Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
материал

Екатерина Горячева

Развитие речи детей

с использованием пальчиковых игр и  нетрадиционных технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_na_2022god.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение      «Детский сад №3г.Льгова».

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год средней группе «Ромашка».

 

 

Тема: «Развитие речи детей

с использованием пальчиковых игр и  нетрадиционных технологий ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

                         Выполнила: воспитатель

Горячева Екатерина Вячеславовна

 

 

 

Г. Льгов 

           ТЕМА: «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

                Период работы над   темой:9 месяцев

                Начало работы: сентябрь2022 года.

                Окончание работы: май 2023года.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития речи у дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений

Задачи:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи у детей второй младшей группы.

2. Разработать и подобрать пальчиковые и упражнения на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей.

3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Актуальность.

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями и благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

                        Методы  и приёмы работы:

-Традиционные:

Пальчиковые игротреннинги

Массаж кистей рук

Физ. Минутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

-Нетрадиционные:

Лепка из пластилина

Конструирование из бумаги

Работа с конструктором

 

-Различные виды аппликации.

Шнуровка

Пазлы

Мозаики

Работа со счётными палочками.

Рисование по трафаретам.

                                       

                       

                     План работы с родителями:

Проведение различных индивидуальных бесед.

Рекомендации для родителей: давать больше самостоятельности детям при одевании, при игре с различными видами конструкторов, со счётными палочками, при собирании пазл , мозаик, при игре с  сыпучими материалами и т.д.

Так как эти действия являются базовыми , они формируют ручную умелость.

Консультации для родителей «  Важность пальчиковых игр в развитии речи ребёнка».

Советы родителям учить ребёнка манипулировать предметами  ,что бы среди его игрушек были игрушки для мелкой моторики пальцев рук.

                       Предполагаемый результат:

Развить творческие , познавательные  и игровые способности у детей.

Развить мелкую моторику пальцев рук, благодаря работе с пазлами  ,мозаиками, шнуровкой и другими атрибутами. Улучшить качество речи детей и сформировать речевые навыки.

 

                      План по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год.

месяц

Задачи

Содержание работы

Сентябрь

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Активизировать движения пальцев рук у детей, развивать речь.

3. Побуждать проговаривать окончание строчки.

4. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

5.  Дать методические рекомендации родителям по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр.

Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно»

Домнина О. В. и Кабанова Т. В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями».

1. Игровое упражнение «Спрячь в ладошках»

2. Рисование пальчиками «Дождик»

3. Пальчиковые игры «Семья», «Рыбки»

4. Игровое упражнение «Переложи игрушки»

5. Пальчиковые игры «Маша варежку надела», «Как живешь».

6.Консультация для родителей «Важность пальчиковых игр в развитии речи ребенка»

Октябрь

1. Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка

2. Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ѐжика».

3. Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями.

4. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать еѐ.

5. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры

1.Д/И «Шнуровка»

2.Д\И «Прищепки»

3. Пальчиковые игры «Сидит белка на тележке», «Зайчик»

4. «Рисование на манной крупе».

5.Пальчиковые упражнения «Капуста»

6. Создание картотеки пальчиковых игр.

 

Ноябрь

1. Развитие координации движений пальцев ведущей руки;

2. Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

3. Укрепление и развитие чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес;

4. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения

 1.Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе) 2.Настольная игра «Мозаика»

3.Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4. Пальчиковые игры «Паучки».

5. Игровое упражнение «Разложи крышки по цветам»

Декабрь

1. Учить детей рисовать пальчиком руки.

2. Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль.

3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой

 1.Беседа «Про снег»

2. Рисование пальчиками «Снежинки

3.Пальчиковые игры: «Дорожка»«Моя Семья»,

4.Чтение сказки «Колобок». Показ пальчикового театра.

5. Пальчиковая гимнастика «Паучок»,

«Дом»

Январь

1. Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом.

2. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении со стихотворным текстом, обогащать словарь ребенка.

1.Пальчиковые игры «Поехали, поехали», «Ладушки»

2. Упражнения «Веселые маляры», «Погладим котенка», «Бумажный мячик»

3.Консультация для родителей по теме «Пальчиковая гимнастика в развитии речи детей».

Февраль

1. Формировать у детей контроль над мышечными ощущениями, закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок.

2. Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы,

3. Активизировать речь детей  Учить детей четко проговаривать потешку.

