Дидактическая игра в работе учителя-логопеда.
статья на тему
Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, грамматический правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка…» . Данная задача определяет структуру работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении. А выбор приёмов в логопедической практике обусловливается основным видом деятельности дошкольников, то есть игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.odt | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра в работе учителя-логопеда.
Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, грамматический правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка…» . Данная задача определяет структуру работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении. А выбор приёмов в логопедической практике обусловливается основным видом деятельности дошкольников, то есть игрой.
Игра же в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобретает особое значение , поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирование правильной речи детей и их полноценного развития, помогая в претворении в жизнь серьёзных коррекционных замыслов.
Дидактические игры,прежде всего, направлены на развитие психологической базы речи дошкольника, поэтому стоит помнить о том, что её польза зависит от того, сколько радости её решение приносит ребёнку.
Речь – высшая психическая функция, её развитие непосредственно связано с развитием всех психических процессов.
Это одна из основных причин, из-за которой дидактическая игра входит в сферу моих профессиональных интересов.
Дидактическая игра в коррекционно-образовательном процессе - одна из форм коррекционного воздействия учителя-логопеда на ребенка с ОНР.
В дидактической игре учитываю следующие принципы:
- доступность,
- повторяемость,
- постепенность повторения заданий,
- индивидуального подхода.
Этот вид игры преследует две цели:
- одна из них ставится педагогом: коррекционно-развивающая,
- другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали достижение логопедических задач.
Необходимо стремиться к выполнению алгоритма: ребенок, усвоив коррекционный материал, достигает игровой цели.
Мною дидактическая игра используется как в индивидуальных, так и подгрупповых развивающих ситуациях: как небольшое упражнение, в качестве динамической паузы и т.п.
В ходе дидактической игры создаю такие условия, в которых каждый воспитанник получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
При отборе дидактических игр, прежде всего, преследую коррекционно-развивающие цели, учитывая особенности индивидуального речевого развития.
Дидактическая игра имеет свою структуру, которая включает несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая, в данном случае, коррекционно-развивающая задача. Активность ребёнка проявляется в игровых целях.
Между коррекционно-развивающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Условия результативного использования дидактических игр в логопедической практике:
- Правильное руководство. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Своим поведением, эмоциональным настроением вызываю у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обхожусь без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со мной и добиваться положительного результата.
- Соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений, учитывая дидактические принципы, «без казенной трафаретности» .
Формирование правильного звукопроизношения - одно из направлений коррекционной логопедической работы.
Работа над звуком: постановка, автоматизация, развитие фонематического восприятия, - монотонный и кропотливый труд, требующий от дошкольника усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.
:
- Подготовительные игры.
1.1. Развитие слухового внимания.
1.2. Развитие речевого слуха.
1.3. Развитие фонематического слуха.
1.4. Развитие артикуляционной моторики.
1.5. Развитие физиологического дыхания.
1.6. Развитие речевого дыхания.
1.7. Развитие голоса.
- Игры для формирования правильного звукопроизношения.
2.1. Автоматизация звуков.
2.2. Дифференциация звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников
Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...
"Дидактические игры в работе учителя-логопеда"
Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного ...
Методические рекомендации к авторскому пособию "Карусель": дидактические игры в работе учителя - логопеда
Предлагаем дидактические игры, которые можно организовать с помощью авторского пособия "Карусель". Пособие "Карусель" участвовало в районном конкурсе логопедических пособий "М...
Методическая разработка на тему: «Дидактические игры в работе учителя-логопеда».
Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального ...
Презентация к методической разработке на тему: «Дидактические игры в работе учителя-логопеда».
Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального ...
«Дидактические игры в работе учителя-логопеда детского сада».
Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы у дошкольника была правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место....