Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Дикие животные нашего леса»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формирование словаря,развитие связной речи, формирование звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №112»

Занятие по развитие речи на тему « Одежда. Обувь. Головные уборы.»

Воспитатель: Зуйкина С.В.

Рязань 2016 г.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные: формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа, учить правильно употреблять предлоги.

Коррекционно-развивающие: активизировать словарь по теме, упражнять детей в подборе слов-антонимов, развивать внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов, шарф, мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Игра «4 лишний»

Платье, сапоги, куртка, брюки.

Шорты, майка, шапка, шуба.

2. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами будем говорить об обуви и разных предметах одежды.

3. Вводная беседа.

     Чтобы одежда, обувь, головные уборы всегда были в порядке и долго служили, нужно ухаживать за ними и аккуратно к ним относиться. Но как же это сделать?

     Посмотрите, это – шкаф. Каждый предмет в нем имеет  свое место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Если вы аккуратно будете раскладывать одежду, обувь и головные уборы, то вам не придется их искать и они долго будут выглядеть красиво.

 Игра Разложим по полочкам» Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия: кофту я положу на среднюю полку, потому что это одежда и т.д.

4. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.

• Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.

• Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? То зимой можно замерзнуть и заболеть.

• Что будет, если в дождь обуться в тапочки? То в них промокнут и замерзнут ноги.

• Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.

• Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.

• Что будет, если в мороз гулять без варежек? То руки можно отморозить. В осенних ботинках? можно ноги отморозить. В кепке?

5.  Игра  «скажи наоборот»

Пришивать – отрезать

Снимать – надевать

 Толстый – тонкий

 Вешать – снимать

Сухой – сырой

Расстёгивать – застёгивать

Завязывать – развязывать

Чистить – пачкать

Длинный – короткий

 Шнуровать – развязывать

Чистый – грязный

Старый – новый

 Намочить – высушить

Узкий – широкий

6.Физминутка «Помощники»

Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево)

 Мы бельё полощем сами. Раз, два, три, четыре.

Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба)

Наклонились. (Снова полощут)

Хорошо мы потрудились. (Вытирают руку о руку)
7. Игра «Что делает, что делают?»

Я буду говорить о действии, которое выполняет один человек, а вы мне в ответ должны назвать то же действие, которое выполняют много людей.

Ребенок ботинок обувает, а дети ботинки (что делают?)…

Сапожник сапог чистит,  а…

Мальчик рубашку гладит, а…

Девочка платье стирает, а…

Швея блузку шьет, а…

Мальчик шнурки завязывает,а…
8. Игра «Где шарф?» (действие с предметом)

На полу

 Подняла с пола

 В шкафу

Достала из шкафа

Под столом

Достала из-под стола
9. « Кто назовет больше» Дети делятся на две команды. Выигрывает та команда, которая назовет больше одежды, обуви или головных уборов.

10. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №112»

Занятие по развитие речи на тему « Перелетные птицы»

Воспитатель: Зуйкина С.В.

Рязань 2016 г.

Цели занятия:

Коррекционно-образователная: учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- формировать фразовую речь;
- закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах;

- развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мышление.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей интерес к поведению птиц, бережному отношению к ним.

Оборудование: макет скворечника, предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.


Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели,                 (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели,                   (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой (упр. «Лопатка»). Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку. Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Индюк»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Чистим зубки»). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (упр. «Кошка лакает молоко»).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнение повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

- Чем питались птицы летом?

- Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

- А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

- Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг, где тепло и сытно.

- Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это  ласточки, стрижи. ( картинки).

- После ласточек и стрижей улетают те птицы, которые кормятся, собирают пищу на земле –

это журавли, грачи. И последними улетают от нас утки и гуси. Они живут у нас пока не замерзнут  реки.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!

5. Игра «Назови части тела птицы»

    Логопед предлагает детям рассмотреть изображение птички и сказать, какие у нее есть части тела.

     Логопед указывает на различные части тела птицы, дети называют их:

У птицы есть голова.

У птиц есть две лапы.

У птиц есть два крыла.

У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв.

Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Назови ласково»

     Логопед принимает решение назвать части тела птиц ласково.

Голова – головка.

Лапы – лапки.

Крыло – крылышко.

Хвост – хвостик и т.д.

7. Физминутка. 
Логопед: - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем.

Птицы учатся летать, 
Чуть присели, полетели. 
Птички прыгают, летают. 
Крошки птички собирают. 
Перышки почистили, 
Клювики почистили 
Птички полетели, 
Крыльями махали, 
На деревья сели. 
Вместе отдыхали 

8. Игра «Расскажи о птице»

Логопед: - Ребята, у всех птиц одинаковое строение, части тела (туловище, голова, хвост, клюв). Но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине). Давайте посмотрим внимательно на картинки и расскажем о наших перелетных птицах.
Грачи. – Как называется эта перелетная птица? (грач) Чем покрыто тело всех птиц? (перьями). Какого цвета перья грача? (Перья чёрные, с фиолетовым отливом.) Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв. Чем питается грач? (Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями).
Ласточка. – Ребята, а это какая перелетная птица? (ласточка) Какого цвета перья у ласточки? (У ласточки стройное, обтекаемое тело и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Лапки весьма маленькие, у большинства видов длинные хвосты) Чем питаются ласточки? (Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков) 
Скворец. - А как называется эта перелетная птица? (скворец). Какого цвета оперенье у этих птиц? (короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках) А еще, ребята, скворцы любят петь. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Почему скворцов называют очень полезной птицей (так как они истребляют различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок) 
Соловей. – Ребята, а кто догадался, а это какая перелетная птица? (соловей) А кто знает, куда улетает зимовать соловей? (в Африку). Через сколько дней появляются птенцы? (13-14 дней). А чем питаются соловьи? (Соловей питается пауками, насекомыми, червями, ягодами) 

Кукушка. – А это какая перелетная птица? (кукушка). Какого цвета у кукушки перья? (самцы серые с полосатым низом, а самки – с серым или рыжим). В чем главная особенность кукушки от других птиц? (Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц) 
 9. Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.

- Ребята, назовите птиц, которые зимуют?

- Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь.(картинки)

- Как мы их называем?

Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)

Лебедь, дикие утки, журавль, голубь  (картинки)

- Как мы их называем?

Перелетные птицы.

Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)

- Какая птица лишняя?

- Ласточки и т.д.

10. Игра «Где птичка?»

Логопед передвигает птиц, а детей просит  сказать, где они сейчас находятся.

Скворец залетел в скворечник. Скворец вылетел из скворечника.  Скворец  сидит на скворечнике  и т.д.

11. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование подготовительная группа "Дикие животные нашего леса"

Перспективное планирование "Дикие животные нашего леса"...

Проект для детей средней группы "Дикие животные наших лесов"

Расширять знания детей о диких животных нашего края. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта....

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» (с элементами логоритмики)

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей подготовительной группы «Дикие  животные наших лесов» (с элементами логоритмики)...

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» (с элементами логоритмики)

Задачи:Физическое развитие:формировать у детей интерес и ценностное отношение к физкультурно-речевой образовательной деятельности;закреплять умения и навыки детей в ходьбе и беге по кругу, между предм...

Проект в подготовительной группе Дикие животные нашего леса в творчестве В. Бианки

В преддверии (11 февраля) дня рождения писателя-анималиста Виталия Валентиновича Бианки, хотелось бы познакомить ребят с его биографией и творчеством.Расширить кругозор детей.Продолжать развивать умен...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Дикие животные наших лесов». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Дикие животные наших лесов и их детеныши".

Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении....