«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (старшая группа)
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
В сoвременном мире проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его aктивнoсти и деятельности. Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
oпределяем понятие «познавательная деятельность» как сознательная деятельность направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как воображение, представление, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, речь (Л. А. Венгер).
Мы, педагоги, отлично знаем, что игра является основной формой проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая навыки, развивающая навыки общения с окружающими людьми. Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что она реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
Для педагогов ДOУ важно не просто проводить занятия и организовать беседу, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе современных технологий, форм, методов и приемов организации деятельности детей. В настоящее время использование инновационных технологий имеет большое значение, как для детей, так и для педагогов. Современный ребенок, это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов», но при этом, часто используемых не по делу. Задача педагога — вовлечь. Вовлечь везде и всюду в деятельность учебную и творческую.
Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется с помощью интеграции различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.
Одной из новых и эффективных форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, которая содержит целый комплекс условий для развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.
Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?» Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест. Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
— квест — игровая технология, которая направлена на развитие индивидуальности, самостоятельности, инициативности, познавательной активности ребенка
-квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач
Прежде всего, квест – игра это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации.
Задания в игре требуют сообразительности и нестандартного решения задач, а значит, развивают умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они изучают массу новой интересной информации.
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест – игры. За учебный год я разработала и реализовала 6 игр: « Мир такой прекрасный, но небезопасный» ( в рамках тематической недели по безопасности) , «Путешествие в страну Математики» , « По следам Машиных сказок», « В поисках пиратских сокровищ» .
При анализе диагностического материала я особо выделила критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично.
С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку. Главное преимущество квест-игры в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- Годовикова Д. Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 384 с
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Николаева Н.В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / — (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...
Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"
АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Общие правила для совершенствования методики учебных исследований в детском саду....
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широк...
Актуальный педагогический опыт "Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица Изменившаяся ситуация...