"Дидактические игры в работе учителя-логопеда"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.  В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря,  аграмматизм  фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.  Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.  Поэтому на логопедических занятиях  широко используются дидактические игры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_didakticheskie_igry._sekach.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №1 «Чайка»

           ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

  "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА"

                                                             

                                                                Подготовил: учитель-логопед

                                                                Секач Людмила Анатольевна

                                          г. Лобня

Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.  В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря,  аграмматизм  фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.  Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.  Поэтому на логопедических занятиях  широко используются дидактические игры :

- с предметами,

- настольно-печатные,

- словесные,

- игры с движениями,

- сюжетные,

- ролевые игры,

- игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые в целях обучения и воспитания детей.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

Разнообразные дидактические игры я стараюсь применять при коррекции всех компонентов речевого развития ребенка (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико - грамматический строй речи, связная речь).

По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические  игры, которые использую на логопедических занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, то он может путать близкие по звучанию фонемы (звуки). Большим подспорьем для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста являются дидактические словесные игры с предметами.

            Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.                          

                  Игра "Шумящие мешочки (баночки)".

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки (баночки) крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

                         Игра "Волшебная палочка".

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

                                   Игра "Жмурки".

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

                      Игра "Похлопаем" ("Потопаем").

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

             Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

                             Игра "Узнай голос".

Ребенка просят закрыть глаза и узнать,  кто из ребят сказал слово.

                             Игра "Тихо - громко".

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия - когда вы будете говорить громко и тихо.

                          Игра "Кто что услышит?"

Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в колокольчик, шуршит бумагой и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.

         Различение сходных между собой по звучанию слов.

                              Игра "Верно-неверно".

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота...). Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильный вариант произношения.

                              Игра "Шутки - минутки".

Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

***

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

***

Тили - бом! Тили -бом!

Загорелся кошкин том.

***

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

       Игра "Найди ошибку и назови слово правильно".

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры. Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Между гор издалека течет бурная  щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

            Игра "Какой звук пропал в слове?" 

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры. Незнайка написал письмо зайке в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки. Отгадайте, какие слова он хотел написать?

  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ...осы.
  • Подарили нам игрушки: целый день палили ...ушки.
  • Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
  • Серый вол... холодный, ходит злой, голодный.

                    Деление слов на слоги.

                 

             Игра "Встречу слово на дороге - разобью его на слоги".

       Взрослый бросает мяч детям, называя односложные , двусложные и трехсложные слова. Ребенок , поймавший мяч, произносит слово по слогам (можно одновременно отбивать слоги мячом).

            Игра "Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова".

       Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог слова, а ребенок заканчивает слово.

 Слова:

ла - лапа, лак, лавка, ластик, лампа, ...

        

                                Игры на звукопроизношение.

            Игра "Мяч лови и бросай, пары слов называй"

      Дети стоят полукругом. Взрослый поочередно бросает мяч детям и просит произнести пары слов.

Медаль-педаль;        мальчик-пальчик;        лёд-лён;

солянка-полянка;        калина-малина;        клёв-клён;

клюшка-плюшка;        зеленый -беленый;        лев-лес;

пеленка-зеленка;        след-плед;        блин-клин.

         Игра "Назови слово"(Мяч лови и бросай, слово называй ).

       Дети называют слово, в котором определенный звук (слог) стоит в начале слова или в середине слова,  или в конце слова.

       Игра "Звук [ ... ] услышат ушки, мяч взлетает над макушкой"

        Выделение заданного звука из ряда других. Дети должны подбросить мяч (или хлопнуть в ладоши), когда услышат определенный звук.

     В своей коррекционной логопедической работе я использую  также и настольные дидактические игры, которые способствуют формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов,  лексико-грамматического строя языка и связной речи. Это такие дидактические игры, как "Звуковые дорожки", "Звуковая улитка", "Логопедические пазлы", "Звуковое лото", "Звуковое домино", "Слоговое лото", "Слоговой паровозик", "Скажи наоборот", "Четвертый лишний", "Из чего какой", "Карлик - великан", "Большой - маленький", "Один-много", "Чей хвост?", "Назови ласково", "Мой, моя, моё, мои", "Один-одна-одно-одни", "1-2-5-9", "Посчитай", "Кто что делает?", ребусы и т.д.

      Вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство - это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. Дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Дидактическая игра в работе учителя-логопеда.

Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, гра...

Методические рекомендации к авторскому пособию "Карусель": дидактические игры в работе учителя - логопеда

Предлагаем дидактические игры, которые можно организовать с помощью авторского пособия "Карусель". Пособие "Карусель" участвовало в районном конкурсе логопедических пособий "М...

Методическая разработка на тему: «Дидактические игры в работе учителя-логопеда».

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального ...

Презентация к методической разработке на тему: «Дидактические игры в работе учителя-логопеда».

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального ...

«Дидактические игры в работе учителя-логопеда детского сада».

Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы у дошкольника была правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место....