Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема:«Сегодня так светло кругом»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Знакомство детей со стихами об осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема:«Сегодня так светло кругом»
Цель: Познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Развивать умение высказывать суждения, соотносить по настроению образцы поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ. Продолжать совершенствовать художественно-речевое развитие детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову.
Задачи:
образовательные:
расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов;
обогатить словарь детей образцами образной лексики, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; подборе эпитетов;
учить детей чувствовать настроение, выраженное в поэтическом слове;
развивающие:
развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира.
воспитательные:
- воспитывать чуткость к русскому слову.
Предварительная работа: разучивание стихов об осени
.
Словарная работа. Активизация словаря: ранняя, золотая, поздняя осень
Методы и приемы:
1.Словесный: беседа-диалог, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
2.Наглядный: показ,
3..Практический: игровая ситуация, динамическая пауза,
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, муляжи фруктов и овощей, мяч.
Ход НОД
I. Организационный момент
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы догадайтесь, о чём мы с вами будем говорить.
«Время года отгадай.
Собираем урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет» (Осень)
Правильно ребята. Это ОСЕНЬ. Какие слова помогли вам отгадать загадку?
Основная часть
I.Воспитатель: Ребята, мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и приятно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны. Каждый человек по-своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели свое отношение к осени выражали через слово.
Вот послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад» (Слайд 2)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Воспитатель: Вот такое замечательное стихотворение об осени написал поэт Иван Бунин. Ранней осенью происходят изменения в природе. Какие приметы ранней осени вы знаете? (На улице холодает, люди собирают урожай фруктов и овощей) Отгадайте загадки об овощах и фруктах, которые поспевают ранней осенью. Отгадку найдите на подносе.
1. В золотой шелухе
Очень нравится он мне.
Стоит очистить шелуху,
Слёзы проливать начну. (Лук)
2. Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжёлое, большое,
Что это такое? (Яблоко)
3. Летом в огороде
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке
Крепкие солёные. (Огурцы)
4. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла
Ты посоли её немножко
Ведь, правда, вкусная она? (картошка)
Все названные овощи выставляются на столе.
Воспитатель: Назовите всё это одним словом. (Плоды)
Воспитатель: Где растут овощи? Где растут фрукты? (Ответы детей)
Воспитатель: Что здесь лишнее и почему? (Лишнее яблоко, так как это фрукт, а всё остальное овощи)
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение ещё одного русского поэта Аполлона Майкова. Называется оно «Осень» (Слайд 3)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
Воспитатель: Ребята, какое замечательное стихотворение! А ещё одно стихотворение об осени Константина Бальмонта. (Слайд4)
Скажите пожалуйста, какое стихотворение вам понравилось больше и почему.
Динамическая пауза «Ветер дует нам в лицо»
II.Воспитатель: Осень вступает в свои права, меняются природа и погода. Наступает следующий период осени. Как он называется? (Золотая осень) Послушайте стихотворения об этом. Алексей Плещеев (слайд 5)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
А. Пушкин Осень
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Воспитатель: Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)Ребята, ещё раз послушайте как Пушкин описывает листопад. «Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей», правда красиво?
Игра с мячом «Лист какой?» У клёна – кленовый и т. д. У дуба - дубовый
III.Воспитатель: И последний период осени как называется? (Поздняя осень) Послушайте стихотворение А. С. Пушкина (Слайд 6)
«Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Как Пушкин написал про осень? Какая это пора (Скучная пора) Вот такие замечательные стихи писали русские поэты об осени. Давайте вспомним все приметы осени.
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
IV.Игра «Скажи какая, какие, какое»:
- Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая);
- Деревья осенью какие? (разноцветные, пестрые, яркие);
- Осенью погода бывает какой? (ненастной, ветреной, дождливой);
- Осенью настроение какое? (грустное, печальное, тоскливое);
Игра «Скажи наоборот» (антонимы):
Осень ранняя – поздняя;
день веселый – грустный;
день солнечный – пасмурный;
погода хорошая – плохая
осенью тепло- холодно
осенью светло – темно
осенью грязно – чисто
осенью грустно – весело
птицы кричат громко – тихо
птицы улетают далеко – близко
осень приходит – уходит
говорить – молчать
Итог занятия.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Всё знаете об осени. Сегодня мы с вами вспомнили приметы осени и насладились прекрасными стихами об осени русских поэтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе
Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе
Задачи:1. Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...
Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «Речевое развитие» воспитанников подготовительной группы (6-7 лет) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Предлагаю вам анализ книги В.В. Гебовой "Развитие речи в детском саду"...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Дидактическая игра "Занимательные крышки" по познавательному развитию (ФЭМП), речевому развитию в подготовительной группе.
Игра представляет из себя пособие для изучения и закрепления понятий соседей числа, сравнение чисел, состава числа, последовательность чисел в прямом и обратном порядке идр. Ее можно использовать как ...
Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"
Целью моего самообразования было повысить профессиональную компетентность по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...