лесу, сами добывают корм, строят жилища, заботятся о детенышах.
Воспитатель: — А как называют этих животных? (Показывает картинки с изображением собаки, кошки, коровы, козы, лошади, овцы, свиньи)
Дети: – Домашние животные.
Воспитатель: — Почему их так называют?
Дети: – Эти животные живут рядом с человеком; человек о них заботится, кормит, строит им жилища.
Воспитатель: — А кто изображен на этих картинках? (Показывает картинки с изображение котенка, щенка, жеребенка, поросенка, козленка, теленка).
Дети: — Детеныши домашних животных.
Воспитатель показывает картинки по одной и предлагает назвать, что на них изображено, а затем к картинкам «Детеныши» дети подбирают картинку «Взрослые животные» и называют соответствующую цепочку:
кошка-кот-котенок
собака-пес-щенок
лошадь-конь-жеребенок
корова-бык-теленок
свинья-хряк-поросенок
коза-козел-козленок
Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь давайте поиграем с вами в игру.
Словесная игра «Кто, где живет?»
Воспитатель: Ребята, все домашние животные живут рядом с человеком. И у каждого животного есть свое отдельное место, где оно живет. Кто знает называния этих мест?
Дети: Свинья живет в свинарнике, коровы – в коровнике, овцы – в овчарне, кошка – в доме, собаки – в конуре, лошади – в конюшне.
Затем воспитатель называет животное, а дети говорят, где оно живет.
Воспитатель: Ребята, как называется, когда вместе собирается много коров, коз, лошадей, овец, собак?
Дети: — Стадо, табун, отара, стая.
Воспитатель: — Ребята, давайте продолжим фразы:
табун – это много ……
стадо – это много……
отара – это много….
стая – это много…..
Воспитатель: — Ребята, давайте подумаем, какую пользу приносят домашние животные?
Дети: Собака — сторожит дом; кошка — ловит мышей; корова дает молоко и мясо; лошадь – перевозит людей и грузы; коза – дает молоко, мясо, шерсть; овца – дает мясо; шерсть, свинья – мясо.
Воспитатель: Дети, давайте с вами опишем корову по плану: размер, цвет, как «разговаривает», характерные признаки частей тела, где живет, чем питается, какую пользу приносит.
Дети: Корова – крупное животное. Она бывает коричневая, белая с черным. Она говорит «Му-му», она мычит. У коровы длинные ноги, хвост. У нее есть рога. Она живет в коровнике, ест траву, сено. Корова дает молоко и мясо.
Игра один – много
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду называть животное, а вы будете называть его во множественном числе:
корова – коровы
лошадь – лошади
собака – собаки
кошка – кошки
коза – козы
овца – овцы
А сейчас ребятки, выходите все из-за стола, мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Бегут, бегут со двора (шагаем на месте)
Гулять, гулять в луга: (прыжки на месте)
Курка-гарабурка-каки-таки, (хлопаем в ладоши)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (топаем ногами)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (приседаем)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (хлопаем в ладоши)
Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (топаем ногами)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (приседаем)
Баран-крутороган-чики-брыки, (хлопаем в ладоши)
Корова-комола-тпруки-муки, (топаем ногами)
Конь-брыконь-иги-виги. (шагаем на месте)
Воспитатель: — Ребята, молодцы, а сейчас мы с вами нарисуем кошку. Мы будем рисовать ее красками. Дети, посмотрите на картинку, как вы думаете, на какую фигуру похоже туловище кошки, голова, лапы, уши?
Дети: Туловище похоже на овал, голова – на шар, лапы – на палочки, столбики, уши – на треугольники.
Воспитатель: Давайте посмотрим с вами, где мы нарисуем голову относительно туловища, где хвост и лапы?
Дети: Голову сверху и с края туловища. Уши на голове. Хвост сзади, лапы – снизу туловища.
Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько лап у кошки? Они должны быть одинакового размера или это неважно? И почему лапы мы рисуем снизу относительно туловища?