Игровые упражнения «Следы», «Снег идет», «Улитка, улитка!», «Стираем платочки».

Март

1. Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити.

2. Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе.

3. Учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки  . Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение.

Работа с родителями.

1. Пальчиковые игры «Спокойного сна», «Игрушки».

2. И /у «Сделаем матрешке бусы».

Рисование на крупе «Покормим птичек». Пальчиковая гимнастика. «Ёжик», Пальчиковая игра «Как у нашего кота».

3.Консультация для родителей по теме «Для чего нужны пальчиковые игры?».

Апрель

1. Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.

2. Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине: большие пуговицы - колеса у паровозика, маленькие пуговицы - дым из трубы колечком.

3. Работа с родителями.

1. Пальчиковые игры «Солнышко»,  «Зайчик».

2. Рисование на крупе «Светит солнышко в окошко»,

3. Консультация для родителей по теме «Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев.»

Май

1. Учить детей перебирать предметы (бусинки ) по цвету. Закрепить название основных цветов.

2. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук. Расширять словарный запас детей.

3. Обобщить знания по выбранной теме, подготовить отчет о проделанной работе за учебный год.

1. Пальчиковые игры: «Каша», «Наши пальчики»

2. Игровое упражнение «Бусинки рассыпались»

 3. Отчет о проделанной работе за учебный год.

4.Консультация для родителей по теме: «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей».

 

                     

                       Способ предоставления результата:

                                             

                             Отчёт плана самообразования.

                 

                        Список используемой литературы:

Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно».

 Домнина О. В. и Кабанова Т. В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями». 

Т.А.  Ткаченко   «Развиваем  мелкую  моторику». 

 Е.  Косина «Пальчиковая   гимнастика», Е.Г.  Сайкина. 

Ж.Е. Фирилева «Физкульт - привет минуткам  и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук).

Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика».

А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь».

Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ».  

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами , счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Массаж и множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, пальчиковых игр, активизируют речевые зоны в коре головного мозга. Нужно уделять им достаточно времени, так как совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация в нетрадиционной форме, лепка с использованием нетрадиционных материалов, конструирование и т. д.)

Использование пальчиковых игры в работе с детьми по развитию речи, показывает что дети  очень эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Поэтому в этой сфере с детьми  запланирована  тоже большая работа направленная на развитие речи.

На этот год мной выстроена следующая система работы которого я буду придерживаться и проводить :

При работе  в течении года ,мной запланировано проведение игр по развитию пальцев рук. Проводить их  я  буду  во время физкультминуток,  и в свободное время. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок будет занимается каждый день.

В моей работе большое значение уделяется именно   игре, так как они являются синтезом поэтического слова и движения.

Ведь тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры и упражнения, инсценировать сказки при помощи пальчиковых кукол, рисовать пальчиками. Работа по развитию мелкой моторики и речи детей предполагает тесное общение с родителями.

Для родителей мной запланировано  проведение бесед и консультации по темам : «Важность пальчиковых игр в развитии речи ребенка». 

«Для чего нужны пальчиковые игры?»

«Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.»

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев».

«Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей.»

По мимо консультаций  при работе над данной темой я буду   проводить индивидуальные беседы с родителями. И уже изготовлены буклеты:

 Советы родителям. «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей. »

В течение года с  детьми мы будет  проводится работа по собиранию пазл и составлению разрезные картинок.

Так же на начало года составлены конспекты НОД по продуктивной деятельности (Лепка с использованием природных материалов (семечки арбуза, крупа, скорлупа от фисташек, семечки подсолнечника), рисование (рис. пальчиками, ладошкой, ватными палочками, поролоновыми губками), аппликация (из бумажных салфеток методом обрывания и скатывания)).

Так как такие занятия очень важны при работе над данной темой .

Они не только развивают речь детей но и способствуют развитию умственных способностей, развивают творческое воображение, фантазию и способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Составлена и картотека схем по работе со счётными палочками, запланировано проведение упражнений в обводе контуров предметов, рисование по трафаретам , закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная и многое другое.

Вся запланированная мной работа направлена на развитие координации движений у детей на совершенствование деятельности артикуляционных органов губ языка нижней челюсти.

У детей на ряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, словарный запас, повышается работоспособность головного мозга.

Эта тема очень важна и актуальна ,поэтому я буду продолжать над ней работу на протяжении всего года.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Дошкольный возраст - это как раз тот самый период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, и чтобы малыша научить говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, ...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...