Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по коммуникации с использованием мнемотехники в разновозрастной группе по теме «Золотая осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марущак Лариса Александровна

Возрастная группа: возраст 4-6 лет

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представления детей об осени, и типичных осенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.odt489.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Ашкаульский детский сад»

                                                                                                                                                 Утверждено: Зав. ДОУ

                                                                                                                                                 Гайдук В.С.    ________________

Технологическая карта

непосредственной образовательной деятельности по коммуникации

с использованием мнемотехники в  разновозрастной  группе по теме «Золотая осень»

Интеграция образовательных областей:   познавательное развитие, речевое развитие,

социально-коммуникативное развитие,

Составитель: Марущак Л.А

Место проведения: групповая комната

Сроки реализации: октябрь  2019 г.

.

д.Ашкаул

2019 г.

Тема: «Золотая осень»

Возрастная группа: возраст 4-6 лет

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие

Цель:  формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем.

Задачи: 

1. Образовательные: формировать представления детей об осени, и типичных осенних  явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Технологии: объяснительно-иллюстративная, информационно-коммуникативная, исследовательская, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Методы:

  • наглядные: демонстрация картинок, способов действий, иллюстраций;
  • словесные: беседа, рассуждение, диалог, похвала, объяснение, пояснение;
  • практические: выполнение действий, задания, исследование;
  • игровые: сюрпризный момент, игры.

Форма организации: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций по теме «Осень»
  • наблюдение во время прогулок, экскурсий
  •  чтение произведений художественной литературы об осени
  •  работа над составлением мнемосхем

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный материал: солнце, 2 конверта

Раздаточный материал: бумага формат А4 , разрезные картинки

Планируемые результаты:

• воспитанники имеют расширенное преставление об осени как времени года;

• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском,

женском, среднем родах и подбора определений;

• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;

• расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Этапы

деятельности

Задачи этапов

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемые

результаты

Вводная часть:

2 мин

Организовать направленное внимание и вызвать интерес у детей к теме занятия Совершенствовать  грамматический  строй речи

Воспитатель: ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом!

Скажем Здравствуйте глазами

Скажем здравствуйте руками

Скажем здравствуйте мы ртом

Станет радостно кругом!

- Давайте передадим друг другу теплое , веселое настроение с помощью солнышка.(передают солнышко) А вот и наше солнышко. Я буду вас спрашивать а вы будете говорить, какое оно. - Солнце желтое как (одуванчик, лимон …) - Солнце круглое как (мячик, шарик …) - Солнце ласковое как (мама, бабушка …) -Солнце теплое как (печка, рукавичка …) - Солнце яркое как (фонарик, лампочка …) -Солнце жаркое как (костер, огонь….)

Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями.

Стимулирует к активной деятельности

 (Дети и воспитатель встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)

Положительный эмоциональный настрой

Добросердечие, доброжелательность по отношению к окружающим

Отстаивание своих позиций, мнения

Основная часть:  

2 мин

2 мин

2 мин

1 мин

2 мин

3-4 мин  мин

3 мин

5 мин

Рефлексия

2 мин

Актуализация опыта детей,

 уже имеющих

знаний


Вызвать  желание активно взаимодействовать, планировать совместную деятельность


Воспитатель: Ребята сколько времен года вы знаете?

Воспитатель: Верно, 4. Назовите их.

Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажут загадки:

Загадка об осени.

Пришла без красок и без кисти

  1. И перекрасила все листья.

1Опустел  наш сад,

.Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц нам пришел?

2.Все мрачней лицо природы

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился?

3.Кто тепло  к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно да!

А я вам предлагаю поиграть в игру «Ласковые слова».

Я буду называть слово, а вы должны изменить его так, чтобы оно прозвучало ласково.

Солнце - …, ручей - …, корабль - …, сапоги - …,ветер-…, облако-….,трава-…, лист-…, цветок-... зонт - …. гриб - … лужа - …

Ребята!  А какая бывает осень

А кто на ваш взгляд  главный осенний  герой?

Физминутка   «Дождик»

Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Воспитатель: Ой ребята совсем забыла, сегодня утром придя на работу, мне передали письмо. Да адресовано оно ребятам  нашей группы поэтому я его с вами открою и прочитаю от кого оно (ой как интересно да тут диск сейчас мы его послушаем, включается аудизапись  голосом жирафа)

(вкл. ауди.запись ; на доске анимация говорящего жирафа)

Здравствуйте, ребятки! Отгадай мою загадку.

