План-конспект НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники "Поход с Иванушкой в тридевятое царство".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство» в подготовительной группе.
Цель: развитие связной речи с помощью мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать развитию связной речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.
Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, творческое воображение. Развивать умение подбирать сравнения, развивать умение придумывать новые слова от одного слова (снег). Закрепить правильное произношение при употреблении прилагательных с существительными.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pohod_s_ivanushshkoy_v_tridevyatoe.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новохоперский д/с общеразвивающего вида «Ласточка»
План-конспект НОД
по речевому развитию с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство»
в подготовительной группе
Воспитатель: Цепляева В.Н.
2019 г
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство» в подготовительной группе.
Цель: развитие связной речи с помощью мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать развитию связной речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.
Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, творческое воображение. Развивать умение подбирать сравнения, развивать умение придумывать новые слова от одного слова (снег). Закрепить правильное произношение при употреблении прилагательных с существительными.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к сказкам.
Материалы к занятию:
мнемотаблица, карандаш, бумага, цветок с разноцветными лепестками, цветные следы, сундук с яблоками, сундучок и клубок белых ниток, коробочка и веревка с десятью узелками, «дверь в сказку», сказочная музыка, конверт с загадками.
Предварительная работа:
Беседа о любимых сказках, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, пересказывание сказок, сочинение собственных сказок, придумывание концовок к сказкам, дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг. Игра психологического здоровья).
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
-Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, приветливым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие. Давайте друг другу улыбнемся и пошлем гостям воздушный поцелуй.
Воспитатель: «Дети, вы любите сказки?
Сегодня ребята я вам расскажу сказку:
«В некотором царстве в некотором государстве жил-был царь-батюшка, Однажды вызвал он к себе сына Иванушку и сказал: ( появляются на экране персонажи сказки) «Стар я стал, Иванушка, заболел, сослужи ты мне службу: сходи в тридевятое царство и принеси мне молодильное яблоко».
Опечалился Иванушка, но делать нечего, надо-же батюшке помочь, а сам думает: «Как же я достану батюшке молодильные яблоки, ведь охраняют их слуги верные невидимые, задают трудные задания».
Воспитатель: «Ребята, давайте мы поможем Иванушке выполнить задания и найти молодильные яблоки. Только, как нам попасть в тридевятое царство? (На экране появляется цветок с разноцветными лепестками).
Смотрите, цветок, а на лепестках слова написаны, их нужно запомнить и повторить. Это шифр-пропуск в тридевятое царство. (упражнение на развитие слуховой памяти, цепочка слов: избушка, красавица, ворона, дорога, замок, чудище, молодец). Чтобы лучше запомнить, нужно каждое слово соотнести с цветом лепестка: красная избушка, розовая красавица, белая ворона, зеленая дорога, синий замок, фиолетовое чудище, желтый молодец, а чтобы запомнить последовательность слов можно их соединить в предложения, или, даже, сочинить коротенькую сказку. Вместе сочиняют: «В красной избушке жила розовая красавица, у нее была белая ворона, однажды красавица гуляла с вороной по зеленой дороге, из синего замка прилетел фиолетовое чудище и унесло к себе красавицу. Но ворона рассказала все желтому молодцу, и он спас красавицу и женился на ней. Теперь нужно произнести по порядку слова, записанные на цветочке, вспоминайте.. (дети называют, каждый по слову)
Теперь мы можем пройти в сказочные ворота тридевятого царства. Посмотрите, здесь стоит ларец. В ларце волшебный клубок. Но он размотан, похоже на снежную кучу. его нужно смотать, при каждом мотке называя снежное слово. Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- Есть слово длинное, состоит из двух слов – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак, отвечает на вопрос: какой? – снежный (ком).
- Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово - птица – снегирь.
- Есть слово-машина - снегоход.
- Есть слово-имя - Снежана.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас получился клубочек, ведь это волшебный клубочек и он покажет нам дорогу к следующему заданию».
Клубок приводит детей к коробочке.
Воспитатель: «Посмотрите, в коробочке веревочка с узелками и задание». (использованием интерактивного метода «Цепочка»)
«Узелок реши - сравнения подбери»
Задание: « Нужно по очереди придумать сравнения к словам и решить узелок. Давайте я начну, а вы будете мне помогать:
- Река блестит, как ... (зеркало, хрусталь, золото, серебро)
- У белочки глаза как ... (бусинки, пуговицы, капельки, бусинки, бисеринки, звездочки, хрусталики)
- Травка мягкая как ... (ковер, подушка, мех, перья, вата, перина)
Каждый ребенок подбирает по одному прилагательному и развязывает узелок.
Воспитатель: « Наш клубок готов дальше катиться».
Клубочек катится, дети находят письмо, (Дидактическая игра «Цветные следы»)
педагог зачитывает содержание:
«Вы должны пройти через болото по цветным следам друг за другом. Встав на след, подумайте и назовите слова, которые напоминают вам этот цвет».
- Белый (снег, бумага, халат, зайчик, зима)
- Зеленый (елка, трава, листья, весна, огурец)
- Красный (осень, помидор, яблоко, цветок, клубника)
- Синий (река, море, дождик, глаза, мячик, платье).
Клубок катится дальше. (дети находят конверт с загадками)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка
Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернила сунул
Деревянный нос?
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Клубочек прикатывается к ларцу с яблоками.
Воспитатель: «Ребята, я предлагаю, вам взять волшебные яблоки, можете угостить ими того, кого захотите, можно разрезать яблоко на несколько частей. А одно яблоко мы отдадим Иванушке». Заходит Иванушка, благодарит за яблоко, за помощь и уходит.
Воспитатель: «Сказки учат быть добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, защищать слабых.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
Ребята, нам пора возвращаться из сказки. Вы не забыли слова-шифр, чтобы пройти в волшебные двери? Дети произносят слова и проходят через двери.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки и поэтому легко справились со всеми заданиями.
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
Воспитатель: «А теперь я покажу вам таблицу-схему, и мы вспомним нашу сказку, в которую мы попали, а вы нарисуете ее в своих табличках в группе и дома по этой табличке-схеме расскажете нашу сказку мамам и папам. (задание: дети смотрят две-три минуты на таблицу, запоминают ее и воспроизводят самостоятельно, рассказывают по таблице сказку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Где живут птицы и животные»
План-конспект НОДпо познавательно-речевому развитию в подготовительной группепо теме «Где живут птицы и животные» Образовательная область: познавательное, речевое развитие.Цель: повышение к...
План-конспект открытого занятия по речевому развитию вторая младшая группа
План-конспект по речевому развитию на тему "Путешествие к бабушке в деревню" вторая младшая группа...
План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского»
План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие»Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского» Цель:Формирование интереса детей к личности и...
примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"
Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...
План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 4-5 лет на тему: «Путешествие в деревню»
Данный конспект поможет сформировать у детей дошкольного возраста представления о домашних животных и их детенышах....
План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"
Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....