Мастер-класс для воспитателей групп старшего дошкольного возраста
материал
Тема: «Развитие познавательной активности старших дошкольников в опытнической деятельности».
Использование игр с песком и водой в развивающей работе.
Первые вещества, с которыми с удовольствием знакомится ребенок, это вода и песок. Они дают ребенку приятные ощущения, развивают различные рецепторы и предоставляют практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Игры с водой и песком один из самых приятных способов обучения.
Применение развивающих игр с песком и водой лучше всего подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая игротерапия может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для дошкольников наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у детей определённых речевых нарушений.
Игры с песком и водой имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком и водой стабилизируется эмоциональное состояние детей;
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности влияет на совершенствование функции центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание, память;
- с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их;
- в процессе организации игр с песком и водой совершенствуются коммуникативные навыки детей, формируются дружеские взаимоотношения;
- игры настраивают детей на постижение моральных истин добра и зла, строят гармоничный образ мира;
- игры с песком и водой способствуют развитию познавательной активности;
- водно-песочная терапия развивает творческий потенциал ребёнка;
- в процессе игр с песком и водой активизируется пространственное воображение, формируется образно-логическое мышление детей.
Главное достоинство игр с водой и песком в том, что они позволяют ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в водно-песочной терапии, поскольку именно вода и песок обладают психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Задачи водно-песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации (к повышению самооценки детей, к развитию произвольности поведения). Данная игротерапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребёнку:
- развить более позитивную Я-концепцию (повысить самооценку);
- стать более ответственным в своих действиях и поступках (развивать произвольность поведения);
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля (развивать произвольность поведения);
- развить сензитивность (положительное отношение) к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, стимулировать познавательную активность в игровой, опытнической деятельности. Собственно познавательный интерес активизирует мотивацию к работе, что необходимо при формировании мотивационной готовности к школе.
Формы и варианты водно-песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться в работе с детьми разного возраста:
- с целью диагностики;
- с целью оказания первичной психологической помощи;
- в процессе краткосрочной психотерапии;
- в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игры с песком и водой выступают в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать воду и песок в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Педагог (воспитатель, психолог) выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога - это "активное присутствие". Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, с которой ему предлагается справиться самостоятельно. Взрослый направляет рассуждения ребёнка, обращает внимание на наиболее значимые моменты.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры и упражнения с песком и водой для снятия эмоционального напряжения, развития творческих способностей, пространственного воображения, образно-логического мышления, формирования познавательной активности в опытнической деятельности.
При игре с песком можно выполнять такие упражнения:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы по заданной схеме, по своему воображению;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
- поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз ( подготовка руки к письму);
- предложить нарисовать картинку по заданной схеме, по своему воображению;
- выполнить задание на воспроизведение, показ количества предложенных предметов;
- из отпечатков ладошек сделать осмысленный рисунок;
- воспроизвести узор из камушков на песке по заданному образцу и др.
При организации игр-экспериментов (опытов) с песком и водой для старших дошкольников можно предложить следующие:
- «Сыпем, лепим» - цель: учить способам обследования материалов (песок, глина, вода), закреплять знания о свойствах разных материалов;
- «Отпечатки наших рук» - цель: закреплять знания детей о свойствах песка и воды;
- «Тонет не тонет» - цель: знакомить детей со свойствами разных материалов (резина, камни, пенопласт и т.д.)
- «Песок и вода» - цель: знакомить детей со свойствами песка и воды (Растворяется или не растворяется? Что может раствориться в воде?; песок в воде не растворяется, песок воду впитывает);
- «Разноцветная вода» - цель: формировать представления у детей о свойстве воды – возможность окрашивания;
- «Какая разная вода» - цель: формировать представления у детей о свойстве воды – превращаться в лёд, снега – в воду;
- «Волшебное свойство воды» - цель: знакомить детей со свойством воды – принимать форму заполняемого предмета;
- «Свойства солёной воды» - цель: знакомить детей со свойством воды- растворяет соль, не растворяет песок;
- «Спрячь игрушки» - цель: формировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать предметы в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Данная работа ведётся на протяжении всего дошкольного возраста: усложняются задания, требуют развёрнутых обобщений игры-эксперименты, углубляются и уточняются знания детей об окружающем мире.
Особенно активно игры с песком и водой проводятся в летний период, когда вся жизнь детей переносится на участок. Зимой для детей интересны наблюдения различных состояний воды. Работа в уголке природы, организованном в группах, также даёт возможность для экспериментальной и опытнической деятельности с песком и водой.
Очень важно донести ценность этих видов деятельности до родителей, дать им представление о развивающем значении таких, казалось бы, простых детских игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для родителей групп старшего дошкольного возраста по теме: «Оздоровительный самомассаж»
Проведение комплекса закаливающих процедурУважаемые родители! Сегодня мы с вами проведем комплекс закаливающих процедур после сна, которые способствуют укреплению здоровья, повышению сопротивляе...
Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....
МАСТЕР-КЛАСС НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В.А.Сухомлинский говорил: « Ум ребенка - на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоение рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило , творческие способности лю...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Калейдоскоп семейных традиций»
Этот мастер-класс позволит решить комплекс развивающих задач. Это повышение компетенции родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей, создание новых семейных традиций в жизни р...
Совместный мастер-класс родителей и детей старшего дошкольного возраста "Вместе с мамочкой вдвоём", в рамках мероприятий, посвященных Дню матери
Цель мастер-класса. Развитие эмоционально положительных взаимоотношений мамы, ребёнка и воспитателей в совместной деятельности.Задачи:популяризация общественного праздника День матери:создание комфорт...
Мастер-класс "Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс предназначен для педагогов, старших воспитателей. Представлены различные виды организации рефлексивной деятельности старших дошкольников....
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пуантилизмом «Золотая рыбка»
Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 ...