Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.
«Формирование правильного звукопроизношения
у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
713676.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.
«Формирование правильного звукопроизношения
у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки.
Ход мастер-класса:
1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика
- Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.
- Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений.
Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;
б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;
в) с родителями дома.
- Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
- Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
- Старайтесь, чтобы занятия были регулярными.
- Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком.
- Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
- «УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- «ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
- «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- «БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК»—«БУБЛИК»;
«УЛЫБКА »—« ТРУБОЧКА ».
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
5. «Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз .
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад. Проделать 10 раз.
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Реализация образовательной области " Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте, с использованием социоигровой технологии".
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. ...
Мастер-класс для родителей «Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна»
Сохранять и укреплять здоровье детей.Продолжать работу по профилактике плоскостопия, профилактике нарушения осанки, тонизированию всего организма, воздействуя на биологически активные точки.. Предотвр...
Мастер-класс для воспитателей групп старшего дошкольного возраста
Тема: «Развитие познавательной активности старших дошкольников в опытнической деятельности»....
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
laquo;Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ОНР (старший дошкольный возраст)
В планировании представлены темы по развитию лексико-грамматического строя речи и подготовки к обучению грамоте в школе....