Дети: Лап должно быть четыре, они должны быть снизу туловища и одинакового размера, чтобы животное могло стоять на них устойчиво и не упасть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего
Приложение №5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗВУКОВ»
Программное содержание:
- закреплять у детей понятие «звук»;
- развивать фонематический слух;
- продолжать обучать детей выделять гласный звук в слове и называть его изолированно.
- закреплять умение дифференцировать согласный звук по твердости-мягкости и обозначать эти признаки соответствующими знаками;
- определять место звука в слове;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать учебную мотивацию.
Оборудование:
-Карточки с изображением предметов для выделения гласных звуков (картинки должны обозначать односложные слова для простоты задания, например: карточки «лук, дом, сок, сыр, слон, дым, мак, рак) по количеству детей приложение 1)
-Игрушки, в названии которых есть звуки «Н», «НЬ».
-Два грузовика со знаковым изображением твердых и мягких согласных звуков.
-«Копилка знаний» - коробочка с бумажными утятами. Утята даются за правильный ответ.
-Ширма, кукла би-ба-бо Старик.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, мы с вами живём в мире звуков. Кругом и всегда, где бы мы ни были, что бы мы не делали, нас окружают звуки. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир звуков. А сопровождать нас в этом путешествии будет наша «Копилка знаний». И кто сколько «утят» сегодня наберет, мы посмотрим в конце нашего путешествия. Ну, а теперь пора отправляться в путь! Сейчас я взмахну «волшебной палочкой» и мы окажемся в лесу. Какие звуки можно здесь услышать? /шелест листьев, скрип деревьев, пение птиц, крик животных и пр./
А теперь «волшебная палочка» перенесет нас на улицу города. Какие звуки мы можем услышать в городе? /сигнал машины, речь людей, шум проезжающих машин и пр./ И вот я в третий раз взмахнула «волшебной палочкой» и мы вновь очутились в нашей группе. Какие звуки мы слышим здесь? /шум воды, тиканье часов, скрип стульев и пр./
Вдруг из-за ширмы раздается плачь: ы-ы-ы-ы-ы-ыыыы
Воспитатель: А это что за звук? /плачь/
Кто же это плачет? И почему? Откуда раздается этот звук? /дети указывают на источник звука – ширму/
Давайте подойдем к ширме и узнаем, кто это плачет /дети вместе с воспитателем подходят к ширме/
Воспитатель: Кто здесь?
Из-за ширмы появляется игрушка би-ба-бо, изображающая старичка «Эхо».
Зхо: Это я, Эхо.
Воспитатель: А почему ты плачешь?
Эхо: Плачу я потому, что потерялись мои любимые звуки.
Воспитатель: А что это за звуки?
Эхо: Я не помню. Знаю лишь, что они
«…тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не умеют свистеть и рычать…»
(отрывок из стихотворения Валентина Берестова)
Воспитатель: Дети, о каких же звуках рассказало нам Эхо? /о гласных/
Давайте поможем Эхо найти и вернуть пропавшие гласные звуки!
Перед ширмой на столе разложены картинки с изображением предметов (приложение 1). Дети по очереди берут любую карточку, пропевают слово, обозначающее этот предмет и выделяют гласный звук. Например так:
Воспитатель: Катя, что у тебя нарисовано? Пропой это слово.
Катя: До-о-о-ом.
Воспитатель: Какой гласный звук спрятался в этом слове?
Катя: В этом слове спрятался гласный звук «о».
Воспитатель: Дети, у кого еще изображены предметы в названиях которых спрятался гласный звук «о»? /2-3 человека пропевают свои слова, выделяют гласный звук/. Давайте вернём Эхо первый найденный гласный звук!
Дети хором произносят звук «о», Эхо его подхватывает.
И так со всеми картинками по всем гласным звукам. Когда эта работа закончена Эхо вновь начинает плакать.
Воспитатель: Эхо, а сейчас ты почему плачешь?
Эхо: Вы не вернули мне мой самый любимый звук! Он спрятался в моем имени.
Воспитатель: Дети, какой же гласный звук мы не нашли. Давайте пропоём имя Эхо.
Дети пропевают: «Э-э-э-э-эхо» и выделяют звук «э»
Эхо: О! О! О! Спасибо вам большое! Вы вернули мне мои звуки!