В жаркой Африке гуляю, длинной шеей удивляю,

Сам высокий, будто шкаф, жёлтый, в пятнышках … (Жираф)

 Вы узнали меня молодцы! Я живу в жаркой Африке. Я слышал, много от людей которые приезжают к нам в Африку, они говорили об осени, мне понравилось, но я ее никогда не видел. Какая она? Вы не поможете мне узнать про нее побольше!?

Воспитатель: Ребята, мы сможем рассказать жирафу про нашу осень ?

Дети: Да

Тогда давайте мы разделимся на команды.( а кто в какой команде мы сейчас посмотрим, раздаю каждому пазлы трех картинок (солнце, лист клена , картинка-листопад ) кто быстрее соберет картинку, спрячется под зонтикой тот и будет в той команде.

Воспитатель: Вот мы и разделились на три команды. КОМАНДА: Дождик, Солнышко, Листочек.

 Все они разные, не похожие друг на друга. Теперь осталось распределить, какая команда будет составлять

А сейчас я предлагаю вам составить рассказы об осени, чтобы жираф запомнил их и рассказал своим друзьям. Распределитесь о чем будет ваш рассказ, просьба не повторять , а дополнять ответ.

В этом нам помогут наши помощники- таблицы которые  я вам раздам. Вам нужно время подумать?

Воспитатель: Так закончили работу. Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные рассказы об осени у вас получились, а сейчас я приглашаю вас на физкультминутку «».

Физкультминутка :

Руки подняли и покачали это деревья в лесу

Руки согнули кисти встряхнули ветер сбивает листву.

В стороны руки плавно помашем. Птицы собрались на юг

Как они сядут тоже покажем, крылья сложили мой друг

Воспитатель: Как здорово придумано! Как интересно вы рассказали об осени,

А чтобы жираф наш ничего не забыл, мы с вами подарим ему наши таблицы-подсказки.

(конверт складывает туда мнемотаблицы)

Воспитатель: Сколько интересного узнает теперь жираф.

О каких приметах, мы ему рассказывали?

(Мы рассказывали жирафу о приметах осени).

Теперь он знает, что происходит осенью.

А чем мы ещё занимались?

(Называли ласковые слова, составляли предложения по картинке и т.д.).

Чем вам понравилось заниматься?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами замечательно поработали.

Воспитатель стимулирует к решению проблемной ситуации

Активизирует мыслительную деятельность

Постановка проблемы


Организация совместной деятельности

Обобщить  представления о признаках осени, её характерных особенностях.


Привлечение внимания

Поощряет к высказываниям

ответы детей (Четыре)

(Зима, весна, лето, осень)

ответы детей

(Осень)

Проявляют любознательность, интерес к информации

сентябрь

октябрь

ноябрь

повторяют все вместе

Дети строятся в в круг проговаривая слова

Солнечная, теплая и холодная, яркая и тусклая, цветущая и увядающая)

ответы детей

(солнце  и дождь).

Дети встают вокруг стола

Участие в диалоге

Развитие речи

Рассказ детей по мнемотаблицам.

Отвечают на вопросы

Внимание, мышление, инициатива

Внимательны, сосредоточены и активны в поиске ответов

,

Привлечение направленного внимания Развитие памяти, мышления

Расширение представлений

Организация работы в общей группе и физическая активность

Желание взаимодействовать

Обратная связь, коммуникативные рассуждения

Группирование полученных знаний

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Показ знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию. Тема: «Золотая осень»

Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций по теме «Осень»; чтение художественной литературы; Презентация «Почему падают листья»; д/игра «От какого дерева листья». Задачи:- Уточнить и расш...

Организованная образовательная деятельность Развитие речи Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Организованная образовательная деятельность (ООД)Развитие речи (Р.Р)Дата____________________________________Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему: «Золотая осень».

Ход занятия:Стук в дверь, заходит Незнайка:- Ой, а куда это я  попал?Воспитатель:-Ребята, а вы узнали кто это? (ответы детей)-Незнайка, во-первых, надо поздороваться (Незнайка здоровается), а во-...

Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе в рамках лексической темы «Золотая осень»

Материал раскрывает планирование образовательной среды для детей 5-6 лет по теме "Золотая осень"...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми второй ранней группы по теме: «Украшаем елку» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель занятия: формирование умения рисовать нетрадиционной техникой рисования, закрепление цвета, формы; желание прийти на помощь....