Методическая разработка на тему: «Дидактические игры в работе учителя-логопеда».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фень Елена Валерьевна

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе исправления речи.

Все мы знаем, что в последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. У детей диагностируются нарушения всех компонентов речевого процесса: звукопроизношения, бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д.

Играя, ребёнок  изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями,  учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д..

Таким образом, игровые технологии могут обеспечить большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры.  

Дидактическая игра имеет две цели:

- обучающую, которую преследует взрослый;

- игровую, ради которой действует ребенок.

Дидактические игры  в работе логопеда используются как  на фронтальных, так и  на индивидуальных занятиях.

Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:

- систематическое проведение занятий с использованием игр;

- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной теме;

- вариативность упражнений.

Основные принципы дидактических игр:

- дидактическая игра  должна опираться на программный материал;

- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

- пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 пос. Кубанский муниципального образования Новопокровский район

Методическая разработка на тему:

«Дидактические игры в работе учителя-логопеда».

Подготовила: учитель-логопед МАДОУ № 38 Е. В. Фень

2020 уч. год

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе исправления речи.

Все мы знаем, что в последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. У детей диагностируются нарушения всех компонентов речевого процесса: звукопроизношения, бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д.

Играя, ребёнок  изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями,  учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д..

Таким образом, игровые технологии могут обеспечить большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры.  Дидактическая игра имеет две цели: 

- обучающую, которую преследует взрослый;

- игровую, ради которой действует ребенок.

Дидактические игры  в работе логопеда используются как  на фронтальных, так и  на индивидуальных занятиях.

Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:

- систематическое проведение занятий с использованием игр;

- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной теме;

- вариативность упражнений.

Основные принципы дидактических игр:

- дидактическая игра  должна опираться на программный материал;

- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

- пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

  1. Игры с предметами.

Такие игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Позволяют вносить дополнительное разнообразие в занятия. Развивают общую и мелкую моторику. Развивают фонематический слух. Совершенствуют навыки звукового анализа.

  • Игры с прищепками:

«Цвет – звук» - ребёнку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Например: слог ма – звук м – твёрдый согласный (прищепка синяя), а – гласный (прищепка красная).

«Определи, какой звук в слове» - ребёнку нужно определить, твёрдый или мягкий звук М на картинке и прикрепить нужную прищепку.

«Составь схему» -  с помощью прищепок определённого цвета, составить схему слова.

«Звуковые домики» - ребёнку нужно назвать картинки, где слышится заданный звук и определить, где он находится( в начале, середине, конце слова).

  • Игры с игрушками:

 «Волшебная коробочка» - из коробки ребенок достает, разные игрушки с дифференцируемыми звуками, называет их и раскладывает на две кучки.

  • Игры с мячом:

«Мяч передавай, слово называй» - ребёнок называет слово на заданный звук и перебрасывает мяч следующему игроку, тот придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.

«Звуковая цепочка» - взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от игрока к игроку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего. Слон – нос – сова…

  • Игры с пуговицами, карандашами:

 «Буква потерялась»  ребёнку предлагается выложить из пуговиц. (карандашей) короткое слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное  слово. Можно сделать и наоборот взрослый выкладывает - ребёнок - угадывает.

  1. Настольно-печатные игры. 

«Ходилки». Назови, что находится в правом верхнем углу (в левом нижнем и т.д.), что находится между абрикосами и кокосами, что находится перед сапогами, кто находиться после сока, над ананасом, под слоном и т. д.; второй вариант с усложнением, ребенок должен сам рассказать, где находиться тот или иной предмет.

«Кто? Что?». Закрой все предметы, которые отвечают на вопрос «Кто?» фишками синего цвета, а зелеными фишками предметы, которые отвечают на вопрос «Что?».

 «Отгадай предмет по описанию». Детям предлагается отгадать предмет по описанию. Например, логопед перечисляет признаки: полезный, оранжевый, сладкий… (апельсиновый сок) или резиновые, гладкие, желтые… (сапоги). Второй вариант с усложнением, когда один ребенок загадывает предмет, а другие отгадывают.

