Конспект организованной образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Исламова Зульфия Раиловна

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой « Про снежный колобок».

Возрастная группа: разновозрастная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_dlya_zhurnala.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой « Про снежный колобок».

Возрастная группа: разновозрастная.

Выполнил:

Воспитатель Исламова З.Р.

Продолжительность: 20-25 минут

Цель: создание условий для развития речевой активности детей посредством пересказа по опорным картинкам.

Задачи:

Образовательные:

Младший возраст:

-Формировать умение слушать рассказ, следить за развитием действия;  вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

- Способствовать расширению представлений о характерных особенностях зимней природы

Средний возраст:

-Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

-Способствовать формированию у детей умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из рассказа.

- Расширять представления детей о том, что снег в теплом помещении тает.

Старший возраст:

-Добиться умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие  рассказы с опорой на графические схемы.

- Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).

Развивающие:

 -Способствовать развитию фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы;

-Развитию слухового внимания, памяти, творческого воображения.

Воспитательные:

-Воспитывать умение слушать новые литературные произведения.

Средства реализации:  рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок», стихотворение башкирского поэта Хабибуллы  Габитова  «Зима»,снег в виде колобка, графическая схема к рассказу Н. Калининой «Про снежный колобок».

 Предварительная работа: проведение дидактических игр, разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки по теме, игры со снегом на прогулке, экспериментальная деятельность «Что случится со снегом в помещении»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное  развитие».

Ожидаемый  результат:

  -формирование представлений о зиме, её  признаках;,

-развитие  связной  речи, интереса  у  детей к  исследовательской  деятельности;

Методы и приемы: использование  наглядности, художественного  слова, игра.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент: (Занимаются дети всех возрастов. Дети стоят в  кругу.)

-Дети  у  нас  гости. Давайте поздороваемся

- Здравствуйте!                                                                                                         Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,                                                               Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,                                                                                Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)                                                           Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)                                           Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)                                 Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)                              Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»                                                                                                                                Вот, Шутник! Всё  варенье он слизал!( упражнение «Вкусное варенье»)    Язычок мы спрячем в рот,                                                                                                 Пусть немножно отдохнет!

-Дети.  Присаживайтесь.. ( дети садятся на стульчики)

-  Послушайте отрывок из стихотворения башкирского поэта Хабибуллы  Габитова.

Сыплет, сыплет белый снег,

Тихо-тихо, как во сне.

Белый лес и белый дом,

Поле белое, река…

-Дарина, о каком времени года отрывок? ( спрашиваю 2-3 детей)

-Почему вы так думаете? ( Потому что снег идёт, всё кругом стало бело)

- На  дворе  зима. А что бывает зимой? Предложение начинаем со слова

- зимой

-Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди надели теплую одежду

- На улице стало холодно.
- Дети катаются на санках с горки

- Дети лепят снеговиков.

- Молодцы, много признаков зимы назвали.

-Помните,  как  мы  с  вами  лепили  снеговика. Как  мы  его  лепили?

 -Катали  снег, получалось  у  нас  что ? Колобок.(договаривают  дети)

- Дети, утром  я нашла вот такой колобок. Из чего он?

из снега.

-Правильно, колобок из снега, значит: какой он?

- Снежный.

 - Потрогайте его, какой он на ощупь?

- холодный.

-Давайте оставим его в группе, посмотрим, что произойдет?

- У вас замёрзли руки? Давайте, согреем их.

Дыхательное упражнение: «Погреем ладошки» ( выполняем стоя)

— руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог (ХА) (щёки не надуваем)

Основная часть:

-Дети, хотите послушать рассказ о снежном колобке?

Рассказ называется «Про снежный колобок». Написала его Наталья Калинина.

«Про снежный колобок»:

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.

Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика - лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап-кап, кап-кап - вода капает.

Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

Обсуждение прочитанного:

Вопросы:                                                                                                                                         - Как называется рассказ?                                                                                                                -Что делали ребята во дворе?( гуляли, лепили снежную бабу)                                                      - Что  делал  Алеша? (слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот.)                                                                                             -Дальше  что  случилось? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.)                                                                                                                          - Почему снежный колобок оказался в кармане Алешиной  шубы?( «...Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман»)

-Что делали Алёша и ребята, когда пришли в детский сад с прогулки?( повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.)                                                                     - Что  случилось  с  колобком ? (Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.)                                            - А колобок где?- спрашивает автор.                                                                                                          Ильяс, попробуй ты спроси. И ты, Дарина (обращаюсь к детям 5,6 лет)                                                                      -А как вы думаете, что случилось со снежным колобком Алёши?( Снежный  ком  из  снега, в  тепле  снег  растаял.)                                                                            -Правильно, в тепле снег тает                                                                                                  - А что с нашим колобком? Посмотрим? (выводы детей)                                                          -И наш колобок растаял, потому что в группе тепло.                                                         -Дети, давайте поиграем в снежки:

Физкультминутка:

Наконец пришла зима,   - руки в стороны

Стали белыми дома,       -домик над головой

Снег на улице идёт         - движение рук сверху вниз

Дворник улицы метёт     -имитация

Мы катаемся на санках    -приседание, руки вперёд

Пишем на катке круги      -руки за спину, повернуться вокруг себя

Ловко бегаем на лыжах   - имитация

И играем все в снежки     -лепят и бросают снежки

( Дети  младшего возраста покидают занятие- предлагаю вылепить снеговика)

- Послушайте внимательно рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить, а потом вы будете пересказывать  его. А помогут нам картинки-схемы. (Повторно читаю рассказ в более медленном темпе, по ходу чтения выставляю картинки-схемы к рассказу)

- Жасмина (ребёнок четырёх лет), расскажи отрывок, который,  тебе понравился и ты запомнила.

(заслушиваю 2-3 пересказа детей пятого года жизни, оцениваю:

-Спасибо, запомнила и интересно пересказала, как Алёша вылепил колобок и положил его в карман и т.д.) Дети среднего возраста покидают занятие.

Заслушиваю пересказы  детей старшего возраста: один  ребёнок начинает рассказ, другой ребенок заканчивает, ребенок  подготовительной  группы  рассказывает  полностью, опираясь на опорные картинки-схемы.

 -Спасибо, дети. Вы   рассказали  подробно, почему в кармане Алеши  колобок растаял.

 

(анализируется подробно первый пересказ, остальные - менее подробно).

Заключительная часть. Рефлексия.

-Что мы сегодня делали на занятии?

 - Получилось ли у нас пересказать рассказ  «Про снежный колобок»?

- Что помогло нам запомнить и пересказать этот рассказ?

 -Как вы думаете, где можно было бы сохранить снежного колобка?  

 -А  из чего ещё можно слепить колобок?                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...