Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»
консультация (старшая группа)

Андросова Ольга Ивановна

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка.

Наибольшей степенью подвижности обладают: передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С, З, Ц, подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н, прижиматься к альвеолам (при звуке Л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У, округляться (при звуке О, обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л, слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж, но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если присутствуют у ребенка отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда, педагогов и родителей).

Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе.

      А вот зачем же  тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речевого аппарата. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика крайне необходима.

     Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.  Артикуляция тесно связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных,  глотательных, мимических. При участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы) происходит процесс голосообразования.

     Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, которые необходимы для правильного произнесения звуков. Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подбирает специальные упражнения, исходя из правильной артикуляции звука. Затем объединяет их в комплекс упражнений именно для того или иного нарушения, имеющегося у ребёнка.

Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их – координирована.

Артикуляционные упражнения являются подготовительным этапом при постановке звуков речи. Они условно делятся на статические и динамические.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 10 – 15 секунд.

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 5 – 7 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков;

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Напомню Вам о главных правилах проведения артикуляционной гимнастики.

1. Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребёнок видел своё лицо;

2. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут. Но не следует предлагать ребёнку более 3 – 4 упражнений за раз;

3. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз;

4. Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10 – 15 секунд («Блинчик», «Чашечка»);

5. Соблюдать принцип «От простого к сложному»;

6. Из выполняемых 3 – 4-ёх упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. ;

7. Перед началом выполнения упражнения взрослый называет его, рассказывает о технике выполнения и показывает его;

8. Во время выполнения ребёнком упражнения, взрослый ведёт контроль.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее. Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов участвующих в речевом процессе...

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися л...

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно г...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка"

quot;Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего длшкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.  Со сказки начинается его знакомство с миром лит...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Как правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?»

Консультация для родителей детей   старшего дошкольного возраста«Как правильно познакомить ребенкас финансовой составляющей жизненных отношений?»...