«Что из чего?». Логопед спрашивает: резиновые сапоги из чего?, кожаные сандалии из чего?, апельсиновый сок из чего? И т. д..

«Жадина». Ребята, а вы знаете, кого называют жадиной?  Жадина это тот, кто не умеет делиться, отнимает чужое, кому всегда всего мало. И хоть жадин среди нас нет, сейчас мы с вами поиграем в игру «Жадина». Нужно правильно подобрать слова мой, моя, мои, моё к нашим картинкам и закрыть их соответствующей карточкой-фишкой. Выиграет тот, кто быстрее справиться с заданием и не допустит ошибок.

  1.  Словесные игры.

Игра «Цепочка слов»

Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Игра «Живые буквы»

Задача: закрепить навыки звукобуквенного анализа.

 Игра «Топни - хлопни»

Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки.

Игра «Повтори за мной слова»

Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.

Игра «Найди звук»

Задача: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

Игра «Из одного слова - много слов»

Задача: научить детей составлять новые слова, используя буквы, содержащиеся в длинном слове, развить навыки звукобуквенного анализа.

Игра «Звуковое лото»

Игра «Замени звук»

Задача: научить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

  1.  Игры-драматизации.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

 Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка).

Сказка по очереди.

Аналогичным образом дети сочиняют общую сказку, прибавляя к ее повествованию по одному предложению. То есть, дети повторяют все уже сказанное ранее и придумывают свою фразу. Получается чтение текста по принципу известного стихотворения С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек».

Игра «Назови лишнее слово».

Задание заключается в том, чтобы на слух отличить заданное слово от тех, что на него похожи. Логопед выбирает слово, которое он неторопливо произносит несколько раз подряд. Но параллельно взрослый «ошибается», между повторами он произносит другие слова, похожие по звучанию. Дети должны услышать неправильное слово и хлопнуть в ладоши.

Например:

Голос, голос, голос, колос, голос, волос, голос.

Коса, коса, роса, коса, коза, коса.

Игра «Продолжи предложение».

Детям дается задание продолжить фразу, которую начал логопед. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ясно чувствовалось, о чем надо сказать в дальнейшем. Например:

- Если на улице выпал снег, то…

Ответы могут оказаться самыми разнообразными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеться и др. Вот еще несколько вариантов подобных фраз-заданий:

- Если на небе светит солнце, то…

- Если птицы улетают на юг, то…

- Если ты вместе с мамой пошел в магазин, то…

Игры, способствующие выработке чёткой дикции и выразительности речи.

Упражнение «Тренинг слуховой памяти».

Логопед произносит вслух подборки слов, а дети должны повторить их вместе хором и в том же порядке. Подборки могут быть следующими:

  1. Дом, дерево, солнце, ветер, небо.
  2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя.

Звук «Ж» - к примеру, представим, что мы хотим изобразить одно насекомое с помощью звука «ж». Как, по-вашему, что это может быть за насекомое?  (Пчела). Вот и попытаемся показать пчелу с помощью всего лишь одного звука - «ж».

Дыхательные  тренинги.

Со свечой. Одним из простейших дыхательных тренингов считается «Дыхание со свечой» на разную продолжительность дыхания.

Утро в лесу.

- Представьте себе, что мы входим ранним утром в лес. Вокруг тишина, не шелохнется ни один листок. Но вот восходит солнце, оно освещает верхушки деревьев. Зашумел по листве ветерок и принёс первые лесные запахи. Вот мы почувствовали ароматы цветов, которые начинают поднимать вверх свои головки. Покажите короткими вдохами, как вы почувствовали аромат этих цветов. Мы идём вперед, и их запах становится всё ближе, все сильнее. Мы вдыхаем их аромат и выходим на полянку, полную наших любимых цветов. Сделайте несколько глубоких вдохов. А вдохи надо выполнять медленно, растянуто.

