Занятие в старшей группе "Земля - наш общий дом"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Расширять представления о том, что Земля - общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Земля — наш общий дом»
Цели:
• расширять представления о том, что Земля — общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
• формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
• закреплять понятие, что мы — люди — являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух;
• воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.
Материалы и оборудование: мяч, символические изображения (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения; солнце, воздух, вода), карта мира, глобус, стихи, загадки, медали «юные друзья природы», карусель с ленточками, карточки из альбома «Береги живое» (1 и 2 части).
Словарная работа: глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая и неживая природа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.
Ход занятия
Педагог. Предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое?
Дети. Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.
Педагог. Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы.
Педагог. У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. (Выкладывает на доске символы.) А как можно назвать наш общий дом? {Вывешивает карту мира.)
Дети. Земля.
Педагог. Наш общий дом — это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Что это такое?
Дети. Это глобус.
Педагог. Глобус — это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
Дети. Она круглая, похожа на шар.
Педагог. Каким цветом обозначена на глобусе суша?
Дети. Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.
Педагог. Много ли на нашей планете воды?
Дети. Воды больше, чем суши.
Педагог. Каким цветом она обозначена на глобусе?
Дети. Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.
Педагог. Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?
Дети. Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.
Педагог. На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля — это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живут в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жизнь невозможно. А что именно — вам подскажут загадки:
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет.
Дети. Солнце.
Педагог вывешивает символы.
Педагог. Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Дети. Нет.
Педагог. Почему?
Ответы детей.
Педагог.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он — невидимый, и все же
Без него прожить не можем.
Дети. Воздух.
Педагог. А без воздуха можем мы прожить?
Дети. Нет.
Педагог. Почему?
Дети. Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.
Педагог. Почему на картинке ничего не изображено?
Дети. Потому что воздух — невидимый.
Педагог. Воздушная оболочка Земли — как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.
Следующая загадка:
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто такая я?
Дети. Вода.
Педагог. Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?
Ответы детей.
Педагог. Без воды невозможно существование всего живого:
Повсюду, где бежит вода,
Цветет земля, цветет страна...
Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками.
Под музыку дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях
Педагог. Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети. Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
Педагог. А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?
Дети. Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т. д.
Педагог. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике?
Дети. Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных.
Педагог. А что разрешается делать в заповеднике?
Дети. Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.
Педагог. Человек на Земле — самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим — не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус — шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. А сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены места отдыха на природе, и мы вспомним правила поведения там.
Дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила поведения во время отдыха на речке, в лесу, на лугу.
Педагог. А еще мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их расскажем.
Дети по очереди рассказывают пословицы.
Педагог. Сегодня я решила посвятить вас в «юные друзья природы». Друг природы — это человек, который любит, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медаль «юные друзья природы». Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать? (Ответы детей.) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия? (Ответы детей.) Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Я поздравляю вас с медалью и надеюсь, что она будет не последняя! Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия-игротренинга, направленного на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов для старшей логопедической группы.
Интегрированное занятие-игротреннинг для старшей логопедической группы, направленное на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов....
Конспект познавательного занятия в старшей группе по знакомству с национальностями "Земля - наш общий дом".
Конспект занятия о культуре народа республики Калмыкии....
Конспект игрового занятия в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи: "Собери картинку"
В данном материале представленны формы работы над формированием слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с диагнозом ОНР....
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...
Конспект интегрированного занятия на тему: «Земля – наш общий дом» для детей старшей группы.
В апреле отмечается День Земли. Детям старшей группы интересно многое узнать о нашей планете . Постараться объяснить детям, что человек и природа взаимосвязаны.И мы должны бережно относиться к природе...
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»
Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...
Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники по теме «Путешествие в страну знаний»
Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники по теме «Путешествие в страну знаний»...