Дети: Пожалуйста!
Эхо: О! О! О!
Воспитатель: Эхо, а чему ты удивляешься?
Эхо: А разве вы не слышите звук? Кажется, к вам идут гости.
Раздается стук в дверь, в группу входят два ребенка из подготовительной группы в масках лисы и медведя.
1 ребенок: О! Сколько здесь ребят!
2 ребенок: А! Как здорово, что мы зашли именно сюда!
1 ребенок: Э! Да они такие маленькие, разве они смогут нам помочь?
Воспитатель: Ну, для начала, давайте поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите и расскажите, в какой помощи вы нуждаетесь?
«Звери»: А вы нас узнали?
Дети: Да, вы лиса и медведь.
«Звери»: Верно! Мы, лесные жители. У нас стряслась беда: снегом все игрушки засыпало. И нашим меньшим братьям играть не во что. А зимой так скучно без игрушек! Вон сколько у вас много красивых игрушек! Не могли бы вы подарить нам некоторые?
Воспитатель: Конечно-конечно! Правда, ребята? Нам не жалко. Мы сейчас вам два грузовика с игрушками соберем! Только выбирать будем те игрушки, в которые любят играть маленькие лесные жители. Послушайте: лисён-н-нок, медвежон-н-нок, зайчон-н-нок, бельчон-н-нок /воспитатель произносит слова с интонационным выделением звука «н»/. Что вы услышали? /услышали звук «н»/
Воспитатель: Какой это звук? /согласный, твёрдый/. Назовите его мягкую пару / «нь»/. Давайте выбирать те игрушки, в названии которых есть звуки «н» или «нь».
Дети берут игрушки. По-очереди произносят её название, выделяют тот или иной заданный звук и определяют игрушку в нужный грузовик с соответствующим изображением. Рассуждают при этом примерно так: «Слон-н-н! В этом слове спрятался звук «н» - согласный, твердый» и отправляют игрушку в грузовик с синей квадратной фишкой. «Кн-н-нига! В этом слове спрятался звук «нь» - согласный, мягкий» и отправляют игрушку в грузовик с зеленой квадратной фишкой. Выполнившие это задание дети подходят к « ребятам-зверятам», выбирают из предложенных рисунков тот, на котором изображена та игрушка, которую они «подарили» и садятся раскрашивать её.
Когда работа с согласными звуками завершена и все игрушки разложены по грузовикам, « ребята-зверята» благодарят детей за помощь и дарят им гостинцы – печенье «Орешек» (пекли родители по моей просьбе для занятия).
Воспитатель: Дорогие гости, а мы с ребятами знаем интересную игру и сейчас научим вас, как в неё играть. И тогда в лесу уже никогда скучно не будет.
Проводится игра «Привезли мы вам подарки» (приложение 2) После игры «ребята-зверята» прощаются с детьми и покидают группу вместе с грузовиками. Воспитатель подводит итог занятию, подсчитывает заработанные на занятии «утят», выявляет самых активных, благодарит детей за работу и угощает их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги Кружок "От слова к слову"
Кружок предназначен для детей среднего дошкольного возраста...
программа дополнительной образовательной услуги в подготовительной группе "В мире слов"
Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без ...
Программа дополнительной образовательной деятельности для детей среднего возраста "Храни родное слово"
Программа дополнительной образовательной деятельности для детей среднего возраста "Храни родное слово"...
Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе "Звук и буква "Н". Чтение слогов. Написание и чтение слов"
Использование авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты "От звука к букве". Формирование звуковой аналитико-синтетической активности до...
Дополнительная образовательная программа «От звука к слову» на 20..-20.. учебный год для детей 4-5 лет по образовательной области «Речевое развитие»
Дополнительная образовательная программа «Развитие речи» реализуется в рамках речевого развития дошкольников и направлена на формирование устной речи и навыков речевого общения...
Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.
Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...
Программа дополнительной образовательной деятельности "Сундучок волшебных звуков " Старшая группа
Программа дополнительной образовательной деятельности "Сундучок волшебных звуков " Старшая группа...