Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию грамматического строя речи с ребенком подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фаиля Минигарифовна Колесникова

      Эта работа поможет преодолеть аграмматизмы в речи,  подготовит ребенка к правильному написанию предлогов и приставок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия  с ребенком подготовительной группы

 Тема: «КОЛИНЫ ОШИБКИ»

Задачи:    обратить  внимание ребенка на важность предлога («маленького слова»), научить  правильно употреблять предлоги в речи, а также уточнить и развить  пространственные представления, выражаемые в речи посредством предложно-падежных конструкций. Воспитывать  контроль  за своей речью.

        Наш Коля делает все одновременно. Сегодня он смотрел телевизор, ел печенье с вареньем и выполнял домашние задания. Коля все перепутал. Вот что он написал в тетрадке:

 Шишки висели над елке.

Мышка выбежала с норки.

Кошка спит из диване.

Лягушонок перепрыгнул с лужу.

 Поезд подъехал от станции.

Поезд отъехал к перрона.

Помоги, дружок, исправить все Колины ошибки!

Вопросы и задания

1. Читая ребенку рассказ, голосом выделяйте предлог и окончание

существительного.

2. Выучите с ребенком стишок.

Эти маленькие слова

 Мы запомнили навсегда:

Из норки, к стулу,  по дивану,

За кустиком, с кровати,  в яму,

От печки, через забор, у дороги —

И называть мы их  будем «предлоги».

           Говоря с детьми о предлогах, мы обычно употребляем выражение «маленькое слово», но дети шести лет уже могут знать правильный термин: «предлог».

          Ребенок должен в каждом словосочетании назвать предлог («маленькое слово»):

из норки — из,           от  печки — от,   за кустиком — за,       у дороги у,

к стулу — к,              по  дивану — по,   с кровати с,   в яму в   и т. д.

  1. Нарисуйте вместе с ребенком схемы предлогов.

        из             от                               к                     по  

        с                  у                               в                  на

                       

                                           

       

        над           под          через            за             из-за        из – под

4.  Нарисуйте с ребенком схемы предложений.

 Шишки висели на елке.                              — —— V ——.

Мышка выбежала из норки.                        —— —— V —— .

5. Выучите с ребенком  чистоговорки. Попросите ребенка назвать в каждой чистоговорке  «маленькое слово» (предлог).

Над крышею груша,

На крыше Андрюша.

                  Л. Ульяницкая

Крошка кошка на окошке

Кашку кушает по крошке.

                           Г. Соколов

6. Прочитайте строчки из сказки К.Чуковского «Тараканище»,

выделяя   голосом  предлоги  из, из-за (эти сложные предлоги часто отсутствуют в активном словаре детей).

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далеких   из полей

Прилетает воробей.

Спросите: «Откуда прилетает воробей?» (Предлоги обозначают

направление.)

Покажите разницу предлогов схематично.

             из                      из-за

Колючая загадка

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

                           (Ёж)

К. Чуковский

Пусть ребенок самостоятельно найдет схему предлога из-под.

7.  Строчки из стихотворения С. Маршака «Мяч» помогут ребенку ощутить разницу между предлогом и глагольной приставкой.

из

                        под                          из – под

... Покатился в огород,

докатился  до ворот,

 подкатился  под ворота,

добежал  до  поворота...

Нарисуйте схему предложения.

                                      Дошел до дома.          —— \/ —— .

8.Перекидывая мяч,  поиграйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый

начинает высказывание, ребенок заканчивает:

Добежал до (речки).

Доплыл до (берега).

Дошел до ...

 Доехал до ...

Долетел до ...

Дополз до ...

Долез до ...

              Обратите внимание ребенка на то, что первый слог во всех  словах  «до» (приставка)  и предлог («маленькое слово)  — тоже «до».

Аналогично выполните упражнения с приставкой «по» и предлогом «по»:

Пополз по (дереву).

Побежал по (дороге).

Поплыл по (морю).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...