Надуй воздушный шарик. Делается короткий вдох носом и длинный выдох ртом, с губами, собранными в трубочку, словно и вправду надуваешь воздушный шарик.

Ритмико – двигательный тренаж.

Изобрази жестом.  Дети жестами передают смысл слов, которые им называет логопед. Слова могут быть следующими: « высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «тише» и т.д.

Угадай животное по его жесту.  Каждый ребенок показывает движение животного – например, походку. При этом можно использовать и другие внешние показатели – позицию рук, головы, осанку и т.д.

Задача остальных – угадать животное.

ходу. А ребята – пригибаться или перепрыгивать через воображаемую косу.

Передай хлопок по кругу. Дети стоят в кругу. Логопед хлопает в ладоши, повернувшись к соседу. Тот, в свою очередь, поворачивается к другому соседу и «передает» хлопок ему.

Остальные действуют аналогично. При определенном навыке темп можно ускорять.

Авторские логопедические пособия.

  1. Пособие «Речевой домик».

Цель: повышение эффективности логопедического воздействия на детей с речевыми нарушениями.

Задачи:  

- сформировать интерес к занятиям; 

- развивать грамматический строй речи; 

- развивать фонематические процессы; 

- развивать связную речь;

- развивать пространственные представления;

- автоматизировать звуки в речи.

Варианты заданий.

1 задание «Кто, где живёт?»

2 задание «Назови детенышей»

3 задание «Раздели на слоги»

  1. задание «Слоговые песенки»

5 задание «Составь рассказ по картинкам».

  1. Пособие  «Логопедический куб».

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звуков.

Задачи:

- активизировать зрительное восприятие у детей;

- развивать  артикуляционный аппарат;

-способствовать увеличению объема и силы движений артикуляционных органов.

Задание: учитель-логопед читает стихотворение, ребенок, опираясь на картинку и смотря в зеркало, выполняет артикуляционное упражнение.

  1. Пособие  «Логопедические звери- помощники».

Цель: повышение мотивационного интереса у ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики.

Задачи:

- развивать подвижность органов артикуляции;

-вырабатывать точность позы губ, языка, необходимой для произнесения того или иного звука.

Задание: С помощью этого пособия учитель-логопед показывает  такие артикуляционные упражнения, как «Лопаточка»«Чашечка»«Вкусное варенье»«Маляр», «Часики»«Качели». Ребенок, смотря на позу, выполняет артикуляционное упражнение.

  1. Пособие «Часы – подбери рифму».

Цель: обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов.

Задачи:

- учить детей находить рифмующиеся между собой  слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); 

- побуждать детей  к созданию рифмованных строчек;  

- учить анализировать содержание стихотворения.

Варианты заданий.  

1 задание «Отгадывание загадок».

 2 задание «Найди рифму».

3 задание «Подбери картинки на заданный звук» 

  1. Пособие «Звуковой поезд».

Цель:  обучение детей звукобуквенному анализу слов.

Задачи: 

-учить детей определять место звука  в слове; 

- развивать внимание, память.

Задание: Предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по заданному звуку в начале слова (далее усложняем -  в середине, в конце слова) и распределить по вагонам.

  1. Пособие»Где находится бабочка?».

Как дидактический материал  для развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, тактильных ощущений и, конечно, для развития речи я использую  счетные палочки, спички, бусины, камни.

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

Методическая разработка«Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-логопеда за 2 учебных года»

Методическая разработка«Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-логопеда за 2 учебных года»...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организова...

Методические рекомендации к авторскому пособию "Карусель": дидактические игры в работе учителя - логопеда

Предлагаем дидактические игры, которые можно организовать с помощью авторского пособия "Карусель". Пособие "Карусель" участвовало в районном конкурсе логопедических пособий "М...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Презентация к методической разработке на тему: «Дидактические игры в работе учителя-логопеда».

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального ...