"Фразеологический словарь" (в рамках проектной деятельности)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
К 6 – 7 годам словарь ребенка насыщен в достаточной мере, для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка, приобщать детей к истокам русской национальной культуры, развитие умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства (фразеологизмов), обогащая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f._slovar.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 "Дюймовочка" муниципального образования г.Саяногорска
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Фразеологический словарь"
(в рамках проектной деятельности)
Составила:
Суборова Т.А.
г.Саяногорск
Цель проекта: формирование фразеологической лексики у старших дошкольников
через проектную деятельность.
Гости : воспитатели и родители
Цель занятия: Создание социальной ситуации развития в процессе создания детского фразеологического словаря.
Задачи:
- создать условия для развития умения у детей демонстрировать результаты
совместной проектной деятельности на публике;
- создать условия для обогащения фразеологического словаря;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности и выражения
детьми своего мнения;
- создать условия для развития умения подбирать фразеологические обороты к
ситуациям;
- создать условия для развития умения вычленить и объяснить новые
фразеологические обороты из контекста;
- обеспечить условия для развития творческой активности, через обыгрывание
фразеологизмов при помощи звуков, мимики и жестов;
- создать условия для развитие умения использовать в своей речи фразеологические
обороты при составлении предложений;
- создать условия для воспитания культуры речи и внимания к слову;
- создать условия для развития интереса к проектно - исследовательской
деятельности.
Оборудование : готовая презентация по проектной деятельности; фишки, карточки с вопросами (10 шт.); предметы для сценок: бык, маска, газета, два зайца, ружьё, белые нитки, муха, маски кошки и собаки, три нарисованные тарелки, одеяло, два петуха, насос; стул детский; детские рисунки с фразеологическими оборотами (20 шт.); обложка для словаря; брошюратор; микрофон и блокнот (для журналиста); ведерко мороженого.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1.Приветствие детей.
2.Входит журналист (ребенок)
«- Здравствуйте взрослые, здравствуйте дети! Я журналист из газеты «Детство».
У меня вопрос, знаете ли вы, что такое фразеологизмы? А вы ребята?»
1 реб: Мы много про них знаем и можем вам рассказать. Мы хотим представить наш проект. Вы спросите, почему именно этот проект? Началось все с того что Т.А. начала говорить нам не понятные для нас выражения. Например:
«Одна нога здесь, другая там», «Возьми себя в руки» или «Он мухи не обидит»
2 реб: Эти выражения были смешные, например: «Фома неверующий», «Вешать лапшу на уши», «Спать без задних ног». Мы смеялись, но смысл не понимали. Т.А., говорила: «Вырастите, поймете!». Но нам не хотелось так долго ждать!
3 реб: И тогда мы решили разобраться и выяснить, что это за выражения.
Т. А. согласилась нам в этом помочь. И вот что мы выяснили. Все эти непонятные выражения называются – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
3. Д/и. "Найди фразеологизм"
В: «Ребята, вы знаете, что я очень люблю фразеологизмы, и каждый день делюсь с вами новыми. И сегодня не могу удержаться. Вот вчера, мой сын Тимофей, делал уроки, и папа его проверял. И придумала про них стихотворение. Вы послушайте и попробуйте найти в нем фразеологизм.
"Тетрадь Тимофея рассматривал папа
Крутил и вертел, и очки надевал:
-Ты пишешь, Тимоша, как курица лапой
Ни слова в тетрадке не прочитал" (дети находят фразеологизм, объясняют)
В: Ну, вот в вашей копилке добавился еще один фразеологизм.(показ рисунка)
А теперь давайте расскажем гостям о нашем проекте.
4. Показ презентации (дети озвучивают слайды)
1 реб: Сначала мы попросили Т.А. побольше рассказать об этих фразеологизмах и она нам многое объясняла.
2 реб: На следующий день она принесла нам словари, которые мы рассматривали.
3 реб: Еще мы смотрели разные мультфильмы про фразеологизмы.
4 реб: Вместе с родителями мы рисовали рисунки и каждый из нас, потом рассказывал, что это выражение означает. Получилась целая выставка рисунков.
5 реб: А вчера мы устроили «День фразеологизмов». Старались разговаривать этими выражениями, отгадывали загадки, показывали сценки. Было очень смешно!
6 реб: Ну, вот теперь я все поняла, так и запишем, фразеологизмы – это веселые и
мудрые выражения, которые украшаю русский язык, делают его интересным и богатым.
