«Дидактические игры в работе учителя-логопеда детского сада».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы у дошкольника была правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры в работе учителя-логопеда детского сада».
Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы у дошкольника была правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.
У ребенка есть страсть к игре,
И надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время
Поиграть, но надо пропитать
Этой игрой всю его жизнь,
Вся его жизнь – это игра.
А.С. Макаренко
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь –тесно связаны друг с другом. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение видно всем. Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность - чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Игра - основной вид деятельности дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у любого человека реализуется быстрее и прочнее, а у ребёнка, тем более.
Касаясь вопроса о влиянии игры на все психические процессы у ребенка (речь, память, мышление, восприятие), Д.В. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.
Игра, как и всякая практическая деятельность, помогает закреплять знания, и использовать их в разных условиях.
Некоторые родители недооценивают роль игры в развитии речи, особенно в младенческом возрасте ребенка. И это приводит к тому, что в дальнейшем дети не могут чётко изложить своё желание или мысль. А ведь процесс развития речи напрямую связан с интеллектуальным развитием ребенка. Если родители думают, что ребёнок научится сам, когда подрастёт, то они глубоко ошибаются. Ведь основы правильной речи и словарный запас не может формироваться самостоятельно.
На самом же деле процесс развития речи вплотную связан с развитием мозга, который протекает наиболее интенсивно в первые три года. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психоэмоциональное и интеллектуальное развитие будет с каждым годом отставать от нормы.
Развитие речи идет непосредственно при живом общении. Поэтому заменять чем – либо общение со взрослыми и развивающие игры не стоит.
Роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и познают самого себя, своё место в мире.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день. Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой.
Дидактические игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.
Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).
Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать детей. В конце игры итог не подводится, но для себя педагог записывает полученные результаты.
Дидактические игры, оказывают положительное действие на всестороннее развитие детей и обязательно включаются в логопедическую работу. При выборе игр учитель-логопед учитывает возраст детей, их психофизические особенности, дидактические принципы, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы.
На практике мы сталкиваемся с разными детьми, различными речевыми нарушениями и стараемся подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. Как известно целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и, наконец, коррекция произношения.
Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.
В ходе игры я лишь контролирую процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, я в своей работе применяю разнообразные игры и игровые задания. На индивидуальных занятиях я пользуюсь и компьютерными играми. такими как: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Рекс в детском саду», «Баба Яга учится читать» и другими. Меня радует. что у детей не ослабевает интерес и к играм, сделанным своими руками. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.
Игры на развитие артикуляционной моторики. Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения, сказки. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Игры для развития мелкой моторики рук. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и тонких движений кистей рук, мы достигаем определенных целей: развиваем пальцевую пластику, вырабатываем ловкость и гибкость, формируем умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Существует множество игр для развития мелкой моторики: пальчиковые игры, штриховки, шнуровки, раскрашивание, лепка из пластилина, а также складывание различных фигурок из палочек или спичек, прищепки, мозаика, пирамидки, пазлы и многое другое.
Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Использую такие игры: «Бабочка, лети», «Чей пароход громче гудит?», «Волшебный пузырёк», «Фокус», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри», «Остуди чай»…
Игры для автоматизации и дифференциации звуков. Упражнения и игры для автоматизации используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Что бы разнообразить образовательную деятельность в этом направлении использую большое количество игр для автоматизации и дифференциации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные. («Кто в домике живёт?», «Кто быстрее соберёт вещи?», «Поезд», «Магазин», «Найди пару», «Будь внимательным», «Найди свой домик», «Мяч», «Пила» и др.)
Игры на развитие и активизацию словарного запаса: помогают развивать активный словарь детей, обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение подбирать действия к предметам, формировать умение выделять и называть части предметов и объектов, учить детей соотносить предметы с разными характеристиками («Кто что услышит?» «Поймай рыбку», «Кто больше слов придумает? «Найди место для своей картинки», «Будь внимателен», "Вставь пропущенные буквы", "Составь из букв слово на картинке", "Расставь буквы по порядку (по возрастанию)", "Найди скрытые слова", "Посчитай сколько слов" и.т.д)
Игры на формирование грамматического строя речи учат образовывать имена существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательные формы имен существительных с помощью суффиксов, формируют навык правильного употребления существительных в винительном, родительном, творительном падежах, формируют понимание некоторых предлогов и т.д.(«Он, она, они», «Какой сок, какое варенье, какой компот?» «Прятки с буквами», «Повар-фантазёр», «Составляй и читай», «Собери слово», «Назови ласково» и др.
Игры на словообразование. Логопедическая работа направлена также на формирование словообразования имен существительных, глаголов, имен прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых. Одна из задач учителя-логопеда учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть предметы, из какого материала они сделаны, учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи, образование глаголов от звукоподражательных слов, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов – ян, –ан, -ов, -ик, -щик и т.д. («Угадай чей?», «У кого кто?», «Чей хвост?»,» «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Из чего сделан?» и др.
Игры на развитие высших психических функций.
Коррекция недостатков развития ВПФ осуществляется посредством коррекционно-развивающих упражнений и игр. Для развития восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи можно использовать такие игры как «Угадай по описанию», «Найди пару», «Найди предметы», «Что сначала, а что потом?», «Найди отличия», «Что перепутал художник?», «Путаница», «Письмо Незнайки», «Четвёртый лишний», «Найди лишнюю картинку». Использование игр в работе логопеда-практика обязательное условие коррекционного процесса.
В моём кабинете множество игр и пособий, изготовленных из бумаги, картона, бросового и подручного материала, решающих определенные коррекционно-образовательные задачи. Разнообразие игр, преследующих определённые цели, не дают ребенку скучать на занятиях.
Список использованной литературы:
1. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. СПб., 2002.
2. Скворцова И. Логопедические игры. М., 2014.
3. Фадеева Ю.А., Пичугина ГЛ., Жилина ИМ. Игры с прищепками: творим и говорим. М., 2012.
4. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение. - 1979г.
5. Швайко Г.С. Игры и речевые упражнения для развития речи. М.: Просвещение.-1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп
Цель: исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Примерное планирование годового плана работы учителя - логопеда в детском саду-
Задачи, мероприятия из моего опыта работы!...
Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"
Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....
Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"
Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...
Статья. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду.
Особенности работы учителя-логопеда в детском саду....
семинар для педагогов "Интерактивные игры с использованием ИКТ или электронные тренажеры в работе учителя – логопеда в детском саду"
В чем я вижу перспективу интерактивных игр? При их помощи у ребенка развивается познавательная активность и творчество. Именно в такой игре проявляется и развивается разные стороны личности...