7 реб: Вот именно мудрым и богатым! А Т. А. часто говорит «Наш богатый русский язык», теперь то мы знаем, что богат он не деньгами, а красивыми словами. Спасибо за внимание!
В: Ребята я знаю, вы очень любите разные соревнования! А не устроить ли нам сейчас с гостями небольшое фразеологическое состязание.
Прекрасно, у нас есть две команды. Взрослые и дети. (выбираем жюри).
В: Сейчас команда взрослых будет вытягивать у меня карточку с разъяснениями фразеологизмов, а дети должны отгадать, о каком выражении вы прочитали. За каждый правильный ответ дети получат фишку. Команда детей будут показывать разные сценки, а взрослые должны будут угадать, какой фразеологизм вы показали. За каждый правильный ответ они тоже получат фишку. В конце состязания команда победителей получит главный приз – целый килограмм мороженого.
5. "Разминка"
Прежде, чем начнем, предлагаю немного размяться. Каждая команда должна отгадать, загадку. "Его вешают, им клюют, его задирают, суют куда не следует, на нем делают зарубки. (нос). "Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают" (уши)
6. Состязание
В: Ребята, «Держим ушки на макушке» (объяснение ф.оборота)
Команда взрослых вытягивает карточку и зачитывает. Дети отвечают и получают балл.
Вопросы:
1. Как говорят, когда блюдо было очень вкусным?
2. Просят никому, ничего не рассказывать.
3. Как говорят про необычного человека, не похожего на всех?
4. Очень любопытный человек, которому везде все нужно знать.
5. Как говорят, когда человек делает много дел быстро и сразу, без отдыха?
6. Как говорят, когда человек счастлив и очень сильно рад?
7. Как говорят, когда нужно что-то запомнить, заучить?
8. Когда проснешься, и у тебя с самого утра ничего не ладится, одни
неприятности.
9. Что говорят, когда увидят что-то необычное, удивительное?
10. Как говорят, когда человек не может выбрать что-то одно?
7. Физминутка «Часто слышу я вопрос – почему повесил нос?
Где повесил? Как же так? Нос – ни шляпа, ни пиджак.
Я смотрю, смотрю кругом, обошел уже весь дом:
Вот картина, вот часы, где же вешают носы?»
(объяснение фразеологического оборота "Вешать нос)
8. Сценки:
В: Ребята, желаю вам «Ни пуха, ни пера» (объяснение ф.оборота)
- Брать себя в руки
- Волосы дыбом
- Не в своей тарелке
- Вставать с петухами
- За двумя зайцами
- Губы надул
- Лапша на уши
- Взять быка за рога
- Мухи не обидит
10. Жить как кошка с собакой
9. Подсчет баллов. Награждение.
10. Создание словаря.
В: Ребята, возьмите свои рисунки. Вы за эту неделю, так много узнали фразеологизмов и нарисовали столько про них рисов. И было бы жалко, если они все пропадут. Может, что-нибудь придумаем. (Словарь) Это хорошая идея. Потому, что в нашем детском саду нет фразеологического словаря, и я думаю это будет хороший подарок.
(дети сшивают обложку и рисунки на брошюраторе,
дарят фразеологический словарь детскому саду)
11. Итог
В: Ребята, сегодня наш проект закончился. Я вами горжусь и рада, что вы такие
любознательные, и вам так много хочется знать. Мне было очень интересно с вами всю эту неделю. А чем вам запомнился этот проект, что нового вы узнали?
Ну, что победители, пойдемте кушать мороженое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
Непосредственно образовательная деятельность «Сварим борщ из овощей» с детьми средней группы (С интеграцией образовательных областей «Познание» (математика, экология), «Коммуникация», «Социализация») (с использованием ТРИЗ, в рамках проектной деятельно
Цели занятия: Закрепление у детей понятий о качестве овощей (вкусе, форме, цвете, величине). Обучение детей использовать »овощи» в играх с куклами. Использование в речи новых слов: бордовый, ора...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй младшей группе №2 Тема: «Мы дружные ребята» (в рамках проектной деятельности «Одежда»)
Непосредственная деятельность направлена на обучение детей умению использовать вербальные и невербальные средства общения,владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (...
Доклад на педсовете на тему «Творческий отчет о деятельности в области охраны окружающей среды за прошедший 2014 год в рамках проектной деятельности»
Вся работа по экологическому воспитанию была направлена на формирование у воспитанников гуманно - ценностного отношения к природе, ко всему живому....
Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическому развитию» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)
Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»...
Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Из бабушкиного сундучка» (старшая группа)
Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие...
«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...